мастер-класс для воспитателей "Математика через сказку"
консультация по математике

Фенина Светлана Анатольевна

как сделать занятия по математике интересными и увлекательными? конечно же надо использовать любимые сказки!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_matematika_cherez_skazku.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

"Математика через сказку"

(на примере математической сказки "Теремок")

Цель:

*повышение интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Свой мастер-класс мне хотелось бы начать с четверостишия:

И нельзя без сказки нам прожить, друзья,

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче отыскать нам путь,

В маленькое сердце дверцу распахнуть!

Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с детьми интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольников. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. И самый лучший помощник в этом, конечно, сказка.

Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Она дает необходимую гамму переживаний, создает особенное настроение, вызывает добрые чувства. Воспринимая сказку, ребенок видит выход из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивную поддержку своих возможностей и веры в себя. Отождествляя себя с положительным героем, ребенок усваивает правильные моральные нормы и ценности, учится различать добро и зло. Незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают элементарные математические представления.

Вариативность игр со сказкой обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А также позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий.

Применяя сказки в своей работе, мы наблюдаем положительное влияние на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная активность и интерес к обучению.


Народные и авторские сказки, которые малыши от многократных прочтений уже, наверное, знают наизусть, - наши бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций.
Сказка "Теремок" поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй – лягушка и т.д.), но и основы арифметики.  Легко усвоят дети, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка – и стало их трое. Прибежала лисичка – стало четверо.

Сказки "Колобок" и "Репка" особенно хороши для усвоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? А в сказке "Репка" можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Кто самый маленький? Кто стоит перед кошкой? Кто стоит за бабкой?

Сказка "Три медведя" - это вообще математическая суперсказка. И медведей посчитать можно, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто меньше, кто больше, кто самый большой, кто самый маленький), и соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками.

Чтение сказки "Красная шапочка" дает возможность поговорить о понятиях "длинный" и "короткий", "далеко" и "близко".          
Еще одна очень полезная сказка для освоения счета – "Про козленка, который умел считать до десяти". Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывайте вместе с козленком героев сказки, и дети легко запомнят количественный счет до 10.

Сюжет каждой сказки можно расширить с помощью все новых событий (в зависимости от целей и задач конкретного занятия).

Сегодня мы Вам предлагаем отправиться в увлекательное путешествие по русской народной сказке "Теремок".

Стоит в поле теремок, никто там не живёт. А кто придёт мы сейчас узнаем, отгадав загадку:

 Живёт в норке,

Кушает корки,

Короткие ножки,

Боится кошки. Кто это?

-  Мышка.

Мышка теремок увидала и к дорожкам подбежала. К теремку ведут две дорожки. Одинаковые ли они? А чем они отличаются? (одна длинная, другая короткая). Правильно. А по какой дорожке мышке пробежать, чтобы в теремок попасть быстрее? (по короткой)

Правильно. Пробегай, мышка, быстрее.

Посчитаем, сколько зверей живёт  в теремке? Один. Ставим цифру один в нижнее  левое окошко.

А теперь  отгадаем еще  загадку:

 Быстро плавает в пруду,

 Ловит целый день еду,

 Кто же ты, шепни на ушко.

 "Ква" - ответила….лягушка.

Лягушка скачет по болоту, по кочкам. Какие кочки по форме? (круг, квадрат, треугольник, овал).

Правильно. Проходи, лягушка, в теремок. Давайте теперь посчитаем, сколько зверей живёт в теремке. Один, два. Ставим цифру 2 в правое нижнее окошко.

А кто это - в гору бегом, с горы кувырком? Зайчик.

А зайчик к нам не с пустыми лапками, что у него в корзине? Капуста и тарелочки. Только вот пока зайка бежал, и капуста и тарелочки перепутались. Надо разложить маленькие кочаны в маленькие тарелочки, а большие кочаны в большие тарелки. Чего больше - тарелок или кочанов капусты? (капусты)

Правильно. Проходи, зайчик, в теремок.

А сколько теперь живёт зверей в теремке, давайте посчитаем - один, два, три.

Ставим  цифру 3 в верхнее окошко.

А кто же поселится ещё?

 Рыжая- прерыжая,

 Обманщица бесстыжая.

 Удирает от неё косой,

 А зовут её …лисой.

Лиса подошла и говорит: - Повстречались мне на пути три дерева, три елочки. Первая была низкая, вторая повыше, а третья самая высокая. (выложить деревья в ряд в соответствии с заданием).                                                                                       Пустим лису в теремок и посчитаем, сколько же зверей стало жить в нём? Один, два, три, четыре. Ставим цифру 4 в окошко над цифрой 1.

Отгадайте следующую загадку:

Зубы острые, как нож,

На собаку он похож.

Кто это? (волк)

А волк тоже не с пустыми лапами. Он принес грибов. Он нашел их на поляне. Какой формы поляна? Квадратной. Один гриб был в правом верхнем углу поляны, второй в нижнем левом углу, третий в верхнем левом, четвертый в правом нижнем углу, ну, а пятый - посередине поляны.

Проходи и ты, волчок, в теремок. Сколько теперь зверей живут в теремке? Пять. Ставим цифру 5 в окошко над крылечком.

Все окошки заняты, теремок заселен. Но кто-то еще идет сюда:

Косолапый и мохнатый,                                                                                      

Греет он в берлоге лапы.

Ну, конечно же, медведь. Медведь увидел теремок, да как зарычит: "Пустите меня в теремок!" А как вы думаете – медведь поместится в теремок? Нет. Почему? Медведь большой. А ещё почему? Окошек – 5, а зверей будет 6. Правильно. А какое число больше? 5 или 6?  Медведю не хватило окошечка. Но он не расстроился и вернулся в свою берлогу, которая находится где по отношению к дереву? Слева. А вверху сияет солнышко. Вот и сказочке конец.

Закончить наш мастер-класс мы хотели бы словами:

Математика – наука

Хороша и всем нужна,

Без нее прожить нам трудно,

Без нее нам жизнь сложна.

И хотя математика один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием. А достичь этого нам помогут любимые сказки.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения»

Данный мастер класс разработан в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах  города.Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге....

Мастер-класс с родителями «Экспериментирование через сказку «Путешествие Алисы в мир чудес».

Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объясн...

Мастер - класс Речевое развитие дошкольников через познавательно – исследовательскую деятельность

Цель  мастер – класса: передовой опыт работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и познавательной активности через поисково–исследовательскую деятельност...

Мастер-класс Формирование словаря прилагательных через развитие мелкой моторики пальцев рук дошкольников

Проблема развития речи детей является одной из актуальных проблем современного общества. Дошкольное образование сегодня претерпевает серьёзные перемены. По данным многочисленных исследований, уж...

Мастер-класс. «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой Родины»

Создание условий для проявления патриотических чувств гордости за свою страну, за ее достижения....

Мастер-класс "Экологическое воспитание дошкольников через сказку"

Воспитание начинается с раннего детства. Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать множество методов, но самый интересный и приемлемый для детей старшего ...