МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЭСТРАДНО - ХОРОВОМ ВОКАЛЕ
методическая разработка по музыке по теме

Методическая разработа будет полезна педагогам по вокалу.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ЮНЫХ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА  ЭСТРАДНО - ХОРОВОМ  ВОКАЛЕ

В эстрадном вокале очень важна четкая дикция, так как она является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытия музыкального образа. От дикции поющих часто зависит и качество звучания мелодии. При недостаточной ясности и четкости произношения слов пение становится вялым, бесцветным: в нем отсутствует протяжность, выразительность звука. Чтобы добиться хороших результатов на занятиях по эстрадно – хоровому вокалу, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. Это можно сделать с помощью применения артикуляционной гимнастики, целью которой является: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звука. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного.                                                                                                                                                    произнесения звуков.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Задачи артикуляционной гимнастики:

 - тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата( губы, язык, мягкое небо, челюсть), отработка определенных их движений

 - выработка точности движений речевых органов        

 - выработка умения выполнять движения с определенной силой и в определенном темпе

 - выработка переключения от одного движения к другому

 - выработка длительности удержания речевых органов в заданном положении

 - выработка и совершенствование способностей переключения от одного движения к другому

 - развитие способности выполнять движения в полном объеме

 - развитие точности и быстроты движения в заданном темпе

 - развитие кинестетических ощущений

 - развитие слухового восприятия, внимания и памяти

 - развитие зрительного восприятия, внимания и памяти

 - развитие самоконтроля

Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики, надо знать, какие движения свойственны различным органам артикуляционного аппарата.                                                                               Артикуляционный аппарат-совокупность органов обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др. При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение.

Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Особо следует выделить кончик языка и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. В зависимости от того, какая часть языка участвует в образовании согласных звуков, они делятся на переднеязычные(т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц), среднеязычный (й) и заднеязычные (к, г, х).  

 Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей степенью подвижности. Кончик языка может: опускаться за нижние зубы (как при звуках с, з. ц ), подниматься за верхние зубы ( как при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам ( как при звуке л), дрожать под напорам выдыхаемой струи воздуха( как при звуке р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовать с ними щель ( как при звуках с, з, ц), подниматься к небу вместе с кончиком языка и образовать щель с твердым небом (как при звуках ш, ж. щ)

Средняя часть спинки языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней и задней части она может только подниматься к твердому небу (как при звуке й и мягких согласных)

Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с небом ( как при звуках г, к ) или же образовывать щель с небом ( как при звуке х)

Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок струю воздуха ( как при звуках с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р ), опускаться и пропускать струю воздуха в бок ( как при звуке л ). Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество гласного звука.

Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут: вытягиваться в трубочку ( как при звуке у ), округляться ( как при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы ( как при звуках с, з, ц, л и др.), слегка выдвигаться вперед 9 как при звуках ш, ж ). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой ( как при звуках п, б, м ), образовывая щель, приближаясь к верхним передним зубам ( как при звуках ф, в )

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при  образовании гласных звуков.

Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое небо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки м, м`, н, н`. Если мягкое нёбо поднято, то оно прижимается к задней стенки глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха тогда идет только через рот, и образуются ротовые звуки ( все, кроме м, м`, н, н`).

При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к  более сложным. Нужно правильно применять соответствующие движения, выработать точность, частоту, плавность и легкость без толчков, подёргиваний, дрожания органов. Движения должны совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом.  Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме.

                Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно на каждом занятии, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись необходимо повторять упражнения дома. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.  

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Дети должны хорошо видеть лицо педагога, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому дети и педагог во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.

7. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики


1. Педагог  рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Педагог  показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делают дети, а педагог контролирует выполнение.

Педагог, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений

Артикуляционная гимнастика проводится с детьми в возрасте от 8-12 лет, на занятие по эстрадно – хоровому вокалу перед распевкой 8-10 минут.

Ожидаемые результаты

- подвижность органов артикуляторного аппарата(губы, язык, мягкое небо, челюсть), отработка определенных движений

- выполнение необходимых движений в полном объеме, в заданном темпе

- умение переключения от одного движения к другому

- умения удерживать речевые органы в заданном положении

Упражнения логопедической гимнастики

Упражнения для губ


1.
Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2.
Трубочка (Хоботок).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3.
Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

4.
Улыбка - Хоботок.
Чередование положений губ.

5.
Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

1. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

2.
Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

3.
Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).


4.
Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Динамические упражнения для языка.


1.
Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2. Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

3. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

4.
Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

5.
Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти


1.
Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

2.
Акулы.
На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

4. Дразнилки.
Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

5. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт).

6. Произнесите гласные звуки с голосом:
аaaaaaaaaaaaa
яяяяяяяяяяяяяя
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё
иииииииииииии

7. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээааааа
аааааиииииэээээоооооо и т.д.

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

                         Тренировка мышц глотки и мягкого неба


1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2. Медленно произносить звуки к, г, т, д.

3. Подражать:
- стону,
- мычанию,
- свисту.

4. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

Список литературы

1. Е. Краузе "Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие» Издательство: Корона-Принт

2. Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников"
Издательство: АСТ                                                                                                                        3. "Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет"
Издательство: Карапуз
Год издания: 2003

4. Костыгина В. "Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)"
Издательство: Карапуз
Год издания: 2007

5. Пожиленко Е. А. "Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей..."
Издательство: Каро
Год издания: 2006

6. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М, 2005.

7. Микляева Н. В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ
. – М2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по теме "Логопедические упражнения и игры для закрепления звука в слогах"

Методическое пособие по теме "Логопедические упражнения и игры для закрепления звука в слогах"...

Применение логопедических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра  является ведущей д...

Применение миотерапевтических упражнений в логопедической коррекции.

В логопедической работе с детьми имеющими аномалии органов артикуляции, целесообразно включить в коррекционную работу, помимо традиционных мимических и артикуляционных гимнастик, элементы миотерапии....

методическая разработкаТема: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Методика ознакомления детей с природой»

экологическое воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы воспитывать в новом бережное и любящее отношение к природе....

Методический семинар «Применение элементов литотерапии в логопедической работе». (концептуальное изложение)

. С детьми надо играть, искать необычные способы взаимодействия для того, чтобы установить контакт и вызвать у них желание общаться. И такой необычный способ есть - это литотерапия....

Методическая разработка - Применение функциональной модели организационно-педагогических условий методического сопровождения в процессе подготовки педагогов к прохождению аттестации в соответствии с изменяющимися требованиями и необходимостью применения и

Необходимость информатизации процесса образования, затрагивает и процесс аттестации педагогов, становится необходимым составление электронного портфолио, представление результатов своей деятельности в...

Методическая разработка Применение нейропсихологических упражнений в практике работы учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Нарушение речевого развития — одно из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Поскольку развитие речи непосредственно связано с п...