Конспект занятия по развитию математических представлений по теме: «В лес за ягодами и грибами» в старшей группе компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

В конспекте представлены игровые и здоровьесберегающие технологии, методы и приемы развития элементарных математических представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию математических представлений

 у дошкольников с общим недоразвитием речи по теме:

«В лес за ягодами и грибами»

Образовательное учреждение: МБОУ « Детский сад №65 – ЦРР»

Предмет: занятие по развитию математических представлений.

Группа: старшая группа.

Характеристика группы: занятие предусмотрено для детей с общим нарушением речи.

Средства, обеспечивающие учебный процесс: план – карта с нарисованной на ней схемой движения; игрушка лесовичок; изображения 2 – х деревьев; листочки двух цветов желтые и красные; плоскостное изображение паровоза, два вагона квадратной и прямоугольной формы по количеству детей; цветные изображения ягод: брусника, черника, клюква, морошка, земляничка, малина, ежевика; кастрюля с киселем (1,5 литра), половник, 3 кружки по 0,5 литра; тетради с заданиями; ватман заштрихованный желтым и зеленым цветом, геометрические фигуры: треугольники, овалы, круги желтого, зеленого, оранжевого цвета; печенье  - грибочки для сюрпризного момента.

Предварительная работа:

- заучивание название грибов и ягод;

- разучивание упражнения « За малиной».

Цель: создать условия для развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи:  

Коррекционно – образовательные:

 - формировать представление о прямоугольнике;

- совершенствовать умение узнавать и различать плоскостные геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, овал; узнавать их форму в предметах ближайшего окружения;

- формировать навыки счета в пределах десяти;

- развивать конструктивные навыки.

Коррекционно – развивающие:

- развивать мыслительную и речевую деятельность;

- речевой слух;

- координацию речи с движением;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества

Организационный момент.

«Дружба начинается с улыбки».

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

Стоят в кругу, взявшись за руки.

Поворачивают голову в сторону соседа и улыбаются ему.

- Дети, я предлагаю вам подарить своему соседу самую добрую улыбку. Делать это нужно молча.

Для организации внимания детей, на установление эмоционального контакта.

Прислушиваются

- Да.

Дети крепят листья к дереву.

Садятся за столы.

Рассматривают план – схему, вывешенную на доску

Обращаю внимание детей на необычный шорох в группе. Из груды листьев появляется игрушка  - лесовичок.

- Посмотрите, кто же к нам в гости пришел? Да это лесной житель!

- Как тебя зовут?

- Меня зовут Кузьма – Лесовичок. Я пришел к вам за помощью. В нашем лесу выросло много грибов и ягод. Я хочу с вами поделиться. Но вы должны мне помочь в сборе грибов и ягод. Согласны?

- В лесу у Лесовичка растут необыкновенные деревья. Они без листиков.

- Подумайте, сможите ли вы справиться со всеми заданиями или вам будет трудно.

- Если вы считаете, что справитесь, то повести на дерево желтый листочек, если нет – то красный.

Лесовичок:

- Спасибо, что согласились меня научить, только в лесу можно заблудиться, чтобы этого не случилось у меня есть план – карта по которой мы с вами будем перемещаться по лесу.

Под цифрой 1 нарисован паровоз.

Проблемная ситуация для мотивационного участия детей на занятии.

Поддержка интереса детей к деятельности.

2. Задание под цифрой 1.

«Паровоз».

Дети рассматривают паровоз с двумя вагонами: один прямоугольный, другой квадратный.

Слушают текст стихотворения.

В стихотворении говорится о прямоугольнике.

У квадрата и у прямоугольника по четыре стороны.

У них по четыре угла.

Все углы одинаковые.

У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника равны стороны напротив друг друга.

Квадрат и прямоугольник можно назвать четырехугольниками.

3 -4 ребенка повторяют.

Нарисованы корзины с ягодами.

Будем собирать ягоды.

Лесовичок:

- У меня есть замечательный паровоз с вагонами, на котором можно отправиться в лес. Только вагоны у моего паровоза разные, непохожие друг на друга.

- И правда разные. Послушайте стихотворение.

- Посмотрите-ка ребята близкий родственник квадрата. У него углов четыре и четыре стороны.

Все углы равны у брата

Стороны по две равны

- Подскажите лесовичку о какой геометрической фигуре говорится в стихотворении.

- Чем походи квадрат и прямоугольник? По сколько у них сторон сосчитайте?

- По сколько у них углов?

- Все углы разные или одинаковые?

- Чем же они отличаются друг от друга?

Обратите внимание на длину сторон у квадрата и у прямоугольника.

- Квадрат и прямоугольник имеют по четыре угла, поэтому как их можно назвать?

- Научили мы тебя Кузьма, находить отличие между квадратом и прямоугольником?

Кузьма:

- Да, спасибо, только давайте еще раз повторим.

- Теперь садимся в наш паровоз и отправляемся в лес.

Посмотрите на наш план, какая следующая цифра и что рядом с ней нарисовано?

- Что мы будем делать дальше?

Намечается задача для выполнения.

Если дети затрудняются им может помочь Кузьма.

Выполняются следующие задания.

Перечисляют названия ягод.

Выполняют задания за столами.

Называют.

Один из детей у доски исправляет ошибки Кузьмы.

Определяют задание под цифрой 3.

Дети встают в круг.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Меняют направление.

Тянут руки вверх.

Приседают, идут по кругу.

Подходят к столу на котором кастрюля с киселем, половник и три кружки по 0, 5 л.

Разливают весь кисель по кружкам, чтобы ничего не осталось.

В кастрюле и в трех кружках – одинаковое количество киселя.

Садятся за столы.

Следующая цифра 4. А нарисованы грибы.

Грибы.

Открывают тетради с заданиями.

В первой банке три гриба. Выполняют задание.

Меняются тетрадями.

Закрывают тетради и убирают на край стола.

Следующая цифра 5. Рядом с ней геометрические фигуры.

Конструируют из плоскостных геометрических фигур, зеленых треугольников, овалов, зеленых кругов, полукругов оранжевого цвета, коричневых прямоугольников.

Ответы на вопросы, если затрудняются, просят помощи у Кузьмы.

Крепят листы к дереву.

Прощаются с Кузьмой.

3. Игра «По ягоды».

- В лесу большой урожай ягод. Назовите какие ягоды выросли в лесу?

- Послушайте внимательно задание:

Положите круглые ягоды в квадратную корзину, а овальную в прямоугольную.

Тебе, Кузьма, предлагаю выполнить это задание у доски.

- Назовите какие ягоды вы положили в квадратную корзинку, а какие в прямоугольную.

- Посмотрите как справился с заданием Кузьма.

 Кузьма:

- Спасибо, что научили меня различать форму ягод и за это я приглашаю вас к моей бабушке, она сварила для вас малиновый кисель.

Посмотрите на плане под цифрой 3 нарисована кастрюля и чашка.

- Поедем на нашем паровозе. Выходите в круг. А чтобы в дороге не было скучно, мы споем песенку про ягоду малинку.

Хоровод «За малинкой».

За малинкой в лес пойдем, в лес пойдем

Сладких ягод наберем, наберем

Солнышко высоко, а в лесу тропинка,

Сладкая ты моя ягодка малинка.

- Смотрите дети, этот кисель нам сварила Кузина бабушка. Его надо разлить по кружкам. Как вы думаете войдет ли весь кисель в три кружки?

- А ты Кузьма тоже не знаешь?

- Да, на глаз невозможно сказать войдет ли весь кисель в кружки.

- Мы не знаем, сколько его в кастрюле.

( Разливает кисель  по кружкам)

- Что можно теперь сказать остался кисель в кастрюле?

- Что можно сказать о количестве киселя, который был в кастрюле, а теперь оказался в трех кружках?

- Да в кастрюле было столько же киселя, сколько в трех кружках.

Кузьма:

- А кружку можно ли назвать как условную мерку?

- Молодец, Кузьма. И этому мы тебя научили. Спасибо твоей бабушке за кисель, мы его выпьем за обедом.

- Посмотрите на наш план, какая следующая цифра? Что нарисовано рядом с ней.

Упражнение «Засолите грибы».

- Ягоды мы собрали, что еще можно собрать в лесу.

Кузьма:

- Моя бабушка очень любит соленые грибы. Давайте их засолим в банке.

- Сосчитайте, сколько грибов в первой банке?

- В следующей банке нарисуйте на два гриба больше, чем в первой.

- В третей банке, нарисуйте на два гриба больше, чем во второй.

- Следующее задание для тех, кто успешно справился с двумя первыми.

- В четвертой банке нарисуйте на два гриба больше, чем в первой.

- После того, как выполните все задания, поменяйтесь тетрадями с рядом сидящем с вами ребенком. Если вы считаете, что задание у него выполнено правильно,

- Нарисуйте в тетради в правом верхнем углу солнышко.  

Кузьма:

- Молодцы ребята, как много грибов засолили и научили меня считать.

- Поедем на нашем паровозе дальше, какая цифра нарисована и что нарисовано рядом с ней.

- Значит, наш путь лежит на лесную полянку.

Кузьма:

- У моей бабушке скоро день рождения. Я хотел украсить полянку, только не знаю как. Помогите мне.

- У нас есть разные геометрические фигуры. Ребята из них составят разные предметы.

Подумайте, что может расти в лесу?

3. Заключительная часть.

- Расскажите лесовичку, что выросло на поляне и из каких геометрических фигур вы это сделали?

- Давайте вспомним и вместе с Кузьмой повторим, из каких геометрических фигур составлены вагоны и чем они отличались друг от друга.

- Какой формы были ягоды и корзины?

- Что делали с киселем, чтобы узнать о его количестве?

- Чем служила кружка? ( меркой).

- Какое задание было самым трудным?

- Подойдите к другому дереву и повести листочки на нем,: если вы считаете, что справились со всеми заданиями успешно – повесть желтый листок, если было трудно – повести красный.

Кузьма:

- Спасибо, дети. Мне у вас очень понравилось, я хочу вас угостить.

Сюрпризный момент.

Лесовичок дарит детям печенья грибочки.

На доску вывешиваются две корзины: квадратная и прямоугольная. На столах у детей такие же корзины. На доске и у детей ягоды ( плоскостные): брусника, черника, малина, клюква, земляника, ежевика.

Дети встают в круг вместе с Кузьмой.

Физкультминутка нужна для снятия мышечного напряжения.

Выясняются предположения детей.

Если дети затрудняются с ответом, помогает Кузьма, дети повторяют.

Работа в тетради.

 На столе ватман, затонированный желтым и зеленым цветом.

Работа на ватмане ( деревья, грибы, елки).

Лесовичок благодарит детей.

 

Литература.

Нищева Н.В. «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР ( с 5 до 6 лет). Санкт – Петербург. Детство – пресс. 2016 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с применением элементов логоритмики по мотивам русской народной сказки "Гуси-лебеди" в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие направлено на развитие слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, у детей с речевыми нарушениями. В ходе занятия ведёт...

«Приобщение дошкольников группы компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи к истокам национальной культуры и развитие их речи посредством устного народного творчества»

В последние годы появилось огромное количество теоретических разработок педагогов, психологов и логопедов по вопросам использования  народного фольклора в работе с детьми. Но в логопедической раб...

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Весна. Приметы весны. Перелетные птицы" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Представленный материал для закрепления лексической темы "Весна. Приметы весны. Перелетные птицы". Для совместной работы детей и родителей. Длительность проекта две недели. Первая неделя: &q...

Конспект занятия по развитию математических представлений на тему: « Игрушки» для детей старшей группы с 5 до 6 лет компенсирующей направленности с ОНР, ФФНР.

Цель: -способствовать  развитию умения узнавать и различать объемные геометрические фигуры по цвету и форме;- познакомить  с составом числа в пределах 3.  Задачи:Образов...

Конспект ООД по развитию математических представлений на тему «Путешествие на ферму» в подготовительной группе компенсирующей направленности

Конспект ООД по развитию математических представленийна тему «Путешествие на ферму»в подготовительной группе компенсирующей направленности...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации

Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...