Проект «Что такое время?».
проект по математике (подготовительная группа) на тему

Маркова Маргарита Александровна

 

Детям предлагается осуществить путешествие «исследование» времени. Данный проект может быть более «широким» - направленным на интеграцию разных образовательных областей, или подразумевать «доминанту» -  обогащение познавательного опыта детей (в большей степени логико-математическое развитие).

 

Мотивационный этап

 Содержание и формы работы

Проблемная ситуация: педагог «подстраивает» ситуацию -  персонаж (Алиса  и спешащий заяц из страны зазеркалья или Пепи Длинный чулок) «рад» тому, что сломались часы, а, следовательно, не нужно идти в школу, учить уроки, делать каждодневные скучные дела!. Педагог предлагает детям высказаться об услышанном, в диалоге направляет внимание детей на время как некоторую характеристику и проявление. От лица персонажа активизирует обсуждение разных средств измерения («спорит» с детьми о том, чем измеряется время - календарем, часами или чем-то другим?).

Вопросы для активизации деятельности: «Можно ли остановить время?», «Что такое время?», «Каким оно бывает?», «Кто его придумал?», «Чем можно измерить?», «Зачем так много разных средств измерения: календари, часы, секундомер, дни недели?», «Как по «природе» можно узнать время?», «Кто дольше всего живет на земле?», «Почему бабушке не видела мамонта?», «Как обогнать время?», «Можно ли как Спящая красавица поспасть  100 лет?», «Кто спит меньше всех?», «Бывает ли ускорение – «неускорительным» (отрицательным)?», «Почему раньше пространство измеряли в «днях пути»? «Что такое восточный календарь и почему на Востоке празднуют Новый год не 1 января?», «Сколько время  нужно, чтобы растаял килограмм мороженного? Застыл 1 килограмм мороженного в морозилке?», «Зачем нужно соблюдать режим и как он связан со временем?» и т.п.).

Обсуждение вариантов оформления выставки «Умникум (страна времени) у нас в группе», мини-музея, написание «Сказки о Времени.

 

Проблемно-деятельностный этап

Организованная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности НОД, ОД в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей  (с использованием ресурсов среды)

Основные формы (для реализации преимущественно образовательной области «Познание»)

Серия образовательных ситуаций «Что такое время и как его поймать?».

Знакомство детей с временными эталонами, развитие «чувства времени».

Беседа об эталонах времени (сутки, части суток, дни недели, год). Рассматривание годового календаря, освоение правил его использования. Обсуждение режима – распорядка дня, составление «Распорядка Здорового образа жизни». Средства измерения времени.

«Изучение» (обследование и экспериментирование) свойств и проявлений  времени (рассматривание разного вида часов (песочных, водных, солнечных), механических и электронных, разнообразных календарей); «измерение» с их помощью «длительности» разных процессов и явлений (таяния сосульки, рисования палочек на листке (приемы Т.Д. Рихтерман), размешивания 5 ложе сахара в холодном или теплом чае и т.п.).

Дидактические игры по теме. Беседа, дидактическая игра или ситуация «Приметы времени в природе»: поиск прием времени в сезонных изменениях, поведении  внешнем виде животных.

Наблюдение на прогулке: за изменением освещения в разные части суток, измерение тени, измерение «наступления» вечера и восхода солнца.

Формы работы для реализации разных образовательных  областей

Ситуация «Что за тайна – времени?» (возможен вариант просмотра дидактического мультфильма или презентации) уточнение представлений о времени (прошлое - настоящие – будущее), «оставление» ленты времени (М.Монтессори) -  синхронизация  интересных событий прошлого («Динозавры, рыцари, бабушка и …»).

Ситуация «А у Вас?»: изучение эталонов времени на иностранном языке (название частей суток, дней недели). Уточнение традиций, связанных со временем (традиционное чаепитие в 5 часов, раннего подъема в некоторых станах и т.п.).

Ситуация или беседа «Кем я  был - кем я буду?»:  рассматривание семейных фотографий, «проектирование» будущего (рисование портрета «Я!»), рассматривание изменений внешнего вида, возможностей и обязанностей близких.

Рассматривание произведений изобразительного искусства, прослушивание музыкальных и литературных произведений, в которых встречаются «временная» тематика (музыкальные произведения и  песенки: «Часики», «Делу время - потехе час», «Пока часы 12 бьют», П. Чайковский «Времена года» (цикл); литературные фрагменты, сказки, стихи «12 месяцев», «Сказка о потерянном времени», «Спящая красавица», живописные и графические изображения: АЛ. Ржевская «Веселая минутка»).

Ситуации «Быстро и медленно в стране музыки» (тайны и секреты темпа и ритма).

Экскурсия в музей (совместно с родителями) по программам - сюжетам «Приметы времени» (Эрмитаж, Русский музей, «Умникум», «Планетарий», «Кунцкамеру» и др. на выбор) с листком – заданием (Записать  картинками информацию о времени (эталонах, средствах измерения)).

Ситуация «ТРИЗ – волшебники: Замри и Отомри»: свойства времени (необратимость, не наглядность  и т.п.): сказочные персонажи,  «обманувшие (изменившие свойства)» время (спящая красавица, самая быстрая черепаха  и т.п.).

Ситуация «Секундомер»: рассматривание секундомера, освоение эталонов; игры и «испытания» (бег, прыжки,  соревнования т.п., ситуации «Кто первый оденется и за сколько минут?»), фиксирование результатов в индивидуальной странице портфолио.

Ситуация  «Прошлое нашего города»: уточнение представлений детей об истории города или страниц, вариант: семьи (основание, значимые даты, «хронометрия» событий).

Составление мини-музея или выставки «История календарей и часов» (разные виды календарей, макеты, созданные своими руками (вместе с родителями)).

Детско-родительское «задание»: составление «распорядка» будущего успешного первоклассника.

Ситуация или беседа «Каждая минута на счету…»: понимание крылатых фраз и выражений, поговорок («Делу - время - потехе час», «Кто рано встает…» и др.), рисование иллюстраций к ним в тематический альбом или панно «Ценим наше время». Уточнение представлений детей о собранном ответственном и организованном человека (на примере сопоставления С Рассеянным с улицы Басенной», понимание значимых качеств личности, связанных с освоением времени.

 Ситуация или  игры-тренинги «Драгоценные минуты»: уточнение представлений детей  о некоторых правилах поведения в экстремальных ситуациях (на доступном уровне): пожар, плохое самочувствие и т.п. Рисование «правил» поведения в данных ситуациях символами, упражнения в «скоростных» мероприятиях (быстром и организованном покидании помещения в определенных случаях, оказании простой помощи (в случае пореза пальца).

Детско-родительское «исследование»: «Время нашей дороги домой»: «поминутное» фиксирование маршрута на карте.

Дизайн: декорирование ремешков (основ) для часов, придумывание оформления для сказочных или заданных персонажей (Спешащей дамы, Сони –засони (подушки-будильника), Смотрителя залов и т.п.).

Детско-родительские «задание»: «Угощение за пять минут» (рецепт простого и быстрого для приготовления блюда). 

Составление в совместной с педагогом деятельности «Книги быстрых блюд»: зарисовка рецептов картинками, «экспериментальное» хронометрирование приготовления, установление связей между   различными свойствами, качествами (например, скорость растворения  сахара и соли от температуры воды).

 

Творческий этап

Содержание и формы работы

Варианты результата: оформление выставки или коллажа, презентация материалов для родителей, составление  сказки или истории о временных эталонах, постановка в форме драматизации, составление и оформление «Дневника с распорядком моей жизни».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vremyaproekt.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ?».

Детям предлагается осуществить путешествие «исследование» времени. Данный проект может быть более «широким» - направленным на интеграцию разных образовательных областей, или подразумевать «доминанту» -  обогащение познавательного опыта детей (в большей степени логико-математическое развитие).

Мотивационный этап

 Содержание и формы работы

Проблемная ситуация: педагог «подстраивает» ситуацию -  персонаж (Алиса  и спешащий заяц из страны зазеркалья или Пепи Длинный чулок) «рад» тому, что сломались часы, а, следовательно, не нужно идти в школу, учить уроки, делать каждодневные скучные дела!. Педагог предлагает детям высказаться об услышанном, в диалоге направляет внимание детей на время как некоторую характеристику и проявление. От лица персонажа активизирует обсуждение разных средств измерения («спорит» с детьми о том, чем измеряется время - календарем, часами или чем-то другим?).

Вопросы для активизации деятельности: «Можно ли остановить время?», «Что такое время?», «Каким оно бывает?», «Кто его придумал?», «Чем можно измерить?», «Зачем так много разных средств измерения: календари, часы, секундомер, дни недели?», «Как по «природе» можно узнать время?», «Кто дольше всего живет на земле?», «Почему бабушке не видела мамонта?», «Как обогнать время?», «Можно ли как Спящая красавица поспасть  100 лет?», «Кто спит меньше всех?», «Бывает ли ускорение – «неускорительным» (отрицательным)?», «Почему раньше пространство измеряли в «днях пути»? «Что такое восточный календарь и почему на Востоке празднуют Новый год не 1 января?», «Сколько время  нужно, чтобы растаял килограмм мороженного? Застыл 1 килограмм мороженного в морозилке?», «Зачем нужно соблюдать режим и как он связан со временем?» и т.п.).

Обсуждение вариантов оформления выставки «Умникум (страна времени) у нас в группе», мини-музея, написание «Сказки о Времени.

Проблемно-деятельностный этап

Организованная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности НОД, ОД в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей  (с использованием ресурсов среды)

Основные формы (для реализации преимущественно образовательной области «Познание»)

Серия образовательных ситуаций «Что такое время и как его поймать?».

Знакомство детей с временными эталонами, развитие «чувства времени».

Беседа об эталонах времени (сутки, части суток, дни недели, год). Рассматривание годового календаря, освоение правил его использования. Обсуждение режима – распорядка дня, составление «Распорядка Здорового образа жизни». Средства измерения времени.

«Изучение» (обследование и экспериментирование) свойств и проявлений  времени (рассматривание разного вида часов (песочных, водных, солнечных), механических и электронных, разнообразных календарей); «измерение» с их помощью «длительности» разных процессов и явлений (таяния сосульки, рисования палочек на листке (приемы Т.Д. Рихтерман), размешивания 5 ложе сахара в холодном или теплом чае и т.п.).

Дидактические игры по теме. Беседа, дидактическая игра или ситуация «Приметы времени в природе»: поиск прием времени в сезонных изменениях, поведении  внешнем виде животных.

Наблюдение на прогулке: за изменением освещения в разные части суток, измерение тени, измерение «наступления» вечера и восхода солнца.

Формы работы для реализации разных образовательных  областей

Ситуация «Что за тайна – времени?» (возможен вариант просмотра дидактического мультфильма или презентации) уточнение представлений о времени (прошлое - настоящие – будущее), «оставление» ленты времени (М.Монтессори) -  синхронизация  интересных событий прошлого («Динозавры, рыцари, бабушка и …»).

Ситуация «А у Вас?»: изучение эталонов времени на иностранном языке (название частей суток, дней недели). Уточнение традиций, связанных со временем (традиционное чаепитие в 5 часов, раннего подъема в некоторых станах и т.п.).

Ситуация или беседа «Кем я  был - кем я буду?»:  рассматривание семейных фотографий, «проектирование» будущего (рисование портрета «Я!»), рассматривание изменений внешнего вида, возможностей и обязанностей близких.

Рассматривание произведений изобразительного искусства, прослушивание музыкальных и литературных произведений, в которых встречаются «временная» тематика (музыкальные произведения и  песенки: «Часики», «Делу время - потехе час», «Пока часы 12 бьют», П. Чайковский «Времена года» (цикл); литературные фрагменты, сказки, стихи «12 месяцев», «Сказка о потерянном времени», «Спящая красавица», живописные и графические изображения: АЛ. Ржевская «Веселая минутка»).

Ситуации «Быстро и медленно в стране музыки» (тайны и секреты темпа и ритма).

Экскурсия в музей (совместно с родителями) по программам - сюжетам «Приметы времени» (Эрмитаж, Русский музей, «Умникум», «Планетарий», «Кунцкамеру» и др. на выбор) с листком – заданием (Записать  картинками информацию о времени (эталонах, средствах измерения)).

Ситуация «ТРИЗ – волшебники: Замри и Отомри»: свойства времени (необратимость, не наглядность  и т.п.): сказочные персонажи,  «обманувшие (изменившие свойства)» время (спящая красавица, самая быстрая черепаха  и т.п.).

Ситуация «Секундомер»: рассматривание секундомера, освоение эталонов; игры и «испытания» (бег, прыжки,  соревнования т.п., ситуации «Кто первый оденется и за сколько минут?»), фиксирование результатов в индивидуальной странице портфолио.

Ситуация  «Прошлое нашего города»: уточнение представлений детей об истории города или страниц, вариант: семьи (основание, значимые даты, «хронометрия» событий).

Составление мини-музея или выставки «История календарей и часов» (разные виды календарей, макеты, созданные своими руками (вместе с родителями)). 

Детско-родительское «задание»: составление «распорядка» будущего успешного первоклассника.

Ситуация или беседа «Каждая минута на счету…»: понимание крылатых фраз и выражений, поговорок («Делу - время - потехе час», «Кто рано встает…» и др.), рисование иллюстраций к ним в тематический альбом или панно «Ценим наше время». Уточнение представлений детей о собранном ответственном и организованном человека (на примере сопоставления С Рассеянным с улицы Басенной», понимание значимых качеств личности, связанных с освоением времени.

 Ситуация или  игры-тренинги «Драгоценные минуты»: уточнение представлений детей  о некоторых правилах поведения в экстремальных ситуациях (на доступном уровне): пожар, плохое самочувствие и т.п. Рисование «правил» поведения в данных ситуациях символами, упражнения в «скоростных» мероприятиях (быстром и организованном покидании помещения в определенных случаях, оказании простой помощи (в случае пореза пальца).

Детско-родительское «исследование»: «Время нашей дороги домой»: «поминутное» фиксирование маршрута на карте.

Дизайн: декорирование ремешков (основ) для часов, придумывание оформления для сказочных или заданных персонажей (Спешащей дамы, Сони –засони (подушки-будильника), Смотрителя залов и т.п.).

Детско-родительские «задание»: «Угощение за пять минут» (рецепт простого и быстрого для приготовления блюда).  

Составление в совместной с педагогом деятельности «Книги быстрых блюд»: зарисовка рецептов картинками, «экспериментальное» хронометрирование приготовления, установление связей между   различными свойствами, качествами (например, скорость растворения  сахара и соли от температуры воды).

Творческий этап

Содержание и формы работы

Варианты результата: оформление выставки или коллажа, презентация материалов для родителей, составление  сказки или истории о временных эталонах, постановка в форме драматизации, составление и оформление «Дневника с распорядком моей жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Что такое хорошо и что такое плохо?"

Дети неправильно оценивают свои поступки и поступки соих товарищей...

Проект. "Что такое хорошо и что такое плохо?" Формирование навыков альтернативной агрессии

Проект. "Что такое хорошо и что такое плохо?" Формирование навыков альтернативной агрессии...

Совместный детско-взрослый проект «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Долгосрочный проект расчитаный на три года (для детей 4-7 лет). Цель проекта: формирование у дошкольников доброжелательных отношений в процессе совместной театрально – игровой деятельности....

Проект "Что такое хорошо и что такое плохо?"

Проект направлен на формирование навыков общения у дошкольников, воспитание культуры поведения....

Проект "Что такое хорошо и что такое плохо?"

Проект направлен на формирование навыков общения у дошкольников, воспитание культуры поведения....

Проект «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Проект«Что такое хорошо и что такое плохо?»...

Образовательный проект" Что такое хорошо и что такое плохо ".

Проект составлен для старших дошкольников .Цель - как сформировать нравственные првычки у детей, перерастающие в прочные нравственные навыки, поиск ответа на вопросы" Что такоехорошо и что такое ...