Методическая разработка Тема: «Возможности интеллект - карт»/ в рамках темы комплексно – тематического планирования «По следам космических достижений»
методическая разработка (подготовительная группа)

Абрамова Людмила Ивановна

Данная методическая разработка будет полезна педагогическим работникам, применяях в работе с дошкольниками метод   интеллект - кар Тони Бьюзена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_intellekt_-_kart.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка

Тема: «Возможности интеллект - карт»/

 в рамках темы комплексно – тематического планирования

«По следам космических достижений»

Участник:

Старший воспитатель/ Абрамова Л.И.

Образовательное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка.

        Инновационным в области познавательного развития дошкольников сегодня стало выстраивание процесса развития ребёнка через общение, познавательно – исследовательскую деятельность, игру.

        В  практике дошкольного образования существуют методы, технологии, техники, которые отвечают данным требованиям.

Одним из таких методов развития ребёнка является  метод интеллект -  карт английского  психолога Тони Бьюзена.

Согласно методу  Тони Бьюзена, интеллект – карта представляет графическое выражение процесса мышления,  ввиде «застывшей картинки, схемы, или ассоциативной сети», состоящей из рисунков или написанных слов  на чистом листе  бумаги карандашами, фломастерами или  ручками. Такой способ  составления интеллект – карты достаточно сложен   для детей  старшего дошкольного возраста и недоступен для детей младшего дошкольного возраста.

        Поэтому, взяв за основу метод интеллект - карт Тони Бьюзена, следуя правилам или «законам» создания интеллект – карт,   адаптировала его к работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, в области познавательного развития, а именно в ознакомление с окружающим миром. Подготовительная работа начиналась с детьми младшего дошкольного возраста.

Применяя данный метод с детьми дошкольного возраста, следовала трём правилам:

  • «Понимай», т.е. сначала изучили все стороны интеллект - карт, «законы» их создания.
  • «Приспосабливай», т.е. пропусти этот метод через себя, совершенствуй свои умения и навыки, выбери свой способ работы с детьми и адаптируй.
  • «Применяй», т.е.  начни применять их с дошкольниками, но учитывай количество информации на карте в соответствии с возрастом: чем старше дети, тем больше информации должно быть на интеллект – карте.  Составь как можно больше интеллект – карт с детьми старшего дошкольного возраста.

Предлагаю  следующий способ работы по методу интеллект - карт:

  • Итак, вместо листа бумаги, предложенным Тони Бьюзеном,    использую  специальное оборудование -  поле или полотно, обтянутое  ковролином,  которое является  основой, для составления  интеллект – карты.  Для детей младшего возраста использую – фланелеграф.
  • Вместо  рисунков или написанных слов, предложенным Тони Бьюзеном,  для будущей интеллект – карты   заранее создаю  комплект  материалов, в который входят:

Для детей младшего возраста:

- набор  картинок  из фетра

Для детей среднего и старшего дошкольного  возраста:

- набор предметных, сюжетных картинок, картинок – символов на изучаемую тему,   разного размера на липкой основе, которые постоянно находятся в поле зрения детей.

  • далее, вместо нарисованных стрелок, использую набор стрелок на липкой основе  разного цвета (красного, синего, зелёного и др.) и  разного размера. Стрелки нужны для того, чтобы показать   связи между картинками, а так же для видимого деления интеллект – карты на «сектора»; 

  • далее, в своей работе использую, набор цветных карандашей, а так же  набор  пустых  карточек (шаблонов) на липкой основе  разного размера. Они нужны для того, чтобы ребёнок мог изобразить картинку, либо символ,  который  будет отображать   результат (или вывод) их  совместной  познавательной деятельности.

  • использую  набор сюжетных картинок, которые будут  указывать детям  на способ выбора поиска информации: например, «узнаем информацию у воспитателя, «узнаем информацию у товарища»,  «узнаем информацию у родителей».

Использование данных картинок, будет способствовать вовлечению в образовательный процесс всех участников образовательных отношений.

  • использую карточку с изображением вопросительного знака красного цвета, который символизирует, что на пути появилось  затруднение или проблема.

Приведу  пример: в рамках темы недели «Кладовая Осени» возле картинки с овощами стоит знак вопроса. Поговорив с детьми об овощах, об их полезных свойствах, воспитатель спрашивает детей: «Ребята, а знает ли,  кто - нибудь из вас, почему овощи разного цвета?». Таким образом, происходит  мотивация   ребёнка на поиск ответа, что способствует развитию познавательной активности у старших дошкольников в процессе их совместной деятельности.

        Использование таких интересных  приёмов  в работе с детьми, позволяют  сделать деятельность интересной, необычной, познавательной.

Как же происходит знакомство с интеллект – картой с детьми дошкольного возраста?

Детей младшего дошкольного возраста не знакомят с методом интеллект – карт, как с таковым.

Данный возрастной этап является подготовительным и проводится  по принципу  работы с фланелеграфом.

Фланелеграф с комплектом материалов, находится в группе и используется, как наглядно дидактическое пособие, которое обогащается за счёт постепенного изучения и закрепления программного  материала, в ходе решения образовательных задач по определённой теме,   в рамках комплексно – тематического планирования. Дети,  в ходе совместной игровой  деятельности с педагогом, учатся прикреплять на данное пособие  готовые картинки и убирать их, когда это нужно. В процессе такой деятельности у детей формируются  определённые умения и навыки в работе с пособием,  формируется зрительное восприятие, память, мышления, развивается  любознательность, расширяется кругозор ребенка.  Развивающие занятия с  использованием такого пособия,  становятся  намного ярче и динамичнее.

Постепенное знакомство с интеллект – картой и  непосредственная работа с ней, происходит  в более старшем  дошкольном возрасте.

Прежде чем научить детей составлять интеллект – карту и работать с ней, воспитатель сначала  показывает детям готовую интеллект – карту  на известную им тему, составленную на полотне  с помощью картинок и цветных  стрелок  разного размера, и предлагает  её рассмотреть.

Детям сложно  понять смысл словосочетания  «интеллект – карта», поэтому мы   предложили  назвать интеллект – карту -  «картиной». А сам процесс создания -  «рисованием»  картины»  необычным способом»:  не с помощью красок и кисти, а с помощью предметных или сюжетных  картинок,  картинок – символов  разного размера и стрелок, которые появляются на картине, постепенно, по мере изучения или поступления  информации в рамках основной темы «картины».

Картина «рисуется» или создаётся строго по определённым правилам («законам»), руководствуясь технологичностью  данного метода.

Поступление на «картину» количества  картинок зависит от  задач, решаемых  в процессе образовательной деятельности в ходе изучения  темы. Каждая  новая  картинка на основе ассоциаций  может рождать цепочку новых  картинок (ассоциаций).

_____________________________________________________________________

После того, как воспитатель показал детям готовую интеллект – карту, дети в совместной деятельности начинают ее рассматривать.

 Воспитатель, подводит  детей к пониманию того, что это -  «картина», которую она нарисовала сама необычным способом. Вместо красок и кистей,  использовала  картинки  и стрелки.

Далее, педагог спрашивает у детей:

- Чем она отличается от картины, нарисованной кистью и красками?

Данный вопрос помогает детям понять принцип построения интеллект – карты и  правила её составления;  понять, что карты легко поддаются расширению и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям; увидеть, что каждое понятие ассоциативно связано с другим понятием. Поэтому, именно интеллект - карты, с разветвленной структурой помогают качественно изобразить материал, отразить связи между понятиями и, соответственно, усвоить новую информацию. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.

Далее педагог  по каждой ветке этой  картины  сама составляет рассказ.         

Сначала педагог учит детей составлять самые простые интеллект – карты.

Когда  дети начнут  хорошо ориентироваться в структуре интеллект – карты и знать правила или «законы» ее составления,  воспитатель сможет  предложить детям  сначала дополнить интеллект - карту, а потом уже, дети  самостоятельно смогут её составить.  

Составление интеллект - карты таким способом - необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам. Такой формат работы с информацией  позволяет предусмотреть повороты и остановки в работе, основанные на неожиданных  детских вопросах. 

Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания. 

В ходе такой интересной деятельности, у педагогов возникла идея обогатить предметно развивающую среду, создав в групповой ячейке  «Уголок удивления». «Уголок  удивления»   получил своё название потому, что  создавая или «рисуя» картину на определенную  тему, детей каждый раз ждёт,  что то новое, интересное и неизведанное  для дальнейшего  познания.  

В  «Уголке удивления» располагаются  оборудование и все материалы,  необходимые для  работы по методу   интеллект – карты.

Для меня,  метод интеллект – карт  стал  ещё одним помощником в развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)

Перспективный  план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....

Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".

“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла».      Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”.    П...

Комплексно – тематическое планирование по теме «Ранняя весна» Интеграция темы через организацию разных видов деятельности в совместной с педагогом деятельности.

Комплексно – тематическое планирование по  теме «Ранняя весна»Интеграция темы через организацию разных видов деятельности в совместной с педагогом деятельности....

Комплексно-тематическое планирование "Космос.Космическое путешествие"

Комплексно-тематическое планирование  "Космос.Космическое путешествие" для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятие по теме недели «Моя семья» с элементами театрализации во второй младшей группе в рамках комплексно – тематического планирования.

Конспект занятие по теме недели «Моя семья»с элементами театрализации во второй младшей группев рамках комплексно – тематического планирования....