Формирование мыслительной операции сужения поля поиска у детей дошкольного возраста.
методическая разработка

Мищенко Юлия Геннадьевна

В данной работе представлен доклад по формированию мыслительной операции сужения поля поиска у детей дошкольного возраста посредством игры "Да-нет" (линейная, пространственная, объемная).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_suzheniyu_polya_poiska.docx53.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 77»

Доклад

Формирование мыслительной операции сужения поля поиска у детей дошкольного возраста.

                                                                     Воспитатель: Мищенко Ю.Г.

Воронеж, 2020

Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача системы образования – подготовка подрастающего поколения к жизни в завтрашнем дне. Чтобы лучше понять, как это сделать, необходимо разобраться, чем же отличается уходящее «сегодня» от наступающего «завтра».

Мы вступили в стремительно меняющийся мир. И это закономерно повлекло за собой появление ряда глобальных проблем в деле образования на всех уровнях.

Очевидна новая потребность, а вместе с ней и новая проблема педагогов: как научить детей жить динамичном, в быстро меняющемся мире? Основные составляющие этого умения: понимать: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой постоянно «сваливающихся» творческих задач.

Соответственно встаёт вопрос:  каким образом строить сегодня образовательный процесс? Что реально можно изменить в системе образования детей, начиная с дошкольного возраста? Некоторые ответы на этот вопрос даёт педагогическое направление, называемоё сегодня ТРИЗ-педагогикой.

Творчество - это личное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться в информационном поле. Творческий человек, это тот, который может достаточно быстро и качественно решать открытые задачи. Для того, что бы это делать, надо обладать, способностью сужать поле поиска.

В ОТСМ (общая теория сильного мышления) и ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) разработаны серии игр, основанные на дихотомии: сужение поля поиска при отсечении большого количества признаков. Их использование позволяет научить этой мыслительной операции. Выглядит это как игра «Да – нет». В ходе игры ребёнок превращается в активного участника процесса познания, он учится задавать вопросы и анализировать ответы других. В ходе работы формируются важные качества личности ребёнка, как активность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, умение ориентироваться в пространстве и масса других.

Все множество задач на угадывание объекта можно разделить на несколько видов в зависимости от местоположения объекта, по которому сужается поле поиска:

  • Линейная игра «Да-Нет». Сужение поля  поиска  в  одномерном  пространстве.  Объекты  выстроены в линию.
  • Плоскостная игра «Да-Нет». Сужение поля поиска в двухмерном  пространстве. Объекты находятся на вертикальной или горизонтальной плоскости.
  • Объемная игра «Да-Нет». Сужение поля поиска происходит в трехмерном  в пространстве.  Это может быть шкаф, коробка, комната и др.

С трёхлетнего возраста дети могут усваивать информацию о предметно-пространственном окружении, что позволяет быстрее адаптироваться в мире. Этому способствуют игры "Да-нет" - линейная, пространственная, объёмная.

При освоении пространственных ориентировок необходимо строить работу таким образом,  чтобы у детей формировалось умение ориентироваться сначала в линейном (одномерном), в плоскостном (двухмерном), а затем в объёмном (трёхмерном) пространствах.

Линейная игра «Да-Нет»

Данная работа посвящена обучению детей сужению поля поиска в пространстве.

Начинать  игру  «Да-Нет» лучше с   линейными признаками, где объекты выстроены в линию – горизонтальную, вертикальную, удаленную.    

Правила линейной  игры «Да-Нет»

В игре есть определенные правила:

-В линейной  игре «Да-Нет» объекты (цифры, числа, картинки, игрушки) выстроены в горизонтальный (вертикальный, удаленный)  ряды.

-Загадывающий представляет линейный ряд. Дается задание найти загаданный им  объект.

-Отгадывающий должен  задавать вопросы по поиску, не перечисляя объекты данного ряда.

-Загадывающим принимаются вопросы, сужающие поле поиска (механизмом сужения является отсечение половины от  обозначенного линейного ряда).

-Загадывающий имеет право отвечать на  вопросы,  давать следующие ответы:

  • "Да"
  • "Нет"
  • "И да, и нет". Ответы такого рода фактически указывают на загаданный объект.  
  • "Это не существенно". Такой  вариант ответа можно использовать для управления процессом решения задачи. Загадывающий  может сократить работу, указав этим вопросом на бесполезность продолжения анализа в данном направлении.

-Результатом является найденный объект за наименьшее количество вопросов и  проанализированный  ход игры.

Линейная предметная игра  «Да-Нет» проводится точно также, как с числами, но  в качестве объектов берутся различные картинки, игрушки, геометрические формы, буквы и другие предметы. Поиск объектов ведется по линейному признаку. Это  главная особенность этой группы тренингов.

Линейная предметная игра «Да-Нет» от линейной числовой «Да-Нет» отличается тем, что идет изменение  местоположения линии. Она может быть расположена горизонтально, вертикально или удаляться по отношению к играющим.

Играя – развиваем

Еще одним отличием данного вида игр является то, что сужение поле поиска идет по понятиям ориентировки в пространстве, а не порядкового счета. Поэтому вводятся термины  «право – лево», «дальше – ближе», «выше – ниже», «серединный объект».

В процессе игры в линейную предметную «Да-Нет» с детьми дошкольного возраста  Вы сможете решить следующие задачи:

  • развить у ребенка умение задавать вопросы, сужающие поле поиска;
  • в игровой форме быстро научить ориентировке в линейном пространстве;
  • обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и  настойчивость в достижении поставленной цели;
  • развить умение выделять имя признака, по которому идет сужение поля поиска,   формировать навыки рефлексии.

Тренинги

  1. Игры  "Да – нет"    с объемными фигурами.

 Это могут быть  игрушки, посуда, плоды, и другие объекты   разных классификационных групп, расположенные в горизонтальном ряду.

Игра  "Да – нет"  с  игрушками, выстроенными в линейный ряд (загадана – машина)

Данная  игра проводиться с детьми 3-3,5 лет.

Правило игры: играющие должны задать вопросы, которые отсекали бы сразу половину ряда, выполнить действие  «найти середину – закрыть  половину».

Оборудование: платок, размером 50х50; 5 игрушек (машина –  пирамидка – погремушка – кукла -  мяч), которые  расположены слева направо  на уровне глаз ребенка на расстоянии его вытянутых в стороны  рук.

Игровое действие: предлагается найти игрушку  и рассказать про нее стишок. Маленькие дети вначале ищут серединный объект (погремушку). Для этого ладошки ребенка должны касаться  крайних объектов ряда. Тогда серединный объект будет находится перед глазами малыша. Ребенок задает  вопрос:

  • На середине находится  погремушка? – Да.
  •  Это про погремушку  рассказываем стишок? – Нет.
  • Эта игрушка  справа от погремушки? – Нет (платком закрываются погремушка, кукла, мяч, чтобы не отвлекать внимание детей).
  • Это слева от погремушки? – Да.
  • Это машина? – Да. Про нее нужно рассказать стишок.

Необходимо проговорить с детьми сначала найти середину, закрыть половину, найти  игрушку.

Результат: игрушка найдена, закреплено правило нахождения серединного и крайних объектов.

В зависимости от качества освоения детьми правила сужения поля поиска в линейном ряду  выдерживается стратегия усложнения с последующим закреплением:

  1. Игры  "Да – нет" с картинками разных классификационных групп, расположенными горизонтально.

Количество игрушек постепенно увеличивается до 11 единиц.

  1. Игры  "Да – нет" с картинками разных классификационных групп, расположенными вертикально.

Цель: введение понятия «выше-ниже» серединного объекта.

  1. Игры  "Да – нет" с картинками и игрушками разных классификационных групп, расположенными  в удаляющемся от играющих ряду.

Цель: введение понятия «дальше-ближе» от серединного объекта.

  1. Игры  "Да – нет" с картинками одной из  классификационных групп.

Это могут быть животные, овощи, растения и т.д. Цель: отработка  навыка сужения поля поиска  по разным признакам   - местоположению, цвету, форме и т.д. Закрепление знаний о природном мире, умений строить ряд по самостоятельно выбранному признаку.

  1. Игры  "Да – нет"  с  геометрическими фигурами (объемными или плоскостными) разного размера и цвета.  

Дети самостоятельно располагают  фигуры в линейный ряд и ищут признак, по которому можно сузить поле поиска (цвет, размер, или местонахождения).

В этих играх можно закрепить различные параметры размера: высоты, длины, ширины.   В качестве материала используются наборы картонных полосок,  которые различаются по цвету и одному из параметров размера. Проводится  работа с признаками, значения которых упорядочены в ряд.

В играх  "Да – нет" можно закрепить признак цвета. Для этого нужны картинки, подобранные по цветовой гамме для  закрепления названий различных цветов.

  1. Игры  "Да – нет" с  изображением  картинок  объектов(на каждой карточке  точками  и цифрой обозначены числа от 1 до 10).

Цель: обучение сравнению количественных показателей и  сужение поля поиска по количественному или пространственному признакам. (См. п. 8).

  1. Игры "Да – нет"  с  изображением частей суток, времен года, дней недели, расположенные в разных вариантах линейного ряда.

Используя данные картинки идет закрепление знаний последовательности месяцев в году. Их можно  нарисовать схематично вместе с детьми, придумав  обозначение каждого месяца.

Закрепляя, знания последовательности дней недели мы формируем умения перечислять их в любом порядке. Возможен вариант цветового изображения дней недели. Например: понедельник - красный, вторник - оранжевый, среда - желтый, четверг - зеленый, пятница - голубой, суббота - синий, воскресенье – фиолетовый. Линейный ряд может начинаться со среды и заканчиваться вторником.

  1. Игры  "Да – нет"  с изображением букв алфавита.

Цель: отгадывание загаданной буквы по ее местонахождению в линейном ряду.

Игры  "Да – нет"   с детьми 6-7 лет могут проводиться без участия взрослых.

Плоскостная  игра  "Да – нет"

В дошкольном возрасте формируются понятия, связанные с ориентировкой в пространстве. Дети с трех лет могут усваивать информацию о предметно – пространственном окружении, получать обобщенные знания о некоторых системах отсчета и способах пространственной ориентировки. Это позволяет быстрее адаптироваться в окружающем мире.

Плоскостная игра «Да-Нет» проводится в показателях двухмерного пространства, поэтому сужение поля поиска проходит через понятия «правая – левая»,  «верхняя-нижняя», «дальняя-ближняя» части плоскости; центр, угол и сторона плоскости.

Правила плоскостной игры «Да-Нет»

Данный вид пространственной «Да-Нет» может разворачиваться на горизонтальной или вертикальной плоскостях. Горизонтальной, как правило, служит стол; вертикальной - учебная доска. Объектами для игры могут служить как объемные предметы, так и картинки любого содержания.

В пространственной игре есть определенные правила:

-Загадывается объект, расположенный в плоскостном пространстве, и его надо  найти.

-Отгадывающий должен  задавать вопросы, не перечислять объекты на плоскости.

-При поиске объекта использовать слова, обозначающие  его местонахождение на плоскости.

-Загадывающим принимаются вопросы, сужающие поле поиска (механизмом сужения является отсечение части плоскости).

-Загадывающий имеет право отвечать на  вопросы,  давать следующие ответы:  "Да", "Нет", "И да, и нет", "Это не существенно".

-Результатом является найденный объект за наименьшее количество вопросов и  проанализированный  ход игры.

Играя - развиваем

В процессе пространственной игры  «Да-Нет» с детьми дошкольного возраста  Вы сможете решить следующие задачи:

  • развить умение сужать поле поиска объекта на плоскости.
  • обучить умению ориентироваться в двумерном (плоскостном) пространстве.
  • научить детей находить точку  отсчета в пространстве (по отношению к себе или к другому объекту).
  • развить умение давать словесную характеристику пространственной ситуации на плоскости.
  • обогатить словарь предлогами, наречиями и другими частями речи, отражающими знания о предметно – пространственном окружении. Использовать термины «правая – левая», «дальняя – ближняя», «верхняя – нижняя» части плоскости; центр,  угол, сторона плоскости.

Тренинги

  1. Игра «Да-Нет» на горизонтальной плоскости.

Цель: Учить детей сужать поле поиска на горизонтальной плоскости. Использовать при этом  понятия «правая – левая», «дальня - ближняя»  части стола; центр,  угол, сторона стола.

Игра "Да – нет"  Угадай геометрическую форму на столе.

Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекают часть плоскости стола.

Оборудование: стол, на котором расположены вразброс разные геометрические формы.

Конус

Круг

                              Шар

Квадрат

Куб

Цилиндр

                             призма

овал          

                                           

                   треугольник

прямоугольник

                                                       

Игровое действие: отгадать геометрическую форму с помощью сужения поля поиска на плоскости (загадан шар, расположенный в правом дальнем углу).

Вопросы, на которые отвечают «да»:

  • Это геометрическая форма находится в дальней части стола?
  • Эта геометрическая форма  находится в правой  дальней части стола?
  • Эта геометрическая форма находится в дальнем правом углу?
  • Это шар?

Результат:  объект отгадан и выявлено основное правило игры.

В зависимости от качества освоения детьми игр  на плоскости выдерживается стратегия усложнения с последующим закреплением:

2. Игры  "Да – нет" на вертикальной плоскости (на учебной доске) располагаются картинки в любом порядке и  любой классификационной группы.

Цель: сужение поля поиска с помощью ориентировок «правая - левая» сторона доски,  центр доски, выше-ниже центра доски, угол и сторона доски.

3. Игры  "Да – нет"   на вертикальной плоскости с изображением букв алфавита, чисел, названия сказок или сказочных героев, картин художников и т.д.

Игра "Да – нет"  Угадай букву, расположенную на доске.

Правило игры: играющие должны задать вопросы, которые отсекали часть вертикальной плоскости доски.  

Оборудование: учебная доска, на которой  написаны буквы алфавита вразброс.

ЕВС

Ж

                    И

                                      С

Х         Н          Н

Д

И

Л

А                К                

           О

Л С В

Ф

            И

В

С   Т   А

Игровое действие: отгадать букву алфавита  с помощь сужения поля поиска (загадана буква И, расположенная в нижней левой части доски).

Вопросы, на которые отвечают «да»:

  • Это  буква  находится в левой  части доски?
  • Эта буква  находится в нижней левой части    доски?
  • Эта буква находится ближе к  левой нижней части доски?
  • Это буква И?

Результат: отгадана буква и закреплен алфавит. Выявлено основное правило игры.

4. Игры  "Да – нет"  со сменой точки зрения в зеркальном и боковом вариантах.  Производится изменение места нахождения играющих по отношению к горизонтальной плоскости:

  • играющие находятся  за столом напротив друг друга, то есть в "зеркальном" положении,
  • играющие  находятся за столом в боковом расположении друг относительно друга.

При этом вводятся правила: играющие должны задавать вопросы с точки зрения загадывающего. Используются фразы типа: «Эта фигура находится в правой части стола по отношению к вам?", "Эта фигура  расположена в ближней правой части стола по отношению к вам?».

Игра "Да – нет" Угадай портрет сказочного героя, расположенный на столе

Правило игры: играющие должны задать вопросы, которые отсекали часть плоскости стола с использованием  понятий «правая – левая», «дальня - ближняя»  части стола, угол, сторона стола. Отгадывающий задает вопросы с точки зрения загадывающего человека.

Оборудование: стол, на котором расположены вразброс портреты сказочных героев.

Великан

Красная Шапочка

                             

 Кот в сапогах

Гуси-лебеди

Дюймовочка

Русалочка

Золушка

Баба Яга

Кощей

                                                       

Игровое действие: отгадать сказочного героя  с помощь  сужения поля поиска (кот в сапогах расположен в правом дальнем углу по отношению к загадывающему).

Вопросы, на которые загадывающий отвечают «да»:

  • Портрет находится в дальней части стола  по отношению к Вам? (для отгадывающего это правая часть стола)
  • Портрет  находится в правой  дальней части стола для Вас? (для отгадывающего это правая ближняя  часть стола)
  • Портрет  находится в дальнем правом углу для Вас? (для отгадывающего это правый ближний угол  стола)
  • Это Кот в сапогах?

 Результат: отгадан сказочный герой и закреплены понятия «правая – левая», «дальняя - ближняя»  части стола, угол, сторона стола  при  боковом расположении играющих .

5. Игры  "Да – нет"   с географической картой. Загадывается объект на плоскости карты мира или страны. Дети сужают поле поиска, в результате знакомятся с географическим объектом.

Объемная игра «Да-Нет»

Объемная  игра «Да-Нет» проводится в показателях трехмерного пространства, поэтому сужение поля поиска проходит через понятия «правая-левая», «верхняя-нижняя», «передняя-задняя» части комнаты; центр, угол и стороны объемного пространства.

Правила объемной игры «Да-Нет»

Данный вид пространственной  игры «Да-Нет» может разворачиваться:

  • в комнате  - взгляд на объемное пространство изнутри.
  • в коробке (черный ящик»), взгляд на объемное  пространство сверху.

Объектами для игры могут служить все  предметы,  находящиеся в комнате или коробке.

В игре есть определенные правила:

-В объемной игре «Да-Нет» объекты находятся в трехмерном пространстве (комната, коробка).

-Загадывающий предлагает отгадать предмет, находящийся в комнате (коробке), с помощью сужения поля поиска в объемном пространстве.

-Не допускается перечисление объектов. Принимаются вопросы, сужающие поле поиска в пространстве комнаты (коробки).

-Загадывающий имеет право давать следующие ответы: "Да", "Нет", "И да, и нет", «Это не существенно".

-Результатом является найденный объект за наименьшее количество вопросов и  проанализированный  ход игры.

Игра "Да – нет" Угадай объект в комнате.

Цель: учить детей задавать вопросы о месте нахождения объекта в комнате.

Правила игры: отгадывающий задает вопросы по ориентировке в пространстве, сужающие поле поиска

Оборудование: комната и объекты в ней.

Игровое действие: отгадать объект в комнате   с помощь алгоритма сужения поля поиска (загадан цветок на подоконнике).

Вопросы, на которые загадывающий  ответил «да»:

  • Это в передней части комнаты?
  • Это в правой передней части комнаты?
  • Это ближе к правому углу комнаты?
  • Это связано с окном?
  • Это в нижней части окна?
  • Это цветок на подоконнике?

Результат: Играющий, задав 6  вопросов, отгадывают объект, закрепляет правила игры.

На начальном этапе при сужении поля поиска используются обводящие жесты, которые позволяют играющим представить, в какой части комнаты ведется поиск.

Играя - развиваем

В процессе игры в объемную «Да-Нет» с детьми дошкольного возраста  Вы сможете решить следующие задачи:

  • развить умение сужать поле поиска в объемном пространстве.
  • в игровой форме обучить умению ориентироваться в трехмерном (объемном) пространстве, используя разные точки отсчета.
  • обогатить словарь ребенка  терминами: «правая – левая» «верхняя – нижняя», «передняя – задняя» часть комнаты; «верхний – нижний»,  «ближний  - дальний», «правый – левый» угол; «правая – левая», «задняя – передняя» часть комнаты; «выше – ниже» уровня глаз.
  • развить умение выделять имена признаков, по которым идет сужение поля поиска,   формировать навыки рефлексии.

Тренинги

1. Игра «Да-Нет» Найди игрушку.

Цель: Продолжать учить сужать поле поиска в трехмерном пространстве. Использовать ориентиры:  «правая – левая», «верхняя - нижняя»  части комнаты, «впереди - сзади»  играющего; центр,   угол, сторона комнаты.

  Угадай, где находится игрушка в комнате.

Правило игры:  все играющие должны стоять в середине комнаты, глядя в одну сторону; задавать вопросы, которые отсекали часть комнаты.

Оборудование: кукла, спрятанная в шкафу, находящемся в комнате.

Игровое действие: отгадать, где в  комнате  спрятана игрушка  с помощь сужения поля поиска (кукла, расположена в левом углу  на верхней полке шкафа, который стоит в комнате  в правом заднем углу от играющего).

Вопросы, на которые загадывающий отвечают «да»:

  • Эта игрушка находится в комнате сзади нас?
  • Эта игрушка находится сзади нас в правом углу?
  • Она спрятана в шкафу?  - Отгадав примерное местонахождение игрушки, шкаф объявляется «черным ящиком». Не открывая шкафа, ребенок должен представить стороны, углы внутри шкафа и задать соответствующие вопросы.
  • Эта игрушка находится в верхней части шкафа?
  • Она находится на верхней полке?
  • Она находится в левом углу верхней полки?  

Результат: открывается шкаф и достается кукла, проговаривается ее местонахождение. Закрепляются правила поиска объекта в объемном пространстве.

       В зависимости от качества освоения детьми игры выдерживается стратегия усложнения с последующим закреплением:

  1. Игра «Да- нет»  со сменой точки зрения в объемном пространстве.

Производится изменение позиций играющих:

  • загадывающий и отгадывающий находятся напротив друг друга, то есть в "зеркальном" положении относительно друг друга,
  • загадывающий и отгадывающий находятся в боковом расположении друг относительно друга.

При этом играющие должны задавать вопросы с точки зрения позиции загадывающего. Используются  фразы типа: «Загаданный объект находится в правой части комнаты от вас?", " Этот объект расположен впереди вас?».

  1. Игра «Черный ящик».

 Загадывающий прикрепляет предмет внутри какой – либо коробки и предлагает с помощью вопросов, сужающих поле поиска в объемном пространстве отгадать, где он находится.

  1. Игра «Робот».

Ребенку предлагают попробовать себя в роли Робота, ставится задача перемещения в комнате. Роботу надо пройти в дальнюю правую часть комнаты и сесть на стул. Играющие должны «управлять» роботом с помощью заданий, связанных с ориентировкой в пространстве. Даются команды типа: «Сделай пять шагов влево от себя!", "Повернись кругом" и т.д. Обязательным условием игры является то, что играющие должны дать как можно меньше указаний роботу для выполнения поставленной задачи.

  1. Игры  "Да – нет"   с детьми 6 -7 лет без участия взрослых.
  2.  Игровые упражнения для детей 3-7 лет (фотографии)
  3. Описание пособия и способы его изготовления

1. Бумажная лента.

Лента изготавливается из бумаги. Ее размеры могут быть разные:

  • 12 х 88 см   - 11 ячеек – 8 х 12 см ;
  •  4 х 33 см  - 11 ячеек - 3 х 4 см

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Для того чтобы ленту не изготавливать несколько раз, рекомендуется сделать ее из прозрачного полиэтилена в виде карманов, в которые вставляются карточки с цифровым обозначением.

В качестве вкладышей можно использовать не только числа, но и наборы картинок по классификационным группам «Посуда», «Мебель», «Игрушки», и т.д.; буквы, изображения времен года и т.д.

2. Карточки для игры «Да-Нет» с   количественным показателями

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

.

..

..

..

..

.

..

..

..

..

.

.

….

.

.

..

..

…..

…..

Осваивать линейное пространство с детьми  необходимо сначала учебного года II младшей группы. Играли с подгруппами до 5 ребят. В игре использовали понятия: слева, справа, игрушки или картинки по 5 - 7  штук.

В средней группе выставляем 9 - 11 предметов или картинок классификационной среды.

В старшей группе дети выполняют роль ведущего и познакомятся с игрой в зеркальном отражении, где ведущий - взрослый. Познакомятся с правилом смены точки зрения: "Когда в линейку предметы, то, что у вас справа, у меня будет слева".

Двухмерное пространство осваивается детьми на основе объектов расположенных на горизонтальной и вертикальной плоскостях. С плоскостной "Да-нет" дети познакомились в середине II младшей группы. В игре использовали игрушки 9, 11 предметов, которые расставлялись по всему столу. В качестве атрибута использовали верёвочку (мел или ткань), которой делили стол пополам.

В речи дети употребляют такие понятия как: верхняя, нижняя, ближняя, дальняя, правая, левая части стола.

В средней группе игру организовывают без использования верёвочки. В игре «Да - нет» используют 11 - 15 предметов. Вводят понятия: центр стола, угол стола.

В старшей группе дети будут выполнять роль ведущего. Увеличивается и количество предметов от 15 и  более. Так же познакомятся  с игрой в зеркальном отражении.

В подготовительной группе детей знакомят с боковой плоскостной игрой" Да-нет".

Учиться ориентироваться в трёхмерном пространстве, то есть осваивать объёмное пространство дети начинают в конце II младшей группы. На начальном этапе при сужении поля поиска использовали обводящие жесты, которые позволяют играющим представить, в какой части комнаты ведётся поиск. Дети стояли в одной точке комнаты. В игре использовали понятия: слева, справа, вверху, внизу, впереди, позади.

В средней группе игра проводится тоже в комнате. Идёт обогащение словаря терминами: центр, угол комнаты, выше - ниже уровня глаз.

В старшей группе игра проводится в зеркальном объёме и вводится игра "Черный ящик"

Используемая литература.

  1. Воображаем, размышляем, творим…: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Т.А. Сидорчук, А.В.Корзун.
  2. Математика и логика для дошкольников: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/Е.В.Соловьёва. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
  3. Одиссея разума. Сборник методических материалов МДОУ «Детский сад «Радуга» ХМАО - Югра г. Югорск, выпуск № 1 / под ред. Т.А. Сидорчук  – Ульяновск, 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...

Консультация "Поло-ролевое воспитание детей дошкольного возраста"

Содержание материала поможет разобраться в друх разных мирах мальчики и девочки....

Методическая разработка по формированию мыслительной операции сужения поля поиска у детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте формируются понятия, связанные с ориентацией в пространстве.  Дети с трёх лет могут усваивать информацию о предметно-пространственном окружении, полу...

(описание опыта работы) «Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности детей дошкольного возраста на основе национальных традиций в рамках образовательного пространства детского сада» Возраст детей: 4-5 и 5-6 лет

Аннотация Описанный опыт по нравственному воспитанию обращает нас на мудрую, проверенную веками народную педагогику. Её формами были праздники, обряды,  а методами игры, загадки.  Посло...

Применение здоровьесберегающих технологий в режиме дня дошкольного учреждения с целью формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста

Участие в заочной научно – практической конференции ГАОУДПО Свердловской области «ИРО» «Нравственное и духовное воспитание современного человека: содержание и технологии»...

Проект по развитию и активизации мыслительной деятельности «Использование кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста»

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в ус...

Конспект игры «Поле чудес» для детей дошкольного возраста по теме «Удивительные овощи»

Цель: обобщение и систематизация представлений детей об овощах.Задачи:- закрепить знания детей об овощах;- расширять представления об овощах, которые в том числе растут в других странах;- по...