Подборка дидактических игр с математическим содержанием
картотека по математике по теме

Коршун Александра Николаевна

Представлена подборка игр, которая может быть использована при проведении НОД по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, в индивидуальной работе с детьми. Может быть рекомендована родителям для занятий дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа 1002 корпус 3д

г.Москва

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

с математическим содержанием

Составила: воспитатель Коршун А.Н.

I Количество и счёт.

«Исправь ошибку».

    Игра способствует упражнению в счёте, закреплению умения обозначать различные количества предметов соответствующей цифрой.

    На доске расположены карточки с изображением разного количества предметов: 3 матрёшки, 4 ёлочки, 5 пирамидок и т.д. Рядом с каждой карточкой соответствующая цифра. По команде дети закрывают глаза, воспитатель меняет цифры местами, например, к группе из 3-х предметов подставляет цифру 4, а из 4 предметов - цифру 2 и т.д. Открыв глаза, дети должны исправить ошибки.

   

 «Кто знает, пусть дальше считает».

    Эта игра направлена на усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом   и обратном счёте, развитие внимания и памяти.

 В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом или образуют  круг.   В середине - ведущий ( воспитатель ). Перед началом игры воспитатель  договаривается с детьми, в каком порядке дети будут считать ( прямой или обратный счёт). Ведущий бросает кому-то из детей мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, должен считать дальше. Игра проводится в быстром темпе и повторяется много раз, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.

Варианты: 

    1. Ведущий называет число и бросает мяч кому-то из детей. Тот, кто поймал мяч, называет следующее число и бросает мяч кому-то ещё и так далее до 10 (или в обратном порядке).

    2.Ведущий бросает мяч кому-то из детей и называет число, тот кто поймал мяч, должен назвать число на 1 больше ( меньше) названного и бросить мяч ведущему.

    3.Игру можно проводить в начале занятия, сидя за столами. Вместо мяча - палочка «волшебная». Ведущий называет какое-то число и передаёт палочку кому-то из ребят, тот называет следующее число и передаёт палочку кому-то из ребят и так до 10 или в обратном порядке.

«Назови соседей».

    Эта игра направлена на закрепление представлений о количественных отношениях между последовательными числами, порядка следования натурального ряда чисел.

Воспитатель задаёт детям число. Дети должны отыскать «соседей» (предыдущее и последующее) данного числа и объяснить, почему именно эти числа являются «соседями» названного числа, одно - предыдущим, второе - последующим. Игра повторяется несколько раз. Она может иметь много вариантов. Можно задавать число, вывешивая на доске различные цифры или отстукивая молоточком определённое количество ударов. Можно предложить карточки с различным количеством нарисованных предметов или числовые карточки, а так же специальные карточки с пустыми окошками до и после заданного числа. По-разному можно организовать ответы детей: они могут устно называть «соседей» числа, могут показывать их цифрами.

«Не намочи ноги».

Игра направлена на усвоение порядка следования чисел натурального ряда от 1 до 10 ( в средней группе от 1 до 5) и обратно от 10 до 1.

На полу раскладываются карточки с кружками или с цифрами от 1 до 10. Дети должны пройти с одного берега на другой, наступая на кочки (карточки) по порядку следования чисел. Можно проводить как соревнование между двумя командами.

 

 «Собери поезд».

Игра направлена на усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счёте, закрепление порядкового счёта, развитие внимания, памяти.

Для игры нужно сделать вагончики и пронумеровать их. Группа делится на две команды. Какой поезд быстрее соберётся. На столе лежат вагончики, перевёрнутые обратной стороной. По сигналу дети берут по одному вагончику и под музыку бегают по группе. Кончилась музыка, начальник должен составить поезд. Дети становятся по порядку. 1-й ребёнок - паровоз. Начальник проверяет, правильно ли составлен поезд.

   

«Путаница».

Игра способствует закреплению знания цифр, развитию наблюдательности, памяти. В игре используются цифры, расставленные на доске по порядку. Игра заключается в том, что дети закрывают глаза, а в это время воспитатель убирает одну цифру. Открыв глаза, дети должны обнаружить что «напутано» и поставить цифру на место. Когда играющие усвоят правила игры, убирая цифру, воспитатель может передвинуть   оставшиеся цифры так, чтобы между ними не было пространства, поменять цифры местами, нарушая порядок числового ряда. Можно оставить числовой ряд без изменения, однако при этом обратиться к детям с вопросом: « Что напутано?». Дети должны ответить, что все цифры стоят по порядку. В начале года игра проводится с цифрами до 5, затем от 0 до 10.

   

«Подбери пару».

    Игра способствует упражнению в счёте, закреплению умения обозначать различное количество предметов соответствующей цифрой. У подгруппы детей карточки с кружочками от 1 до 10, у остальных детей карточки с цифрами. По сигналу воспитателя дети с цифрами находят соответствующую карточку с кружочками. Ведущий проверяет пары.

   

«Чудесный мешок».

    Игра направлена на упражнение детей в счёте с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами. У каждого ребёнка «чудесный мешочек», в котором находится счётный материал: мелкие игрушки 2-3 вида предметов. Ведущий просит отсчитать столько предметов, сколько дети услышат ударов молоточка, бубна или столько предметов, сколько кружков на числовой карточке, вывешенной на доске. Можно предложить достать предметов на 1 больше (меньше) чем услышали звуков.

«Не ошибись».

Игра направлена на закрепление у детей представлений о количественных отношениях между числами, упражнения в нахождении последующего и предыдущего числа, на упражнение в счёте с помощью слуховых и зрительных анализаторов, выработку умения обозначать различные  количества соответствующей цифрой.

В игре используют звучащие предметы, счётный материал, цифры, числовые карточки. Ведущий предлагает детям закрыть глаза: «Я буду ударять молоточком, а вы внимательно слушайте, а потом покажите цифру, которая обозначает число ударов». Сосчитав удары, дети показывают цифру и объясняют, почему показали именно её. Например: «Я показал цифру 4, т.к. услышал 4 удара». В зависимости от заданий и умений детей воспитатель может использовать различные варианты игры : считать удары с открытыми или закрытыми глазами, показывать числовые карточки или цифры, обозначающие число ударов, отсчитывать столько же предметов или на один больше (меньше) указанного.

«Что изменилось».

Игра способствует закреплению представлений о порядковом счёте, развитию пространственных ориентировок, развитию наблюдательности, памяти.

Материалом к игре могут служить предметные картинки, счётный материал, игрушки.

Перед детьми на столе или на доске ряд игрушек или предметов. Воспитатель предлагает перечислить их по порядку ( первый, второй и т.д). Затем играющие закрывают глаза, а ведущий изменяет порядок расположения 1-2 предметов. Открыв глаза, дети должны сказать, на котором по счёту месте стояла игрушка, или картинка раньше и которая она теперь. Ведущий может направить внимание детей на определение местоположения одного предмета по отношению к другому. Открыв глаза, ребята должны сказать, что изменилось. Какие предметы находились слева и справа от перевёрнутого предмета, какие предметы находятся слева и справа теперь, а также между какими предметами находился тот предмет, который убрали или перевернули.

   

«В какой руке сколько».

    Игра способствует закреплению знаний состава числа из двух меньших чисел, формированию внимания, памяти.

Материалом для игры могут служить мелкие предметы : бусинки, орехи, камешки. Воспитатель показывает предметы, приготовленные для игры, пересчитывают их хором. Затем так, чтобы дети не видели, раскладывает эти предметы в обе руки. Чтобы не замедлялся темп игры, воспитатель договаривается с детьми называть сначала, сколько предметов в левой руке, а потом, сколько в правой, затем говорить, сколько получилось вместе. Например: « Три и четыре, а вместе 7». Воспитатель говорит: «Так может быть, но у меня не так», и подходит к следующему ребёнку. Так продолжается до тех пор, пока ребёнок назовёт задуманный воспитателем вариант.

Игра повторяется несколько раз. Когда дети знакомятся с составом определённого числа из двух меньших чисел, в качестве подсказки целесообразно на доске или фланелеграфе выложить все возможные варианты состава данного числа. По мере усвоения состава числа наглядный материал меняется.

       

«Ручеёк».

    Игра направлена на закрепление знаний о составе числа из 2-х меньших в пределах 10 , а также на развитие внимания и наблюдательности. У каждого ребёнка карточки с цифрами. Двое детей образуют ворота и держат цифру (например 7). Дети ходят по группе и, соединив две карточки, в сумме которых получается 7, проходят в ворота. Дети, которые образовали ворота, проверяют, правильно ли дети проходят.

   

«Гаражи».  

    Игра направлена на закрепление знаний о составе числа из двух меньших чисел в пределах 10, а так же на развитие внимания и наблюдательности. Стоят гаражи, у каждого свой номер.

У детей карточки с цифрами. Дети должны найти свою пару, т.е. сумма цифр должна соответствовать номеру гаража (3 и 4 ; 2 и 6; 5 и 4) и заехать в гараж.

   

«Составь так же»

   Игра способствует закреплению состава числа из единиц. Для игры нужны карточки, на которых нарисованы разные игрушки от 3 до 10. Игрушки мелкие те же, что изображены на карточке.

   Игра проводится в виде соревнования. Вызывается трое детей. Каждый из них получает карточку с одинаковым числом изображенных игрушек. Даётся задание : из игрушек, стоящих на столе составить то же число игрушек, что изображено на карточке.

Отбирать нужно только те игрушки, которые изображены на карточке. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание. Если ребёнок ошибся, ему предлагают 5 раз подпрыгнуть на одной ноге.

 

 «Молчанка».

   Игра помогает закрепить знания детей о составе числа из единиц, в количественном счёте, развивает быстроту реакции.

   Для игры нужны карточки с изображенными на них одинаковыми предметами от 2 до 10, и карточки, на которых изображено такое же количество различных предметов.

   Воспитатель показывает карточку, на которой изображены одинаковые предметы, а дети должны найти свою карточку, на которой нарисовано столько же предметов, но разных.

II. Величина

«Найди такое же колечко». 

Игра направлена на закрепление понятий больше - меньше, учит сравнивать колечки по величине и находить колечки нужного размера. Для игры нужны башенки из трёх и пяти колец, по 2 штуки.

Воспитатель снимает кольца с одной пирамидки и раскладывает их в разные места групповой комнаты, затем раздаёт детям по одному кольцу от такой же башенки и говорит: «Найди такое же большое кольцо. Найди такое же маленькое колечко».

Воспитатель наблюдает, как дети справляются с заданием, помогает путём прикладывания колец друг к другу установить их идентичность.

«Гаражи».

Игра направлена на закрепление понятий «длинный - короткий»; «широкий - узкий», развивает внимание, глазомер, умение сравнивать свою полоску с номером гаража (номера гаражей - полоски разной длины или ширины и разного   цвета).

Стоят гаражи. У каждого гаража свой номер - полоски разной длины или ширины и разного цвета. У детей полоски соответствующей длины или ширины одинакового цвета.

Дети двигаются по группе   в разных направлениях. По сигналу   воспитателя дети «заезжают» в   свой гараж, предварительно измерив свою полоску с «номером гаража».

«Чья команда быстрее расставит матрёшки (от самой большой до самой маленькой)».

Эта игра развивает глазомер, помогает закрепить понятия «большой - маленький»; внимание, сосредоточенность, быстроту в выполнении задания.

    Для игры нужно по 2 набора матрёшек разного размера: 3 штуки и 5 штук.

    Игра проводится в форме соревнования.  Выбираются две команды. Перед ними расставлены или разложены матрёшки в беспорядке. Дети по сигналу по одному подходят, выбирают по одной матрёшке и выставляют на фланелеграф или на стол. Побеждает команда, которая быстрее и правильно расставит всех матрёшек от самой маленькой или от самой большой.

   

«Наоборот».

    Игра развивает внимание детей, воображение, память, воспитывает быстроту мышления, расширяет словарный запас детей, учит подбирать слова - антонимы.

Игра проводится в кругу с мячом. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч. Ребёнок должен сказать слово, противоположное по смыслу : длинный - короткий, высокий - низкий, глубокий - мелкий, толстый - тонкий ..., вперёд - назад, направо - налево, вверх -вниз, далеко - близко, высоко - низко, над - под, внутри - снаружи... Если ребёнок затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

III. Геометрические Фигуры.

«Чудесный мешочек».  

Игра направлена на упражнение детей с помощью различных анализаторов находить нужную геометрическую фигуру.

У детей «чудесные мешочки» с набором геометрических фигур разных размеров. Воспитатель предлагает достать маленький кружочек или большой квадрат и т.д. Следить, чтобы дети на ощупь старались в мешочке найти нужную геометрическую фигуру.

   

«Гаражи».

   Игра способствует усвоению геометрических фигур, умение найти такую же , как и у ребёнка, развивает наблюдательность, внимание.

Номера гаражей – геометрические фигуры разного цвета. У детей геометрические фигуры одинакового цвета. Дети двигаются по группе. По сигналу воспитателя дети должны «заехать» в свой гараж, т.е. встать около стульчика с такой же геометрической фигурой. При повторе игры меняются номера гаражей.

   

«Что изменилось».

   В этой игре закрепляются знания детей о геометрических фигурах, развивается зрительная память, внимание детей, наблюдательность.

Перед детьми выставляются геометрические фигуры. Воспитатель предлагает внимательно посмотреть и запомнить, как стоят фигуры. Потом предложить детям закрыть глаза и в это время поменять местами две - три геометрические фигуры. Дети, открыв глаза, должны определить, что было переставлено на другое место.

   

«Кто больше увидит».

   Игра направлена на развитие наблюдательности, умение найти среди окружающих предметов предметы нужной формы: круглой, овальной, квадратной и т.д. Развивает зрительное представление о геометрических фигурах.

   Воспитатель говорит, что сегодня мы будем называть предметы круглой формы, которые находятся в группе. За правильно названный предмет даётся фишка. Предметы не повторять. Можно детей разделить на команды. А теперь будем называть предметы квадратной формы и т.д. В конце подводится итог игры: кто из детей набрал больше фишек или чья команда выиграла.

 «Поставь недостающую фигуру».

 Игра направлена на закрепление представлений о геометрических фигурах, развивает умение осуществить зрительно – мысленный анализ способа расположения фигур.

Вывешивается таблица. Дети должны внимательно рассмотреть таблицу с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем угадать, какие фигуры нужно положить в пустые клеточки.

Кто первый догадается, должен найти нужную фигуру среди множества геометрических фигур и положить в пустую клеточку.

   Для игры нужно несколько таблиц, расположив фигуры по разному.

  Пример:

«Собери перепутанные варежки».

   Игра учит детей  последовательно осматривать орнамент на варежке, в известном порядке выделять, называть и запоминать его части, а потом найти такую же среди остальных варежек.

Каждому ребёнку даётся варежка с орнаментом из геометрических фигур. Дети должны внимательно рассмотреть орнамент, запомнить, из каких геометрических фигур он составлен и по памяти найти вторую такую же варежку из множества других варежек.

   

«Чего не стало».

   Игра развивает внимание, зрительную память, закрепляет знания о геометрических фигурах.

   Перед детьми выставляется геометрические фигуры. Воспитатель предлагает внимательно посмотреть и запомнить, какие фигуры стоят. Далее предлагается детям закрыть глаза и убрать сначала одну, а потом две или три   геометрические фигуры. У детей спрашиваем: «Чего не стало?». Ребёнок должен сказать, какой фигуры нет и куда её надо поставить.

IV. Ориентирование в пространстве.

1. Игровые упражнения, которые помогают детям в различении рук по названию : правая и левая.

а). «Где твои руки?»

б). «Где шарик?»

в). «Возьми флажок»

г). «В какой руке игрушка?»

д). «Какой рукой дальше?»

Потом проводятся игры на усвоение понятий справа, слева, сзади, впереди.

 «Кто скажет правильно».

Группа детей делится на три подгруппы: зайчики, белочки, лисички. Выбирается 1 медведь(воспитатель) . Дети сидят на стульчиках, медведь в центре зала. « Позвал медведь в гости зайчиков, белочек и лисичек, а потом как зарычит: «Что за беспорядок?». Испугались звери и разбежались. А медведь говорит:« Зайчики встанут слева от меня, белочки -справа, а лисички - сзади». Где стоят зайчики ? Белочки? Лисички?

«Куда пойдёшь и что найдёшь».

В разных местах группы спрятаны игрушки. Воспитатель говорит : « Вправо пойдёшь - мишку найдёшь, влево пойдёшь - куклу найдёшь, прямо пойдёшь - зайчика найдёшь. Куда ты пойдёшь?»

Вызывается трое детей. Каждый должен принести одну игрушку и объяснить, куда он пошёл и что принёс.

« Что изменилось?»

Для игры можно использовать фланелеграф. Создаётся игровая ситуация : жилая комната. Выбирается точка отсчёта: стол в середине комнаты. Воспитатель: «Рассмотрим мебель в игровой комнате, что у нас стоит?». Потом дети закрывают глаза, в это время делается перестановка мебели. Дети должны рассказать, где что было.

В этой игре закрепляются понятия слева, справа, впереди, сзади, над...

«Чудесный мешочек».

У детей чудесные мешочки с набором геометрических фигур и объёмных тел : шар, цилиндр, кубик.

По заданию воспитателя дети вытаскивают названный предмет и раскладывают на столе : вытащите кубик и положите его перед собой, вытащите кружок и положите его на кубик; далее под кубик , за кубик, впереди кубика, между, справа, слева и т.д.

«Нарисуй дом».

Игра развивает умение ориентироваться на плоскости. У детей листок бумаги и карандаш. Воспитатель говорит: «Нарисуем дом. А теперь   надо нарисовать справа - крыльцо,   слева - забор, внизу перед домом протекает река, справа вверху на крыше труба, из которой идёт дым и т.д.» Ребёнок должен рассказать, где что нарисовано.

« Две дороги».

Игра развивает умение ориентироваться на плоскости. У детей листок бумаги и простые карандаши. На листке нарисованы две дороги: одна сверху вниз, а другая - слева направо.

Воспитатель говорит: « Нарисуйте в верхнем левом углу дом, в нижнем правом углу речку, по ней слева направо плывёт кораблик, в нижнем левом углу светит солнышко, в верхнем правом углу растёт дерево, под ним растёт два грибочка.» Потом дети должны рассказать, где что нарисовано.

Вариант. Дать детям листочки, на которых нарисованы две дороги. Предложить детям самостоятельно заполнить все углы, а потом дети рассказывают, у кого где что нарисовано.

«Разведчики».

Игра помогает закрепить направления вправо, влево, вперёд, уметь правильно сориентироваться на местности, глядя на нарисованный маршрут.   В группе прячется конверт. Воспитатель говорит: «В группе спрятан конверт с секретным заданием. Его надо найти и расшифровать. Но найти его можно в том случае, если правильно пойти по маршруту». Маршрут нарисован на листочке, а дубликат - на доске - контролируют дети. Выбирается 2-3 разведчика.

V.Ориентирование во времени,

«Когда это бывает?»

Эту игру можно использовать и для закрепления частей суток и времен года. Можно давать словесное описание определённого отрезка времени ( утро, день, вечер или ночь; зима, весна, лето, осень). Ребёнок должен выслушать и ответить о каком времени идёт речь. Можно использовать картинки, на которых изображена деятельность детей или людей в какой-то отрезок времени. Дети должны внимательно рассмотреть   и ответить, когда это бывает и почему он так думает.

«Живая неделька».

Эта игра на усвоение и закрепление последовательности дней недели. Её можно проводить и в старшей группе и в подготовительной. В старшей группе неделя строится с понедельника, а в подготовительной -от любого дня недели. Выбираются 7 детей. Им раздаются карточки, на которых изображены цифры от 1 до 7, которые обозначают дни недели. Дети двигаются по группе. По сигналу должны построить  неделю от понедельника. Детям можно задать вопросы:

1 .Вторник выйдет вперёд и хлопнет 3 раза.

2.Пятница выйдет вперёд и хлопнет на 1 раз меньше, чем 4.

З.День недели, который стоит после среды, назови себя.

4.Назовись день недели перед субботой, между понедельником и средой   и другие вопросы.

«Назови скорей». 

Игра на закрепление дней недели, частей суток, месяцев. Игра проводится в кругу с мячом. Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день после пятницы?, между, перед и т.д.»

        Задачи - шутки

Сколько всего стульев, чашек и тарелок в сказке «Три медведя»?

На стоянке такси стояло 5 машин. Две передние уехали с пассажирами. Сколько машин осталось на месте?  (Ни одной, т.к. все остальные машины передвинулись вперед)

Ваня составил из палочек пятиугольник. Потом одну палочку убрал, а из остальных составил другой многоугольник. Какой многоугольник получился у Вани?

Какая птица вылупляется из яйца, а сама яиц не кладет? (Петух)

Шел Иван в город Санкт-Петербург, навстречу ему шли 3 брата. У каждого брата-рюкзак. В каждом рюкзаке они несли по щенку. У каждого щенка в зубах кость. Сколько человек шло в город Санкт-Петербург?  (Один Иван, а братья шли в другую сторону)

Ворона больше голубя, голубь больше воробья. В каком порядке надо расположить птиц в соответствии с их величиной?

Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении? (Бросить мяч вверх)

Мама купила 6 шаров красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых.  Сколько шаров каждого цвета могло быть?  (5 и 1; 4 и 2)

День рождения Оли в понедельник, а сегодня среда. Сколько дней осталось до дня рождения Оли?

Женя пойдет в театр через 3 дня. Сегодня воскресенье. В какой день недели состоится спектакль?

Зайцы по лесу бежали

Волчьи следы по дороге считали.

Стая волков здесь прошла

Каждая лапа в снегу видна.

Оставили волки 8 следов. Сколько, скажите, было волков? (2)

У мамы бельчихи было 3 сына бельчонка.  У каждого бельчонка было 2 сестры. Сколько всего бельчат было у мамы бельчихи? (5)

Какое слово подходит?

Время года: утро, день, вечер, осень.

Месяц лета: апрель, март, май, июнь.

Время суток: зима, лето, осень, ночь.

Месяц осени: июнь, июль, август, сентябрь.

У Оли было 7 орехов. Один орех она отдала сестре и у них орехов стало поровну.  Сколько орехов было у сестры вначале?

Из-под забора видны 8 кошачьих лап. Сколько людей стоит за забором?

На столе лежало 3 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок оказалось на столе?

Чтобы сварить 1 кг мяса требуется 1 час. За сколько часов свариться 2 кг такого же мяса? (1 час)

Петух снес яйцо. Кому оно достанется?  (Никому.  Петух яйца не несет)

На платформе стоят прикрытые брезентом машины.  Видно 12 колес. Сколько машин стоит на платформе?

Двое детей разделили между собой 7 рублей,  причем один получил на 3 рубля больше другого. Сколько денег досталось каждому из них? (2 руб. и 5 руб.)

Что тяжелее 1 кг соли или 1 кг? (Ответ скажите на ушко)

В море плавало 4 корабля. Один корабль пристал к пристани. Сколько кораблей в море? (С ответом не торопись)

Будьте внимательны.

На озере плавало несколько лебедей.  К ним прилетели еще 1 лебедь. На озере стало плавать 8 лебедей. Сколько лебедей плавало вначале.  (8-1=7)

В комнате 4 угла. В каждом углу сидит по кошке. Напротив каждой кошки 3  кошки. Сколько кошек в комнате? (4 кошки)

Хозяйка в корзине несла 10 яиц. А дно упало. Сколько яиц осталось в корзине? (Ответ скажите мне на ушко) (Ни одного)

Кто один раз в году наряжается?  (Ёлка)

Один костер весь мир согревает?  (Солнце)

Доброе, хорошее, на людей глядит,  а людям на себя глядеть не велит. (Солнце)

У бабушки Даши внучка Маша, кошка Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки друзей? (3)

У 3-х братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?

У стены стоят кадушки

В каждой ровно по лягушке.

Если б было 7 кадушек

Сколько было бы лягушек? (7)

Повезло опять Егорке

У реки стоит не зря.

5 карасиков в ведерке

И 4 пескаря.

Сколько рыбок у Егорки? (9)

Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи.

Ёж, барсук, енот, «косой»

Волк с плутовкою лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел.

Он считать ведь не умел.

Помоги ему скорей

Посчитай-ка всех зверей.

На большом диване в ряд

Куклы Танины стоят.

2 матрешки, Буратино

И веселый Чиполино.

Помоги Танюшке

Сосчитать игрушки.

Сколько ушей у двух мышей?

Сколько ног у двух котов?

Сколько хвостов у двух ослов?

Сколько шей у пяти журавлей?

Сколько рогов у пяти коров?

У кого больше лап: у утки или утенка?

На каком дереве сидит ворона во время проливного дождя?  (На мокром)

Как далеко в лес может забежать заяц? (До середины, дальше он уже выбегает из леса)

Перед детьми 2 одинаковых шарика пластилина. Воспитатель спрашивает: одинаковые ли шарики по величине? Затем один из них превращает в лепешку. Предлагает детям подумать и ответить: где больше пластилина и почему?

Сколько детей нужно, чтобы в каждом углу четырехугольной комнаты находилось по одному ребенку?

Катя живет на 3-ем этаже. Квартира Оли над квартирой Кати. На каком этаже живет Оля?

В рукавичке жили: мышку-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик и лисичка-сестричка. Мышка готовила еду по понедельникам, лягушка - по вторникам, зайчик - по средам, а в остальные дни недели еду готовила лисичка-сестричка. Сколько раз в неделю готовила лисичка-сестричка? Назовите эти дни недели.  Из какой сказки эти герои? (Рукавичка)

У Олега 8 марок. Все марки, кроме 3, он отдал своим друзьям. Сколько марок осталось у Олега? Не спешите с ответом, его вы скажите мне на ушко - говорит воспитатель.

У Тани - синяя и красная юбка, а у Маши - зеленая и коричневая. Сколько красных юбок у девочек? Сколько зеленых?

Таня ходила в детский сад всю зиму, весну и лето. А Сережа - целый год. Кто из них меньше ходил в детский сад?

Маша прожила уже 4 весны, 4 лета, 4 зимы. А Гриша – 4 года. Кто из детей старше? Ответ скажите мне на ухо.

Оля не ходит в детский сад 5 дней, а Сережа – 1 неделю. Кто из детей больше не ходит в детский сад?

Рита живет на 8-ом этаже. Квартира Оли над квартирой Риты. На каком этаже живут Оля и Женя?

Шли семь старичков,

У них семь посошков,

На каждом посошке семь сучков,

На каждом сучке семь узелков,

В каждом узелке семь воробьев,

У каждого воробья семь хвостов.

Сколько было старичков?  (7)

Зайка задумал какое-то число. Если к этому числу прибавить 1, то получится 4. Какое число задумал зайка? (6)

Я нашел в дупле у белки

Девять штук орешков мелких.

Вот ещё один лежит

Мхом заботливо укрыт.

Ну и белка, вот хозяйка

Все орешки посчитай-ка!

В небе радуга-дуга

Замыкает берега.

Расцветая все ясней

Чудо краски светят в ней!

Пусть ответит тот, кто знает

Или может сосчитать,

Сколько красок в ней играет

Озаряя мою гладь? (7)

Пошла курочка гулять

Собрала своих цыплят.

Шесть бежали впереди,

Три остались позади.

Беспокоится их мать

И не может сосчитать.

Посчитайте-ка ребята,

Сколько было всех цыплят? (9)

Раз к зайчонку на обед прискакал дружок сосед.

На пенек зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать ребята, ловок?

Сколько съедено морковок? (10)

Однажды 3 цыпленка,

А с ними 3 мышонка,

А с ними 3 веселых,

Умытых поросенка

Бежали спозаранку

Из дома на полянку.

Посчитайте поскорей

Сколько было всех друзей,

Что утром спозаранку

Играли на полянке? (9)

В сад 9 пчелок прилетело,

Одна из них на клумбу села.

Все остальные через сад

К себе на пасеку спешат.

Так сколько же пчел летит из сада

Нам сосчитать тех пчелок надо. (8)

Девять сосисок мама купила.

Киска одну через час утащила!

И посчитать мы вас очень попросим.

Сколько сосисок осталось нам? (8)

Высоко задравши нос,

Заяц шесть морковок нес,

Спотыкнулся и упал-

Две морковки потерял,

Сколько морковок у зайца осталось? (6)

Упражнения на конструирование и трансформацию.

Упражнение 1.

Прямоугольник из 6 палочек разделите на 2 равных квадрата.

Квадрат из 4 палочек - на 2 равных треугольника, прямоугольника.

Упражнение 2.

Переложите одну палочку так, чтобы домик повернулся в другую сторону.

Упражнение 3.

В  фигуре, похожей на ключ, переложите 4 палочки так, чтобы получилось 3 квадрата.

Упражнение 4.

Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?

                

                

Упражнение 5.

Переложите 2 палочки так, чтобы корова смотрела в другую сторону.

Упражнение 6.

В данной фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 квадрата.

Упражнение 7.

В фигуре, изображающей стрелу, переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника.

Упражнение 8.

В фигуре, состоящей из 4-х квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата.

Упражнение 9.

В квадрате переложите 1 палочку так, чтобы получился стульчик.

Упражнение 10.

Перестроить корабль в танк, переложив 6 палочек.

Упражнение 11.

Перестроить вазу в телевизор, переложив 5 палочек.

Упражнение 12.

В фигуре из 6 квадратов убрать 3 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием "Кондитерская фабрика"

Этот конспект соединяет в себе любимую детскую деятельность - сюжетно-ролевую игру и одновременное, ненавязчивое закрепление математических знаний, полученных на занятии....

Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием "Автозаправочная станция"

Предлагаемый конспект содержит некоторые идеи организации сюжетно-ролевых игр с одновременным закреплением математических знаний детей....

Доклад на тему" дидактические игры с математическим содержанием"

В своем докладе я подчеркиваю, что дидактические игры способствуют наилучшим образом усвоения элементарных математических представлений в детском саду....

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

Аннотация Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Проблема внимания с...

Перспективное планирование дидактических игр с математическим содержанием, направленных на развитие логического мышления

в перспективном планировании выстроена система использования  дидактических игр, направленных на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на учебный год...

Перспективное планирование дидактических игр с математическим содержанием, направленных на развитие логического мышления

в перспективном планировании выстроена система использования  дидактических игр, направленных на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на учебный год...