Использование авторских дидактических сказок в образовательном процессе для развития духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»
статья (подготовительная группа)

Киреева Ольга Ивановна

В начальной школе времён К.Д. Ушинского широко применялись назидательные истории, притчи, басни, другие средства сообщения воспитанникам необходимых знаний. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование авторских дидактических сказок в образовательном процессе для развития духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»

В начальной школе времён К.Д. Ушинского широко применялись назидательные истории, притчи, басни, другие средства сообщения воспитанникам необходимых знаний. Выводы дети должны были делать сами. К сожалению, в современной школе воспитатели порой заменяют эти методы прямыми, упрощёнными, не требующими размышления способами морализирования. Эффективность морализирования низка, поэтому, возрождая забытые методы, опытные учителя всё чаще включают в арсенал методов убеждения забытые библейские притчи, эзоповы и крыловские басни, назидательные рассказы К.Д. Ушинского, и Л.Н. Толстого. Тем же целям служат и авторские дидактические сказки, включённые в программу «Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки «Педагогам, начинающим работу с использованием авторской дидактической сказки в детском саду или начальной школе следует, прежде всего, уяснить для себя следующее: - сказки описывают глубинный человеческий опыт преодоления кризисов и страхов, выполняя сегодня роль древних ритуалов, то есть, готовят ребёнка к кризисным переживаниям: - поскольку сказка воздействует на подсознание человека, то она позволяет активизировать физиологические механизмы, отвечающие за адаптацию человека к стрессу; - каждая сказка имеет в себе информацию о типе дезадаптации и способе переживания определённого кризиса. Основные принципы, которым следует придерживаться в работе с авторской дидактической сказкой, те же, что и в целом в педагогике, это: - связь воспитания с жизнью (достигается за счёт содержания авторских дидактических сказок, посвященных жизненным явлениям, взаимоотношениям людей и поведению людей в семье, с другими людьми и животными); принцип комплексности, целостности и единства всех компонентов воспитательного процесса (достигается за счёт разработанных методических рекомендаций к использованию авторских дидактических сказок, учёта преемственности в ДОУ и начальной школе); - принцип педагогического руководства и самостоятельной активности детей (также предусмотрен методическими рекомендациями, в которые включён раздел:

 «Роль педагога» в работе со сказкой и задания для детей «Сказка развивает руки» и «Развитие мышления и воображения»); - принцип гуманизма (все сказки посвящены развитию у детей гуманистических мотивов поведения, потребностей и чувств по отношению к окружающему миру и к другим людям); - принцип единства требований школы и семьи (достигается за счёт технологии использования авторских дидактических сказок в духовно нравственном воспитании детей в общественных воспитательное образовательных учреждениях и семье через ритуал семейного чтения); - доступность (сказка должна быть понятна детям, с которыми проводится работа, будь то дошкольники или младшие школьники); - наглядность (для чего в работе со сказкой используются показ иллюстраций, кукол, поделок в соответствии с содержанием сказки); - учёт возрастных и индивидуальных возможностей (поскольку применение проблемно-диалогического обучения — ПДО, самих формулировок вопросов, языка сказки, учёта условий семейной жизни детей, интересов и проблем в поведении и эмоциональной сфере некоторых воспитанников); - индивидуально-дифференцированный подход (обеспечивается за счет индивидуальных занятий с детьми, а также учёта интереса ребёнка и его личностных проблем, отчего технология использования авторских дидактических сказок может считаться личностно ориентированной);  Одним из главных педагогических условий успешности применения данной технологии является; поэтапное использование авторской дидактической сказки в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

На первом, познавательно-мотивационном этапе работы с авторскими , сказками большое внимание педагог должен уделять приобретению детьми базисных знаний о духовности и нравственности через сказки, сказы, рассказы, а так-же формировать у детей интерес к духовным и нравственным проблемам и формированию личностного отношения к данной литературе.В сказках черпаются первые представления о справедливости, чести, достоинстве, преданности и т.д. Сказка настраивает ребёнка на сопереживание, сочувствие, сострадание, ребёнок мысленно проходит с героем весь путь. Сказка является интересной и волнующей для детей по нескольким причинам: - композиция сказки удерживает ребёнка в эмоциональном напряжении и огромном желании узнать, а что же будет дальше; - добро и зло в сказке настолько ярко представлены, что побуждают к сопереживанию с обиженным, униженным или обманутым героем, а значит, делают ребёнка не только сторонним зрителем, но и участником сказочных событий, силой фантазии и воли желающим всем сердцем помочь, выручить, подсказать выход из сложной ситуации; - выразительный язык, пополняющий и расширяющий словарь забытых или давно не употребляющихся слов, а также дающий возможность глубже вникнуть в славянорусский корнеслов; - установление причинно-следственных связей между словами, мыслями и делами героя с одной стороны, и их последствиями — с другой стороны. Увидеть эти последствия ребёнок может сразу же, поскольку сказка даёт возможность нарушать законы времени и пространства, оказаться в прошлом или будущем, быть одновременно здесь и сейчас - и в любой точке земли за считанные мгновения; - возможность рассматривать сразу несколько предлагаемых сказкой вариантов проблемной ситуации и их последствия для самого героя и его близких и т. д.На познавательно-мотивационном этапе педагог имеет возможность изучить восприятие, ребёнком сказки, обращая, однако особое внимание на психологические изменения, происходящие в области отношения ребёнка к самому художественному произведению. Например, изменения в области воображения, поскольку без его развития и совершенствования не возможна как интеллектуальная деятельность в период обучения в школе, так и любая другая творческая деятельность.Именно с помощью воображения ребёнок получает способность мысленно отойти за пределы воспринимаемого непосредственно. Именно воображение даёт возможность спрогнозировать, предвидеть результат слова, действия или помышления. Ребёнок старшего дошкольного и младшего школьного возраста способен воспринимать почти с одинаковой силой как реальные, так и сказочные образы и ситуации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- Разработана модель духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе использования авторской дидактической сказки.

Доказано, что авторская дидактическая сказка в её этимологической, понятийно-категориальной и содержательной интерпретации одновременно является методологической основой технологии духовно-нравственного воспитания детей, в которой комплексно раскрывается роль каждого из участников образовательного взаимодействия: педагога, семьи, конкретного родителя на любом из переходных состояний процесса духовно-нравственного развития личности ребенка;

Выявлена и содержательно сформулирована система принципов (связь с жизнью; комплексность, целостность и единство всех компонентов воспитательного процесса; педагогическое руководство и самостоятельная активность детей; принцип гуманизма; единства требований школы и семьи; доступности, наглядности, учёта возрастных и индивидуальных возможностей и т.д.), обеспечивающих органическое единство организационных норм, средств и форм взаимодействия педагогов и воспитанников в процессе формирования ценностных ориентиров поведения детей средствами авторской дидактической сказки;

- Определены условия, структурировано содержание, подобраны средства и предложены методы использования авторской дидактической сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольника и младшего школьника в процессе поэтапного овладения ими смыслового содержания духовно-нравственных ценностей и понятий, что позволило определить дидактический и воспитывающий потенциал, а также обосновать специфику использования авторской дидактической сказки в условиях дошкольного, школьного и семейного воспитания;

- Разработана технология использования авторской дидактической сказки компонентный состав технологии включает в себя: принципы и условия её использования, средства, формы организации, а также методы работы с авторской дидактической сказкой) продуктивным результатом которой является устойчивая сформированность у детей дошкольного и младшего школьного возраста стремления через подражательность понять и осознать суть нравственных поступков других людей в целях мотивации собственного поведения с учётом противоречивого характера социальной реальности и последствий её влияния на духовно-нравственную сферу ребёнка. Теоретическая значимость исследования состоит в установлении и обосновании основополагающей закономерности, пооперационально отражающей преемственность в содержании и организации работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в рамках образовательного пространства дошкольного учреждения, начальной школы и семьи; формировании концептуальной и методологической основы для управляемого проектирования воспитательных систем и технологий нового поколения.

 Выявленные предметно-содержательные инварианты теории и технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников, а также потенциально определяющие свойства, принципы и условия функционирования и развития организованной системы по духовно-нравственному воспитанию образуют организационный механизм новой концепции в сфере образования и воспитания, обновляют и расширяют понятийно-терминологический аппарат педагогической теории и практики, углубляют её связь с другими науками.

Практическая значимость исследования.

Представления о сущности «авторской дидактической сказки», выявленные закономерности, разработанная технология, найденные характеристики, сформулированные принципы позволяют педагогам грамотно моделировать проект своей деятельности по обучению и воспитанию дошкольников и младших школьников, способствуют переходу к нормативным

знаниям и тем самым обеспечивают повышение воспитательного потенциала семьи и школы.

Сочетание подходов, методов и технологий духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников, включающие в себя чётко регламентированный набор действий субъектов, организационных норм, процедур выработки, принятия и реализации педагогических влияний и направленных на упорядочение, систематизацию коллективной деятельности участников педагогического взаимодействия, обеспечение её (деятельности) всем необходимым для нормальной работы ориентируют субъектов педагогической практики на определение критериев качества организованных ими систем воспитания, измерение педагогической действительности путём перестройки практики обучения и воспитания на личностно-ориентированное развитие.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Технология духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста с органично интегрированными в неё условиями, формами и методами использования авторской дидактической сказки, которая, в свою очередь, одновременно выступает как методологическое средство комплексного воспитания детей, системно раскрывающего роль педагога, семьи, конкретного родителя в процессе духовно-нравственного развития личности ребёнка; как законосообразная норма деятельности субъектов педагогической практики, критериально показывающая преемственность в содержании работы с

детьми по духовно-нравственному воспитанию в рамках образовательного пространства дошкольного учреждения, начальной школы и семьи; как организационная форма, а процедура выработки, принятия и реализации педагогических влияний на ребёнка, направленная на упорядочение коллективной деятельности участников педагогического взаимодействия.

Педагогические принципы, обеспечивающие продуктивность и результативность системы духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников средствами авторской дидактической сказки: связь с жизнью; комплексность, целостность и единство целевого, процессуального, содержательного, результативного и рефлексивного компонентов воспитательного процесса; грамотное педагогическое руководство, побуждающее самостоятельную активность детей; принцип гуманизма; единства требований школы и семьи; доступности, наглядности, учёта возрастных и интеллектуальных возможностей детей; индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Педагогические условия, необходимые для успешной реализации технологии использования авторской дидактической сказки по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста: поэтапное использование авторской дидактической сказки в работе с детьми; учёт их возрастных возможностей; методологически и методически грамотное руководство педагога работой со сказкой; искренность и доверительность, простота и доступность самого процесса чтения сказки;

Обеспечение адекватности восприятия сказки и оценка действий персонажей; личность самого педагога, отвечающая самым высоким духовно-нравственным требованиям; обоснованность выбора литературного материала, соответствующего обстоятельствам жизни и актуальность сказки; готовность педагога (теоретическая, практическая, психологическая) к доверительному общению с детьми и к использованию авторской дидактической сказки; побуждение детей к принятию самостоятельных решений, к самостоятельному нравственному выбору; прогнозирование результатов детских поступков и

16 слов, формирование в детях чувства уверенности в себе и обеспечение нравственного благополучия; осмысление педагогом полученных результатов.

Главный системообразующий компонент технологии использования авторских дидактических сказок в работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию, обеспечивающий её дидактический и воспитывающий эффект, в качестве которого выступает целевой и содержательный компонент сказок, тематика которых непосредственно охватывает основные духовно- ^ нравственные проблемы человека, семьи, общества и опосредованно формирует творческие и общественно значимые потребности ребёнка, направленность, силу и устойчивость его мотивов поведения, духовно-нравственных ориентиров.

Авторская программа «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами авторской сказки» в условиях дошкольных и школьных образовательных учреждений обеспечивает усвоение детьми основных духовно-нравственных категорий, способствует созданию условий для свободного саморазвития личности каждого ребёнка, развитию его творческих способностей, а также даёт возможность педагогам корректировать в случае необходимости поведение детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Тема: «Развитие способности воображения у старших дошкольников в процессе ознакомления с русской народной сказкой»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Тема: «Развитие способности воображения у старших дошкольников в процессе ознакомления с русской народной сказкой»...

Русская народная культура как средство развития духовной нравственности и патриотизма у дошкольников

Русская народная культура как средство развития  духовной нравственности и патриотизма у дошкольников...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"

Конспектродительского собранияв подготовительной группена тему:"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"...

Презентация на тему "Использование современных образовательных технологий в развитии инициативы и любознательности старших дошкольников."

Презентация на тему "Использование современных образовательных технологий в развитии инициативы и любознательности старших дошкольников. Проект «Путешествие в мир диких животных наших лесов...

«Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников средствами краеведческой деятельности»

 Актуальность рассматриваемой темы мы связываем в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ...