Дидактическое пособие «Пять Фей нашего здоровья» для совместного взаимодействия в семье и в группе детского сада для детей младшего и среднего возраста
учебно-методическое пособие
Целью данного пособия является формирование основ здорового образа жизни у детей 2 младшей и средней групп (3-5 лет). Обоснование выбора темы для пособия: актуальность формирования и развития основ здоровьесбережения у младших детей неоспорима, поскольку дети не имеют достаточного опыта, навыков, знаний и умений, но игр и пособий в данном направлении в магазинах не достаточно. Многие родители не очень осведомлены, как можно развивать своего ребёнка в этой теме и какие игры можно использовать. Поэтому считаю своей задачей, как воспитателя, помочь родителям с выбором и применением развивающего и обучающего материала.
Краткое описание пособия: Данное пособие «5 фей нашего здоровья» разрабо- тано соответственно возрастным особенностям и возможностям детей 4-го и 5-го годов жизни. Предназначается для совместной деятельности в режимных моментах, на занятиях и в свободной деятельности, как в группе детского сада, так и в семейной обстановке с родителями. Направлено на формирование и развитие основ ЗОЖ у детей.
Пособие состоит из 5 блоков, каждый из которых имеет своего персонажа Фею (имя Феи отражает особенности ее деятельности) и дидактическую коробку, соответствующую определённой направленности темы детского здоровья сбережения (воспитание правил личной гигиены тела и полости рта, формирование пищевого поведения и здоровых привычек, воспитание здоровых привычек в игровой деятельности, развитие эмоциональной сферы детей) в соответствующем оформление .
Содержатся разнообразные игры и упражнения для совместных и самостоятельных игр, такие как, например: игры тренажёры, нейро-игры, мемори-карточки, магнитный мотиватор; дидактические игры и развивающие упражнения на развитие дыхания, мелкой моторики, внимания, памяти, навыков и умений, соответствующих данному возрасту детей. В каждом из блоков (дидактической коробке) прилагается аннотация и правила для родителей, а так же определенное напутствие Феи в виде обращения к ребёнку.
1.блок «Зубная фея- Анфиса Белозубкина»
2.блок «Фея гигиены – Мила Чистюлькина»
3.блок «Фея хорошего настроения-Веселина Добрая»
4.блок «Фея здоровой еды- Няша Вкусняшкина»
5.блок «Фея полезных игр-Игруля Разумейкина»
Ребёнок сам или совместно с родителями, по желанию выбирают блок для совместного использования дома на желаемый срок. По завершению срока использования, родителям рекомендуется приложить небольшой фотоотчёт, отзывы, возможные рекомендации и предложения своих игр по теме, возможно внесение собственных игр .
По мере взросления детей, планируется добавлять блоки с новой направ-ленностью, например: воспитание культуры поведения (за столом, в обществен-ных местах и т.д), формирование безопасного поведения дома и на улице, развитие привычек общения с животными и многое другое, соответственно грядущему возрасту и потребностям детей в группе.
Используемые материалы в изготовлении пособия.
В основном применены подручные и вторичного использования материалы, экологические чистые, такие как :
-картонные коробки (для пиццы), они оказались очень удобного размера 30х30х6см т.к. входит формат А4 и не очень высокие, и низкая цена за 1 шт-36 руб. А все вместе 5 коробок легко вмещаются в единую коробку (приобретена тканевая коробка для хранения игрушек), что удобно для хранения в группе .
-куклы Феи выполнены из одноразовых деревянных ложек, кусочков ткани, шерстяные нитки, нитки мулине, шпагат и элементы декора, приобретенные в магазине .
-для изготовления игр использовались одноразовые картонные стаканчики, тарелки, трубочки, полиэтиленовые одноразовые перчатки, деревянные лопатки и шпатели, картонные коробочки и стаканчики от желе, так же приобретенные элементы декора (помпончики), природный материал (байкальские камешки)
-применялось ламинирование некоторых деталей в играх, для многоразового использования (что бы можно было на них детям рисовать и отмечать маркерами).
-для оформления коробок использовались детские наклейки и самостоятельная роспись маркерами.
-детали, требуемые того, скреплялись посредством двустороннего скотча, сшивания или связывания, без применения агрессивного клея.
Детальное описание блоков дидактического пособия «Пять Фей нашего здоровья».
Родителям изначально даются рекомендации (на развороте каждой коробки) и предлагается использовать персонаж каждой феи, как ожившую куколку и использовать ее в совместных играх дома , привлекая членов семьи .
1.Блок «Феи гигиены – Милы Чистюлькиной»
Содержит дидактическую коробку и персонаж куколку – фею гигиены Милу Чистюлькину. Фея помогает родителям доступно рассказать детям о правилах ухода за своим телом, развивая навыки самообслуживания, опрятности через различные игры. А именно:
1.1.Предлагается начать с рассмотрения и совместного чтения, обсуждения книги «Занимательная гигиена» авт. Т.Варламова. Книжка очень красочная, занимательная, с открывающимися окошечками и имеет доступное детскому восприятию содержание и практические задания .
1.2.Книжка игр с наклейками «Мой день» многоразовые наклейки по заданиям, помогут детям усваивать режимные моменты .
1.3. Игровое упражнение «Смой микробы», оформлено таким образом, что когда ребёнок протягивает полоску бумаги с изображением ладошек под изображением струй воды и мылом (а на ладошках лежат микробы), то микробы «смываются водой» и ладошки остаются чистыми. Это практическое упражнение наглядно показывает ребёнку пользу мытья рук .
1.4. Игра тренажёр «Подстриги ногти» состоит из пары ладошек и пары ступней с «растущими ногтями», можно играть ребёнку одному, закрепляя навыки пользования ножницами, а также совместно, соревнуясь (усваивая правило гигиены стрижки ногтей )
1.5 Игра тренажёр « Прически», на картонных контурных лицах прикреплены волосы из пряжи, пользуясь ими, можно учиться заплетать косички, делать разные причёски из резинок и заколок, а также использовать украшения. Особенно этот тренажёр важен для девочек, формируя умения ухаживать за волосами и пользоваться украшениями.
2.Блок «Зубной феи- Анфисы Белозубкиной»
Содержит дидактическую коробку и персонаж – зубную фею Анфису Белозубкину. Фея помогает родителям доступно рассказать детям о правилах ухода за полостью рта, предлагая различные игры. А именно:
2.1. Начать желательно с прочтения сказки «Про дракошу Гошу и зубную фею Анфису», в которой рассказывается, как и почему заболели у дракончика зубки и зубная фея научила его пользоваться зубной щёткой и пастой .
2.2. Карточки для индивидуальной беседы «Расскажи, что полезно и вредит зубкам»: с обзорной целью рассмотреть с ребёнком красочные карточки, на которых изображены здоровый-радостный зуб и больной-грустный и вокруг них то, что полезно и вредит зубам. Обсудить с ребёнком .
2.3. Круглые пазлы-вкладыши «Собери зубки»: ребёнку предлагается 6 кругов разного диаметра, по 3 круга на больной и здоровый зуб. Ребенку предлагается собрать круги вкладыши, подбирая детали разных зубов, включая логическое мышление .
2.4.Дид/игра с прищепками «Собери, что полезно и вредно зубам»: к двум трафаретам зубов больного и здорового, нужно прищепить маленькие фигурки на прищепках, соответственно вреду и пользе для зуба, обосновывая свой выбор .
2.5.Игра тренажёр -челюсть «Убери остатки пищи с зубов», используя зубочистку .
2.6.Игра тренажёр - «Почисти зубы»: заламинированная карточка А4. Ребёнку предлагается фломастером нарисовать кариес, остатки пищи, грязь на зубах, детская зубная щётка (прилагается) и можно дома использовать детскую зубную пасту (в группе можно водой с щёткой) и показать приёмы чистки зубов. После взрослый может основательно почистить тренажёр влажной салфеткой для дальнейшего применения
3.Блок «Феи хорошего настроения-Веселины Доброй»
Содержит дидактическую коробку и персонаж – фею хорошего настроения Веселину Добрую. Фея помогает родителям развитию эмоциональной сферы детей, умению выражать свои чувства и справляться с эмоциями, знакомит со своими друзьями Эмостриками :
3.1. Рекомендуется начать с серии книг «Учимся справляться с эмоциями» Е.Сачковой, которая состоит из 12 книжек по темам и знакомство с Эмостриками: Улыбака, Злостик, Завидуля, Удивляка, Обижуля, Бояка, Печалька, Любимка, Зевака, Стеснюлька, Стыдуля, Беспокуша. Каждый Эмострик рассказывает про свою эмоцию, как можно с ней справляться, если трудно. Знакомиться с книжками стоит постепенно, не торопясь, проигрывая ситуации и задания, а также между изучением материала в книжках можно играть и в предлагаемые игры .
3.2. Игра «Эмоциональные камешки», взаимодействие с природным материалом тоже благоприятно сказывается на эмоциональном развитие ребёнка, игра заключается в обследование камешков на тактильных ощущениях, затем ребёнок может выражать с помощью выкладывания камешков с изображённой эмоцией на нём или просто проигрывать эмоции сам или с близкими .
3.3.Магнитные истории «Эмоции», предлагается 2 поля: для создания эмоционального портрета, используя магнитные детали лица на первом или прорисовка деталей лица маркером на втором. Проигрывание ребёнком различных эмоций помогает легче выражать свои чувства, понимать и высказывать их .
3.4.«Мемори смайлики». Используя 12 пар разноцветных карточек с различными выражениями смайлов, развивается зрительная память, внимание, умение играть коллективно, уметь принимать проигрыш, уметь справляться с эмоциями и выражать их. Игра предназначена от 2 и более игроков.
3.5.Рабочие карточки «Оптимист и пессимист», упражнять детей, находить во всех ситуациях положительное и придумай почему в хороших ситуациях мальчик пессимист может видеть плохое. Рекомендуется родителям применять подобные упражнения в обычной жизни .
4.Блок «Феи здоровой еды- Няши Вкусняшкиной»
Содержит дидактическую коробку и персонаж – фею Няшу Вкусняшкину.
Фея поможет родителям формировать и развивать здоровые привычки пищевого поведения и культуры здоровой еды у детей в доступной форме посредством игр и упражнений. А именно:
4.1.Магнитный мотиватор «Моя тарелка», скорее всего пригодится деткам с нарушением веса (избыточный или недостаточный) и поможет их родителям сбалансировать порцию еды для деток, но и так же детям нормостенического телосложения тоже полезно играть в подобную игру .
4.2.Дидактические круги «Какая еда»: ребёнку следует в круге «полезная еда» из предложенных разных продуктов выбрать для изображения ребёнка в центре (соединить дорожками) только полезные, аналогично с вредными продуктами. Взрослый помогает обосновать вред и пользу определённых продуктов
4.3.Игра «Накорми малыша» заключается в том, что нужно подбирать для малыша полезные продукты, ребёнок может обосновывать свой выбор (картинки с изображением продуктов проваливаются через рот в прозрачный животик. Малыш здорового вида (розовощёкий, с хорошим розовым цветом кожи). Если в рот малышу попадает вредный продукт, взрослый переворачивает малыша на обратную сторону, с нездоровым серым цветом лица, синяками под глазками. Игра со взрослым в паре, который помогает обосновать и закрепить пользу и вред продуктов .
4.4.Игра «Банки с едой», можно играть самостоятельно ребёнку, можно до 4 участников соревнуясь. Следует обвести красным маркером вредные продукты, зелёным-полезные .
4.5.Беседа с развивающими карточками и заданиями: угадай какие овощи и фрукты купила мама, разукрась их правильно, что можно из них приготовить; мальчик проголодался, посмотри чего ему не хватает для обеда; мама с детишками решили приготовить что то вкусное, как думаешь, что они хотят приготовить, какие продукты им нужны, выбери на следующей картинки и прочие другие вопросы по содержанию картинок .
5.Блок «Феи полезных игр-Игруля Разумейкина»
Содержит дидактическую коробку и персонаж – фею Игрулю Разумейкину.
Фея поможет родителям формировать и развивать здоровые привычки детей к полезной игровой деятельности, помимо гаджетов.
5.1. Нейропсихологическая игра «Йога-повтори за мной», содержит 64 карточки с изображёнными позами йоги. Дети могут играть в малых и больших группах, с неограниченным количеством участников .
5.2. Нейропсихологическая игра для развития межполушарного взаимодействия малой подвижности «Ладонь-кулак», ведущий показывает одному или группе детей (неограниченное количество участников) положение руки на деревянной сигнальной карточке, возможно постепенно увеличивать темп.
5.3 Игра « Занимательные перчатки» для развития мелкой моторики, цветового , сенсорного восприятия. Можно играть ребёнку самостоятельно и вдвоём на скорость .
5.4. Игра «Кошки-мышки» на развитие реакции, пространственного и логического мышления. На игровом поле дорожки и островки , по которым могут передвигаться фишки (кошка догоняет мышку), считается, что догнала, когда у мышки нет хода. Игра для 2 участников .
5.5. Упражнение на развитие силы вдоха и выдоха «Разбуди птичку», при достаточном выдохе надувается перчатка, оформленная в птичку, при вдохе- птичка прячется обратно .
Планируется дальнейшее пополнение интересными, необычными играми.











По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь взаимодействия воспитателя и логопеда в средней группе детского сада для детей с ОНР
В тетрадке собраны задания для индивидуально подгрупповой деятельности воспитателя на логочасе...

Значение элементарных математических представлений в детском саду для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Значение ФЭМП в детском саду, что для этого нужно....

Сценарий "День рождения в детском саду" для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Сценарий "День рождения в детском саду" для детей младшего и среднего дошкольного возраста...
Электронное дидактическое пособие для детей младшего и среднего возраста «Дикие животные»
Пояснительная записка по использованию электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе. Тема: «Дикие животные»Возраст: 3-4годаЦель: формировать ...

Конспект коррекционно - развивающего занятия с детьми на тему: «Правила поведения в нашем детском саду» ( для детей младшего дошкольного возраста)
Подробный конспект готового занятия для работы с детьми младших групп детского сада. Особенно актуален в работе с детьми, вновь пришедшими в сад, и не посещающими ранее какие- либо дошкольные уч...

Дидактическое пособие по развитию речи для детей младшего и среднего возраста (лэпбук) "В гостях у сказки".
Описание лэпбука по развитию речи "В гостях у сказок"....

Дидактическое пособие по ФЭМП для детей младшего и среднего возраста
Данное методическое пособие предназначенно для детей младшего и среднего дошкольног возраста,родителей и педагогов дошкольного образования,в которое можно играть дома,в дороге и в ДОУ....
