Картотека игр-тренингов по теме: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».
картотека по математике на тему

Жук Елена Алексеевна

Картотека игр-тренингов по теме: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr-treningov_zhuk_e.a.docx38.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Картотека игр-тренингов по теме:

«Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».

Воспитатель:

Жук Е.А.

Пояснительная записка

В своей работе по самообразованию использую метод дихотомии позволяющий достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации для решения творческой задачи. Метод основан на выявлении признаков объектов и отсечении ненужных.

В зависимости от образовательных задач, тренинги на основе игры «Да-Нет» могут быть использованы в разных предметных областях: математике, развитию речи, ознакомлении с окружающим миром, с природой, в музыкальном образовании, обучении основам изобразительной деятельности, ознакомлении с художественной литературой и др.

Метод дихотомии позволяет детям научиться сужать поле поиска в числовом ряде, при этом достаточно быстро освоить порядковый счет. Это происходит на фоне устойчивого интереса к данному виду деятельности у дошкольников и развития познавательных способностей.

Поиск объектов по признакам. В этой группе тренингов для поиска загаданного объекта необходимы классификационные умения.

Главным механизмом формирования такого умения являются мыслительные операции сужения, поля поиска при которых ребенок самостоятельно группирует какие – либо предметы по определенному признаку, постепенно осваивает правила классификации на доступном для его возраста уровне.

В процессе игры ребёнок учится сам выбирать, по какому признаку он классифицирует объекты окружающего мира. Для этого необходим мыслительный процесс отсечения как можно большего количества неактуальной в данный момент информации.

Игры-тренинги лучше проводить с 3-4 детьми, и длиться они должны не более 5-6 минут, если дольше, то у детей пропадает интерес.


«Четвертый лишний»

Задачи: развивать умение детей классифицировать объекты, по какому - либо признаку.

Ход игры:

Ребенку предлагаются три карточки с изображениями объектов одного вида (стул, стол, шифоньер) и одну карточку с изображением объекта другого вида (телефон). Ребенок должен определить, какая картинка лишняя, и обосновать свой выбор.

«Черный ящик»

Задачи: способствовать умению детей самостоятельно находить стратегию поиска неизвестного объекта путем выяснения  его признаков.

Ход игры:

Ведущий перед началом игры прячет объект в коробку и просит детей отгадать, что лежит в "черном ящике". Дети определяют, какой предмет спрятан, задавая вопросы по алгоритму сужения поля поиска.  

«Найди загаданный предмет»

Задачи: способствовать умению  детей сужать поле поиска, осваивать линейное пространство, при этом выделять середину, обозначать правую и левую часть.

Ход игры:

Предметы выставлены на столе в одну линию. Дети и ведущий стоят с одной  стороны стола. Дети отгадывают загаданный предмет, задавая вопросы ведущему по алгоритму сужения поля поиска:

1.Выбрать и назвать на линии средний объект.

2.Выяснить, с какой стороны от среднего объекта находится искомый (предметы, не участвующие в поиске, убираются).

3.Среди оставшихся предметов выбрать и назвать средний объект среди оставшихся.

4.Выяснить, с какой стороны от  среднего объекта находится искомый: «Выбрал серединку - спрячь половинку! В другой  половинке – найди серединку!»

«Угадай картинку, закрепленную на доске»

Задачи: способствовать умению  детей сужать поле поиска в пространстве при этом  выделять центр, сторону, угол доски, стимулировать умение детей в ориентировке на вертикальной поверхности, активизировать в речи слова "центр", "выше", "ниже", "правее", "левее", «угол», «сторона».

Ход игры:

На вертикальной поверхности доски располагаются картинки с изображением любых объектов (их количество подбирается в соответствии с возрастом). Загадывается одна из них.

«Овощи – фрукты»

Задачи: способствовать умению детей в узнавании изображений знакомых овощей и фруктов, сравнении их вкусовых характеристик.

Ход игры:

В игре используются предметные картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи.

Воспитатель предлагает отгадать загаданный плод по одному из признаков: вкус, величина, твёрдость.

«Угадай, где спряталась игрушка»

Задачи: способствовать умению  детей задавать вопросы, сужающие поле поиска в трехмерном пространстве по отношению к ведущему, который стоит боком к играющим.

Ход игры:

Воспитатель располагается боком (слева или справа) к играющим и  предлагает найти игрушку, спрятанную в комнате. Предварительно следует уточнить, относительно кого ведется поиск. Для этого вводятся ориентиры: впереди нас, сзади нас, в правой или левой части комнаты, середина комнаты, выше – ниже уровня глаз, верхний – нижний угол комнаты, сторона комнаты, в боковом варианте.

«Природный мир бывает разный»

Задачи: учить различать предметы живой и неживой природы.

Ход игры:

Ведущий предлагает сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов.

«Животные, растения, птицы»

Задачи: развивать внимание.

Ход игры:

ведущий произносит слова, дети должны внимательно слушать и хлопать в ладоши всякий раз, когда среди слов встречаются названия животных: «Внимание! Начали! Арбуз, стол, кошка, мяч, воробей, телевизор, слон, кран, ворона, кукла, роза».

«Отвечай быстро»

Задачи: совершенствовать умение детей классифицировать предметы по форме, цвету и другим признакам.

Ход игры:

Играющие становятся в круг. Ведущий выбирает какой - либо признак (цвет)  и называет его значение (желтый). Играющие по очереди называют  предметы в соответствии с названной характеристикой.

Вариант игры: игрок, назвавший предмет с заданным значением признака, выбирает другое значение признака (например, другой цвет).

«Кому что нужно?»

Задачи: способствовать умению детей в поиске объектов, необходимых  людям  определенных профессий.

Ход игры:

Называется  профессия, дети называют предметы, необходимые человеку этой профессии.

Вариант игры: называется предметы, орудия труда, а играющие определяют, человеку какой профессии они необходимы.

«Природный и рукотворный мир»

Задачи: развивать умение детей делить объекты окружающего мира на природные и рукотворные группы и объяснять основания такого деления.

Ход игры:

Ведущий объясняет, что все объекты в мире разные. Есть предметы, сделанные руками человека, они относятся к рукотворному миру (дети называют их и кладут картинки вправо). Есть объекты, созданные природой, - это объекты природного мира (дети называют их и кладут картинки влево).

«Мир живой и неживой природы»

Задачи: развивать умение детей делить объекты природного мира на представителей живой и неживой природы и объяснять основания такого деления.

Ход игры:

Взрослый объясняет, что есть объекты живой природы, у которых есть  определенные признаки. Это дыхание, насыщение, рост, болезнь, отдых, деторождение и т.д. Объектами живой природы являются  представители животного, растительного мира и царства грибов.

И есть объекты неживой  природы.  Им не присущи данные признаки. Объектами неживой природы являются жидкости, твердые  и газообразные тела.

Дети называют картинки объектов живой и неживой природы  и раскладывают их в разные стороны. Вправо помещают картинки с изображением объектов живой природы, влево – неживой природы.

«В гостях у Королевы Изобретений»

Задачи: развивать умение детей делить объекты рукотворного мира на группы по заданным признакам и объяснять причину такого деления.

Ход игры:

Ведущий объясняет, что все объекты рукотворного мира созданы человеком - изобретателем с какой – либо целью:транспорт – для перемещения человека в пространстве (перемещение может быть по воде, по земле, по воздухе и др.);посуда – для удержания пищи; она помогает удержать ее не только в момент употребления пищи, но и в момент приготовления;одежда создана человеком для сохранения тела от внешних воздействий, она удерживает тепло человека и создает комфортные условия для него;печатная продукция (книги, газеты, журналы и др.) создана человеком для сохранения и дальнейшей передачи информации и т.д.

«Мир живой природы (растения, животные, грибы)»

Задачи: развивать умение детей делить объекты живой природы на мир растений,  мир животных и  царство грибов; объяснять основания такого деления.

Ход игры:

Взрослый объясняет, что есть объекты живой природы, у которых есть  определенные признаки. Это дыхание, насыщение, рост, болезнь, отдых, деторождение и т.д. Объектами живой природы являются  представители животного, растительного мира и царства грибов.

«Да – нет» на ленте с цифровым рядом от 0 до 10.

Задачи: обучить порядковому счету от 0 до 10.

Ввести  понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущая», «последующая», «серединная»,  «крайняя» цифра (число). Научить сужать поля поиска в линейном ряду.

Ход игры:

отгадать цифру, сужая поле поиска в цифровом ряду  (загадана цифра 1).

Вопросы, на которые отвечают «да»:

Это цифра пять (выделение середины)? – Нет.

Это цифры, которые находятся до пяти? – Да (Бумажная лента сгибается, и та часть, которая не участвует в поиске, убирается, в данном случае это числа от 5 до 10)

Это  цифра два? – Нет.

Это после двух? – Нет (складываем бумажную ленту таким образом, чтобы остались видны цифры  0 и 1).

Эта цифра состоит из палочки. (описание цифры приветствуется) Эта цифра 1.

«Да-Нет» на горизонтальной плоскости.

Задачи: способствовать умению  детей сужать поле поиска на горизонтальной плоскости, использовать при этом  понятия «правая – левая», «дальня - ближняя»  части стола; центр,  угол, сторона стола.

Ход игры:

Предметы выставлены на столе в одну линию. Дети и ведущий стоят с одной  стороны стола. Дети отгадывают загаданный предмет, задавая вопросы ведущему по алгоритму сужения поля поиска.

Игра  «Числовая да-нет ка»

Задачи: обучать мыслительному действию, работать с  недостатком данных.

Ход игры:

  1. На доске чертим горизонтальную ось с цифрами.
  2. Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (20), а вы должны отгадать его.
  3. Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет».

Но детей сначала надо научить задавать вопросы.

Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т.е. находить цифру и спрашивать: - Это число больше 5? Меньше 5?

Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают:

- Это больше 3? Меньше3?

Снова делят часть:

- Это крайняя цифра? Первая? В середине?

Игра Пространственная «да – нет ка»

(с игрушками, геометрическими формами)

Задачи:обучение мыслительному действию.

Ход игры:

  1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами.

На стол выставляется 5(10,20) игрушек.

Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).

  1. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки.

Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.

Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.

Дети: Это справа (слева) от середины?

Затем дети делят лист по горизонтали:

- Это ближе (дальше) от меня?

Это слева (справа) от телевизора?

Это в верхней половине? (нижней половине?)

В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы.

 «Да – нет ка» на загаданное слово.

Задачи: классификация объектов, учить находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки.

Ход игры:

Ведущая загадывает предмет. Дети задают вопросы. Ведущий должен научить детей задавать вопросы по определенной схеме (схема в мозгу ребенка)

Примечание:

  1. ведущий не должен принимать ответы по перечислению объектов.
  2. Необходима «остановка» для обобщения ответов детей.
  3. Загадываются объекты реального мира

«Да-нет ка» по неизвестному слову.

Задачи: научить работать с недостатком данных, классифицировать предметы, производить мыслительные действия.

Ход игры:

Детям предлагается незнакомое по звучанию слово из словаря.

Дети задают вопросы по схеме (аналогично «да-нет ке» на загаданное слово).

Слова: торбаса (обувь), вигвам, острец (сорняк), студия, бандарь, цевница…

«Природный мир бывает разный»

Задачи: учить различать предметы живой и неживой природы.

Ход игры:

Ведущий предлагает сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов.

Например:  Ящерица, камень, бабочка, птичка, дерево, гора. Назвать объекты природы живые и неживые. Живые – ящерица, бабочка, птичка, дерево.

Неживые – камень, гора.

Река живая или неживая? Вода – неживая, рыбки в воде – живые, берега – неживые, черви в них – живые, раки в воде – живые, камни в воде – неживые.

«Животные, растения, птицы»

Задачи: развивать внимание.

Ход игры:

1) ведущий произносит слова, дети должны внимательно слушать и хлопать в ладоши всякий раз, когда среди слов встречаются названия животных: «Внимание! Начали! Арбуз, стол, кошка, мяч, воробей, телевизор, слон, кран, ворона, кукла, роза».

2) Дети должны встать, если взрослый назовет растение: «Внимание! Начали! Кувшин, крокодил, дуб, помидор, ракета, гвоздика, сорока, капитан, обезьяна, гриб, магазин, ромашка».

3) Дети должны топнуть, если взрослый назовет птицу: «Внимание! Начали! Крыша, клен. Синица, солнце, стол, чайка, сова, чайник, совок, снегирь.»

«Мир вокруг нас»

Задачи: учить классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные.

Ход игры:

Ведущий предлагает определить мир, в котором мы живем по цвету (многоцветный), размеру (огромный), по составляющим (много всего), по форме (круглый). Педагог на доске рисует круг «модель мира», делит его на две части: природная и рукотворная. Ведущий показывает картинки объектов, а дети определяют, в какую часть круга их надо сложить.

Например:

Ромашка – в природную часть, т.к. цветок сам растет, пьет воду, дышит.

Утюг       – в рукотворную часть, т.к. его делает человек.

Камень    – в природную часть. Т.к. и земля и воздух, и вода – часть природной системы.

«Все в мире перепуталось»

Задачи: развивать умение детей объединять объекты окружающего мира в группы по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре.

Ход игры:

Игра проводится на основе "модели мира", которая разделена на сектора (количество секторов и их содержание устанавливаются в соответствии с возрастом детей и целью занятия). Каждый сектор объединяет объекты определенной классификационной группы.

Ведущий располагает карточки на "модели мира" произвольно. Детям предлагается распределить карточки в соответствии с принадлежностью к определенной классификационной структуре.

«Я еду на Север»

Задачи: способствовать умению детей группировать объекты в классификационную группу и объяснять основания такого объединения.

Ход игры:

Дети сидят полукругом перед ведущим. Он называет  какой - либо объект, предлагает детям перечислить другие объекты. Ведущий берет с собой на Север только тех детей, которые называют объекты данной классификационной группы.

«Что в круге»

Задачи: развивать умение детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом.

Ход игры:

Детям предлагаются наборы карточек с изображением различных объектов. Одна подгруппа подбирает карточки  с  изображением предметов одной классификационной группы и располагает их в круге (например, стул, табурет, диван, кровать...). Вторая - называет предметы в круге одним словом ("мебель"). Далее - первая подгруппа обобщает, а вторая – подбирает картинки.

«Поможем Золушке»

Задачи: стимулировать детей в самостоятельном выборе основания для классификации множества объектов материального мира.

Ход игры:

Ведущий предлагает детям помочь Золушке справиться с заданием, которое дала мачеха: разложить по корзинам овощи и фрукты. Да не сказала, по какому признаку, а только велела спросить у «помощников» (какие признаки выделяются каждым из анализаторов). Дети самостоятельно вычленяют признаки и раскладывают овощи и фрукты по признакам цвета, формы, величины, запаха, звуков (хрустит, трещит и др.), плотности, температуре.

«Соты»

Задачи: развивать умение детей в назывании объектов рукотворного мирав соответствии с заданной классификационной группой.

Ход игры:

Ведущий начинает рассказывать сказку: гуляли предметы по лесу и заблудились. Темно стало страшно. Пошёл дождь. Вышли они на опушку и увидели вдруг пчелиные соты. На встречу вылетает пчёлка-часовой. Попросились скитальцы на ночлег: "Мы устали. Ночь пришла. На ночлег пусти пчела".

А пчеле не хочется их пускать. Решила она хитростью не пустить их:

-"Под дождём держать не буду, В соты я пущу посуду".

Дети придумывают себе образ в соответствии с названным классом.

-"Не теряйте вы надежду. В соты я пущу одежду".

-"Холод, грех вас здесь держать. Кто умеет рисовать?"

-"Заходите все игрушки для моей дочурки Мушки".

«Да – нет» с картинками и игрушками разных классификационных групп, расположенными в удаляющемся от играющих ряду.

Задачи: развивать умение сужать поле поиска объекта на плоскости, способствовать умению ориентироваться умению в двумерном (плоскостном) пространстве, обогащать словарь терминами«дальше-ближе» от серединного объекта, умений строить ряд по самостоятельно выбранному признаку.

Ход игры:

Предметы выставлены на столе. Дети и ведущий стоят с одной  стороны стола. Дети отгадывают загаданный предмет, задавая вопросы ведущему по алгоритму сужения поля поиска.

«Отгадай загаданную букву в алфавите»

Задачи: Знакомить с последовательностью букв в алфавите, закрепление  их характеристик (внешний вид, разряды звуков, которые буквы обозначают – гласные и согласные, твёрдые и мягкие и т.д.).

Ход игры:

У воспитателя демонстрационная таблица с  алфавитом, в виде таблицы (5-6 рядов букв). Детям предлагается отгадать загаданную букву.

Следует побуждать детей сначала определить, в каком ряду находится буква, затем искать саму букву.

«Да – нет» с картинками разных классификационных групп, расположенными горизонтально.

Задачи: развивать умение сужать поле поиска  объекта на линии, способствовать умению ориентироваться в линейном пространстве, обогащать словарь терминами: «середина», «право – лево», «между», «крайние».

Ход игры:

На горизонтальной поверхности доски располагаются картинки с изображением объектов одной классификационной группы (их количество подбирается в соответствии с возрастом). Загадывается одна из них.

«Что взять с собой»

Задачи: развивать умение детей составлять множество предметов на основе заданного признака.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает историю о том, что волшебница приглашает в волшебную страну разные объекты. Да не все подряд, а только те, у которых есть определённый признак. Дети называют объекты и объясняют наличие заданного признака (громкий, яркий, тёплый, тяжёлый, устойчивый и т.д.)

«Найди  плоскую геометрическую фигуру определенного цвета».

Задачи: способствовать умению  детей сужать поле поиска, определять правую, левую стороны, середину ряда, стимулировать детей правильно называть плоские геометрические фигуры, их цвет и месторасположение.

Ход игры:

На демонстрационной ленте плоскостные геометрические фигуры разного цвета. Загадывается одна из фигур.

«Угадай предмет и определи по величине»

Задачи: способствоватьумению детей обозначать объект по величине на основе сравнения с близлежащими, совершенствовать понятия "между", "за", "перед", "предыдущий", "последующий", «большой – маленький», «средний по величине».

Ход игры

На стол выставляются в линию геометрические фигуры трех размеров и одного цвета. Играющие и ведущий располагаются по одну сторону стола. Загадывается одна из фигур.

«Угадай предмет и определи по высоте»

Задачи: способствовать умению  детей сужать поле поиска  в  пространстве, стимулировать детей обозначать объекты  по высоте, используя слова: "выше - ниже", "высокий – низкий", "средний по высоте, "чуть выше низкого", "чуть ниже высокого".

Ход игры:

На стол выставляются в линию предметы, различные по высоте. Ведущий загадывает один из них.

«Да – нет»  с фиксированным числовым рядом

Задачи: Закреплять понятия  "предыдущий – последующий". Учить детей самостоятельно обозначать границы числового ряда.

Ход игры:

На демонстрационной ленте ребенок самостоятельно выставляет числовой ряд. Загадывается одно  из чисел: "Отгадай число, задавая вопросы ведущему по  знакомому алгоритму".

Усложнения: ведущий (ребенок) самостоятельно на память  обозначает числовой ряд, загадывает число, предлагает отгадать.

«Зеркальная «Да – нет»

Задачи: Учить детей сужать поле поиска в пространстве, задавая вопросы с точки зрения зеркально расположенного ведущего.

Ход игры:

Ведущий (ребенок) самостоятельно подбирает объекты, расставляет их линейно, встает лицом к играющим и загадывает предмет.

Перед началом игры ведущий и дети уточняют смену ориентиров.

Игра проводится  с детьми  старшего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности педагога и детей подготовительной группы по развитию познавательных способностей с применением технологии ТРИЗ (образовательная деятельность) на тему: «Сужение поля поиска»

Тема: «Сужение поля поиска»Задачи:о.о. Познавательное развитие·       Продолжать обучать  детей работе со зрительно представленным числовым рядом от   0 до...

Методическая разработка по формированию мыслительной операции сужения поля поиска у детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте формируются понятия, связанные с ориентацией в пространстве.  Дети с трёх лет могут усваивать информацию о предметно-пространственном окружении, полу...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска»....

Консультации для родителей Тема: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».

Консультации для родителей   Тема: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска»....

Сообщение на тему "Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"

Сообщение на тему "Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"...

Сообщение для родителей на тему: «Логические Блоки Дьенеша как средство формирования мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста».

Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос...

Формирование мыслительной операции сужения поля поиска у детей дошкольного возраста.

В данной работе представлен доклад по формированию мыслительной операции сужения поля поиска у детей дошкольного возраста посредством игры "Да-нет" (линейная, пространственная, объемная)....