Картотека занимательного математического материала для подготовительной группы.
картотека по математике (подготовительная группа) на тему

Великанова Елена Григорьевна

В разработке перечислены основные виды математических заданий (загадки, пословицы, задачки и др.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека занимательного математического материала для подготовительной группы.

Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в счете предметов, в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Занимательные математические игры позволяют:

1. Охватить, как можно более широкий диапазон психических процессов, начиная от таких сравнительно простых, как пространственное восприятие, и кончая более сложными (воображение, мыслительный анализ, сравнение, умозаключение и др.)

2. Стимулирование развития математических способностей.

3. Развитие умения наблюдать и сравнивать, сопоставлять и анализировать.

4. Развивать конструктивное мышление.

5. Способствовать развитию мелкой моторики, тем самым стимулировать развитие речи и интеллекта ребёнка.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений такой материал включают в ход самого занятия или используют в конце его.

Во вне учебное время занимательные математические игры наряду с другими можно использовать для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе.

 В подготовительной группе воспитатель может широко использовать на занятии загадки, занимательные задачки, стихи, пословицы и поговорки с математическим содержанием. Они, кстати, очень полезны для развития речи и памяти дошкольников.

 1. Загадки про геометрические фигуры.

 Чуть приплюснутый квадрат

 Приглашает опознать:

 Острый угол и тупой

 Вечно связаны судьбой

 Догадались дело в чём?

 Как фигуру назовём? (Ромб).

Прикатилось колесо,

 Ведь похожее оно,

 Как наглядная натура

 Лишь на круглую фигуру.

 Догадался, милый друг?

 Ну, конечно, это… (круг).

 На фигуру посмотри

 И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

 Меж собой соедини.

 Получился не угольник,

 А красивый… (треугольник)

 Я фигура — хоть куда,

 Очень ровная всегда,

 Все углы во мне равны

 И четыре стороны.

 Кубик — мой любимый брат,

 Потому что я… (квадрат).

 Он похожий на яйцо

 Или на твоё лицо.

 Вот такая есть окружность –

Очень странная наружность:

 Круг приплюснутым стал.

 Получился вдруг… (овал)

 Шесть тупых углов внутри

 На фигуре рассмотри

 И представь, что из квадрата

 Получили его брата

 Слишком много здесь углов

 Ты назвать его готов? (Многоугольник)

 Растянули мы квадратом

 И представили на взгляд,

 На кого он стал похожим

 Или с чем-то очень схожим?

 Не кирпич, не треугольник –

 Стал квадрат… (прямоугольник).

 Часть от линии возьмём

 И фигуру назовём

 Не куском — уж слишком резко,

 А, наверное… (отрезком).

  1. Пословицы.

 Один в поле не воин.

 Одной рукой и узла не завяжешь.

 За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

 Старый друг лучше новых двух.

 Не узнавай друга в три дня — узнавай в три года.

 Без четырех углов изба не рубится.

 Семь раз отмерь, один раз отрежь.

 Один с сошкой, а семеро с ложкой.

 Осень — перемен восемь.

 Марток — одевай восемь порток.

 Чего не сделаешь один, сделают десятеро.

  1. Поговорки.

 Одна нога тут, другая — там.

 Один за всех и все за одного.

 Уплетать за обе щёки.

 Два сапога — пара.

В трех соснах заблудился.

 Плакать в три ручья.

 Семь бед — один ответ.

 Семь пядей во лбу.

Семь пятниц на неделе.

  1. Считалки.

1) Жили-были сто ребят.

 Все ходили в детский сад,

 Все садились за обед,

 Все съедали сто котлет,

 А потом ложились спать —

Начинай считать опять.

2) Подогрела чайка чайник.

 Пригласила восемь чаек:

 «Прилетайте все на чай!»

 Сколько чаек, отвечай!

3) Раз-два, раз-два, раз-два-три!

 Вслед за мною говори:

 В понедельник, вторник, среду

 В гости к бабушке поеду,

 А в четверг и в пятницу

 Санки к дому катятся.

 За субботой — воскресенье,

 В этот день пекут печенье.

 Раз-два, раз-два, раз-два-три!

 Всю считалку повтори!

  1. Математические задачки в стихах.

 Расставил Андрюшка в два ряда игрушки,

 Рядом с мартышкой — плюшевый мишка.

  Вместе с лисой — зайка косой.

 Следом за ними еж и лягушка.

 Сколько игрушек расставил Андрюшка? (Шесть игрушек)

 Сколько солнышек за тучкой,

 Сколько стержней в авторучке,

 Сколько у слона носов,

 Сколько на руке часов?

 Знает и собой гордится,

 Цифра-столбик… (единица)

 Сколько ушек на макушке,

 Сколько лап у пол-лягушки,

 Сколько у сома усов,

 У планеты полюсов,

 Сколько в целом половинок,

 В паре — новеньких ботинок,

 И передних лап у льва

 Знает только цифра… (два)

Сколько месяцев в зиме,

 В лете, в осени, в весне,

 Сколько глаз у светофора,

 Баз на поле для бейсбола,

 Граней у спортивной шпаги

 И полос на нашем флаге,

 Что нам кто ни говори,

 Знает правду цифра… (три)

Хозяйка однажды с базара пришла.

 Хозяйка с базара домой принесла:

 Картошку, капусту,

 Морковку, горох,

 Петрушку и свеклу…

 Ох!

 Сколько овощей принесла хозяйка?

  1. Работа со счётными палочками.  Для интеллектуального развития ребёнка очень полезны головоломки. Из всего многообразия данных пособий для дошкольников наиболее приемлемый вариант — задания с использованием счётных палочек. Подобные задачи геометрического характера вполне можно включать в содержание математического занятия в подготовительной группе. Среди заданий со счётными палочками можно выделить следующие группы:
  • на составление геометрических фигур (предлагается строго определённое число палочек), например, составить из 5 палочек два одинаковых треугольника или сложить из 10 палочек 3 квадрата;
  •  на преобразование фигур (нужно убрать конкретное количество палочек, детям предоставляются таблицы с изображением исходных фигур);
  •  на смекалку: нужно переложить одну или две палочки, чтобы получилась новая фигура; составление из счётных палочек картинки  определённого предмета (самолёт, корабль и пр.).

     7. "Отгадай число".

Цель: закрепление знаний числового ряда,  закрепление умения детей сравнивать числа.

По заданию ребенок должен назвать число меньше или больше какого-то числа, "соседей" числа. Какое число стоит между числами.

8. «Геометрическая мозаика», «Составь картинку» 

Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах.

Задачи: формировать умения раскладывать геометрические фигуры на группы по качественным признакам. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику. Воспитывать интерес к математическому развитию.

9.  "Числовой ряд".

Цель: закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.

  1. «Лабиринты». 

 Требуется разрешить практическую задачу: помочь белке найти свое дупло, девочке - выйти из леса, накормить животных и т.д.

    Цель: развивать у детей настойчивость и умение сосредоточиться, логическое мышление, ловкость.

11. "Расставь кружки".

Цель: развивать логическое мышление, воображение, внимание, мелкую моторику рук. Круги нужно расставить в определённом порядке, следуя заданию. Например: расставь круги так, чтобы синий круг был справа от красного, а маленький жёлтый круг был слева от синего и т. д.

12.  Логические задачи на поиск недостающих фигур («Найди девятое»).

Из фигур выбрать ту, которую можно поместить вместо знака вопроса.

Цель: вызвать интерес к решению задачи путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали и вертикали.

13.  "Сосчитай и положи цифру", "Сосчитай и ответь".

Цель: учить детей количественному счёту, учить соотносить количество предметов с числом.

Дети считают предметы и рядом выкладывают карточку с цифрой.

14.  "Блоки Дьенеша".

Цель: развитие сенсорной и знаковой культуры.

Задачи: развитие представлений о свойствах предметов (блоках) – форме, величине, цвете, толщине. Формировать понимание связей и отношений в натурально ряде чисел. Развивать логические операции: сравнение,  классификация. Воспитывать интерес к математическому развитию.

15.  Кубики Никитина Б. П.(«Ступеньки творчества, или развивающие игры»).

Цель: развивать навыки элементарного моделирования.

Задачи: закрепление знания цветов, форм, развивать способность комбинирования предметов. Формирование умения классифицировать фигуры по форме, цвету. Воспитывать умение находить собственное решение.