"Сказки с математическим содержанием"
учебно-методический материал по математике (старшая группа) по теме

Сказки с математическим содержанием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_s_matematicheskim_soderzhaniem.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

                  Сказки c математическим содержанием

для детей старшего дошкольного возраста

«Машенька и медведь»

     В одной маленькой деревушке жила – была девочка, звали ее Машенька. Однажды рано утром пошла она с подружками в лес по ягоды. Ягод в лесу было много-много, куда ни посмотришь – налево ль, направо ль – везде ягоды. Долго девочки по лесу ходили, ягода собирали. Ягодка за ягодкой, и отстала Машенька от подружек, осталась совсем одна.

Захотелось ей домой вернуться, а дороги не знает. Заплакала Машенька и пошла вперед по тропинке. Вдруг увидела она перед собой высокое дерево и подумала: «Откуда можно посмотреть по сторонам, что бы было лучше видно – снизу, с земли или сверху, с дерева?» (Ребята, а вы как думаете?)

Решила Машенька, что с дерева ей будет виднее, и забралась высоко- высоко, на самые верхние ветви. Осмотрела она всю округу, но нечего не увидела, кроме леса темного, и заплакала. А на ту пору мимо дерева медведь проходил. Услышал он плач, посмотрел вверх, увидел Машеньку и спросил: « Ты что здесь делаешь, девочка?» Машенька ему все рассказала и попросила помощи. Медведь и сказал, что поможет ей в том случае, если Машенька задания выполнит. У Машеньки выбора не было, она и согласилась. Спустилась девочка вниз и приготовилась задания слушать.

Дал медведь Машеньке первое задание: «Перед тобой две сосны. Скажи, у какой сосны ствол тоньше, у какой толще ( справа или слева)?» Призадумалась Машенька, не знает, что и ответить. (Давайте, ребята, поможем ей.)

После первого последовало второе задание: «Посмотри, девочка, вот туесок с малиной. Какой же он формы?» Опять пригорюнилась Машенька.( Поможем ей, ребята.)

Когда девочка назвала форму туеска, дал ей медведь последнее, третье задание: «Вот стоят две елочки, а под ними растут грибочки. Сколько грибочков под высокой елочкой, сколько под низкой? Под какой елочкой грибочков больше?» Совсем опечалилась Машенька, ведь она маленькая, считать еще не умеет. (А вы, ребята, умеете? Поможете Машеньке выполнить третье задание?)

Когда все задания были решены, согласился медведь проводить девочку домой. Поспешили медведь с Машенькой и вскоре вышли из леса. Повеселела девочка, когда увидела свою родную деревеньку. Обрадовались и родители Машеньки, пригласили медведя в дом, накормили, напоили его, да и с собой бочонок меда дали.

«Сказка о волшебной птице»

     В некотором царстве, в некотором государстве, среди высоких холмов, просторных домов жил - был царь, и было у него три сына. Старшего звали Федором, среднего - Василием, а младшего - Иваном. Старший был на 2 года старше, чем средний, а младший моложе среднего. Сколько лет было каждому сыну, если среднему было 10 лет? Жили они не тужили, горя не знали. Но вот однажды несчастье обрушилось на царство. Сильный ураган налетел на поля, и они опустошились, зной высушил реки о озера, и наступила мертвая засуха. Тогда царь собрал своих выросших и окрепших сыновей на совет и спросил: « Кто из вас может съездить за тридевять земель, в тридевятое царство и привезти волшебную птицу, которая своим пением возродит жизнь в нашем государстве?» Ответили братья хором, что готовы они отправиться в трудную дорогу, чтобы привезти волшебную птицу.

Приказал царь вывести коней для добрых молодцев. ( Сколько коней приказал вывести царь?) Вынес он три меча для своих сыновей: самый длинный, покороче, самый короткий. Самый длинный отдал старшему. А какие мечи царь отдал среднему и младшему?

Отправились они в путь - дорогу. Ехали они далеко ли, близко ли, высоко ли, низко ли, ехали они день до ночи вот доехали до трех дорог, до росстаней. Лежит на росстанях камень, на нем надпись: «Направо поедешь - коня потеряешь. Налево поедешь - себя потеряешь. Прямо поедешь - женатым будешь». Федор поехал туда, где женатому быть. В каком направлении поехал Федор? Василий поехал за Федором. А Иван поехал по той же дороге, где «себя потеряешь». В какую сторону поехал Иван?

Так разъехались братья. Федор и Василий выбрали ту дорогу, которая была легкой, они быстро женились и забыли про слово, данное батюшке. А Иван ехал долго ли, коротко ли по зеленым по лугам, по каменным горам, ехал долго ли, коротко ли, по зеленым по лугам, по каменным горам, ехал день до вечеру - и приехал к избушке. Увидал: стоит избушка на курьих ножках об одном окошке. Сказал Иван: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом». Повернулась избушка к лесу задом, к Ивану передом. Зашел он туда, а там сидит Баба-яга старых лет. Спросила Баба - яга: «Зачем ко мне пожаловал?» Ответил Иван: « Нужна мне птица, что своим пением чудо творит». На что Баба - яга сказала: «Знаю, знаю, есть у меня такая птица, но чтобы ее получить, нужно выполнить три задания. Вот мое первое задание: хочу замуж за Кощея, да только стара стала, привези - ка ты мне 5 молодильных яблок». ( На фланелеграфе - яблоня с 9 яблоками. Ребенок выполняет задание - срывает 5 яблок, называет, сколько сорвал и почему, сколько осталось.)

Далее Баба - яга дала второе задание : «Слышала я, есть в горах камень который переливается, как вода в реке. Хочу я, Иван, чтобы у меня был такой, но найти его трудно. Из всех камней, что ты найдешь, отсчитай четыре, а пятый будет он». ( Дети помогают Ивану отсчитывать.)

После второго последовало третье задание: «Тебе, Иван, нужна птица, но ее еще нужно узнать, у меня только 2 одинаковых».( Предлагаются 8 птиц, среди них две одинаковых, которых нужно найти.)

Иван выполнил эти заданья, и Баба - яга дала ему волшебную птицу. Вернулся Иван домой, отдал батюшке птицу, и возвратилась к ним прежняя радостная жизнь, а Иван стал царем в этом цветущем крае.

«Гуси – лебеди»

     Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сынок Ванюшка. Собрались раз отец с матерью в город и наказывают Машеньке: «Ну, дочка, будь умницей, никуда не ходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцы привезем».

Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном и побежала на улицу, к подружкам. Скучно стало Ванюше просто так сидеть, и начал он облака считать: 1,2,3,4,5, всего 5 облаков. Вдруг откуда ни возьмись налетели гуси-лебеди, подхватили Ванюшу, посадили на крылья и унесли.

Вернулась Машенька, глядь – братца нету! Ахнула она, кинулась туда, сюда – нигде Ванюшки не видно. Кликала она, кликала – братец не отзывается. Стала Маша плакать, да слезами горю не поможешь. Сама виновата – сама и должна братца найти.

Выбежала Маша в чистое поле, глянула по сторонам, увидала – метнулись вдалике гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Догадалась Маша, что это гуси-лебеди унесли ее братца, бросилась догонять их. Бежала, бежала, до печки добежала. Маша к ней: «Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?» А печка в ответ: «Подбрось в меня дровишек, тогда скажу, только не забудь – сначала клади те, что подлине». Задумалась девочка… (Давайте поможем Машеньке разложить дрова в порядке убывания длины).

Маша быстро в печку дрова побросала, печка поблагодарила девочку и сказала, в какую сторону бежать. Побежала Машенька дальше, бежала, бежала, до яблони добежала. А яблоня вся яблоками увешана, ветки до самой земли клонятся. Маша к ней: «Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?» Яблоня предложила девочке сорвать спелые яблоки и сказать, каких больше, спелых или неспелых. (Давайте поможем Маше)

Машенька яблочки сорвала, сосчитала, яблоня поблагодарила, листочки и веточки расправила и показала дорогу. Побежала Маша дальше и видит: течет молочная река -кисельные берега, девочка к ней: «Молочная река – кисельные берега, куда гуси лебеди полетели?» Река ответила: «Упал в меня камень, мешает течь дальше. Сдвинь его в правую сторону, тогда скажу, куда гуси-лебеди полетели». А Маша не знает, где право, где лево. (Поможем ей?)

Взяла Машенька большую ветку, сдвинула камень в правую сторону. Зажурчала речка и сказала девочке, куда ей бежать, где гусей лебедей искать. Бежала, бежала и до избушки бабы-яги добежала. Баба-яга в избушке пряжу прядет, а Ванюшка возле крылечка волшебными стеклышками играет. Подкралась Машенька к избушке, выхватила у братца все волшебные стеклышки, громко пересчитала их и как только назвала последнее число, очутились Машенька и Ванюшка у себя дома. Маша умыла братца, причесала, посадила на лавочку, а сама рядом с ним села.

Тут скоро и отец с матерью вернулись из города, гостинцы привезли. Как вы думаете, какие гостинцы привезли родители? Давайте вечером их нарисуем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие элементарных математических представлений посредством игр логико-математического содержания"

В данной статье хочу поделиться опытом работы по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста....

ИГРЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Статья затрагивает проблему развития математических представлений с помощью игр логико-математического собержания. В статье рассматривается примерный конспект занятия с использованием таких игр....

«Формирование самостоятельной математической деятельности в процессе создания предметно-игровой среды математического содержания»

Главным условием успешного развития является: ранее начало, опережающее развитие, свобода выбора, самостоятельность и наличие предметно-развивающей среды в группе....

Конспект совместной деятельности детей математического содержания по сказке "Три медведя""

Конспект непосредственно-образовательной деятельности математического содержания по сказке "Три медведя" для детей среднего возраста....

Конспект занятия. Драматизация сказки «Теремок» с математическим содержанием.

Конспект занятия.Драматизация сказки «Теремок» с математическим содержанием....

Консультация для родителей: "Сказки математического содержания, их значение для развития познавательного интереса"

В данной консультации описываются эффективные приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием сказок....