Методический семинар «Применение элементов литотерапии в логопедической работе». (концептуальное изложение)
материал по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Юлик Светлана Анатольевна

. С детьми надо играть, искать необычные способы взаимодействия для того, чтобы установить контакт и вызвать у них желание общаться. И такой необычный способ есть - это литотерапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_litoterapiya.docx75.21 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Берёзка»,

филиал Автономного учреждения дошкольного образования

муниципального образования Заводоуковский городской округ

«Центр развития ребёнка – детский сад «Светлячок»

(Детский сад «Берёзка», филиал детского сада «Светлячок»)

Методический семинар

«Применение элементов литотерапии в логопедической работе».

(концептуальное изложение)

Выполнила:

учитель-логопед

I квалификационной категории

Юлик Светлана Анатольевна

Заводоуковск, 2021

Современный ритм жизни требует от нас колоссальных затрат энергии. Мы постоянно подвергаемся стрессам, воздействию невидимых нам энергетических волн от электроприборов, компьютеров, мобильных телефонов и т.д. Этот список можно продолжать до бесконечности. Все это в итоге истощает нас, а особенно наших детей.  

У детей появляется раздражительность, усталость, опустошенность, страдает здоровье, замедляются мыслительные, психические процессы, идет задержка речевого развития, которая с трудом поддается коррекции.  

Заниматься с такими детьми как правило надо с младшего возраста. Таких детей нельзя просто посадить и заставить что-то делать. С детьми надо играть, искать необычные способы взаимодействия для того, чтобы установить контакт и вызвать у них желание общаться. И такой необычный способ появился. Однажды, изучая содержимое логопедического чемоданчика, я наткнулась на набор искусственных камней, рассмотрела их и забыла убрать.  Утром пришли дети и сразу же обратили внимание на камни. Запланированное занятие пошло совсем по другому сценарию. Оно полностью было посвящено камням.

Дети рассматривали их, обследовали, перекладывали, подбрасывали, собирали, проводили разные манипуляции, в результате это помогло мне наладить контакт с детьми младшего возраста, у них появилось желание общаться. Потом я попробовала использовать камни на занятиях с детьми старших и подготовительных групп, я заметила, что процесс постановки и автоматизации звуков идет быстрее. Вот так дети невольно натолкнули меня на мысль о включении в коррекционно-развивающие занятия игр и упражнений с камнями. Прежде чем начать систематическую работу с камнями, я решила изучить этот вопрос. Из литературы и интернет-ресурсов я узнала, что работа с камнями, по-научному, называется литотерапия. В переводе с греческого обозначает "лечение камнем", я предположила, что для оптимизации процесса коррекции речи детей, улучшения их здоровья, развития психических и мыслительных процессов, а также чтобы разнообразить и сделать коррекционные занятия интересными, необходимо применять элементы литотерапии в логопедической работе.

Цель – включить в план коррекционных логопедических занятий элементы литотерапии.

Для достижения поставленной цели, необходимо было решить ряд задач:

1. Изучить научную и методическую литературу по теме литотерапия.

2. Познакомиться и освоить методы и приемы литотерапии.  

3. Включить в логопедические занятия элементы литотерапии, т. е. опробовать на практике.

Медленно, но, верно, я шла к своей цели.

Заглянем в прошлое.

О чудесных способностях минералов писал в своих трудах Гиппократ. Исследованиями минералов долгое время занимался Аристотель. Его ученик Теофраст написал труд, посвященный магическим минералам.  Авиценна на основании древнейших источников и собственного опыта, рекомендовал употреблять в лечебных целях различные соли меди, железа, цинка. Он допускал, что ношение камней в виде украшений также может оказать положительное влияние на организм. Восточные медики лечили минералами болезни и добивались успехов. Славянские народы также с древних времен почитали камни как источник здоровья и благополучия. В древних славянских рукописях мы находим интересные сведения о лечебных свойствах самых различных минералов.

Помимо природных камней широко можно применять и искусственные камни. Пользы от них не меньше. Их можно и нужно использовать. Об этом писал великий русский ученый М.В. Ломоносов:

Неправо о вещах те думают, Шувалов,

Которые Стекло чтут ниже минералов,

Приманчивым лучом блистающих в глаза:

Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.

М. В. Ломоносова (1711-1765)

В современной литературе о свойствах минералов, мы можем узнать из книг Юрия Липовского «Целебные свойства камней и минералов», "В поисках камня радости".

Об использовании литотерапии в логопедической практике я прочитала в «Справочнике логопеда» в разделе 4, глава 4.5. «Литотерапия в коррекционной и лечебной педагогике», автор Поваляева М. А. (Мария Афанасьевна). Она пишет: «Необходимо учитывать, что минералы обладают фосфоричностью, теплопроводностью, магнитными свойствами, проводят электричество, т.е. вполне могут быть средствами физиотерапевтического воздействия. Это необходимо учитывать в лечебной и коррекционной педагогике.» Получить квалифицированную помощь от физиотерапевтических процедур дети в детском саду не могут из–за отсутствия таковых. Одним из таких приемов и является литотерапия, оказывающая физиотерапевтическое и психотерапевтическое воздействие без специального оборудования.

Применение литотерапии в логопедической практике – это контролируемое использование свойств минералов для коррекции речедвигатальной сферы, для профилактики и коррекции эмоционально – волевой сферы ребенка.

Итак, в логопедической практике можно применять следующие методы и приемы литотерапии:

  • перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, форме, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно;
  • массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками, сухой бассейн из камней);
  • массаж стоп – стоун массаж;
  • в сочетании с пескотерапией (можно использовать манку) - выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней, выкапывание «секретиков» - самых красивых камушков);
  • в сочетание с акватерапией – бросать в воду, разглядывать камни в воде, доставать из воды;
  • различные дидактические игры с использованием камней, например, игра «Цвета» (перебираем и перекладываем), Игра «Дорожки» (можно строить дорожки разными способами), игра «Сокровища» и др.

Данные методы и приемы были опробованы мной на коррекционных занятиях. Практика показала, что элементы литотерапии возможно использовать практически во всех направлениях логопедии, решая такие коррекционные задачи:

  • формирование звукопроизношения;
  • формирование фонематических процессов;
  • формирование лексических и грамматических средств языка;
  • развитие связной речи;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • профилактика заикания;
  • развитие познавательных процессов, произвольного внимания, памяти;
  • стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и мышечного напряжения

Это подтверждают диагностические данные (Приложение 1, диаграмма № 1), если в начале года в сентябре 2020) мы видим большой процент детей с низким уровнем, нет детей с высоким уровнем. После введения элементов литотерапии в коррекционные занятия, картина меняется. В январе 2021 (Приложение 1, диаграмма № 2) – процент детей с низким уровнем уменьшился, а со средним увеличился и появились дети с высоким уровнем.

В итоге, я пришла к выводу, что, используя методы литотерапии в коррекционных занятиях, у детей прослеживается положительная динамика развития речи, мыслительных, психических процессов, эмоционально-волевой сферы, двигательных навыков.

Это выразилось в следующем:

  • повышение интереса к логопедическим занятиям, например, мальчик (Дамир) – отказывался посещать занятия (заикание, нарушение поведения). После одного занятия с применением литотерапии, стал посещать занятия, проявлял активность и всегда спрашивал: «А с камешками задания будут?». Впоследствии задания с камнями служили как поощрение за хорошее поведение.
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения: камни яркие, красочные, красивые, приятные на ощупь, детям приятно их рассматривать, трогать, совершать манипуляции;

- на фоне снятия напряжения:

  • концентрация внимания,
  • работает память, мышление;
  •  развивается речь (все компоненты)
  • саморегуляция (пример поведение, Дамир);
  • стабилизация психических процессов;
  • развитие творческого воображения и фантазии.

Работа с камнями положительно повлияла и на меня, как педагога и человека.

Пополнилась предметно развивающая среда логопедического кабинета: наборы камней, дидактические игры с камнями - «Наряди елочку», «Звуковые дорожки», «Кочки».

Итак, использование элементов литотерапии в логопедической работе благоприятно влияет на развитие речевых, двигательных навыков, психических и познавательных процессов детей. Литотерапия, как нетрадиционный метод воздействия, становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами.

Приложение 1.

Диаграмма № 1

Диаграмма № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов литотерапии в коррекционной работе с детьми

В коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы коррекционного воздействия: фито, арома, хромо и др. виды терапий.Применение данных методов коррекции нельзя рассматри...

Инновационный педагогический опыт работы "Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Данный инновационный опыт может быть использован педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома....

" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.

Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Использование литотерапии в логопедической работе с дошкольниками.

Материал содержит информацию по использованию камешков "Марблс" в работе с детьми дошкольного возраста...

ЭЛЕМЕНТЫ ЛИТОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ

В системе требований ФГОС  для учителя - логопеда актуальным является поиск новых нетрадиционных методов в работе с дошкольниками, а именно с детьми с ОВЗ.      У дошколь...