Консультация для педагогов ДОУ «Использование опорных схем»
статья по математике по теме

Борисова Ирина Викторовна

Работу по введению символов, опорных схем начинают со средней группы, хотя опыт показал, что отдельные символы (цвет, форма, величина предметов) доступны и детям млад­шего возраста. Во всем объеме эта работа развернута в подгото­вительной группе..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornye_shemy.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

«Использование опорных схем»

Подготовила

Воспитатель МДОУ «Детский сад № 2 «Росинка»

Борисова Ирина Викторовна

    В задачи педагога входит не только знакомство ребенка с окружающим миром, но и обучение способам обследования, наблюдения, умению выделять суть, устанавливать взаимосвязи.

Очень полезными в этом процессе являются опорные схемы, наглядные модели, символы.

     Многим педагогам-практикам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на предложение поговорить с детьми старшего дошкольного возраста по какой-либо теме (фрукты, транспорт, профессии, животные, времена года и т. д.), сначала возникает пауза. Затем дети говорят о какой-то одной-двух характерных чертах обсуждаемого предмета, и снова наступает пауза. Далее дети чаще начинают повторять ответы товарищей, добавляя незначительные изменения от себя. Возникает ощущение, что они ничего не запомнили из пройденной темы, не поняли, из них надо все "вытягивать". Это далеко не так. Многое узнали, многое запомнили, но выразить это грамотно, по плану не в состоянии.

    Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора), значки машин и т. п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование педагогом в работе опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи. Что же такое опорные схемы? Опорные схемы — это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить. Схемы, символы, модели должны "рождаться" на глазах детей в момент объяснения педагогом нового материала в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

Цель опорных схем — "...изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти" (В.Ф. Шаталов), облегчил запоминание. Опорные схемы — это, как стержень, на который нанизывается материал. Не застывшая модель, а постоянно дополняемая новым материалом система.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную память, включить ассоциативную память шуток, радости, открытий, жестов, которыми сопровождалась подача материала.

В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:

1. Введение элементов схем, символов. Например, обозначения:

в   цвета;        ,,

формы  

величины

действия

2.  Использование элементов опорных схем, символов на всех
видах занятий, в различных видах деятельности.

У ребенка не должно быть "привыкания", что этот символ применим только в какой-то одной области. Символ универсален.

3. Введение отрицаний.

Например, обозначения

не большой

не круглый  

не съедобный

4. Сочетание символов, "чтение" цепочки символов.

Например: в левом верхнем углу большой круг

5.  Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.

Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор. Так, например, именно детьми было подсказано изображение двух стаканов: полного и перечеркнутого пустого при составлении опорной схемы к структуре арифметической задачи (ответ должен быть полным).

6.   Творческое создание детьми опорных схем.

(По рассказу воспитателя или товарища, индивидуальная зарисовка планов, схем, загадок.)

При использовании опорных схем, символов дети не всегда могут абстрагироваться от символа, условного изображения, начинают рассказывать об элементах схемы, а не о предмете познания, обсуждения. Эта проблема возникает у отдельных детей на первом, втором, третьем этапе и не длится долго.

Также работа может быть затруднена на 5—6 этапах из-за небольшого изобразительного опыта детей, а в младшем возрасте — из-за незнания букв, цифр, знаков.

Чтобы преодолеть некоторую робость и неуверенность в поиске символов самими детьми, можно использовать "зарисовку" загадок. Такие зарисовки вызывают заметное оживление, радость. Например:

Без окон, без дверей

Полна горница людей.(огурец)

Можно предложить детям задание на коллективный поиск, обсуждение изображений радости, горя, ветра, света и т. д.

Опорные схемы, символы уже давно вошли в жизнь и обучение в детском саду (календари природы, уголки дежурств). Универсальность опорных схем, символов позволяет использовать их очень широко.

     Для развития элементарных математических представлений у

детей можно обратиться к опорным схемам:

  1. для записи структуры арифметических задач;

2)   обозначения углов (L ), сторон ( | ), направлений (->  ^  !<-);

3)   использования аббревиатур для обозначения месяцев года:

ДЯФ — декабрь, январь, февраль. «Мы вышли на улицу, сильный мороз, ветер — поежились от холода — "дяф"».

МАМ — март, апрель, май. "Весной рождается новая травка, цветы, листики и др. Ничего не может родиться без мамы. Весной все поздравляют своих мам с праздником 8 Марта".

ИИА — июнь, июль, август. «Летний день, жара. На лужайке стоит печальный ослик ИА, ему так жарко, что он только и может сказать " И-И-А"».

СОН — сентябрь, октябрь, ноябрь. "Осенью вся природа засыпает, спят растения, засыпают некоторые животные";

4)  "записи" свойств геометрических фигур;

Работу по введению символов, опорных схем начинают со средней группы, хотя опыт показал, что отдельные символы (цвет, форма, величина предметов) доступны и детям младшего возраста. Во всем объеме эта работа развернута в подготовительной группе..

Однако важно помнить, что работа с опорными схемами, символами — это лишь небольшая часть работы с детьми, она не заменит непосредственного общения педагога с ребенком. Всегда главным есть и остается живое общение, мимика, жесты, эмоции.

Консультация для воспитателей по теме

«Опорные схемы  для развития математических представлений»

                                                                                                                         Выполнила:

                                                                                                                         воспитатель

                                                                                                                         МКДОУ №18

                                                                                                                         Бугдаева Д.И.

Элиста, 2015 г.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментально-исследовательская деятельность с инновационно- развивающей, здоровьесберегающей технологией опережающего обучения с использованием опорных схем: «Голос мой –волшебник».

Гипотеза:Поможет ли ребёнку участие в экспериментально-исследовательской деятельности сформировать психологическую установку на сохранение и укрепление собственного здоровья(голоса, голосовых св...

Подгрупповое логопедическое занятие. Тема: «Описание морских и речных рыб с использованием опорной схемы»

Конспект подгруппового занятия по закреплению умения составлять описательный рассказ по схеме для детей старшего дошкольного возраста (5- 6 лет). На занятии дети закрепляют знания по теме "Рыбы", обог...

Консультация для педагогов на тему: "Использование опорных схем в составлении описательных рассказов"

В консультации описываются пути использования опорных схем для умения детей составлять описательные рассказы....

Семинар-практикум для педагогов "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ ПРИ ПЕРЕСКАЗЕ по методике Л.В. Лебедевой"

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ ПРИ ПЕРЕСКАЗЕ по методике Л.В. Лебедевой. Презентация...

Консультация для родителей «Использование опорных схем в составлении описательных рассказов»

Развитие речи теснейшим образом связано  с формирование мышления и воображения ребёнка. Активизировать речевое развитие нам помогут схемы - описания....

Консультация для педагогов «Обучение дошкольников пересказу с использованием опорных схем»

Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. Умение пересказывать художественный текст имеет огромное значен...

Консультация для педагогов «Использование опорных схем моделирования в работе с детьми по трудовому воспитанию»

Автор делится опытом, как использует опорные схемы в воспитательном процессе для организации эффективного обучения и развития детей в группе, для приучения к самообслуживанию и формированию привычки к...