Математические игры и пособия для детей младшего и среднего возраста
материал по теме

Публикация из опыта работы носит методический характер. Она раскрывает  вопрос включения на занятиях специальных игровых задач и заданий,  которые способствуют развитию познавательных возможностей и способностей, расширяют математический кругозор,  повышают качество математической подготовленности.   Это  вызывает интерес детей к занятию,  создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_igry_i_posobiya_dlya_detey.docx42.4 КБ

Предварительный просмотр:

  Математические игры и пособия для детей младшего и среднего возраста

            Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. 

Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам и приемам, формам организации работы по  подготовке детей к обучению в школе.

 В связи с этим одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. 

 

   Коллектив ДОУ №3 работает по программе В. Колесниковой, используя УМК:

1.    Методическое пособие;

2.    Демонстрационный материал;

3.    Рабочая тетрадь.

Дошкольники проявляют повышенный интерес к  занятиям по математике только в том случае, когда заинтересованы и поражены чем-то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. 

  Планируя работу с детьми в этом направлении, я  ставлю перед собой следующие задачи:

1) способствовать появлению и становлению интереса к познанию, выявление закономерностей связи и зависимостей  предметов и явлений окружающего мира;

2) обогащать ребенка, выявляя его индивидуальные возможности и уровень развития через практические виды деятельности, доступные ребенку: сравнение, преобразование, счет и т.д.

Одним из важных и первостепенных условий развития познавательных интересов является создание предметно-развивающей среды.

  В группе создан математический уголок «Веселая математика», где имеются

- математическое лото,

- книжка - раскладушка «Знакомимся с цифрами»,

-мини-игра «Цифры»,

-игра «Сложи в узор»,

-набор геометрических фигур,

-набор полосок по длине и ширине,

-игра «Собери домики» (на величину),

- дидактическая игры: «Части суток», «Подбери пару»(знание цветов),

«Составь фигуру», «На что это похоже», «Живые числа»,  

«Автомобиль и гаражи», «Рассели фигурки»,

-палочки Кюйзенера,

- логические блоки Дьенеша,

- игры для старшего возраста: «Монгольская игра», «Танграм»,

-иллюстрации к сказочной математике (на развитие логического мышления),

- раздаточный материал,

- геометрические пеналы с карточками, бабочки, ягодки, фрукты, мячики, грибочки, веселые динозаврики,

- математические загадки - считалки.

 

В систему занятий я включаю игровые задания, такие как «Большой- маленький», «Один-много», «Высокий- низкий»  , упражнения «Раскрась правильно», «Соедини правильно»,  наглядно- практические методы и приемы работы по формированию элементарных математических представлений, которые помогают детям овладевать  способами и приемами познания, применять полученные знания и умения на практике.

     Сюжетные занятия, такие как «В гостях у Белочки»,   «Веселое путешествие», специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

Но поскольку на специально организованные занятия по   ФЭМП времени отводится не так уж и много (одно  занятие в неделю), то знания, полученные на этих занятиях, необходимо постоянно расширять и закреплять.

С целью повышения познавательной активности детей, использую в  различных видах деятельности разнообразные задания. С этой целью  особое внимание уделяю игровой деятельности, поскольку игра-ведущий вид деятельности ребенка - дошкольника.

В своей работе использую различные виды игр:  сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, с включением в них математических понятий.

Сюжетно-ролевые игры:

  •   «Парикмахерская». Во время игры можно спросить  детей, у  кого  волосы длинные, а у кого короткие. Перевести разговор на тему прически: кому подойдет прическа с длинными волосами, а кому с короткими. Закрепление понятия «длинный», «короткий»

  •   «Магазин». Эта игра позволяет закрепить понятия «больше», «меньше»,  сравнить, чего больше, чего меньше. Повторить счет до пяти.

Побуждаю детей использовать в сюжетно - ролевых  играх постройки из строительного материала:   гаражи для больших и маленьких машин. При его использовании идет закрепление формы, цвета,  величины.

Подвижные игры:

    Математическую тематику можно найти в любой подвижной игре. Я провожу их  на прогулке, во время свободной деятельности или использую как физкультминутки во время занятия.     

     «Далеко – близко». Цель: в процессе метания  мешочков с песком в обручи, расположенных на различном расстоянии друг от друга, закрепить у детей пространственные представления далеко и близко

  «Беги в свой домик». Цель: закреплять умение находить сходство между геометрическими фигурами и окружающими предметами

Дидактические игры:

     Дидактические игры математической направленности я подразделила на несколько групп:  

    1.Игры с геометрическими фигурами, такие как, «Фигуры»

    Цель: познакомить детей в игровой форме с геометрическими  фигурами и научить находить сходство между ними и окружающими предметами.

   «Собери  домики». Цель: закрепление геометрических фигур на величину

  «Чудесный мешочек». Цель:  Формировать умение детей определять на ощупь геометрические фигуры.

 

 

2.Игры на ориентировки в пространстве: «Найди, где сидит зайчик»,    «Что где находится».

Цель:  Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху - внизу, впереди – сзади, справа – слева.

 

   Я разработала и  использую в  своей практике игру «Рассели фигурки»

 В игре «Рассели фигурки»  дети должны  распределить  большие геометрические фигурки на большом коврике, а маленькие – на маленьком коврике. Целью данной игры является закрепление    понятия «размер»   (большой- маленький).

    3.Игры на ориентировки во времени: Игры на тему «Времена года», «Какая картинка лишняя?», «Когда это бывает»

Целью данных игр является  формирование умения временных представлений.

 

          В  работе я  использую различные варианты пальчиковых игр, имеющих математический контекст. Например:

Пальчик – мальчик,                                              Пальчики уснули

Где ты был?                                                В кулачок свернулись

С этим братцем –                              Один! два! Три !четыре !пять!

 В лес ходил,                                              Захотели поиграть.                 

С этим братцем –

Щи варил,

С этим братцем –

Кашу ел,

С этим братцем –

Песни пел.

 

 

   Использую загадки, имеющие математическое содержание.

 Эти загадки я всегда стараюсь сопровождать подсказывающей картинкой. Предлагаю детям найти на картинках то, о чём говорится в загадках и сосчитать, с целью сопоставить текст и предмет, о котором в нём говорится.                               Загадки: 

 

Бегу при помощи двух ног,

Пока сидит на мне ездок.

Устойчив я лишь на бегу.

Две педали есть внизу.

                                      (велосипед) 

У него глаза цветные

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня.

                                      (светофор)   

            Также в своей работе я использую сказки. Сказки развивают и  тренируют способность удерживать в памяти и воспроизводить упорядоченный ряд.

Такие как «Колобок», «Теремок», «Репка». Этими сказками закрепляю количественный и порядковый счет .

          Особое внимание я уделяю индивидуальной работе с детьми. Во время режимных моментов детям даю множество необременительных, а наоборот, вызывающих интерес и желание выполнять их, задания. \

 Варианты заданий:

             Величина -  Цель: учить детей сравнивать и подбирать предметы по величине, понимать и правильно использовать в речи слова большой, поменьше, маленький, одинаковые и т. п. 

  1.На прогулке предлагаю собрать камешки, листочки, большие и маленькие.

  2.Предлагаю сделать на прогулке куличики из ведёрок разного размера, сравнить их.

       Цвет – Цель: упражнять детей в различении и назывании цветов.   

1.    Во время утреннего приёма  обращаю внимание детей на одежду ,цвет. 

2. При одевании на прогулку обсуждаю с каждым ребёнком, какого цвета у него шапка, куртка, сапоги, шарф, варежки и т.

 3. В зоне творчества предлагаю нарисовать, что бывает зелёного, красного и других цветов.                                                                     

       

       Количество – Цель: учить детей сравнивать предметы по количеству, понимать и правильно употреблять слова «много»–  «мало» ,закреплять счёт.                                                       

 1. Во время рассматривания иллюстраций спрашиваю детей, сколько каких предметов на ней изображено.                                                             

   Форма – Цель: показать детям многообразие форм в окружающем нас мире. Активизировать в речи детей их названия. 

1.    Предлагаю детям на сыром песке сделать отпечатки разных предметов: ладошек, подошв обуви , спрашиваю  на что похож тот или иной отпечаток.

2.    Предлагаю рассмотреть кукольную одежду: форма платочка, косыночки, юбочки и т. п.

 

    Пространственные отношения -  Цель: Развивать умение ориентироваться в расположение частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху - внизу , впереди – сзади, справа – слева.

 

1.    Рассматривая картину, предлагаю рассказать, что изображено вверху, что внизу, что слева, а что справа. 

2.    На зарядке выполнить движения в заданном направлении: вверх- вниз, вперёд-назад, вправо-влево.   

3.    Наклеить  фигуры вверху, внизу, в углу, в центре листа бумаги

 

  Временные отношения – Цель: Расширять представление детей о частях суток и их последовательности. Учить, на конкретных примерах, устанавливать последовательность конкретных событий: что было раньше, что позже. 

1.Предлагаю по иллюстрации определить, какое время суток изображено на ней.

 

Вывод: Включение на занятиях специальных игровых задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Это удерживает интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное дидактическое пособие для детей младшего и среднего возраста «Дикие животные»

Пояснительная записка по использованию электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе. Тема: «Дикие животные»Возраст: 3-4годаЦель: формировать ...

Деловая игра(практическая часть) «Коммуникативные музыкальные игры в режимных моментах и на прогулке для детей младшего и среднего возраста»

Цель: решение педагогических, нравственно-этических и психологических задач; социальное развитие детей, воспитание у них патриотизма,  навыков коммуникации  совместной деятельности.Место при...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ по ПДД для детей младшего и среднего возраста «МАЛЫШАМ О ТРАНСПОРТЕ»

Дидактические игры предназначены для индивидуальных и групповых обучающих занятий в детском саду, подходят для дошкольников 3-5 лет. Знания, получаемые в ходе таких занятий, имеют практическую на...

Дидактическое пособие по ФЭМП для детей младшего и среднего возраста

Данное методическое пособие предназначенно для детей младшего и среднего дошкольног возраста,родителей и педагогов дошкольного образования,в которое можно играть дома,в дороге и в ДОУ....