Конспект занятия по развитию математических представлений Тема: «Поможем Козе спасти козлят»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Шаврина Евгения Николаевна

Задача: Упражнять в счете нелинейно расположенных предметов (до 6) и обозначать соответствующей цифрой. Познакомить с образованием числа 7 из предыдущего числа; «слабых» детей – упражнять в счете предметов до 7, «сильных» - продолжать учить осуществлять разностное сравнение чисел.упражнять в счете движений объекта, словесном обозначении пространственных направлений (вперед – назад, влево – вправо).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_femp_st_gr.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Старшая группа (первый квартал)

Конспект занятия по развитию математических представлений

Тема: «Поможем Козе спасти козлят»

Количество детей: 10–12 человек.

       Вводная часть

       Материал: фигурка Козы из настольного театра

Воспитатель привлекает внимание детей:

Ой, кто это плачет?

(педагог показывает фигурку козы и имитирует плачь)

Здравствуй, Коза! Что случилось, почему ты плачешь?

Коза: Ой, ребятушки вы, ребятушки!

          Помогите спасти козлят моих!

          Серый волк пришел к нам в избушечку!

          И унес козлят к себе в логово.

          Не могу одна, помогите мне…

          Не спасти козлят

Педагог: Поможем Козе спасти козлят?

(дети собирают игрушки и готовятся спасать козлят)

Основная часть (включает 4 части)

Первая часть.  

Первый микро-этап

Задача: упражнять в счете нелинейно расположенных предметов (до 6) и обозначать соответствующей цифрой.

Материал: фигурка Козы из настольного театра, карточки с волчьими следами   (по 4-6 следов на карточке) – больше числа детей, цифры 4,5,6.

Дети идут за козой и оказываются в лесу около избушки.

Педагог обращает внимание детей на карточку с 4 следами:

Педагог:    Зверь какой-то на бегу

                   След оставил на снегу.

Обращается к слабым детям: Дима, сколько ты видишь следов? А ты Артём? Рита, сосчитай следы (один, 2,3,4, всего 4 следа)

                    Вот следы ведут еще,

                    Сколько их теперь всего? (5)

А мне кажется, что 6. Давайте проверим, сосчитаем вместе, а Рита будет показывать нам, какие следы считать.

Чьи же это следы? (волчьи)

Посмотрите кругом, кто сколько волчьих следов найдет (каждый ребенок находит карточку, считает следы и соотносит с соответствующей цифрой: у меня 5, у меня 6)

У кого еще 6 следов?

Да, сколько следов оставил здесь волк. Пойдемте, быстрее искать его логово.

Второй микро-этап

Задачи: всех детей – познакомить с образованием числа 7 из предыдущего числа; «слабых» детей – упражнять в счете предметов до 7, «сильных» - продолжать учить осуществлять разностное сравнение чисел.

Материал: фигурки Козы из настольного театра и  игрушечной Белки, картинки 7 бельчат и 7 грибочков, наборное полотно с 2 рядами.

По дороге им встречается белка.

Коза: Здравствуй белочка, скажи, куда волк с моими козлятами побежал.

Белка: Скажу, если поможете накормить моих детишек. Насобирала целую корзину грибов, а не знаю, хватит ли на всех.

Педагог: Поможем белке? Как узнать, хватят ли грибочки всем бельчатам? (сосчитать)

Обращается к «слабым» детям: Дима, сколько грибочков? А ты, Андрей, сосчитай? (6, шесть грибочков).

А вот и бельчата скачут. Сколько их (педагог выставляет в ряд 6 бельчат, дети хором считают)

Поровну ли бельчат и грибов? (да, поровну, по 6)

Значит, всем хватит? (да)

 (Обращение к гиперактивному ребенку): Илья, дай каждому бельчонку по  грибочку.

Смотрите, еще один бельчонок бежит. А грибов больше нет.

 (Обращение к «слабому» ребенку) Артём, можно ли теперь сказать, что бельчат и грибов поровну? (Нет, бельчат стало больше, чем грибов, а грибов меньше, чем бельчат).

Сосчитаем, сколько же стало бельчат (считаем хором 1, 2…7, педагог акцентирует: Всего 7 бельчат. А грибочков … шесть.  

Что меньше: 7 бельчат или 6  грибов? (6 грибов)

Сколько не хватает грибов? Одного не хватает, значит, на сколько грибов меньше, чем бельчат (на один).

(Обращение к «сильному» ребенку) Даша, какое число меньше: 7 или 6? (6) На сколько 6 меньше, чем 7? (на один)

А что больше: 6 грибов или 7 бельчат? Одному бельчонку не досталось грибочка, значит, на сколько бельчат больше, чем грибов? (на один)

(Обращение к «сильному» ребенку) Саша, какое число больше: 7 или 6? (7) На сколько 7 больше, чем 6? (на один).

Что же нужно сделать, чтобы бельчат и грибов стало поровну? (достать еще один гриб)

Смотрите, вот он, лежит на дне корзины.

Сколько теперь стало грибов? Кирилл («слабый» ребенок), сосчитай грибы. (7)

А бельчат сколько? (Тоже 7. Козлят и чашек поровну, по 7)

Белка: Как же у вас получилось 7 грибов?

(Было 6, добавили одну, стало 7)

Белка: Спасибо вам, что помогли мне накормить козлят. Я сейчас буду прыгать, а вы считайте, сколько прыжков я сделаю. Я отведу вас к бобру.

Третий микро-этап

Задача: упражнять в счете движений объекта, словесном обозначении пространственных направлений (вперед – назад, влево – вправо).

Материал: та же белка.

Ребята, смотрите внимательно, куда скачет белка, и попробуйте сосчитать, сколько она сделает прыжков.

Задание выполняется в достаточно быстром темпе. Белка прыгает вперед, влево, назад, вправо и т.п., совершая от 3 до 7 прыжков. Дети отвечают по очереди, при необходимости поправляя друг друга (соответственно при очередности ответа  «слабого» ребенка педагог перемещает белку на меньшее число прыжков). Наконец белка останавливается около стола на другом конце комнаты. Воспитатель предлагает «догнать белку» - дети подходят к столу.

Вторая часть.  

Первый микро-этап

Задача: упражнять в отсчете предметов (до 6), закреплять представление об образовании числа 7 из предыдущего.

Материал: Фигурка Козы из настольного театра и игрушечный бобр, дощечки (или картонные полоски) с разницей  – по 7 на каждого ребенка, из них треть полосок длиной 15 см, треть – по 16 см, треть – 17 см.

Здравствуйте, Бобр! Скажите, пожалуйста, куда побежал волк?

Бобр: Да это же он здесь пробежал и весь мостик переломал.

Я собрался починить его, приготовил много дощечек. Как теперь их разобрать?

Давайте поможем Бобру. Возьмите каждый по 6 дощечек, положите их в ряд перед собой (тем, кто быстрее отсчитал и разложил, предложить проверить себя – пересчитать).

Еще дощечки остались. Подумайте, что надо сделать, чтобы у всех стало по 7 дощечек (добавить еще по одной). Возьмите по одной.

Обращение к «средним» детям: Сколько у тебя было? 6. Сколько еще взял? Одну. Сколько стало? 7.

Второй микро-этап

Задача: продолжать учить выбирать мерку и находить с ее помощью равные по длине объекты.

Материал: расчлененный образец с изображением мостика из 14 одинаковых прямоугольников.

Ребята, посмотрите, а дощечки-то разной длины. Бобр, какой мостик был?

Бобр: Вот такой (показывает расчлененный образец)

Как нам определить, какие дощечки нужны для мостика? (примерить, приложить наши дощечки к тем, которые изображены).

Чтобы нам быстрее справиться с заданием, давайте выберем, какие из дощечек у нас могут стать мерками. Возьмите у себя три разных дощечки и выберите, какая из них подходит для мостика (при необходимости педагог оказывает помощь отдельным детям и подсказывает, что с помощью мерки можно найти дощечки нужной длины среди оставшихся).

Третий микро-этап

Задача: упражнять в расположении предметов на плоскости в соответствии с расчлененным образцом.

Материал: расчлененный образец с изображением мостика из 14 прямоугольников

Вот мы и нашли все дощечки. Давайте построим мостик (дети в подгруппах конструируют мостики)

Ребята, Бобру очень понравились ваши мостики, он говорит, что будет менять мостики, если они опять сломаются.

Бобр:  А сейчас я скажу, куда вам идти дальше.

Третий микро-этап

Задача: упражнять в перемещении в словесно заданном направлении (вперед, влево – вправо) в сочетании со счетом шагов.

Материал: тот же.

Дети встают в две или три колонны. Бобр дает указания о передвижении: например: Три шага вперед, два шага влево. После этого ведущие колонн меняются – так, чтобы все дети имели возможность самостоятельно выполнять задания.

Третья часть.  

Первый микро-этап

Задачи: упражнять всех детей в умении создавать геометрические фигуры из счетных палочек; сильных детей – учить видоизменять фигуру путем переложения палочек.

 Материал: Фигурки Козы и Медведя из настольного театра, счетные палочки

Коза: Здравствуйте, Медведь. Скажите, куда волк с козлятами побежал?

Медведь: Был здесь Волк, так торопился, что все мои постройки сломал. Поможете мне их восстановить, скажу.

Поможем Медведю? Говори, медведь, что за постройки ты строил?

Медведь дает задание выложить из шести палочек два треугольника, затем  из шести палочек квадрат и треугольник.

Дети работают в парах. В итоге у них должен получиться домик.

Педагог индивидуально обращается к «сильным»: Переложите две палочки так, чтобы получился флажок.

Второй микро-этап

Задача: закреплять пространственное расположение (слева, справа, сзади, перед); закреплять представление об образовании последующего числа из предыдущего.

Материал: Фигурка медведя из настольного театра, раздаточный материал: капуста, огурцы, свекла, морковь

Медведь: А теперь возьмите весь урожай, который волк развалил и разложите так, как он должен быть: слева от вас растет капуста, справа - морковь, сзади – огурцы, перед вами - свекла.

Катя («слабый» ребенок), куда нужно положить капусту? (слева), Где у тебя левая сторона?

Ваня, когда Катя положит слева капусту, сколько будет вилков капусты слева? (семь)

(таким же образом собираем оставшиеся овощи)

Медведь: Спасибо вам за помощь! Торопитесь же, ведь Волк может съесть козлят.

Третий микро-этап: резервный. При наличии времени повторяется задание, предусмотренное на третьем микро-этапе второй части.

Четвертая часть.  

Первый микро-этап

Задачи: всех детей: совершенствовать умение сравнивать множества предметов без счета, «сильных» детей - упражнять в счете до 15.

Материал: Фигурки Козы и зайца из настольного театра, стол с 15 тарелками, поднос с 15 морковками, фишки – 40 штук.

Посмотрите, Заяц готовится к обеду, стол накрыл, морковку из погреба достал, да  задумался, а всем ли зайчатам хватит?

Как вы думаете, сколько зайчат у зайца? (Столько же, сколько тарелок приготовлено на столе)

Сосчитаем тарелки («сильный ребенок» считает – 15). Очень много зайчат – 15, не все ребята у нас умеют считать до 15. А можем ли мы узнать, не считая, хватит ли морковок для зайчат? (Можем, положить на каждую тарелку по одной морковке)

Катя, Артем и Андрей узнают, хватит ли зайчатам морковки.  («Сильные» дети в выполнении задания не участвуют, им воспитатель предлагает в это время пересчитать морковки.

Ну что, Заяц, хватит твоих морковок на всех зайчат. Скажи, где логово волка?

Заяц: Пройдете лог и сразу увидите логово волка.

Второй микро-этап

Задача: упражнять в порядковом счете в пределах 7.

Материал: Фигурки Козы и Волка и 7 козлят из настольного театра, 7 мешочков, в одном из них спрятаны козлята.

Коза: Открывай, волк, двери, отдавай моих козлят.

Волк открывает двери

Волк: Нашла мое логово. А я спрятал твоих козлят в одном из этих мешков. В пятом слева.

Какой мешок пятый слева? Катя, открой пятый слева мешок. Нет здесь козлят.

Волк: Да запамятовал я. Он в шестом справа… В третьем справа…   В седьмом слева… (в быстром темпе даются задания для каждого ребенка – соответствующей для него степени сложности).

Третий микро-этап

Задача: упражнять детей в назывании дней недели в прямой последовательности от любого элемента.

Материал: фигурки козлят из настольного театра, мяч

Здравствуйте, мои козлятки

        Больше дверь чужим не открывайте

        Волк: Хорошо, отпущу вас, если вы назовете все дни недели правильно.

Проводится игра:

Ты катись веселый мячик

Быстро, быстро по рукам.

У кого остался мячик,

День недели скажи нам. (Ребенок называет любой день недели, передает мяч соседу – тот называет следующий день недели и передает мяч дальше; при затруднении все дети подсказывают нужный день).  

Волк: Хорошо, я таких умненьких, разумненьких ребят и козлят есть не буду. Можно я буду к вам в гости играть приходить. С вами так весело.

Заключительная часть

Ребята, Козлята спрашивают, как нам удалось их найти. Кто расскажет им? Давайте Даша начнет рассказ, а потом Илья, Рита продолжат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию математических представлений Тема: «Братцы- зайцы»

Конспект занятия по развитию математических представленийТема: «Братцы- зайцы»...

Конспект занятия по развитию математических представлений в старшей группе на тему: «Число 7. Цифра 7»

1. Познакомить детей с новой цифрой 7. Учить образовывать число 7. Закрепить знание геометрических фигур: треугольник, прямоугольник, квадрат.Закрепить понятия ВПЕРЕДИ, СЗАДИ.2. Совершенствовать умени...

Конспект занятия по развитию математических представлений по теме: «В лес за ягодами и грибами» в старшей группе компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи

В конспекте представлены игровые и здоровьесберегающие технологии, методы и приемы развития элементарных математических представлений....

Открытое занятие «Формированию элементарных математических представлений». Тема: «Поможем Машеньке».

Совершенствовать умение называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, звезда, квадрат, треугольник, прямоугольник.Закреплять умение называть основные цвета (красный, синий, желтый, зелены...

Конспект занятия по развитию математических представлений в подготовительной к школе группе. Тема: Число 0. Цифра 0

Упражнять в прямом, обратном и порядковом счёте и счёте через 1. Формировать представления о числе 0 и его свойствах. Закреплять представления о взаимосвязи целого и частей....

Конспект занятия по развитию математических представлений на тему: « Игрушки» для детей старшей группы с 5 до 6 лет компенсирующей направленности с ОНР, ФФНР.

Цель: -способствовать  развитию умения узнавать и различать объемные геометрические фигуры по цвету и форме;- познакомить  с составом числа в пределах 3.  Задачи:Образов...

Конспект занятия по развитию математических представлений в старшей группе "Поможем Деду Морозу"

Конспект занятия по РМП в старшей группе компенсирующей направленности. Разделы "порядковый счет",  "Независимость числа от занимаемой площади", "Геометрические фигуры&qu...