Картотека занимательного математического материала для подготовительной группы.
картотека по математике (подготовительная группа) на тему

Великанова Елена Григорьевна

В разработке перечислены основные виды математических заданий (загадки, пословицы, задачки и др.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека занимательного математического материала для подготовительной группы.

Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в счете предметов, в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Занимательные математические игры позволяют:

1. Охватить, как можно более широкий диапазон психических процессов, начиная от таких сравнительно простых, как пространственное восприятие, и кончая более сложными (воображение, мыслительный анализ, сравнение, умозаключение и др.)

2. Стимулирование развития математических способностей.

3. Развитие умения наблюдать и сравнивать, сопоставлять и анализировать.

4. Развивать конструктивное мышление.

5. Способствовать развитию мелкой моторики, тем самым стимулировать развитие речи и интеллекта ребёнка.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений такой материал включают в ход самого занятия или используют в конце его.

Во вне учебное время занимательные математические игры наряду с другими можно использовать для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе.

 В подготовительной группе воспитатель может широко использовать на занятии загадки, занимательные задачки, стихи, пословицы и поговорки с математическим содержанием. Они, кстати, очень полезны для развития речи и памяти дошкольников.

 1. Загадки про геометрические фигуры.

 Чуть приплюснутый квадрат

 Приглашает опознать:

 Острый угол и тупой

 Вечно связаны судьбой

 Догадались дело в чём?

 Как фигуру назовём? (Ромб).

Прикатилось колесо,

 Ведь похожее оно,

 Как наглядная натура

 Лишь на круглую фигуру.

 Догадался, милый друг?

 Ну, конечно, это… (круг).

 На фигуру посмотри

 И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

 Меж собой соедини.

 Получился не угольник,

 А красивый… (треугольник)

 Я фигура — хоть куда,

 Очень ровная всегда,

 Все углы во мне равны

 И четыре стороны.

 Кубик — мой любимый брат,

 Потому что я… (квадрат).

 Он похожий на яйцо

 Или на твоё лицо.

 Вот такая есть окружность –

Очень странная наружность:

 Круг приплюснутым стал.

 Получился вдруг… (овал)

 Шесть тупых углов внутри

 На фигуре рассмотри

 И представь, что из квадрата

 Получили его брата

 Слишком много здесь углов

 Ты назвать его готов? (Многоугольник)

 Растянули мы квадратом

 И представили на взгляд,

 На кого он стал похожим

 Или с чем-то очень схожим?

 Не кирпич, не треугольник –

 Стал квадрат… (прямоугольник).

 Часть от линии возьмём

 И фигуру назовём

 Не куском — уж слишком резко,

 А, наверное… (отрезком).

  1. Пословицы.

 Один в поле не воин.

 Одной рукой и узла не завяжешь.

 За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

 Старый друг лучше новых двух.

 Не узнавай друга в три дня — узнавай в три года.

 Без четырех углов изба не рубится.

 Семь раз отмерь, один раз отрежь.

 Один с сошкой, а семеро с ложкой.

 Осень — перемен восемь.

 Марток — одевай восемь порток.

 Чего не сделаешь один, сделают десятеро.

  1. Поговорки.

 Одна нога тут, другая — там.

 Один за всех и все за одного.

 Уплетать за обе щёки.

 Два сапога — пара.

В трех соснах заблудился.

 Плакать в три ручья.

 Семь бед — один ответ.

 Семь пядей во лбу.

Семь пятниц на неделе.

  1. Считалки.

1) Жили-были сто ребят.

 Все ходили в детский сад,

 Все садились за обед,

 Все съедали сто котлет,

 А потом ложились спать —

Начинай считать опять.

2) Подогрела чайка чайник.

 Пригласила восемь чаек:

 «Прилетайте все на чай!»

 Сколько чаек, отвечай!

3) Раз-два, раз-два, раз-два-три!

 Вслед за мною говори:

 В понедельник, вторник, среду

 В гости к бабушке поеду,

 А в четверг и в пятницу

 Санки к дому катятся.

 За субботой — воскресенье,

 В этот день пекут печенье.

 Раз-два, раз-два, раз-два-три!

 Всю считалку повтори!

  1. Математические задачки в стихах.

 Расставил Андрюшка в два ряда игрушки,

 Рядом с мартышкой — плюшевый мишка.

  Вместе с лисой — зайка косой.

 Следом за ними еж и лягушка.

 Сколько игрушек расставил Андрюшка? (Шесть игрушек)

 Сколько солнышек за тучкой,

 Сколько стержней в авторучке,

 Сколько у слона носов,

 Сколько на руке часов?

 Знает и собой гордится,

 Цифра-столбик… (единица)

 Сколько ушек на макушке,

 Сколько лап у пол-лягушки,

 Сколько у сома усов,

 У планеты полюсов,

 Сколько в целом половинок,

 В паре — новеньких ботинок,

 И передних лап у льва

 Знает только цифра… (два)

Сколько месяцев в зиме,

 В лете, в осени, в весне,

 Сколько глаз у светофора,

 Баз на поле для бейсбола,

 Граней у спортивной шпаги

 И полос на нашем флаге,

 Что нам кто ни говори,

 Знает правду цифра… (три)

Хозяйка однажды с базара пришла.

 Хозяйка с базара домой принесла:

 Картошку, капусту,

 Морковку, горох,

 Петрушку и свеклу…

 Ох!

 Сколько овощей принесла хозяйка?

  1. Работа со счётными палочками.  Для интеллектуального развития ребёнка очень полезны головоломки. Из всего многообразия данных пособий для дошкольников наиболее приемлемый вариант — задания с использованием счётных палочек. Подобные задачи геометрического характера вполне можно включать в содержание математического занятия в подготовительной группе. Среди заданий со счётными палочками можно выделить следующие группы:
  • на составление геометрических фигур (предлагается строго определённое число палочек), например, составить из 5 палочек два одинаковых треугольника или сложить из 10 палочек 3 квадрата;
  •  на преобразование фигур (нужно убрать конкретное количество палочек, детям предоставляются таблицы с изображением исходных фигур);
  •  на смекалку: нужно переложить одну или две палочки, чтобы получилась новая фигура; составление из счётных палочек картинки  определённого предмета (самолёт, корабль и пр.).

     7. "Отгадай число".

Цель: закрепление знаний числового ряда,  закрепление умения детей сравнивать числа.

По заданию ребенок должен назвать число меньше или больше какого-то числа, "соседей" числа. Какое число стоит между числами.

8. «Геометрическая мозаика», «Составь картинку» 

Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах.

Задачи: формировать умения раскладывать геометрические фигуры на группы по качественным признакам. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику. Воспитывать интерес к математическому развитию.

9.  "Числовой ряд".

Цель: закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.

  1. «Лабиринты». 

 Требуется разрешить практическую задачу: помочь белке найти свое дупло, девочке - выйти из леса, накормить животных и т.д.

    Цель: развивать у детей настойчивость и умение сосредоточиться, логическое мышление, ловкость.

11. "Расставь кружки".

Цель: развивать логическое мышление, воображение, внимание, мелкую моторику рук. Круги нужно расставить в определённом порядке, следуя заданию. Например: расставь круги так, чтобы синий круг был справа от красного, а маленький жёлтый круг был слева от синего и т. д.

12.  Логические задачи на поиск недостающих фигур («Найди девятое»).

Из фигур выбрать ту, которую можно поместить вместо знака вопроса.

Цель: вызвать интерес к решению задачи путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали и вертикали.

13.  "Сосчитай и положи цифру", "Сосчитай и ответь".

Цель: учить детей количественному счёту, учить соотносить количество предметов с числом.

Дети считают предметы и рядом выкладывают карточку с цифрой.

14.  "Блоки Дьенеша".

Цель: развитие сенсорной и знаковой культуры.

Задачи: развитие представлений о свойствах предметов (блоках) – форме, величине, цвете, толщине. Формировать понимание связей и отношений в натурально ряде чисел. Развивать логические операции: сравнение,  классификация. Воспитывать интерес к математическому развитию.

15.  Кубики Никитина Б. П.(«Ступеньки творчества, или развивающие игры»).

Цель: развивать навыки элементарного моделирования.

Задачи: закрепление знания цветов, форм, развивать способность комбинирования предметов. Формирование умения классифицировать фигуры по форме, цвету. Воспитывать умение находить собственное решение.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование занимательных математических игр в подготовительной группе с ЗПР

В представленном материале, автор дает подробное описание перспективного планирования по использоваанию математических игр в подготовительной группе с ЗПР....

Консультация для воспитателей «Использование занимательного математического материала при формировании элементарных математических представлений»

МКДОУ "Краснянский детский сад общеразвивающего вида "Ивушка"Консультация для воспитателей "Использование занимательного математического материала при формировании элементарных мат...

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"

Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...

Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»

     « Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...

картотека дидактических математических игр в подготовительной группе

картотека дидактических математических игр  в подготовительной группе...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью занимательного математического материала»

Цель. Вооружить воспитателей практическими навыками для изготовления дидактической игры совместно с детьми....