логические игры математического содержания
занимательные факты по математике (старшая группа) на тему

Бодня Надежда Ивановна

игры   математического содержания - пифагора , палочки Кюизенера  разного цвета ,головоломки которые учат детей мыслить, развивают память, мышление,воображение речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logicheskie_igry_s_matematicheskim_soderzhaniem.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

    Логические игры с математическим содержанием

1.    Блоки Дьенеша
2.    Волшебный квадрат Воскобовича
3.    Палочки Кюизенера
4.    Кубики Никитина

1.    Блоки Дьенеша.
Это 48 логических блоков, различающихся по:
1.    Форме (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник)
2.    Цвету (желтый, красный, синий)
3.    Размеру (большой, маленький)
4.    Толщине (толстый, тонкий)
Блоки позволяют научить решать логические задачи, познакомить с теорией множеств.
1 этап.
1.    Найди такую же (по цвету, размеру, форме)
2.    Найди «подружек» (одного цвета, размера, формы)
3.    «Детский сад» (найди такую же, только маленькую/большую)
4.    «Соберем друзей» (найди такую же, но другого цвета)
5.    «Овощи в банке» (найди такую же, но другой толщины)
6.    Найди фигуру по двум признакам (маленький и толстый, большой и тонкий). Игра «Крупные звери».
7.    Общее множество – «Звери поссорились».
Заяц собирал красные фигуры. Мишка собирал треугольники. Для них красные треугольники – общее множество. Звери поссорились, потому что каждый считал красные треугольники своими.
8.    «Трое друзей» (три общих множества)
Заяц собирал красные фигуры. Мишка собирал треугольники. Слоник все большие фигуры. Получаются общие множества: красные и большие, большие треугольники, красные треугольники.
Для наглядности дети выкладывают фигуры в обручи. Место пересечения обручей – общие множества.

2 этап.
Использование схем: форма, цвет, размер, толщина.Все игры и задания повторяются, но с использованием схем.
Размер: не маленький, не большой, большой, маленький.
Толщина: не тонкая, не толстая, толстая, тонкая.
Форма: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Форма: не круглая, не треугольная, не квадратная, … .
Цвет: синий, желтый, красный, не желтый,
не синий, не красный
3 этап.
Рисуем схему фигуры в тетради. Используем схему с отрицанием.
4 этап.
1.     Меняем цвет, форму, рисуем опираясь на схемы.
2.    Использование таблиц. (см рисунок)
3.    Расскажи, как ты это сделал? Подберем схемы.
Например: из маленького тонкого красного треугольника получи большой толстый синий квадрат.
Решение: маленький тонкий красный треугольник > (размер) > большой тонкий красный треугольник >(цвет) > большой тонкий синий треугольник > (толщина) > большой толстый синий треугольник > (форма) > большой толстый синий квадрат
Придумай несколько способов трансформации.

5 этап.
Этот этап проводят чаще всего в тетрадях. Сложные лабиринты с домиками для фигур. Сами домики и дорожки к ним имеют условные обозначения.


2.    Волшебный квадрат Воскобовича
Это картонные треугольники наклеенные на ткань.
Все линии – это линии сгиба.
Таким образом, из этого квадрата дети могут создавать различные объемные и плоскостные фигуры. 
Плоскости квадрата имеют различное цветовое исполнение.

Вначале воспитатель показывает – дети делают. Затем детям предлагается схема.
Игра развивает образное мышление, пространственное воображение (плоскостное и объемное), тренирует внимание и память, знакомит со сложным миром геометрических фигур.

3.    Палочки Кюизенера
Составление узоров и закономерностей.
а) Бусы из двух палочек (1-2, 1-2, 1-2,….)
б) Бусы из трех палочек (1-2-3, 1-2-3, 1-2-3,….)
в) Продолжи ряд (1-2- 1- ?), (1-2-3-1-2-?)

4.    Кубики Никитина
Это 16 кубиков с окрашенными в разные цвета гранями. Первая - желтая, вторая -красная, третья – синяя, четвертая – белая, пятая – красно-белая, шестая – сине-желтая.
Вначале предлагаются узоры из 4 кубиков, потом из 9, потом из 16.


1 этап.
Наложение. Детям предлагается картинка в натуральную величину, они располагают на ней кубики.
2 этап.
Самостоятельная работа с опорой на уменьшенную схему.
3 этап.
Складываем узоры по памяти, а также узоры в другом цвете.

VI.    Игры-головоломки
Это игры в которых из частей собирается целое. Игры проходят в самом конце занятия, каждому ребенку дается индивидуальное задание.

1.    Сложи квадрат.
В игре «Cложи квадрат» задача собрать из частей квадрат. Задания бывают первой, второй и третьей степени сложности. Все квадраты разного цвета. Первая степень сложности – две, три части. Вторая – три, четыре. Третья – пять, шесть.

Если квадраты разных степеней сложности совпадают по цвету, это создает дополнительные трудности, т.к. важно не перепутать деталь. Такое задание по плечу только будущим школьникам (6 лет).
Можно собирать квадрат двумя способами. Первый: вставляем детали квадрата в рамку. Второй, более сложный: собираем квадраты на плоскости.
2.    Колумбово яйцо
Эта игра представляет из себя деревянное яйцо, собранное из двух больших треугольников, двух маленьких треугольников, двух полукругов, двух деталей трапециевидной формы и двух частей круга.
Из этих деталей составляют различные силуэты. Силуэтов очень много. Детям предлагается:
а) собрать картинку по контуру (т.е. наложить детали «яйца» на подходящие нарисованные детали, в натуральную величину)

б) собери картинку по уменьшенному контуру (собрать картинку по готовой схеме)
в) собери картинку по слепому контуру (дан только силуэт, нужно самому подобрать детали)
г) собери картинку по уменьшенному слепому контору.

3.    Головоломка Пифагора

Это квадрат разделенный на семь частей: маленький квадрат, большой квадрат, параллелограмм, два больших и два маленьких треугольника.
Из этих деталей составляют различные силуэты. Детям предлагается:
а) собрать картинку по контуру (т.е. наложить детали головоломки на подходящие нарисованные детали, в натуральную величину)
б) собери картинку по уменьшенному контуру (собрать картинку по готовой схеме)
в) собери картинку по слепому контуру (дан только силуэт, нужно самому подобрать детали)
г) собери картинку по уменьшенному слепому контуру.

VII.    Заключительная часть.
В заключительной части  подводятся итоги, даются индивидуальные задания



Цели и задачи. Планирование.
Раздел 2. Количество и счет.
Месяц    Цель     Материалы
Сентябрь    Состав чисел 1-3. Сравнение палочек по длине и высоте.
Что такое сложение?    Счетный раздаточный материал, Палочки Кюизенера.

Октябрь    Повторение состава чисел 1-3.
Состав числа 4 (решение примеров). Геометрическая фигура треугольник. Знаки «больше» и «меньше».     Счетный раздаточный материал, Палочки Кюизенера. Счетные палочки.
Ноябрь    Геометрическая фигура четырехугольник (все виды четырехугольников).
Состав чисел 1-5.
Знаки «больше», «меньше» и «равно».    Палочки Кюизенера (поезда, вагоны, замена вагонов). Счетные палочки.
Декабрь    Сравнение палочек (полосок) по высоте, ширине, длине.
Состав чисел 5 и 6.
Составление фигур по образцу.    Палочки Кюизенера (мосты и заборы). Счетный раздаточный материал, Счетные палочки.
Январь    Порядковый счет: слева – направо, справа – налево, сверху – вниз, снизу – вверх. Четные и нечетные ряды.
Семейства.
Счет двойками, тройками и т.д.
Повторение состава чисел 5 и 6.    Палочки Кюизенера (коврики).
Счетный раздаточный материал (цифры)
Февраль    Состав чисел 7 и 8. Часть числа.
Какая часть числа больше (меньше)?
(убывание - возрастание)    Счетный раздаточный материал. Счетные палочки. Игра «Дроби».
Март    Состав чисел 7 и 8. Замена одних дробей другими. Составление разноцветных кругов.    Палочки Кюизенера (коврики).
Игра «Дроби».
Апрель    Повторение счета двойками, тройками и т.п. Соседи числа. Решение задач на части числа.
состав чисел 9 и 10.    Палочки Кюизенера (лестницы).
Игра «Дроби».
Счетный раздаточный материал (цифры). Счетные палочки.
Май    Состав чисел 9 и 10. Повторение всех пройденных тем. Составление фигур по образцу.    Палочки Кюизенера (коврики).
Игра «Дроби».
Счетный раздаточный материал. Счетные палочки.
Раздел 5. Логические игры с математическим содержанием.
Месяц    Цель     Материалы
Сентябрь    Геометрические фигуры: размер, толщина, форма, ось симметрии, лево, право.    Блоки Дьенеша (знакомство, игры первого этапа), Кубики Никитина.

Октябрь    Ряд, последовательность, узор. Превращения квадрата.      Палочки Кюизенера. Волшебный квадрат Воскобовича.

Ноябрь    Общие множества (два множества).
Сложи узор (пространственное воображение).    Блоки Дьенеша (игра с обручами).
Кубики Никитина.

Декабрь    Схема, условные обозначения.
Превращения квадрата (объемные фигуры)    Блоки Дьенеша (игры второго этапа). Волшебный квадрат Воскобовича.

Январь    Схемы с отрицанием. Словесные задания с отрицанием.
Комбинаторика (варианты узоров из 2-3 палочек).    Блоки Дьенеша (игры третьего этапа).
Палочки Кюизенера.
Февраль    Таблицы: 3х3 клеточки, 4х4 клеточки.
(расположение фигур).
Сложи узор.    Блоки Дьенеша (игры четвертого этапа).
Кубики Никитина.

Март    Схемы (меняем цвет, форму, размер).
Превращения квадрата.    Блоки Дьенеша (игры четвертого этапа).
Волшебный квадрат Воскобовича.

Апрель    Волшебная машина превращений.
Сложи узор.
Комбинаторика (варианты узоров из 3-4 палочек).    Блоки Дьенеша (игры четвертого этапа).
Кубики Никитина.
Палочки Кюизенера.

Май    Лабиринты (домики фигур).
Превращения квадрата.
Сложи узор.    Блоки Дьенеша (игры пятого этапа).
Кубики Никитина.
Волшебный квадрат Воскобовича.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков логического мышления через дидактические игры математического содержания

Материал из опыта работы по формированию навыков логического мышления у детей старшего дошкольного возраста....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Формирование навыков логического мышления, внимания, памяти через занимательные игры математического содержания.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дош...

"Формирование логического мышления через дидактические игры математического содержания".

Проанализировав свой опыт работы со старшими дошкольниками, пришла к выводу, что большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.В процессе развития логического мы...

Формирование навыков логического мышления, внимания, памяти через занимательные игры математического содержания Выполнила Доронина Т.В. Воспитатель подготовительной группы МБДОУ «Филимоновский детский сад»

Формирование навыков логического мышления, внимания, памяти через занимательные игры математического содержанияВыполнила  Доронина Т.В.Воспитатель подготовительной группыМБДОУ «Филимоновски...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ: "ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА", ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША", "РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНА".

Цель семинара: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....