Проектная деятельность в подготовительной группе
проект по математике (подготовительная группа) на тему

Вельмовская Галина Викторовна

развивать логическое мышление часто помогает нестандартная форма занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matematika.docx794.62 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 357 «ОЛИМПИЙСКИЕ НАДЕЖДЫ» С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Проектная деятельность  в старшей группе по теме:

«Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста через решение логических задач и игр» 

Выполнила:

Фальковская Г.В.

                                                             

                                                           

Санкт-Петербург

2017 г.

Обоснование актуальности проекта

Умственное развитие ребёнка – сложный и многосторонний процесс, включающий формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений.  В наше время, в эпоху компьютерной революции, встречающаяся порой точка зрения, выражаемая словами «не каждый будет математиком», безнадежно устарела. Каждый дошкольный педагог знает, что одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является развитие умственных способностей детей через решение логических задач и игр. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке.

Особая роль отводится развитию логического мышления. Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение логических задач, игр, лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.        

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.[14]    

Работая  с детьми старшего дошкольного возраста над формированием математических представлений по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А.Васильевой,  я поняла, что нельзя в полной мере решить проблемы воспитания творческой, мотивационной личности ребёнка.

Таким образом, развитие логического мышления у дошкольников, умение классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели,  решать задачи; развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения. Эти обстоятельства и послужили основанием для создания мною данного проекта в ДОУ по теме «Развитие умственных способностей детей через решение логических задач и игр».      

Актуальность моего педагогического проекта определяется:

  • необходимостью внедрения в образовательный процесс инновационных технологий по интеллектуальному развитию детей, отвечающих социальному заказу общества. Потребность внедрения новых технологий обучения, адекватных сегодняшнему дню, таким образом, стала объективной необходимостью. Нельзя не отметить, что родители в первую очередь заинтересованы в получении такого образования их детьми, которое поможет им адаптироваться в быстро изменяющемся мире;
  • необходимостью формирования у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс разнообразных форм и способов ведения образовательной деятельности;
  • повышением успешности обучаемости детей в школе в результате интенсивного развития интеллекта в дошкольном возрасте. Важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.

Проблема моего исследования: каким образом математические средства – логические задачи и игры способствуют развитию умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.            

Её решение и определило цель моего педагогического проекта.

Объект педагогического проекта - процесс формирования умственных способностей у детей 5 – 6 лет.

Предмет исследования - средства математики, влияющие на развитие умственных способностей старших дошкольников.

Инновационная направленность данного проекта заключается:

  •  в направленности на различные аспекты детского развития: сенсорного, интеллектуального, математического, конструктивного, творческого, речевого.
  •  в апробации игровых занимательных задач З. А. Михайловой, логических задач А. З. Зака, как средства мотивационного плана, порождающего интерес к самостоятельной интеллектуальной деятельности.

Теоретическая значимость проекта (новизна) определяется тем, что:

дано теоретическое обоснование модели образовательного пространства по развитию интеллектуальных способностей посредством игровых занимательных задач З. А. Михайловой, логических задач А. З. Зака, необходимости специальной работы, выявлении педагогических условий её создания и эффективной реализации.

Практическая значимость проекта (новизна) состоит

  • во внедрении в практику работы коллектива дошкольного образовательного учреждения модулей «Занимательные задачи, игры», «Занимательная математика», «Логические задачи А.З.Зака», являющимися одним из важнейших направлений образовательной области «Познавательное развитие», которая способствует интеграции и координации деятельности педагогов учреждения; предоставляет для воспитанников и родителей возможность реализовать их права на гарантию качества получаемых услуг;
  • в отборе и апробации к имеющимся реалиям педагогической практики современных образовательных технологий и разнообразных форм и методов образовательной работы.

Цели, задачи проекта, ожидаемые результаты и продукты.

Стратегическая цель: развитие умственных способностей дошкольников посредством решения логических задач.

Тактические цели:

1. Создание условий для повышения интереса у детей и родителей к занятиям по формированию математических представлений и решению логических задач.

2. Формирование творческого союза «педагог-ребенок-родитель».

3. Организация насыщенного и творческого взаимодействия участников проекта.

Задачи проекта: 

  1. Организовать предметно-развивающую среду в соответствии с ФГОС.
  2. Подобрать методический материала для реализации проекта.
  3. Организовать материально-техническое обеспечение.
  4. Формировать у дошкольников и их родителей интерес к решению логических задач.
  5. Обеспечить эффективное использование модулей «Занимательные задачи, игры», «Занимательная математика», «Логические задачи А. З. Зака»
  6. Создать систему работы по развивающему обучению старших дошкольников.
  7. Подготовить на основе полученных материалов методические рекомендации для педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Ожидаемый результат:

Дети:

  • Сформированность навыков и умений детей: строить грамотные рассуждения, обдумывать и планировать свою деятельность, предвидеть конечный результат.
  • Сформированность навыков самостоятельного поиска решений.
  • Развитие психических процессов: внимание, память, логическое мышление, умение творчески подходить к решениям поставленных задач.
  • Сформированность навыков использования полученных знаний в практической деятельности.
  • Развитие у детей умения внимательно выслушивать, анализировать информацию, сопоставлять условие задачи с вопросом и обосновывать свои суждения.

Родители:

  • Повышен интерес к развивающим играм.
  • Активное участие в совместной деятельности по развитию логического мышления у детей.

Продукты проекта:

  1. Центр в группе «Занимательная математика».
  2. Картотеки игр по развитию умственных способностей (для детей 5 ,6

      лет).

  1. Шахматный островок «Белая ладья».
  2. Картотеки на логические задачи А. З. Зака.
  3. Методические рекомендации по работе с родителями.
  4. Фотопрезентация работы над проектом.

Основное содержание проекта

Модуль № 1: «Занимательные задачи, игры»

Для формирования у дошкольников навыков логического и образного мышления, умения проявлять самостоятельность в процессе поиска решений и производить при этом мыслительные операции опираюсь на идеи, предложенные З. А. Михайловой и Б. Никитиным.

Чтобы пробудить интерес к математике я стараюсь создать все условия. В группе оборудован центр «Занимательной математики» с разнообразными развивающими играми, головоломками, лабиринтами, играми на составление плоскостных изображений предметов, логическими задачами, кроссвордами, задачами-головоломками с палочками.

Работу начинаю с обучения детей способам решения задач-головоломок. За основу взяты методические рекомендации  З.А.Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников». Задачи делятся на 3 группы:

1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек.

2. Задачи на изменения фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразовании заданной фигуры.

Задачи-головоломки включаю не только в занятия, а также в свободную самостоятельную деятельность. Задачи предлагаются в определенной последовательности, начиная с более простых:

1. Составить флажок из 4-х  \5 п.\ палочек.

2. Составить два равных треугольника из пяти палочек.

3. Составить домик из 6 палочек и т.д.

В результате регулярных занятий, упражнений по решению задач-головоломок дети учатся подходить к решению задач творчески, придумывают свои задачи. Чтобы у детей не пропал интерес к задачам, создаю игровые ситуации, например: приходил Незнайка или другой персонаж из сказки и просил помочь в решении задачи. Дети охотно включаются в решение задач.

Развитию логического мышления и смекалки способствуют также решения задач на поиск недостающей в ряду фигур.

Обращая внимание детей на таблицу, предлагаю внимательно рассмотреть её, объясняю, как нужно её решать:

*необходимо рассмотреть первый, верхний ряд фигур (предметов);

*рассмотреть второй, средний ряд;

*в третьем, нижнем ряду не хватает одной фигуры (предмета).

Путём анализа, сравнения и сопоставления фигур (предметов) приходим к решению. Постепенно задачи усложняются: от задач, где скрыто 2-3 признака, к задачам, где скрыто 4 признака. Усложнение состоит в анализе фигур не только по горизонтальным рядам, но и по вертикали. Такие усложнения повышают у детей самостоятельность, анализ, быстроту решения.

Параллельно с этими задачами использую ещё один вид задач – задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой. Решение задачи заключается в нахождении главного признака отличия. С помощью таких задач дети учатся анализировать, в результате чего находят признак отличия.

Очень нравятся детям игры с обручами и фигурами, предметами.

Нравятся детям игры с логическими блоками Дьенеша, которые позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и логические операции, умения строить высказывания, выявлять в объектах разнообразные свойства, обобщать.

Особое место для развития умственных способностей у детей занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из наборов геометрических фигур. Это такие игры-головоломки, как «Танграм», «Волшебный квадрат», «Пифагор», и т.д. Ознакомление ведётся последовательно, поэтапно:

1 этап – ознакомление с набором фигур к игре, составление  геометрических фигур по образцу;

2  этап – составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам;

3 этап – составление фигур по образцам контурного характера.

С помощью этих игр у детей развивается мыслительная деятельность, воображение, смекалка, сообразительность. Дети учатся обосновывать свои действия и замыслы.

Большую ценность для развития у детей умственных способностей, мышления, внимания оказывают такие логические задачи и упражнения как «Найди отличия», «Найди пару», «Какая фигура лишняя» и т.д. Организуя поиск отличий в изображениях, не тороплюсь указывать на ту или иную неточность, а направляю их внимание конкретными указаниями и вопросами. Так постепенно дети приобретают умение проявлять терпение, настойчивость.

Умение анализировать развивается в играх «Составь картинку», «Составь из осколков предмет», «Пазлы». Здесь ребёнок проявляет большую сообразительность, внимание, терпение.

Нужно проявить наблюдательность, чтобы обнаружить замаскированные предметы различными линиями, это такие пособия как «Найди фигуру», «Где спрятался зайчик», «Найди птичек на дереве», т.д.

Модуль № 2: «Занимательная математика»

Для развития умственной деятельности дошкольников: умение выделять главное, логически мыслить, воспринимать и анализировать предметы, понимать юмор, использую задачи – шутки, логические упражнения на закрашивание, задачи оформленные в виде маленьких весёлых рассказов.

Использование задач-шуток и задач на смекалку, на сообразительность помогают разнообразить и оживить занятия с детьми.

Фототчет

  

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная деятельность в подготовительной группе для детей с ОНР

   Метод проекта широко используется в детских садах. Мы представляем проект, подготовленых педагогами, родителями и детьми в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме "...

Проектная деятельность в подготовительной группе "Уроки на дороге"

Входе работы по проекту в нашей группе пополнилась предметно-развивающая среда...родители былиактивными участниками...этот проект мне показал хороший результатна курсах повышения квалификации и имел п...

Презентация проектной деятельности в подготовительной группе "Все работы хороши"

Презентация проекта "ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ", проведенной в подготовительной группе для детей с ОНР. Проект был проведен при активном участии родителей. В ходе проектной деятельности дошкольники получили н...

Проектная деятельность в подготовительной группе "Там, где всегда мороз"

Проект "Там, где всегда мороз" включает в себя серию занятий по окружающему миру и рисованию, посвященных самым отдаленным уголкам нашей планеты Арктике и Антарктиде. Во время проведения занятий в гру...

Проектная деятельность в подготовительной группе"Фестиваль дружбы"

Познакомить детей с многообразием национальностей, их культурой, бытом, традициями. На примере нашего детского сада....

Проектная деятельность в подготовительной группе группе Проект «Птицы - наши друзья»

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, форм...