Использование авторских дидактических игр в работе по сенсомоторному развитию у дошкольников с нарушением зрения.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Георгиевская Людмила Борисовна

 

 В процессе  коррекционно-педагогической работы наиболее сильный компенсаторный эффект в сенсомоторном развитии дошкольников с патологией зрения достигается при использовании многофункциональных  дидактических  игр.  В магазинах  сейчас можно найти огромное количество различных игр и пособий, направленных  на сенсомоторное  развитие детей, но не все они могут соответствовать  требованиям  работы  со слабовидящими детьми. Вашему вниманию хочу представить авторские дидактические игры, используемые в работе с дошкольниками с нарушением зрения.

Все игры, которые я разработала для работы с детьми с нарушением зрения, можно применять в работе педагогов с нормально видящими дошкольниками, как на занятиях, так и индивидуально.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование авторских дидактических игр в работе по сенсомоторному развитию у дошкольников с нарушением зрения.

2 слайд

  Сенсорное  развитие  ребёнка – это  развитие его восприятия и представлений о предметах  и явлениях  окружающего  мира.

 Мелкая (тонкая) моторика –  движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

  Сенсомоторное развитие – это развитие у дошкольника восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и развитие моторной сферы.

3 слайд

 В процессе  коррекционно-педагогической работы наиболее сильный компенсаторный эффект в сенсомоторном развитии дошкольников с патологией зрения достигается при использовании многофункциональных  дидактических  игр.  В магазинах  сейчас можно найти огромное количество различных игр и пособий, направленных  на сенсомоторное  развитие детей, но не все они могут соответствовать  требованиям  работы  со слабовидящими детьми. Вашему вниманию хочу представить авторские дидактические игры, используемые в работе с дошкольниками с нарушением зрения.

4 слайд

«Волшебный куб»

Многофункциональное дидактическое пособие по развитию сенсомоторики, используется на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми от 3-х лет. На каждой стороне куба имеется определенное задание, которое должен выполнить ребенок.

5-7 слайды

Варианты игр и упражнений на кубе.

8 слайд

«Мотайка»

Игра направлена на развитие сенсомоторики, зрительного внимания и ориентировки у детей  от 5-ти лет и старше. Пособие представляет собой карточку с заданием и шнурком (4 варианта).

Варианты игр: «Кто где живет», «Соедини цветную геометрическую фигуру с такой же фигурой белого цвета», «Подбери к игрушке набор карандашей», «Найди силуэт (тень)».

С обратной стороны карточки для проверки правильного выполнения задания нарисована схема мотайки.

9слайд

Выполнение заданий игры «Мотайка» детьми.

10 слайд

«Тактильные дощечки»

Игра направлена на развитие тактильных ощущений и сенсомоторики у детей с патологией зрения.

Задания выполняются детьми, как с открытыми, так и с закрытыми глазами.

Варианты игр и упражнений: «Найди и обведи пальчиком цифру», «Определи на ощупь поверхность дощечки», «Найди такую же фигуру, как на рамке», «Посчитай, сколько пуговиц (бабочек, палочек)», «Пройди пальчиком по дорожке» и т.п.

11 слайд

«Силуэты и контуры»

Игра направлена на развитие зрительного восприятия и  умение детей узнавать знакомые объекты и предметы и соотносить их с силуэтным и контурным изображением. На занятиях с детьми я использую три варианта этой игры: вертикальная (с использованием липучки) для детей со сходящимся косоглазием, астигматизмом и близорукостью; две горизонтальные игры – на карточках и вырубные (для детей с дальнозоркостью и с расходящимся косоглазием).

12 слайд

Выполнение заданий  детьми.

13 слайд

«Волшебные палочки»

Целью этой игры является развитие зрительно-моторной координации и взаимодействия «глаз - рука»; закрепление знаний детей о цвете, форме и величине.

Дети с помощью «волшебной» палочки переносят и накладывают цветное изображение на контурное в соответствии с заданием. Эту игру можно предложить детям от 3-х лет.

14 слайд

«Чудо-пирамида»

Игра направлена на развитие цветовосприятия, мелкой моторики рук и на закрепление расположения цветов спектра. Детям можно предложить такие варианты игр: «Отгадай загадку и найди отгадку (определенный цвет)», «Пропусти ленточку через окошки», «Разноцветные прищепки (ленточки)» и т.п.

15 слайд

«Рыбалка»

В процессе этой игры у слабовидящих детей развивается координация, произвольное внимание, закрепляются навыки движения «глаз – рука». Дети закрепляют название цветов, величины, определяют и называют месторасположение и направление движения рыбок.

16 слайд

«Шумовые коробочки и коробочки с запахами»

В процессе работы со слабовидящими детьми большое значение имеет развитие

обоняния и слухового восприятия, так как дети с низкой остротой зрения компенсируют недостаток своего зрения именно с помощью них. Поэтому на своих занятиях я использую «Шумовые коробочки» и «Коробочки с запахами».

17 слайд

Все игры, которые я разработала для работы с детьми с нарушением зрения, можно применять в работе педагогов с нормально видящими дошкольниками, как на занятиях, так и индивидуально.

Материал подготовила

учитель-дефектолог Георгиевская Л.Б.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад компенсирующего вида № 45

Доклад на ММО старших воспитателей

«Использование авторских дидактических игр в работе по сенсомоторному развитию у дошкольников с нарушением зрения»

                                                                                         

                                                                                 Подготовила

                                                                                 учитель-дефектолог I кв. кат.

                                                                                        Георгиевская Л.Б.

                                                 

                                               

Химки 2015 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как эффективный способ развития ребенка-дошкольника с нарушением зрения.

Влияние дидактических и развивающих игр на интеллектуальное развитие ребенка....

Презентация "Сенсомоторное развитие детей с тяжелыми нарушениями зрения"

Сенсомоторика – умение слышать, видеть, осязать, т.е. воспринимать окружающий мир. Сенсомоторное развитие ребенка обеспечивает формирование представлений о себе и об окружающем мире, благоприятно...

Обобщение опыта работы "Развитие у дошкольников с нарушением зрения навыков изобразительной деятельности"

На непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду, ребенок делает первые шаги в мир прекрасного, пытается сам его создавать. Задачей предмета изобразительн...

Презентация "Использование авторских дидактических игр и пособий для сенсомоторного и речевого развития детей раннего возраста"

laquo;Раннее детство уникально и несет в себе огромные потенциальные возможности роста и развития. Оно обладает высочайшей самоценностью, которая должна быть не только признана, востребована, но и ре...

Игрушка "Бильбоке" как средство сенсомоторного развития у детей с нарушением зрения

У детей с нарушением зрения система сенсорных эталонов и перцептивных действий затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. В результате,  слабо развита мелкая мо...

Методическая разработка «Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»

laquo;Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»...

Использование авторских дидактических сказок в образовательном процессе для развития духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»

В начальной школе времён К.Д. Ушинского широко применялись назидательные истории, притчи, басни, другие средства сообщения воспитанникам необходимых знаний....