Использование авторских математических игр в работе с дошкольниками» (игры Б. Никитина)
консультация по математике (подготовительная группа) на тему

Прокопчук Галина Николаевна


"Сложи узор", "Сложи квадрат", "Уникуб", "Кубики для всех", "Точечки" и другие игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_nikitina.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на семинаре «Использование авторских математических игры в работе с дошкольниками»                    (игры Б. Никитина) составила Прокопчук Г.Н.

 «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Кубики для всех», «Точечки», «Рамки и вкладыши Монтессори», «Дроби», «Внимание».

Эти игры объединяют один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно.

Особенности игр

Главное отличие игр Никитина состоит в том, что играя в них, ребёнок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, навыки счёта, графические способности, цветоощущение, умение анализировать, синтезировать и комбинировать, навыки классификации. С их помощью можно воспитать у ребёнка аккуратность, внимание, точность, усидчивость и целеустремлённость. В большинстве своём игры представлены в виде многофункциональных головоломок, представляющих простор для творчества.

Игра «Сложи узор»

В эту игру можно начинать играть с малышами полутора – трёх лет.

У этих детей развита способность копировать, они любят делать так, как взрослые. Вот эту особенность и надо использовать. Сначала учатся по простым узорам – заданиям складывать точно такой же узор из четырёх кубиков («квадраты», «дорожки»). Предложить малышу выполнить задание, наложив кубики на образец. Усложнение узоров идёт постепенно и происходит переход от одноцветных граней к двухцветным. Совсем не безразлично, как вы высыпали первый раз кубики на стол. Если вы на глазах малыша открыли крышку и с грохотом выбросили на стол все кубики, а малыш даже вздрогнул от неожиданности, то не удивляйтесь потом, когда самым любимым занятием станет тоже самое, а не складывание «поездов» или «башен». Для детей полутора – трёх лет оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» (вдвоём с малышом) узорам.

Дети старше трёх лет знают цвета и могут найти нужную грань, и оценить красоту узора, поэтому прежде, чем дать им игру выберите самый привлекательный узор – задание и сложите по нему кубики в коробку. Открывая коробку с кубиками, малыш вместе с вами полюбуется узором. Детям старше трёх лет можно предложить 5 и даже 10 узоров.

Выложите сами простейший узор из кубиков, например «жёлтую дорожку», а ребёнку предложите выложить такую же, словно посыпанную песком. По дорожке можно пройтись двумя пальчиками. А когда придёт зима, все дорожки покроются снегом. Предложите ребёнку построить дорожку белого цвета.

Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. Дети четырёх – шести лет могут сложить по рисунку узоры серии «Зоопарк», а затем «Предметы», «Алфавит», «Цифры».

Как усложнение задания можно предложить сложить ребёнку такой узор, как на картинке, но другого цвета. Зарисовать в тетрадь узор, сложенный из кубиков.  

Дети пяти – семи лет в игре с кубиками выполняют три вида заданий.

  1. Учатся по узорам – заданиям складывать точно такой же узор из кубиков.
  2. Ребёнку ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют.
  3. Придумать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких ещё нет в книге, то есть выполнять уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность задания в широком диапазоне.

Игра «Сложи квадрат»

Собери квадрат – одна из наиболее известных игр Никитина. Ребёнку предлагается сложить квадраты, разрезанные на несколько кусочков. Игра имеет 3 уровня сложности, чем выше уровень, тем больше количество деталей, на которые разрезается квадрат и сложнее варианты распила. На первом уровне квадраты разбиты на 1,2 и 3 части. На втором уровне квадраты разбиты на 2,3 и 4 части. На третьем уровне квадраты разбиты на 5,6 и 7 части. В комплект игры входит 2 планшета (15х21 см), на каждом из которых можно собрать 6 квадратов. Собирать квадраты можно как пользуясь рамками планшетов, так и отдельно (не в рамке). Игра способствует развитию логического мышления, пространственного воображения. В ходе различной формы, можно сложить новую фигуру. Увеличение сложности заданий позволяет играть в игру долго, постоянно совершенствуясь. Состав: 2 планшета 15х21 см материал: оргалит.

Уровни сложности                            1                                  2                               3

Количество составных                

   частей квадрата                           2 – 3                            3 – 5                         4 – 7

Рекомендуемый возраст                3 – 4г                          4 – 5г                       6 – 7г

Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Они понимают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов.

Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей, целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположения.

Игра «Точечки»

Игра развивает математическое мышление, обучает навыкам классификации, счёта и нумерации. Игру можно показывать ребёнку уже с года, он с удовольствием будет пытаться собрать их в стопочки, или вставлять в коробочку, или выговорить названия цифр, которые ему постоянно повторяет мама.

Задания к игре:

Разложить квадраты по цвету. Высыпать квадраты на стол, а малышу сказать: «Давай наведём порядок в квартире!» (лучше на фоне какой – нибудь сказочной ситуации).       Для этого надо:

- перевернуть все квадраты лицевой стороной к верху, чтобы видны были точки;

- собрать вместе квадраты одного цвета, чтобы вышло четыре стопки;

- разложить квадраты в 4 ряда, чтобы каждый ряд был одного цвета.

Разложить квадраты по порядку:

- по цвету (рядами);

- вынуть из каждого ряда квадрат без точки;

- рядом с квадратами без точек положить квадраты с одной точкой (того же цвета);

-разложить розовые квадраты по порядку (сколько может ребёнок).

Разложить все квадраты по порядку. Если ребёнок умеет считать до 10, ему можно предложить разложить сначала один ряд с точками (синий или розовый), а затем перейти к раскладыванию двух и трёх рядов одновременно. Для того чтобы ребёнку было легче выполнить это задание, можно помочь ему вопросами:

- где лежит квадрат с пятью (шестью, семью, восемью и т.д.) точками?

- кто сумеет положить рядом квадраты с цифрами и квадраты с точками по порядку?

- кто быстрее разложит все квадраты по порядку?

- Сколько синих (розовых, жёлтых, белых) квадратов в одном ряду? Из коробки нужно убрать жёлтый квадрат без точки и два синих (без точки и с одной точкой). В каком ряду их больше?

- Сколько точек на пяти первых синих квадратах (на пяти жёлтых, розовых)? Сколько точек на шести, семи, восьми, девяти квадратах?

- сколько всего квадратов в игре?

- чему равна сумма чисел на квадратах с числами?

- сколько точек в рядах квадратов?

- что одинакового в квадратах одного ряда?

Придумать новые задания.

Игра «Кубики для всех»

Игра состоит из небольших кубиков, разным способом склеенных друг с другом в виде 7 фигурок, различных по форме и окрашенных в определённые цвета. Из таких фигур нужно сооружать по предложенным рисункам – заданиям различные модели, напоминающее куб или параллелепипед, пода, машинки, фигуры животных и т.д. Малыши могут строить свои модели, используя только 2 – 3 фигуры.

Начинать играть в эту игру можно с малышами с 2 – 3 лет. Игра учит мыслить пространственными образами (объёмными фигурами), развивает умение их комбинировать.

По сути, малышу тут приходится решать две задачи одновременно: во – первых, выбирать из 7 фигурок только 2 – 3 (или более, если модель сложная), которые необходимы для построения модели; во – вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т.е. соединить их и уложить в модель. Первая часть представляет собою, таким образом, мысленный анализ рисунка – задания – на какие фигурки его можно расчленить, а вторая – синтез, сначала мысленные, а потом предметный.

Игра развивает:

- пространственное мышление;

- наглядно – действенное мышление

- творческие способности;

- умение комбинировать;

- цветовое восприятие;

- умение работать со схемой;

- умение соотносить изображение с реальным объектом.

Игра «Уникуб»

Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трёхмерного пространства. Игра учит точности, аккуратности, предусмотрительности.

Игра развивает:

- пространственное мышление;

- наглядно – действенное мышление;

- операции сравнения, анализа и синтеза;

- способности комбинирования;

- цветовое восприятие;

- внимательность, усидчивость.

Серия У – М1 – У – М10 предназначена для малышей начиная с 1,5 – 2 лет. С самыми маленькими лучше начинать с укладки кубиков в коробку. Малыши в    3 – 4 года умеют классифицировать кубики по «сортам»

Игры без «рисунков – заданий».

«Прятки» - дети 2 – 4 лет – отыскать среди всех кубиков нужный.

Например: «красную трёшку» - кубик с тремя красными гранями (8 штук).

По аналогии найти «двушки» и «однушки».

Усложнение – поиск кубиков сразу по двум цветам: три красных и три синих грани (один такой). Так же можно найти кубик без красных граней.

«Дорожка одного цвета»

По готовой дорожке можно пройти пальчиками или проехать машинками. Она узкая из одного кубика. Можно построить широкие дорожки (шириной в два кубика).Для детей 4 – 8 лет можно сделать задания на отдельных листах или использовать альбом заданий. Башни – из любого количества кубиков (передняя, одна боковая и самая верхняя грани башни были одного цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование авторского художественного слова в работе с детьми раннего возраста"

Дети раннего возраста очень эмоциональны и, общаясь с ними, невольно замечаешь их тягу ко всему прекрасному, яркому, интересному. Это касается не только окружающих малыша игрушек, предметов, природы, ...

Использование авторских дидактических игр в работе по сенсомоторному развитию у дошкольников с нарушением зрения.

В процессе  коррекционно-педагогической работы наиболее сильный компенсаторный эффект в сенсомоторном развитии дошкольников с патологией зрения достигается при использовании многофунк...

Игры с использованием авторских вязаных игрушек в работе с дошкольниками с умственной отсталостью

Авторская дидактическая игра "Наряди куклу"  [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17657525","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"...

Игры с использованием авторских вязаных игрушек в работе с дошкольниками с умственной отсталостью.

Вязаные пособия оказывают позитивное воздействие не только на сенсорное развитие детей, развитие осязания и мелкой моторики рук, но и на общее психическое развитие ребенка.Использование в игре цв...

Использование математического планшета в работе с дошкольниками

Математический планшет - это дидактическая игра в виде квадратного поля со столбцами, на которые натягиваются разноцветные резиночки. Некоторые производители называют данную развивающую игру ин...

Авторская математическая сказка в стихах для дошкольников "В стране математики"

Предлагаю Вашему вниманию авторскую математическую сказку "В стране математики"....

Статья " Использование логико-математических игр в работе по развитию логического мышления у старших дошкольников"

 Развитие логического мышления у детей через логико-математические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьник...