Мастер класс "Путешествие в мир математики"
материал по математике (подготовительная группа) на тему

Знакомство педагогов с математическими играми, создание условий для профессионального общения и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ №42 «Аленький цветочек» ЗМРТ

Мастер – класс

«Путешествие в мир математики»

(проведенный в рамках августовкого совещания работников

Выполнили: 1 кв.кат. Степанова Е.В.

1 кв.кат. Тулаева Н.С.

2016 г.

Основной принцип мастер-класса:

«Я знаю, как это делать, и я покажу вам»

Цели мастер-класса:

Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.

Задачи мастер-класса:

Знакомство педагогов с математическими играми, создание условий для профессионального общения и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады Вас  приветствовать на нашем мастер-классе  (1)

Хочется начать свое выступление со слов великого педагога и писателя Василия Александровича Сухомлинского «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». (2)

Актуальность нашей темы является: 1.В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

2.Существует противоречие между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с одной стороны и недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала развивающей игры и поиску условий её использования в формировании элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с другой стороны.

3.Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр.(3)

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».(4)

Цельпедагогического опыта:Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления  к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.(5)

Задачи логико – математических игр: 1. Развитие у детей логики-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

2.Развитие сенсорных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование);

4.Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация);

5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерения, простейшие вычисления);

6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач);

7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

8. Развитие активности и инициативности детей;

9. Воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений контроля и самооценки. (6 - 7)

Основные принципы:

Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);

Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);

Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);

Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);

Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми: наглядные, словесные и практические.

Логико – математические игры подразделяются на: настольно– печатные(11), игры на объемное моделирование (12), игры на плоскостное моделирование (12), игры из серии формы и цвет (14), игры на составление целого из частей (15).

В каждой группе имеются уголки занимательной математики. Так как игра является ведущий деятельность в детском саду, мы предлагаем вам поиграть. И предлагаем отправиться в гости к Веселому котенку Пушок у него есть логико – математические игры, с которыми мы сегодня с вами познакомимся.

Прежде чем отправиться в гости нужно выбрать красивое платье, а поможет нам в этом игра «Сложи узор» (17 сл.). ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Перед вами рисунок узор платье из серии «Предметы» (цвет платья можете выбрать сами красный, желтый   или синий).(18)

Платья выбрали, предлагаем отправиться в гости на самолете, который мы построим из игры «Кубики Никитина для всех» (19). ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Картинка самолет.(20)

Вот мы с вами прилетели в гости к котенка Пушку. Котенок Пушок очень любит играть в прятки, чтобы его найти нужно, поиграть в игру «Прозрачный квадрат» (21). Описание игры(22).

Гости обирают котенка по схеме.

Как правило, в гостях предлагают чай. Но у нашего котенка нет чайника, давайте ему в этом поможем, с помощью игры «Геоконт» (23). ОПИСАНИЕ ИГРЫ.

Сделаем чайник по шрифту С4 – С3 – Ф2 – Б3 - Б4 – К2 – О3 – К4 – Ж3 – Г3 – С4.(24)картинка чайника.

Пока чайник кипятиться мы с вами отдохнем на кресле. Игра «Уникуб»(25). Описание игры.

Кресло с подлокотниками. Обтянуто снаружи синим,  а внутри и спереди красным бархатом. Цвета обивки можно менять. (26).

Котенок любит играть с блоками Дьенеша (27-28).

Ведущий кладет на пол обруч, обводит указкой то место, которое находиться внутри обруча и добавляет, что вся остальная часть пола находиться вне обруча. Ведущий показывает два обруча разного цвета например красный и синий, и располагает их , выясняет какое место( какая часть пола) находить внутри обоих обручей, внутри синего, но вне красного; внутри красного, но вне синего

Предлагаем три обруча: красный, желтый и синий. Надо разложить блоки, так чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего – все квадратные, а внутри желтого - все большие.  

Ведущий задает вопросы: 1. Какие блоки лежатвнутри всех трех обручей; (красный - большой квадрат)

2.Какие блоки лежат внутри красного и синего, но вне желтого обруча; (красные-маленькие квадраты)

3. Внутри синего и желтого, но вне красного обруча;(большие квадраты)

4. Внутри красного и желтого, но вне синего;(большие красные)

5. Внутри красного, но вне синего и вне желтого обруча; (красные – маленькие)

6. Внутри синего, но вне желтого и красного обруча; (маленькие квадраты)

7.Внутри желтого, но вне красного и вне синего обруча; (большие- синие-желтые)

8. Вне всех трех обручей?

Но, а самая любимая игрушка нашего котика «мышка». Игра «Квадрат Воскобовича».

Квадрат может складываться в различные фигуры: малыши с легкостью сделают домик с зеленой крышей или конфетку в красной обертке, детки постарше смогут различить спрятанные в домике геометрические фигуры. Решать задачи ребенку помогают мама Трапеция, папа Прямоугольник и дедушка Четырехугольник. Вариантов сложения – 1.000.000 (!).

Осталась у нас еще одна игра с помощью, которой мы построим котенку друзей. Игра «Палочки Кюизенера».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Эффективное использование математики для развития детей в рамках реализации ФГОС ДО»

Цель моего мастер -  класса:  познакомить с системой работы по раннему математическому развитию дошкольников в нашем детском саду....

Мастер-класс на тему: «Математика - царица всех наук»

организация совместной деятельности родителей и педагогов по формированию познавательных интересов  детей....

Мастер-класс «Играем в математику»

Мастер-класс «Играем в математику»...

Мастер -класс для родителей:,,Математика у нас дома,,

Цель:Ознакомить родителей с играми математического содержания для домашнего использования....

мастер-класс для воспитателей "Математика через сказку"

как сделать занятия по математике интересными и увлекательными? конечно же надо использовать любимые сказки!...

Мастер- класс "Игры по математике дома"

Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать родители. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспеч...