Королевство математики
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Методическая разработка образовательной деятельности

КОРОЛЕВСТВО МАТЕМАТИКИ

Образовательная область «Познавательное развитие»

Примерная образовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,

старшая группа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_shchedrina_si.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 36 «Колокольчик»

города Губкина Белгородской области

Методическая разработка образовательной деятельности

КОРОЛЕВСТВО МАТЕМАТИКИ

Образовательная область «Познавательное развитие»

Примерная образовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,

старшая группа

Щедрина Светлана Ивановна,

воспитатель МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего

вида № 36 «Колокольчик»

города Губкина Белгородской области

2017


Возраст детей / направленность группы

Дети 6-5 лет/ группа общеразвивающей направленности

Форма проведения ОД

Игра-путешествие

Приоритетные образовательные области

 «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Цель

 Формирование элементарных математических представлений.

Программные задачи

Познавательное развитие 

  • Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету).
  • Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
  • Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета
  • Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет
  • Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 10 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).
  • На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

Речевое развитие:

  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
  • Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
  • Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других; формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
  • Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться.

Основные понятия (новые слова)

«равенство» , «неравенство», «столько же», «больше на…», «меньше на…»

Виды  детской деятельности

коммуникативная (беседа, диалог, составление рассказа)

продуктивная (фигуры из счётных палочек)

познавательно-исследовательская (экспериментирование, конструирование)

двигательная.

Формы организации детской деятельности

- совместная деятельность взрослого и детей, индивидуальная деятельность, подгрупповая работа, работа в парах, самостоятельная деятельность

Ресурсы

Технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, экран

Раздаточный материал: счётные палочки, листы  бумаги с цифрами, листы бумаги с точечным изображением зайца и цифрами от1-9.

Наглядно-демонстрационный материал: цифры от 1-10,карта –схема с заданиями.

Ожидаемые результаты

- составляет рассказ из 3 развернутых предложений

- умеет организовать рабочее место

- определяет правильность своего задания, самостоятельно корректирует при незначительных отклонениях

- проявляет доброжелательность в отношении к сверстникам

Этапы ОД

Деятельность педагога

Деятельность

ребенка

Планируемые результаты

I.Организационный этап

В: Дети, давайте пройдём с вами в зал и сядем в круг. За окнами какая погода? (рефлексивный круг)

В: У вас, наверное, и настроение такое. У меня есть волшебный огонёк, который может поднять вам настроение и согреть, но для этого вы должны поприветствовать друг друга тёплыми, добрыми словами. (передают огонёк)

В: Посмотрите, как ярко загорелся наш огонёк, давай те поделимся своими теплом и добротой с нашими гостями (дуют с ладошки)

Д:-Холодная, морозная, пасмурная, хмурая.

Д: Маша, здравствуй, ты добрая. Здравствуй, Коля, ты умный и тд.

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на приветствие.

Создан эмоциональный настрой и мотивационная готовность к участию в работе и демонстрации достижений детей.

II. Мотивационно – ориентировочный этап

В: Ребята, к нам в детский пришло очень интересное письмо, давайте его послушаем.

Письмо: Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишут вам ваши друзья сказочные герои.

Нас похитила королева математики и держит

в своём королевстве. Помогите нам, пожалуйста, вернуться в свои сказки.В помощь вам высылаем карту.

Ваши друзья!

В: Ребята, что же нам делать?

Д: Спасать, выручать, идти на помощь.

Эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими

предметами

III. Поисковый этап

В: Молодцы, я в вас не сомневалась. Но математика- точная наука. Давай те проверим свои знания!

Какое сейчас время года? Сколько пальцев на одной руке? Сколько носов у трёх котят? Сколько ушей у двух мышей? Какой сегодня день недель? Сейчас утро или день?

Молодцы! Отправляемся в путь.

В: Посмотрите, перед нами непроходимое болото. Его можно пройти только по определённым следам.

Сколько в сказке жило братьев-поросят? Сколько бабка испекла колобков деду?

В: Молодцы, ребята! Но куда же нам идти в этом королевстве?

В: Какая геометрическая фигура под этой цифрой?

В: Кто живет в королевстве математики?

В: Только эти цифры перепутались, нам нужно выстроить числовой ряд

В: Маша, посчитай прямой счёт от 1 до 10.

Молодец!

В: Артём, посчитай обратный счёт от 10 до 1.

Молодец!

В: Рита, назови соседей числа 6.

Д: 5 и 7

В: Андрей, назови соседей числа 9. (ответ: 8 и 10)

В: Я задумала число, оно меньше 5 на один. (ответ: 4)

Я задумала число, оно больше 7 на один. (ответ 8)

Молодцы! С этим заданием мы справились.

Ответы детей

Ответы детей

Д: Надо посмотреть на карту. Первое задание под цифрой 1- идти прямо.

Д: Квадрат.

Д: Цифры.

Дети берут цифры и выстраиваются от 1 до 10.

Ответы детей

стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

IV. Практический этап

Наш сказочный герой колобок вернулся к себе в сказку.

В: Что же дальше делать?

В: Как пройти ко второму заданию?

В: Какая геометрическая фигура?

В: Здесь нужно соединить последовательно точки от 1 до 9. И мы увидим нашего сказочного героя.

В: Что же дальше делать?

В: Как пройти к следующему заданию?

В: Дети, у вас есть цифры. Какие знаки между этими цифрами мы можем поставить?

В: Проверьте друг у друга правильность ответов.

Молодцы!

В: Мы спали Бабу Ягу!

В: Что же дальше делать?

В: Как пройти к следующему заданию?

В: Какая геометрическая фигура в четвёртом задании?

В: Послушайте загадку, про кого это?

Он несёт её на спинке и не знает, что в корзинке.

В: Правильно! Чтобы вернуть Машу и медведя в сказку, нам надо построить для них домики. Медведь какой?

В: Маша какая?

В: Возьмите счётные палочки и договоритесь между собой: кто из вас кому домик будет строить.

В: Коля, сколько палочек пошло на домик медведя?

В: Сколько пошло палочек на домик Маши?

В: Маши и медведь любят ходить на парад. С чем вы ходите на парад?

В: Из маленького домика надо переставить две палочки так, чтобы получился флажок.

(дети строят)

Дети садятся за столы

Д: Надо посмотреть на карту.

Д: Прямо и направо.

Д: Круг.

Дети соединяют, получается зайчик

Д: Надо посмотреть на карту.

Д: Прямо и налево.

Д: Больше, меньше, равно.

(выполняют)

Д: Надо посмотреть на карту.

Д: Прямо и направо.

Д: Прямоугольник.

Д: Маша и медведь.

Д: Большой и высокий.

Д: Маленькая и низкая.

Дети строят домики

Д: 8

Д: 6

Д: Шарики, цветы, флажки и т.д.

Проявляет воображение, фантазию в работе.

Физкультминутка

В: Молодцы, ребята! Маша и медведь отправились в свою сказку. А сейчас, давайте, сделаем разминку, вы устали.

Раз: подняться, потянуться,

Два: нагнуться, разогнуться,

Три: в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре- руки шире.

Пять-руками помахать.

Шесть- на место тихо сесть.

Дети выполняют движения по тексту

Выполняет движения соответствующие возрасту

Практический этап

В: Что же дальше делать?

В: Как пройти к следующему заданию?

В: Какая геометрическая фигура в пятом задании?

В: Дети, перед вами карта. Её нужно воспроизвести в точности на лист бумаги.

В: Какая геометрическая фигура в правом верхнем углу?

В: Сколько их?

В: Какая геометрическая фигура в правом нижнем углу?

В: Какая геометрическая фигура в левом верхнем углу?

В: Сколько всего геометрических фигур?

В: Молодцы! И наш следующий герой отправляется в свою сказку. Кто же это?

В: Что же дальше делать?

В: Как пройти к следующему заданию?

В: Какая геометрическая фигура в шестом задании?

В: Дети, здесь нам нужно решить задачки в стихах.

Барсучиха-бабушка

Испекла оладушков.

Угостила двух внучат -

Двух драчливых барсучат.

А внучата не наелись,

С ревом блюдцами стучат.

Ну-ка, сколько барсучат

Ждут добавки и молчат?

Повезло опять Егорке,

У реки сидит не зря.

Два карасика в ведерке

И четыре пескаря.

Но смотрите - у ведерка,

Появился хитрый кот...

Сколько рыб домой Егорка

На уху нам принесет?

Семь воробьишек спустились на грядки,

Скачут и что-то клюют без оглядки.

Котик-хитрюга внезапно подкрался,

Мигом схватил одного и умчался...

Вот как опасно клевать без оглядки.

Сколько теперь их осталось на грядке?

По дороге два мальчика шли

И по два рубля нашли.

За ними еще четыре идут.

Сколько они найдут?

В: Молодцы! Кого же мы

выручили?

В: Всех героев мы вернули в сказки, давайте послушаем их.

Письмо: Спасибо, ребята, что помогли нам вернуться! За это мы дарим вам подарки. Но чтобы найти их, вы должны выполнить последнее задание, удачи вам!

В: Кирилл, нужно пройти прямо 5 шагов. Повернуть налево, сделать три шага.

(находит книжку-раскраску для мальчиков)

В: Катя, нужно пройти прямо 4 шага, повернуть направо, сделать два шага.

(находит книжку-раскраску для девочек)

Д: Надо посмотреть на карту.

Д: Прямо и налево.

Д: Овал.

Дети выполняют

Д: Прямоугольники.

Д: Треугольник.

Д: Квадрат.

Д: Буратино.

Д: Надо посмотреть на карту.

Д: Прямо и налево.

Д: Ромб.

Д: Лисичка со скалочкой.

Владеет соответствующими возрасту навыками работы с ИКТ для решения задач

Испытывает положительные эмоции от правильно решённых познавательных задач.

Взаимодействует со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает свои варианты.

Способный договариваться и учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других

V. Рефлексивно – оценочный этап.

В: Дети, а сейчас давайте присядем в наш круг, возьмём наш волшебный огонёк, который помогал нам и расскажем: что же вам было трудно или интересно.

Дети передают по кругу огонёк и рассказывают свои впечатления

Формировать у детей навыки самооценки.

Умеют выделять главные моменты.

Активизация мышления, мыслительных операций - анализ, синтез, сравнение, обобщение, связную речь

Список используемой литературы

1. Примерная образовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

2. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий»,  И. А. Помораева, В.А. Позина.

3. Интернет -ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе .Тема. Путешествие в сказочное королевство Математики.

Задачи. Обобщить полученные знания о способах сравнения чисел. Упражнять в счете в пределах семи. Закреплять навыки порядкового счета. Обучать приемам решения задач практическим способом. Обогащать сл...

Конспект НОД по математике "Королевство математики".

Конспект   НОД по математике в подготовительной группе...

Занятие по математике "Путешествие в королевство математики"

Закрепление знаний и умений решать математические задачи, знакомство с цифрой 9....

НОД познание (математика) "Путешествие в королевство Математики)

закрепить умение вести порядковый и обратный счет в пределах 10, закрепить умение ориентироваться на листе бумаги, закрепить знания о днях недели, закрепить умение классифицировать предметы по о...

Конспект итогового занятия по математике в средней группе« Королевство Математики» презентация.

Предлагаю конспект итогового занятия по математике и презетацию(средняя группа)....

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе на тему: "Путешествие в королевство Математике"

Занятие в подготовительной группе по математике по программе "От рождения до школы", которое проводится в начале учебного года . Цели данного занятия:  закрепление навыков количественного счета в...

Конспект НОД по математике на тему: «Путешествие в королевство Математики» в старшей группе

Цели:1.Упражнять в количественном и порядковом счете. 2.Закрепить умение быстро находить геометрические фигуры определенного размера и цвета. 3.Закрепить знания детей в решение задач в преде...