Методическая разработка"Тема недели "Дары осени" Тема дня"Овощи" "
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Краснеева Елена Викторовна

   Календарно – тематический план (на материале решения задачи ФЭМП).

 

 Конспект совместной деятельности педагога и детей (образовательная деятельность).

 

 Проект предметно – развивающей среды по организации самостоятельной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasneeva_e.v.docx150.7 КБ

Предварительный просмотр:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

УПРАВЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

курсов повышения квалификации по программе

«Математическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

 (модуль вариативной части повышения квалификации

по именному образовательному чеку)

срок обучения: с 25.09.2017  по 29.09.2017г

Методическое обеспечение математического развития

детей 6-7 лет по теме

«Тема недели «Дары осени»   Тема дня «Овощи» »

Выполнил:

Воспитатель первой категории Краснеева Елена Викторовна

СП ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово

Проверили:

О.А. Еник, к.пед.н, доцент кафедры

 дошкольной педагогики и психологии ТГУ

Тольятти, 2017

Содержание

  1. Календарно – тематический план (на материале решения задачи ФЭМП).

2. Конспект совместной деятельности педагога и детей (образовательная деятельность).

3. Проект предметно – развивающей среды по организации самостоятельной деятельности детей.

4.  Литература.

5.  Приложение.


Календарно-тематический план решения задачи: формирование элементарных математических представлений дошкольников.

Группа подготовительная

Тема недели «Дары осени»   Тема дня «Овощи»   

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей (организация предметно-развивающей среды)

Взаимодействие

с родителями/ социальными партнерами

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Итоговое занятие

Тема: «Путешествие в замок феи Осени»

  1.  Организационный момент.

 Утреннее приветствие.

  1. «Воспитатель приглашает в путешествие в замок феи Осени»
  2. Игра «Считай дальше»
  3. Малоподвижная игра «Назови соседей числа»
  4. Работа парами. Игра «Больше или меньше»
  5. Математическая презентация (дети рассматривают слайды-картинки и отвечают на вопросы).
  6. Практическое задание: выкладывание картинок с овощами на листе бумаги.
  7. Физкультминутка.
  8. Математическая задача.
  9. Работа с числовым отрезком.
  10. Игра «Засели жильцов в домик»
  11. Итог занятия.
  12. Сюрприз от феи Осени (раскраска).

Утро

Беседа «Что растет в огороде»

Д/и «Добавь до 10»

Д/и «Отбери картинки с овощами»

Индивидуальная работа по рисованию на тему «Осенний натюрморт»

Прогулка № 1

Наблюдение на мини-огороде за морковью и свеклой.

Индивид. работа: «Назови овощи» - закреплять названия овощей,

упражнять в ловле мяча.

Игры с выносным материалом: лепка

овощей из песка, перевоз урожая на

машине.

П/и «Попади в корзину»

Обед

Загадывание загадок на тему «Овощи»

Вечер

Разучивание физминутки «В огороде у Федоры» (Считаем овощи)

Конструирование из бумаги «Коробка для овощей» (посчитать овощи и сложить в коробку).

Индивидуальная работа по развитию речи:

составление рассказа про овощи.

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Прогулка № 2

Наблюдение за погодой.

Индивидуальная работа «Числовая лестница» (выставить кубики с числами от большего к меньшему)

П/и «Пронеси овощ по бревну» (развитие координации движений)

Д/и «Какой по счету овощ..,»

Актуальная среда

Плакат «Уборка урожая на огороде»

Энциклопедия «Огород круглый год»

Книга «Поделки из овощей»

Д/и «Числовая лестница »

Д/и «Один-много»

Д/и «Больше-меньше »

Д/и  «Образование числа»

Д/и «Засели соседей»

Счетный материал «Учимся считать»

Геометрические фигуры

Д/и «Добавь до 10»

Д/и палочки Кюизинера

Обучающие карточки с изображением разного количества овощей

Серия демонстрационных картин «Круглый год»

Набор картинок «Овощи»

Микроскоп

Наборы игрушек «Овощи»

Цветные карандаши

Магнитная доска

Мозаика

Магнитная мозаика

Н-п/и «Где что растет?»

Раскраски

Книга «Волшебный пластилин»

Цветные карандаши

Соленое тесто

Обручи

Атрибуты для подвижной игры (шапочки овощей)

Сделать подборку математических считалок про овощи.

Конкурс рисунков на тему: «Нарисуй цифру из овощей».


КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей

 (образовательная деятельность)

по теме «Путешествие в замок феи Осени».

Разработчик  конспекта:

__Краснеева Елена Викторовна

СП ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово

Руководитель:

О.А. Еник,  к. пед. н., доцент

кафедры дошкольной педагогики  и психологии ТГУ

,

Тольятти, 2017

КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей  

(образовательная деятельность)

по теме «Путешествие в замок феи Осени»

Образовательная программа «От рождения до школы»  (Авторы: Веракса Н.Е., Комарова Т,С., Васильева М.А.).

Возрастная группа: 6-7 лет.

Содержание деятельности детей: повторение порядкового и обратного счета в пределах 10; развитие навыков уменьшения  и увеличения числа на 1; закрепление знаний знаков «+, -, =, <, >»,  умения решать задачи в пределах 10; продолжение обучения ориентированию на листе бумаги.

Задание для совместной деятельности детей (вид, способы предъявления и способы представления решения):  

Задание

(действие и его содержание)

Способ

предъявления задания

Способ презентации

результатов выполнения задания

  1. Даю кочан капусты и  называю число, а вы передавайте дальше, называя следующее число

Словесно-практический

Словесно-практический

  1. Возьмите любой овощ (на овоще число) и назовите числа соседей
  2. Разделитесь на пары и определите, чье число на овоще больше, а чье меньше.

Словесный

Словесный

Словесно-практический

Словесный

  1. Посмотрите на слайды-картинки и ответьте на вопросы.

Словесный

Наглядно-словесный

  1. Возьмите листочки и разложите овощи в том порядке, в каком я скажу.

Словесный

Практический

  1. Давайте выполним физкультминутку

Словесно-практический

Словесно-практический

  1. Давайте решим задачу и ответ выложим кружочками.

Словесный

Словесно-практический

  1. Давайте отметим ответ задачи на числовом отрезке

Словесный

Словесно-практический

  1. Посмотрите на числовой домик и заселите жильцов по этажам. Прикрепите магнитик с нужным числом в окошечко.

Словесный

Словесно-практический

Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЭМП): формировать математические знания и умения посредством игры; повторять порядковый и обратный счет в пределах 10;  развивать навыки уменьшения  и увеличения числа на 1; закреплять знание знаков «+, -, =, <, >»,  умение решать задачи в пределах 10; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги; развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, память; воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Образовательная область «Речевое развитие»: приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний; совершенствовать речь как средство общения; развивать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли для окружающих.

Образовательная область «Физическое развитие»: формировать потребность в двигательной деятельности, воспитывать умение сохранять правильную осанку.


Материалы и оборудование.

  1. Демонстрационный материал:

слайды с заданиями, «домик» состава числа 10, магнитная доска, цифры-магниты.

Раздаточный материал: муляжи овощей с числами, листы бумаги, раздаточный материал по теме «Овощи», кружочки красного и зеленого цветов, числовой отрезок на листе бумаги, простые карандаши, сигналики.

2. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

– магнитофон, аудиозапись звуков природы: «Осенние мелодии», мультимедийное оборудование, экран.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей (НОД)

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводный

Организационный момент.

Утреннее приветствие

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости!  Давайте мы с ними поздороваемся и подарим гостям хорошее настроение!

Дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям.

Основной

Игровая ситуация «Путешествие в замок феи Осени» (тихо звучит  музыка)

Воспитатель сообщает детям, что фея Осени пригласила их в свой замок, там много интересного и загадочного. Но, чтобы попасть в замок феи, придется преодолеть немало преград и препятствий. Спрашивает, готовы ли они отправиться в путешествие.   

Воспитатель предлагает убедиться, что все умеют хорошо считать.

Рассматривают замок.

Дети соглашаются.

Игра «Считай дальше»

Воспитатель выясняет знания детей порядкового и обратного счета.

Дети передают друг другу муляж капусты и называют числа в прямом и обратном порядке.

Воспитатель сообщает о первом препятствии – речке и предлагает ее перейти.  Для этого нужно взять по одному овощу, внимательно его рассмотреть. Обращает внимание, что на обратной стороне у каждого овоща написано число.

И предлагает выполнить первое задание.

Игровое упражнение «Назовите соседей числа ….»

На каждом овоще написано число, детям нужно назвать соседей указанного числа.

Называют соседей числа.

Работа парами

Игровое упражнение «Больше или меньше» 

Дети встают парами и определяют, чье число на овоще больше или меньше.

Определяют, чье число больше или меньше.

Работа с презентацией

Воспитатель сообщает о следующем препятствии – горе. Для того, чтобы подняться на вершину горы, нужно выполнить следующие задания -  ответить на вопросы:

•        «Какой по счету овощ?» (первый, второй, третий и т.д.).

•        «Где больше овощей?» (в правой корзине или в левой)

•        «Посчитай сколько огурцов?»

•        «Сколько здесь кабачков?»

Дети внимательно рассматривают слайды-картинки и отвечают на вопросы.

Игровое упражнение на ориентирование на листе бумаги

Перед детьми лежат листы бумаги и  картинки овощей. Воспитатель предлагает выполнить еще одно задание:

•        «В левом верхнем углу листа положите помидор».

•        «В правом нижнем углу положите огурец».

•        «В центре положите баклажан».

•        «В левом нижнем углу положите лук».

•        «В правом верхнем углу положите морковь».

Дети выкладывают овощи.

Физкультминутка «На огороде».  

Повторяй за мной зарядку  

                   

Мы пришли на нашу грядку.

Тыква вот, а вот томат.                  

Здесь — капуста, здесь — салат.            

Тмин, картошка, артишок                      

И петрушки корешок.                              

Все, что вырастили мы,                          

Есть мы будем до весны.                        

Дети шагают на месте.

Вытягивают руки влево, вправо.

Наклоняются к левой ноге, затем к правой.

Выпрямляются. Руки на пояс, к плечам, вверх.

Руки опускают.

Разводят  руки в стороны.

Руки опускают вниз, выпрямляются.

Воспитатель сообщает, что вход свободный, ворота замка открыты.     А вот и фея Осень всех встречает. Чтобы у нее в гостях было  интересно, она приготовила много вопросов и задач.

Задача №1:

«Во время сбора урожая собрали 9 корзин помидоров и 1 корзину кабачков. Сколько всего корзин овощей собрали на огороде феи  Осени?»

Детям нужно выложить кружочки красного и зеленого цветов по количеству корзин и посчитать сколько всего.

Дети выкладывают кружочки красного и зеленого цветов и определяют, сколько всего корзин с овощами.

Работа с  числовым отрезком.

Воспитатель предлагает посмотреть и отметить на числовом отрезке общее количество корзин.  

Спрашивает детей:

 «Как получить число 10 на числовом отрезке? (надо от числа 9 сделать один шаг вправо)»

«Сколько всего корзин с овощами собрали у Феи?» (10)

Воспитатель показывает у доски, сколько всего корзин собрали.

Воспитатель спрашивает, что происходит с числовым отрезком, если двигаться вправо (он увеличивается).

Что происходит с отрезком, если двигаться влево (он уменьшается).

Отмечают на числовом отрезке число 10.

Дети отвечают.

Игра «Засели жильцов в домик»

Воспитатель предлагает посмотреть на числовой домик, расположенный на магнитной доске. Обращает внимание детей на то, какое число в нем живет.  И говорит, что нужно заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составляли число 10.

Дети подставляют числа-магниты в пустые окошки на магнитной доске.

Заключительный

 Воспитатель хвалит детей за хорошую работу и предлагает попрощаться с феей Осени.

Где мы с вами сегодня побывали ребята?

Что вам понравилось?

Что бы вы хотели пожелать нашим гостям?

Воспитатель предлагает показать двухцветные сигналики (если цвет зеленый – ребенок все понял, ему было интересно; красный – есть вопросы к воспитателю, было неинтересно».

Делятся впечатлениями.

Анализируют и оценивают свою деятельность.

Показывают сигналики.

Методы и приемы.

1.Практические: игровая ситуация «Путешествие в замок феи Осени», игра «Считай дальше», игровое упражнение «Назовите соседей числа….», игровое упражнение «Больше или меньше», игровое упражнение на ориентирование на листе бумаги; решение задачи; работа с числовым отрезком, числовой домик.

2.Наглядно-словесный: рассматривание картинок-слайдов, ответы на вопросы по картинкам.

3.Словесные: вопросы детям, объяснения задания.

Литература:

  1. Н.А.  Арапова-Пискарева: Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет

  1. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Авт.-сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Акцидент, 1997. – 79 с.

  1. И.А. Помораева  «Занятия по формированию элементарных математических представлений» (в подготовительной группе): Мозаика Синтез, М., 2010.

  1. Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.

  1. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1994.

  1. Логинова В.И. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". - Л.: 1990г. стр.24-37.

  1. ЭОР:  http://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/zagadki/zagadki-pro-ovoshchi

 «Характеристика предметно-развивающей среды по организации самостоятельной интегрированной деятельности детей»

Название центра (микроцен-тра)

Материальны компонент среды

Организационный компонент среды (ГДЕ и КАК ПРЕДСТАВЛЕНЫ?)

Личностный компонент среды (ЧТО ДЕЛАЮТ?)

Перечень материалов (ЧТО?)

Характеристика материалов (КАКИЕ?)

Речевой центр

Центр познания

Музыкальный центр

Уголок природы

Художественно-эстетический центр

Центр физической культуры

Дидактический материал

Плакат «Уборка урожая на огороде»

Материал и оборудование для деятельности детей

Энциклопедия «Огород круглый год»

Книга «Поделки из овощей»

Дидактический материал

Д/и «Числовая лестница »

Д/и «Один-много»

 

Д/и «Больше-меньше »

Д/и  «Образование числа»

Д/и «Засели соседей»

Счетный материал «Учимся считать»

Геометрические фигуры

Д/и «Добавь до 10»

Д/и палочки Кюизинера

Материал и оборудование для деятельности детей

Обучающие карточки с изображением разного количества овощей

Дидактический материал

Аудиозапись сказки «Чиполлино»

Материал и оборудование для деятельности детей

Музыкальный центр

Дидактический материал

Серия демонстрационных картин «Круглый год»

Набор картинок «Овощи»

Материал и оборудование для деятельности детей

Микроскоп

Наборы игрушек «Овощи»

Цветные карандаши

Магнитная доска

Дидактический материал

Мозаика

Магнитная мозаика

 Н-п/и «Где что растет?»

Материал и оборудование для деятельности детей

Раскраски

Книга «Волшебный пластилин»

Цветные карандаши

Соленое тесто

Материал и оборудование для деятельности детей

Обручи

Атрибуты для подвижной игры (шапочки овощей)

Типографская

Типографская

Типографская

Картонная

Картонная

Пластмассовая

Картонная

Пластмассовая

Картонный

Пластмассовые

Картонная

Пластмассовые

Картонные

Диск

Картонный

Картонный

Пластмассовый

Пластмассовые

Деревянные

Железная

Пластмассовая

Пластмассовая с магнитами

Картонная

Типографская

Типографская

Деревянные

Пластмассовые

Тряпичные

Висит на стене

Стоит на полке

Стоит на полке

Лежит на полке

Лежит на полке

Лежит на полке

Лежит на полке

Лежит на полке

Лежит на полке в коробке

Лежат на полке в коробке

Лежит на полке в коробке

Лежат на полке в коробке

Лежат на полке в коробке

Стоит в шкафу

Стоит на полке

Лежит на полке

Лежат на полке

Стоит в уголке природы

Лежат на полке в корзине

Стоят в подставке

Стоит на полу

Лежит на полке

Лежит на полке

Лежит на полке

Лежат на полке

Стоит на полке

Стоят в подставке

Лежит на полке в закрытом контейнере

Висят на стене

Лежат в коробке

Развивает интерес к уборке урожая овощей и речевую активность

Уточняет представления детей об овощах

Развивает художественно-эстетический вкус

Развивает мышление, память, внимание

Закрепляет навыки количественного счёта

Закрепляет умение сравнивать количество предметов

Закрепляет навыки счёта

Развивает зрительное и логическое мышление

Закрепляет навыки количественного счета

Закрепляют представления о геометрических фигурах

Развивает представления о числе

Развивает представления о числе, основы счета, умение измерять предметы

Закрепляют навыки количественного счета

Приобщает детей к слушанию сказок

Уточняет представления детей о сезонных овощах

Закрепляет представления детей об овощах

Расширяет представления об овощах (на срезе)

Развивают логическое мышление, знания об овощах

Развивают мелкую моторику

Развивает мелкую моторику

Развивает мелкую моторику

Развивает логическое мышление

Развивает художественно-эстетический вкус

Развивает художественно-эстетический вкус

Развивают мелкую моторику

Развивают мелкую моторику

Являются зрительными ориентирами в подвижной игре

Помогают ребенку принять на себя роль


Приложение

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Оборудование: вывеска «Супермаркет»; вывески отделов «Одежда», «Игрушки», «Хлеб», «Фрукты-овощи», «Молоко», «Книги», «Бытовая химия»; стойка камеры хранения, прилавки, кассовые аппараты, весы, упаковочный материал, корзина для продуктов, различные коробки, банки, мелкие игрушки, книжки, кукольная одежда, предметы-заместители.

Цель: Обеспечить обогащение впечатлений у детей об окружающем мире и расширение границ сюжетно-ролевой игры детей походом в магазин «Супермаркет».

Задачи:

Воспитательные: Воспитать уважение к труду работников супермаркета

Развивающие: Познакомить детей с понятием «Супермаркет»; способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия в игре между детьми, активизировать диалогическую речь

Обучающие: Сформировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний, передавать в игре трудовые действия работников супермаркета

Структурные компоненты игры:

Игровые роли: продавцы-консультанты, кассиры, директор, покупатели, охранник.

Игровые действия: Воспитатель сообщает детям, что сегодня они поучаствуют в открытии супермаркета. Распределяются роли: сотрудники супермаркета и покупатели. Выбрать нужный товар, заплатить за него, взять чек. Продавцы — быть вежливыми, покупатели — внимательно смотреть цену, качества товара, производителя, чтобы потом не возникло никаких недоразумений. Дети обыгрывают игровую ситуацию в «Супермаркете».


Загадки про овощи с ответами

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять.

(картошка)

Неказиста, мелковата,

Только любят все ребята

Запеченную в костре,

В ароматной кожуре.

“Русский хлеб”, зовём мы крошку –

Нашу добрую…(картошку)

Очень горький - но полезный!

Защищает от болезней!

И микробам он не друг -

Потому что это - ... . (Лук)

Никого не огорчаю,

Но всех плакать заставляю.

(лук)

Круглолица, желтокожа

На Луну она похожа.

Словно спелая Луна

Из травы густой видна.

(Тыква)

Над землей трава,

Под землей бордовая голова.

(Свекла)

На кустах тепличных красные плоды,

Толстые, пузатые, узнаешь их ты?

Как большие ягоды на веточках висят

С нетерпеньем просятся в овощной салат.

(Помидоры)

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

(Капуста)

Летом – в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою – в бочке,

Крепкие, соленые.

(Огурцы)  

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда -

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

(Горох)

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный...

 (Баклажан)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Методическая разработка ориентирована на выявление возможностей развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. В связи с поставленной целью рассмотрено сост...

Методическая разработка. Тема: «Сказки Пушкина»

Старший дошкольный возраст Разработано Моисеевой А.А.. в дошкольном отделении ГБОУ школы  № 297 Пушкинского р-нагорода Санкт-ПетербургаЦель: Познакомить с  А.С. Пушкиным и созданными им сказ...

Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»

Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной   совместной деятельности...

Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»

Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной   совместной деятельности...

Методическая разработка. Тема: Планирование работы в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью в лёгкой степени с 1-3 год обучения. Примерное тематическое планирование.

В данной методической разработке приведён материал по планированию работы в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью в лёгкой степени с первого по третий год обучения, а...

Методическая разработка Тема: «Возможности интеллект - карт»/ в рамках темы комплексно – тематического планирования «По следам космических достижений»

Данная методическая разработка будет полезна педагогическим работникам, применяях в работе с дошкольниками метод   интеллект - кар Тони Бьюзена....