Рабочая программа кружка «Математика и сказка»
рабочая программа по математике на тему

Ткаченко Венера Рустамовна

В

В основу программы кружка положены приемы ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер) для  развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических понятий.  Это обоснованно тем, что доминантой детской деятельности и творчества является художественная направленность, которая в дальнейшем «обрастает коммуникативно-игровыми, целостно-ориентационными элементами».  Дети знакомятся с миром и учатся мыслить самостоятельно, системно, решая поставленные перед ними задачи.

В ходе работы кружка у ребенка формируются математические знания, умения, навыки и кроме того чувства, художественный вкус, нравственные чувства, творческая активность. Программа кружка рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста. При ее реализации активно используется содержание сказок, рассказов, загадок, стихотворений; ТРИЗ-упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_kruzhok.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«детский сад общеразвивающего вида №7»

МО «Лениногорский  муниципальный район» РТ

         «Согласовано»                                                                «Утверждаю»

старший воспитатель МАДОУ «Д/с №7»                     заведующая МАДОУ «Д/с №7»

____________Е.В. Никифорова                                              ____________И.Н.Шамрай

«___»_________2015г.                                                                Приказ №___от________

Рабочая программа

кружка «Математика и сказка»

для детей 5-6 лет

Составила: Ткаченко В.Р.

г.Лениногорск, 2015г.


Пояснительная записка

В основу программы кружка положены приемы ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер) для  развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических понятий.  Это обоснованно тем, что доминантой детской деятельности и творчества является художественная направленность, которая в дальнейшем «обрастает коммуникативно-игровыми, целостно-ориентационными элементами».  Дети знакомятся с миром и учатся мыслить самостоятельно, системно, решая поставленные перед ними задачи.

В ходе работы кружка у ребенка формируются математические знания, умения, навыки и кроме того чувства, художественный вкус, нравственные чувства, творческая активность. Программа кружка рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста. При ее реализации активно используется содержание сказок, рассказов, загадок, стихотворений; ТРИЗ-упражнения.

Основными принципами программы математического кружка являются:

 природосообразности: образовательный процесс в кружке строится согласно логике;

 умственного развития дошкольника;

 индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;

 индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;

 гумманистичности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.

Цель: развитие математических представлений детей посредствоим методов и приемов ТРИЗ.

Задачи кружковой работы:

Обучающие: Соотносить пример с ответом, составлять объект из частей, ориентироваться в пространстве, знать способ вычисления «больше - меньше на…», знать приём присчитывания по 1, уметь играть в игру «Да- нетка», уметь использовать для сравнения знак.

Развивающие: Уметь высказываться, используя математические понятия, уметь аргументировать свой ответ.

Воспитательные: уметь работать самостоятельно, с раздаточным листом. Развивать навыки самопроверки.

В педагогической деятельности кружка предполагается широко использовать:

-игры (имитационные, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры с ориентировкой на определение достижения, дидактические игры),

-проблемные ситуации и развлечения,

-лабиринты, схемы.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 25 минут, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

Основная форма занятий - групповое учебное занятие, кроме этого используются нестандартные формы: Театрально-математическая игры, ТРИЗ-упражнения.

Основные принципы организации занятий:

Ведущим является субъект - субъективные отношения, т. е. полноценного межличностного отношения, основанного на доверии, без подозрений, неискренности, страха.

Принципы добровольности предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.

Принципы активности предполагает вовлечение детей в специально разработанные действия. Это могут быть активные игры на запоминания, решение и составление задач,  внимательность, упражнения в тетради и т. д.

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

Срок реализации программы 8 месяцев.

Диагностика проводится 2 раза в год: вводная – в октябре, итоговая – в мае.

Перспективное планирование

Месяц

Тема

Цель

Материал и оборудование

Методические приемы

Выход

Октябрь

1.Математичес

кое развлечение «Осень в гости к нам пришла».

2.Игра-развлечение «Собираем урожай».

3.Игровая беседа «Сутки».

4.Сказка «Четыре лебедя».

Учить детей составлять математические задачи, упражнять в решении примеров, пользоваться знаками–символами, развивать интерес к играм, развивать творчество, воображение.

Развивать интерес к играм, в процессе развлечения упражнять в количественном счете в пределах 10, учить детей делить предметы поровну, прививать любовь к математике.

Поговорить с детьми о времени - сутки, части суток, продолжать учить

устанавливать различные временные отношения, помочь детям овладеть учебным материалом с помощью сказочных персонажей - Гном Тик-Так и Незнайка; использовать персонажи для наглядного обозрения.

Учить детей слушать математические сказки, правильно отвечать на

вопросы, понять какое время суток «нес на крыльях» розовый лебедь, уметь рассказать что произошло дальше, воспитывать интерес к познавательному развлечению, воспитывать эстетические чувства.

Карточки-символы, муляжи фруктов, тетрадь, ручка.

Муляжи фруктов и овощей, корзинки, предметные картинки, тетради, ручки.

Картина «Сутки», сказочные персонажи - Гном Тик-Так и Незнайка.

Математическая сказка «Четыре лебедя», куклы-герои сказок, картина «Части суток»

Словесный, беседа, наглядный, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический, обобщение, объяснение.

Словесный, наглядный, практический, сравнение.

Словесный, наглядный, беседа.

Словесный, наглядный, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер),  практический.

Решение задач в тетрадях

Игра «Подели порав

ну»

Д/и «Части суток».

Соста

вить задачу по  сказке

«Четыре лебедя».

Ноябрь

1.Сегодня, завтра, и вчера. Проблемные игры.

2.Игра-развлечение «Веселая неделя».

3.Радуга недели. Дидактическая игра «Радуга-дуга».

4.Дидактическая игра «Чья неделька быстрее соберется».

Учить детей слушать стихи, с использованием понятий «сегодня», «завтра», «вчера»; учить определять время суток сегодняшнего дня по «часам», определять, сколько времени осталось до завтра; воспитывать

творчество, воображение, мышление.

Познакомить с понятием «дни недели» на основе знакомства со

сказочными героями Гнома Тик-Так и его семи братьев, учить детей видеть красивые краски «недели», воспитывать эстетические чувства, внимание, память, мышление, увеличивать словарный запас детей.

Закрепить знания детей о порядке следования дней недели, улучшать память и внимание, развивать мелкую моторику рук, закрепить цвет, научить детей пользоваться радужными часами, учить слушать стихи и отрывки из стихотворения «Веселая неделька», учить детей рисовать радугу, любоваться ее красотой, воспитывать эстетические чувства красивого и мира прекрасного.

Закреплять знания детей о порядке следования дней недели, развивать внимание, память, мышление, увеличивать словарный запас детей,

воспитывать эстетические чувства.

Стихи, с использованием понятий «сегодня», «завтра», «вчера», часы, куклы.

Сказочные героя Гнома Тик-Так и его семь братьев, красочный календарь «Дни недели».

Радужные часы, календарь «Дни недели».

 

Календарь «Дни недели».

Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), проблемный.

Словесный, наглядный, беседа, практический.

Словесный, наглядный, беседа, практический.

Словесный, наглядный, беседа, практический.

Д/и «Скажи сколь

ко».

Развлечение «Весе

лая неделя».

Дидактическая игра «Радуга-дуга».

Дидактическая игра «Чья недель

ка быстрее соберет

ся».

Декабрь

1.Игровая беседа «Месяцы».

2.Математическая сказка «Братья месяцы».

3.Сказка «О чем говорили месяцы».

4. Сказка «Катя и время».

Познакомить детей с месяцами года, сохранить систему, определяющую последовательность месяцев в году, дать детям знания о представлении порядка следования месяцев друг за другом, об их длительности, рассказать, что длится дольше месяц или год, месяц или неделя, какие изменения происходят в природе, расширять словарь детей, воспитывать эстетические чувства.

Расширять знания о  представлении детей о каждом месяце года, о

явлениях, происходящих в природе, жизни людей, животных, насекомых и

растений в разные месяцы, познакомить с разновидностями календарей: настольный, настенный, отрывной, и т.д., объяснить их предназначение, использовать наглядную модель часов братьев месяцев, воспитывать

эстетические чувства.

Учить детей внимательно слушать сказку, правильно отвечать на вопросы, поговорить о том, почему Январь назван старшим месяцем в году, вспомнить старинные имена месяцев, воспитывать интерес к беседе, развивать память, уверенность в своих знаниях.

Учить слушать сказку, узнавать знакомые персонажи: Гном Тик-Так, «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», братья месяцы и других героев этой сказочной страны, учить наблюдательности, о том, как сменяются месяцы, природа в то или иное время года, воспитывать интерес к познанию.

Картинки всех месяцев.

Математическая сказка «Братья месяцы» календари различных видов, часы.

Сказка «О чем говорили месяцы», полумаски «Месяцы».

Сказка «Катя и время», картинки «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».

Словесный, наглядный, беседа.

Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический.

Словесный, наглядный, беседа.

Словесный, наглядный, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер),  беседа.

Д/и «назови месяцы по поряд

ку».

Соста

вить задачу по сказке «Братья месяцы»

Инсценировка сказки «О чем говори

ли месяцы»

Соста

вить схему по сказке «Катя и время».

Январь

1.Новогоднее математическое развлечение «Украшаем елку».

2.Игровая беседа «Времена года».

3.Дидактическая игра «Когда деревья надевают этот наряд».

Учить детей соревноваться в процессе игр, добиваться хороших результатов, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворения, стремление преодолеть трудности.

Обратить внимание детей на то, как меняется природа в разное время года, как одеваются люди, во что играют дети, как меняется поведение животных, цвет листвы, продолжительность дня в зависимости от смены

сезона, учить детей слушать музыку, любоваться сказочными персонажами, воспитывать эстетические чувства.

Закрепить и уточнить знания детей о том, как выглядят различные

деревья в зависимости от времени года, и месяца; помогать детям в образной

форме осмысливать взаимосвязь между временем года и явлениями природы, учить видеть красоту, развивать математические способности, получать

интеллектуальное удовлетворение от полученных знаний.

Геометрические фигуры, тетрадь, цветные карандаши, елка, клей, цветная бумага.

Картинки «Времена года».

Картинки «Времена года», деревья, листья желтого и зеленого цвета, схемы.

Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический.

Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический.

Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический, проблемный.

Развлечение «Укра

шаем елку».

Д/и «Време

на года».

Д/ и «Когда деревья надева

ют этот наряд».

Февраль

1.Дидактическая игра «Когда это бывает?»

2.Путешествие в Цветочный город «Незнайка и друзья».

3.«Путешествие в страну математика».

4.Путешествие в сказку «Гуси-лебеди».

Продолжать учить детей устанавливать временные отношения, помочь детям овладеть учебным материалом, закрепить знания о природных явлениях в различное время года, и разные месяцы, развивать умственные способности, интеллектуальные чувства.

Учить детей порядковому и количественному счету используя сказочных героев, закрепить цифры в пределах 15, пространственное

расположение предметов, запоминать простейшие математические понятия

слева от, справа от, впереди, сзади, воспитывать любознательность, развивать

смелость, инициативность.

Учить детей определять состав чисел пределах 9, закрепить знания о геометрических телах, развивать внимание, формировать у детей интерес к математике,

чувство уверенности в своих знаниях, воспитывать эстетические чувства,

любовь к красивому.

Учить детей на основе сказки видеть равенство и неравенство количества предметов разного цвета, продолжать закреплять навыки счета, учить ориентироваться на математической карте, закреплять пространственные отношения, воспитывать интерес к познанию, стремление преодолеть трудности.

Картинки «Времена года», стихи «Времена года», загадки.

Карточки-цифры, игрушки.

Карточки-цифры, игрушки, схемы, тетрадь, ручка.

Сказка «Гуси-лебеди», математическая карта.

Словесный, наглядный, беседа, практический, проблемный.

Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический.

Словесный, наглядный, беседа, практический, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер),  проблемный.

Словесный, наглядный, беседа, практический, проблемный.

Д/ и «Когда это быва

ет?»

Развлечение «Путе

шествие в Цветоч

ный город «Незнайка и друзья».

Игра «Путе

шествие в страну матема

тика».

Д/и «Подели порав

ну».

Март

1.«Поход в цирк». Математическое развлечение.

2.Путешествие в сказку «Дюймовочка».

3.Путешествие в сказку «Приключение Буратино».

4.Путешествие в сказку «Теремок».

Учить детей соревноваться в процессе игр, добиваться хороших результатов, формировать интерес к математике, получать чувство

удовлетворения, стремление преодолеть трудности.

Учить детей на основе сказочных героев упражняться в решении

примеров и логических задач, развивать внимание, мышление, умственные

способности, творчество, побуждать детей к созданию игровых образов,

воспитывать интерес к сказке.

Учить детей путешествовать по сказке с помощью математических

заданий, учить определять направление по отношению к объекту, закреплять

знания о геометрических фигурах, активизировать в речи детей слова и

словосочетания: длиннее, короче, самый длинный, равный по длине, развивать внимание, чувство уверенности в своих чувствах.

Учить детей видеть равенство и неравенство количества предметов с помощью сказки и сказочных героев, упражнять в составлении и решении математических задач, развивать умственные способности, эстетические чувства.

Картинки «Атрибуты в цирке», карточки-цифры, схемы.

Сказка «Дюймовочка», тетради, ручки.

Отрывок из сказки «Приключение Буратино», геометрические фигуры.

Куклы-герои сказки «Теремок», карточки-цифры, схемы.

Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический.

Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический.

Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический.

Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический.

Матема

тичес

кое развлечение «Поход в цирк».

Состав

ление и решение приме

ров.

Состав

ление и решение приме

ров.

Состав

ление задачи по  сказке «Тере

мок».

Апрель

1.Путешествие в сказку «Колобок».

2.«Кто где живет?». Математическая беседа.

3.Урок соревнования.

4.Мы сажаем. Проблемная ситуация.

Упражнять детей в счете до 15, сравнивать предметы разной величины,

развивать логическое мышление, творчество, прививать любовь к математике.

Упражнять детей в количественном счете до 15, формировать умение

устанавливать соответствие между совокупностью предметов и цифрой, упражнять в установлении равенства, воспитывать любовь к математике, чувство уверенности в своих знаниях, стремление преодолеть трудности.

Упражнять детей в порядковом счете до 15+, учить составлять примеры и задачи на установление равенства и неравенства, повторить геометрические тела, воспитывать умственные способности, интеллектуальное

удовлетворение от проделанной работы.

Учить детей выходить из проблемных ситуаций, закрепить умение раскладывать предметы в порядке возрастания размера, употреблять слова: самый большой, маленький, больше, меньше, развивать внимание, память, любознательность, творчество.

Предметы разной величины, карточки-цифры.

Карточки-цифры, картинки предметные, игрушки.

Карточки-цифры, картинки предметные, игрушки, тетради, ручки.

Игрушки разного размера, муляжи овощей и фруктов, тетрадь, ручка, карточки-цифры.

Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический.

Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический.

Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический.

Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический.

Состав

ление схемы- сказки «Коло

бок».

Д/и «Кто где живет?».

Соревнование.

Выстав

ка «Ого

род».

Май

1.Весенняя красота.

2.Развлечение с использованием русских народных произведений.

«Математическое лото».

3.«Смех да веселье». Математический фольклорный досуг.

4.«Лесной переполох или о том, как плохо обижать маленьких лесных Жителей». Игра-развлечение.

Учить детей ориентироваться на листе бумаги, закреплять знания о геометрических телах, показать детям возможность дробления предмета на равные доли, учить устанавливать отношения между целым и частью, развивать интерес к играм-развлечениям, развивать логическое мышление.

Учить детей играть в развивающие игры, упражнять приемам соревнования, развивать мышление, смекалку.

Повторить с детьми порядковый и обратный счет до 10, упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление, вспомнить с детьми пословицы и поговорки, где встречаются числа 7,3…, создавать у детей радостное настроение.

Упражнять детей в решении задач на логическое мышление, уметь разгадывать лабиринты, создавать у детей радостное настроение, чувство

уверенности в своих знаниях.

Муляжи овощей и фруктов(целые, части), альбомные листы, геометрические тела.

Картинки овощей и фруктов, карточки-цифры, тетрадь, ручка, русские народные произведения.

Игрушки, лабиринт, карточки-цифры, тетрадь, ручка.

Тетрадь с заданиями, ручка, лабиринты, карточки-цифры.

Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический, проблемная ситуация.

Словесный, наглядный, беседа, практический, проблемная ситуация.

Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический.

Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический, проблемная ситуация.

Выстав

ка аппликации «Весен

няя красо

та».

Развлечение

«Мате

матичес

кое лото».

Математический фольклорный досуг. «Смех да веселье»

Игра-развлечение.

«Лесной перепо

лох ».

Диагностика

Диагностика проводится в игровой форме 2 раза в год: октябрь, май, что способствует выявлению уровня знаний детей во всем разделам математики, охватывая каждого ребенка. 

Цель: Выявить уровень освоения элементарных математических знаний, развития логических приемов мышления, проявления самостоятельности в решении познавательных задач.

Материал:

  1. Карточки на каждого ребенка. На одной карточке нарисованы две перекрещивающиеся цепочки из шести кругов, на другой - их семи кругов.
  2. Две картинки - на одной нарисована цепочка из 6 кругов, на другой - из 7 кругов.
  3. Корзины с яблоками или предметами-заместителями на каждого ребенка, две корзины с яблоками.
  4. Альбомный лист с нарисованными контурами фигур четырехугольной и треугольной формы и наклеенными фигурами из цветного картона (размер должен совпадать с контурами фигур на альбомном листе).
  5. "Ворота" замка Кощея.

Воспитатель приглашает детей в путешествие, в сказку "Иван-царевич и серый волк".

- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И был у него сын Иван-царевич. Царь своим царством-государством управлял, а Иван-царевич ему помогал - он на компьютере работал.

Так вот, однажды получает Иван-царевич сообщение: "Попала я в плен к Кощею. Помогите, освободите меня. Василиса Прекрасная".

Прочитал это Иван-царевич и, недолго думая, снарядился в путь - Василису Прекрасную из плена освобождать.

- Ребята, а мы отправляемся вслед за ним, вдруг помощь наша нужна будет. Долго ли, коротко ли он шел, но тут на пути ему встретился волк и говорит: "Пропущу я тебя, Иван-царевич, дальше только в том случае, если ты выполнишь мое задание. В нашей лесной школе висят две картины, на них нарисованы две перекрещивающиеся цепочки из наибольших кругов (первая из 6, вторая из 7). Сколько всего кругов в одной у другой цепочке? В какой больше?" (Смотреть бланк обследования, задание №1).

- Ребята, поможем Ивану-царевичу быстро выполнить задание? (Раздаются карточки с заданием на каждого ребенка. Дети выполняют задание, помогают Ивану-царевичу). Волку понравилась правильно выполненная работа Ивана-царевича, он и говорит: "Хорошо, Иван-царевич. Теперь я тебе хочу помочь, садись на меня, так быстрее получится".

Довез волк Ивана-царевича до яблони, остановился и говорит: "Дальше я идти не могу, здесь владения Гусей-лебедей и Бабы-Яги". Попрощался и был таков. И вдруг видит Иван-царевич, что избушка на курьих ножках идет к яблоне, а в избушке сидит Баба-Яга. Ивану-царевичу она и говорит: "Я знаю, куда ты идешь. Но ты никогда не найдешь Василису Прекрасную, если не выполнишь задание яблони: видишь, под яблоней стоят две корзины. В эти корзины положили яблоки, в первую - 5 яблок, во вторую - 6 яблок. Что надо сделать, чтобы было поровну?". (Смотреть бланк обследования, задание №2).

- Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу выполнить задание, ведь ему надо торопиться. (На каждого ребенка выделяется корзина с яблоками, яблоки можно заменить предметами-заместителями. Дети выполняют задание, помогают Ивану-царевичу).

Баба-Яга осталась довольна работой и говорит: "Молодец, Иван-царевич. Подарю я тебе скатерть-самобранку. Может быть, и пригодится в дороге".

И пошел Иван-царевич дальше. А навстречу ему попались три медведя и спрашивают: "Куда путь держишь, Иван-царевич?". Рассказал он о беде Василисы Прекрасной, а Михайло Потапыч и говорит: "Да ты ж, какой маленький, куда тебе?". А Мишутка ему отвечает: "Какой же он маленький, он очень большой!" Задумался Иван-царевич.

- Ребята, помогите Ивану-царевичу разобраться, какой же он по отношению к Михайло Потапычу и к Мишутке. (Смотреть бланк обследования, задание №3). Дети отвечают, можно применить общий опрос детей.

Медведи остались довольны ответом Ивана-царевича и не стали задерживать его больше. Иван-царевич пошел дальше. Шел так долго, что даже проголодался. Вспомнил Иван-царевич про подарок Бабы-Яги, хлопнул в ладоши три раза, и появилась перед ним скатерть-самобранка, а на ней ничего нет, пусто. Скатерть тут и говорит: "Найди, Иван-царевич, мне лоскутки-заплатки четырехугольной и треугольной формы и, если скажешь, чем они отличаются друг от друга, то эти лоскутки-фигурки встанут на свои места и только тогда будет вкусный обед". (Смотреть бланк обследования, задание №4).

- Ребята, надо помочь Ивану-царевичу, а то без еды у него не будет сил и не дойдет он до Василисы Прекрасной. (На каждого ребенка выделяется "скатерть" и геометрические фигуры. Дети выполняют задание, помогают Ивану-царевичу, отвечают 2-3 ребенка, остальным предлагается вопрос "Кто согласен с ответом, а кто не согласен?")

Пообедал Иван-царевич, поблагодарил скатерть-самобранку и пошел дальше. И вдруг увидел вдали замок Кощея. А у ворот стоит стража и не пропускает внутрь Ивана-царевича, говорят: "Пропустим, если выполнишь задание. Встань, Иван-царевич, так, чтобы ворота были справа от тебя". (Смотреть бланк обследования, задание №5). - Ребята, поможем Ивану-царевичу? (Дети выполняют. Можно применить метод-вопрос "Кто с этим не согласен?")

Пропустила стража Ивана-царевича в замок. А кощей в это время отдыхал, телевизор смотрел. Увидел он Ивана-царевича и говорит: "Я с тобой сражаться не буду, знаю, что все равно ты победишь, я про это сказку по телевизору видел. Но ты должен помочь мне. Поможешь - отпущу с миром, нет - пеняй на себя, Василису в жены возьму, а тебя в темницу заточу. Слушай, не помню я, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра?" (Смотреть бланк обследования, задание №6). - Ребята, надо обязательно выручить Ивана-царевича. (Дети выполняют. Можно применить метод голосования). "Ну, что, помог мне вспомнить дни недели, забирай Василису Прекрасную, а еще подарю вам ковер-самолет".

Вернулись Иван-царевич и Василиса Прекрасная домой и мы из сказки вернулись!

БЛАНК ОБСЛЕДОВАНИЯ

Группа__________________Дата___________

Фамилия, имя ребенка

Номер задания

Всего баллов

    Примечание

1

2

3

4

5

6

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

1 задание.

Цель: Выявление уровня знаний о количественном счете и сравнении множеств.

2 задание.

Цель: Выявление уровня умения из неравенства делать равенство.

3 задание.

Цель: Выявление умения сравнивать предметы различной величины.

4 задание.

Цель: Выявление умения анализировать и сравнивать геометрические формы и давать им словесное описание.

5 задание.

Цель: Выявление уровня умения ориентироваться в пространстве.

6 задание.

Цель: Выявление уровня умения ориентироваться во времени.

Ребёнок ответил правильно, самостоятельно.-3 балла.

Ребёнок ответил с помощью воспитателя - 1-2 балла.

Не ответил ответ- 0 баллов.

Высокий уровень-18 баллов.

Средний уровень-6-12 баллов.

Низкий уровень-0 баллов.

Коррекционная работа

Октябрь

по теме «Количество и счет» следующие задания:

•        Соедини прямоугольники с одинаковым количеством предметов. Скажи, какие прямоугольники ты соединил?

•        Обведи птичек, которых больше всего. Каких птичек ты обвел? Почему?

•        Закрась животных, которых меньше всего.

•        Каких животных ты закрасил? Почему?

•        Закрась только математические знаки. Назови знаки, которые ты закрасил.

•        Нарисуй на каждой веточке столько листочков, сколько кружков слева. Сколько листочков нарисовали на верхней веточке? Почему? На средней? Почему? На нижней веточке? Почему?

•        Соедини каждую веточку с карточкой, на которой столько кружков, сколько листочков на веточке. Какую карточку с какой веточкой соединил?

•        Напиши в квадратах цифры от 0 до 9 по порядку.

•        Закрась только цифры.

По теме геометрические фигуры:

•        Закрась только геометрические фигуры. Назови геометрические фигуры, которые ты закрасил.

•        Закрась только четырехугольники. Назови геометрические фигуры, которые ты закрасил.

•        Обведи фигуры с самым маленьким количеством углов. Какие фигуры ты обвел и почему?

•        Закрась геометрические фигуры, у которых нет углов. Какие геометрические фигуры ты закрасил?

По теме «Величина»:

•        Обведи дома одинаковой высоты. Сколько домов ты обвел и почему?

•        Соедини деревья, у которых стволы одинаковой толщины. Какие деревья ты соединил и почему?

По теме «Ориентировка во времени:

•        Раскрась картинки на которых нарисовано утро. Сколько картинок ты раскрасил и почему?

•        Послушай отрывок из стихотворения П. Башмакова «Дни недели». Под каждой картинкой напиши цифру, обозначающую, в какой день недели что делала девочка.

В понедельник я стирала.

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач.

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

•        Соедини большие картинки с маленькими, так чтобы они относились к одному времени года. Какую картинку с какой ты соединил и почему?

•        Соедини часы, которые показывают одинаковое время. Какое время показывают часы, которые ты соединил?

Нарисуй стрелки на часах так, чтобы они показывали время, которое написано в квадратах под ними. Какое время показывают первые часы? Вторые? Третьи? Четвертые?

Май

по теме «Количество и счет»:

•        Под каждым квадратом напиши цифру, соответственно количеству кружков в них. Назови цифры в первом ряду, во втором.

•        Напиши в кружках знаки «больше» или «меньше». Прочитай записи.

•        Соедини каждую карточку с примером, к которому она подходит. Скажи, какую карточку с каким примером ты соединил.

•        Раздели квадраты на 2, 3, 4, 5 треугольников.

•        В пустые квадраты напиши цифры так, чтобы при их сложении получился ответ, который написан наверху.

•        Отгадай загадку. В квадрате напиши ответ.

Семь детей в футбол играли,

Одного домой позвали.

Смотрит он в окно , считает:

Сколько всех друзей играет?

***

Подарил утятам ежик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?

***

Пять ворон на крышу сели.

Две еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело.

Сколько всех их прилетело?

•        Послушай и выполни задание от Незнайки.

Из разных цифр я сделал бусы, А в тех кружках, где цифр нет. Расставьте минусы и плюсы. Чтоб данный получить

•        Напиши в пустые квадраты такую цифру, чтобы ответ был правильным.

•        Напиши в кружок цифру, обозначающую число, которое загадал зайка. А он загадал число, которое на один меньше семи, но на один больше пяти.

•        Напиши в пустых квадратах знаки «больше» или «меньше».

Ответь на вопросы. Сколько ушей у двух мышей? Сколько лап у двух медвежат? Сколько дней в неделе? Сколько часов в сутках? Сколько месяцев в году? Кто больше: маленький бегемот или большой заяц?

•        Кто длиннее: змея или гусеница?

•        Может ли после зимы сразу наступить лето?

•        Как называется пятый день недели?

•        У какой геометрической фигуры меньше всего углов?

Закончи предложения. Восемь на один меньше ... Семь на один больше ... У квадрата четыре угла, а у треугольника ... Слон большой, а мышка ... У Дуба ствол толстый, а у рябины ... ручей узкий, а река ... Закончилось лето и наступила…

По теме «Геометрические фигуры».

•        Закрась треугольники так, чтобы они все были разного цвета.

•        Закрась рыбку, которая состоит из геометрических фигур, нарисованных справа.

•        Почему ты закрасил эту рыбку?

•        Закрась только те геометрические фигуры справа, из которых состоит рыбка. Какие фигуры ты закрасил?

По теме «Величина»:

•        Напиши в квадратах цифры от 1 до 6, начиная от самой большой матрешки.

•        Напиши в квадратах цифры от 1 до 6, начиная от самого маленького шарика.

По теме «Ориентировка в пространстве»:

•        Обведи предметы слева от мишки и раскрась предметы, которые справа от него. Какие предметы ты раскрасил? Какие предметы обвел?

•        Закрась предметы слева от мишки и обведи предметы которые справа от него. Какие предметы ты обвел? Какие предметы раскрасил?

•        Нарисуй справа как можно больше предметов из геометрических фигур слева.

•        Покажи стрелочкой, на каком этаже живет каждый веселый человечек. Чтобы узнать это, нужно решить пример, который он держит в руке.

Способность к свертыванию математических рассуждений и соответствующих математических действий.

Литература

  1. «Воспитание сказкой»: для работы с детьми дошкольного возраста/Л.Б.Фесюкова.-Харьков: Фолио, 2000.- 464 с.

  1. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. Учр.: 3-е изд. – Минск:ИВЦ Минфина, 2007.

  1. «Математика. Нестандартные занятия». Т.М.Бабушкина. Изд.торговый дом «Корифей» , 2009.

  1. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 592 с.

  1. Развитие художественных способностей дошкольников через использование инструментов ОТСМ – ТРИЗ технологии/Материалы конференции “Педагогика и ТРИЗ: проблемы формирования ключевых компетентностей. Кишко С.В. Саратов, 2009.
  2. «Точные сказки». Формирование временных представлений. Т.А.Шорыгина Москва 2004 Ноябрь.

  1. Управление образовательным процессом в ДОУ. Методическое пособие/ Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 224 с.

  1. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Методическое пособие. / Н.В.Белошистая. – М.: Аркти, 2004.

  1. Формирование представлений о времени у дошкольников. Е.Н.Лебеденко.  «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по теме: Занятие по математике с детьми среднего дошкольного возраста. "Математика в сказках".

Цели: Формирование умения соотносить количество предметов с числом,цифрой. Закрепить знание детей о простейших геометрических фигурах, счета до 5-ти, таких понятий, как: широкое-узкое, высокое-н...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе: «Помочь королеве Математике освободить сказки».

Сегодня к нам в гости пришла королева математики. Она попросила нас освободить  всех сказочных героев, так как их спрятал Карабас Барабас....

конспект по математике ФЭМП " Математика в сказках"

Конспект по ФЭМП в старшей группе " Математика в сказках" развивать у детей сообразительность, логическое внимание, учить решать арифметические задачи....

Занятие по математике в подготовительной к школе группе «Математика в сказках»

Программное содержание. 1)  Упражнять в прямом, обратном и порядковом счёте в пределах 20.  2) Продолжать учить решать примеры в пределах 10.  3) Закреплять знания состава числа 9....

Консультация для родителей «Математика и сказки»ика и сказки»

Дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Одна из...

Рабочая программа дополнительного образования "Сказка за сказкой" (театральный кружок)

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства...

Конспект интегрированного занятия по математике «Математика в сказке»

Цель:  Закрепить знания числового ряда, предыдущее и последующее число, умение решать примеры на сложение и вычитание....