Методическая разработка план-конспект по познавательному развитию «Математика в сказках»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Чекменева  Тамара  Александровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию

Тема: «Математика в сказках» Закреплять представления о свойствах геометрических фигур путем введения символического обозначения свойств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию

Тема: «Математика в сказках»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Методы и приемы:  словесный метод и приемы обучения (рассказ, вопросы, педагогическая оценка), практический (создание игровых ситуаций, загадывание задач головоломок), наглядный (демонстрация сказки, наглядных пособий).

Педагогические технологии: здоровье сберегающие (минутка отдыха,  координация речи с движением), игровые (дидактические игры).

Цель: закреплять представления о свойствах геометрических фигур путем введения символического обозначения свойств.

Задачи:

  • коррекционно-обучающие:
  • совершенствовать навык счета в пределах 10;
  • продолжать совершенствовать умение классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них;
  • коррекционно-развивающие:
  • развивать логическое мышление, внимание, воображение на основе геометрических фигур – блоков Дьенеша, кубиков Никитина, головоломок «Волшебный круг»;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • активизировать в речи слова и выражения: цвет, форма, размер, толщина;
  • развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности;
  • коррекционно-воспитательные:
  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать любознательность, сообразительность.

Демонстрационный материал: (на ковролине): сказочный домик, деревья, солнышко, цифры.

Предварительная работа: чтение сказки «Теремок», игры с блоками Дьенеша, кубиками Никитина, палочками Кьюзенера, головоломки.

Раздаточный материал: блоки Дьенеша, рабочие листы к ним, кодовые карточки; кубики Никитина, узоры к ним; головоломки в конвертах на подгруппу детей, схемы-рисунки к ним; палочки Кьюзенера, узоры к ним; обручи: красный, синий, желтый.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

  1. Вводная часть (организационный момент)

Ребята, посмотрите, к нам гости пришли. Давайте мы с ними поздороваемся и подарим гостям хорошее настроение. (Дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям.)

 Дети, вы любите слушать сказки? (Да.)

 А сами не хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям? (Да.) Хорошо. Сегодня я хочу вам рассказать сказку, сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями. А что бы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова “ 1, 2, 3 обернись, в сказке окажись”. Открываем глаза. Сказка начинается

  1. Основная часть (сказка)

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок,

Вот по полю  бежит цифра один.

Подходит к теремку и спрашивает:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Никто ей не ответил. Зашла она в теремок и стала там жить. К теремку подбегает цифра два:

–  Кто, кто в теремочке живет?

    Кто, кто в невысоком живет?

– Я — единица, очень тонкая как спица, а ты кто?

– А я — цифра два.

   Полюбуйся какова!

   С полукруглой головой,

   Волочиться хвост за мной.

   Пусти меня к себе жить!

– Я пущу, если ты решишь мои математические задачки.

Дети, поможем цифре два решить задачки? (Да.)

 

На полянке у реки

Жили майские жуки.

Дочка, сын, отец и мать.

Кто успел их сосчитать?

                       ( Четыре жука.)

На полянке у дубка

Крот увидел два грибка.

А подальше у сосны

Он нашел еще один.

Ну-ка, кто считать готов?

Сколько крот нашел грибов?

                            (Три гриба.)

В снег упал Сережка,

А за ним Алешка,

А за ним Маринка,

А за ним Иринка,

А потом упал Игнат.

Сколько на снегу ребят?

                          (Пять.)

Дети, вы молодцы, помогли цифре два отгадать загадки, цифра один пустила ее к себе жить в теремок.

Прибегает цифра три к теремку и спрашивает:

– Кто, кто в теремочке живет?

   Кто, кто в невысоком живет?

– Я – единица тонкая как спица.

– А я — цифра два, полюбуйся какова! А ты кто?

– Я тройка, третий из значков.

   Состою из двух крючков.

   Пустите меня к себе жить!

– Хорошо пустим, если ты справишься с математической игрой. Игра называется «Засели жильцов в домики». (Блоки Дьенеша)

Ребята,  поможем цифре три. (Да.)

(Дети выполняют задание.)

Какая фигура живет на первом этаже в третьей квартире? (Квадрат, маленький, толстый.)

Какая фигура живет на третьем этаже в четвертой квартире?  (Треугольник, большой, тонкий.) Молодцы, как хорошо, что вы помогли цифре три.

В домике стали жить все три цифры. У теремка появляется цифра четыре и спрашивает:

– Кто, кто в теремочке живет?

   Кто, кто в невысоком живет?

– Я – единица тонкая как спица.

– А я — цифра два, полюбуйся какова!

– Я тройка, третий из значков.

   Состою из двух крючков.

   А ты кто?

– А я — четыре, острый локоть оттопырил.

   Пустите меня к себе жить!

– Если выполнишь задание, которое мы тебе приготовили, тогда пустим.

Дети,  поможем цифре четыре? (Да.) 

(Дети  соглашаются и выполняют задание, строят из блоков Дьенеша по схеме изображение животного.)

Цифра четыре поблагодарила детей, и цифры пустили  ее жить в теремок.

Координация речи с движением:

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили,

Круглый, крепкий, очень гладкий,

И совсем, совсем, не сладкий.

Раз подбросим, два поймаем,

Три уроним и сломаем.

У теремка появляется цифра пять и спрашивает:

– Кто, кто в теремочке живет?

   Кто, кто в невысоком живет?

– Я – единица тонкая как спица.

– А я — цифра два, полюбуйся какова!

– Я тройка, третий из значков.

   Состою из двух крючков.

– А я — четыре, острый локоть оттопырил.

   А ты кто?

– А я — цифра пять.

   Очень я люблю плясать.

   Руку вправо протянула,

   Ножку круто изогнула.

   Пустите меня к себе жить!

– Мы тебя пустим, если ты сложишь красивый узор из кубиков.

Дети,  поможем цифре пять? ( Да.)

( Дети выкладывают из кубиков Никитина разные узоры.)

Цифра пять поблагодарила детей, и цифры пустили ее к себе в теремок.

У теремка появляется цифра шесть:

– Кто, кто в теремочке живет?

   Кто, кто в невысоком живет?

– Я – единица тонкая как спица.

– А я — цифра два, полюбуйся какова!

– Я тройка, третий из значков.

   Состою из двух крючков.

– А я — четыре, острый локоть оттопырил.

   А ты кто?

– А я — цифра пять.

   Очень я люблю плясать.

   Руку вправо протянула,

   Ножку круто изогнула.

   А ты кто?

– А я — шесть, дверной замочек: сверху крюк,

   Внизу кружочек.

   Пустите меня к себе жить!

– Мы пустим, если поможешь у нашего теремка сделать три клумбы и посадить в них цветы.

Дети, давайте помогать цифре шесть. (Проводится игра с блоками Дьенеша «Необычная клумба».) Вот какую замечательную клумбу мы с ребятами сделали. Цифру шесть пустили цифры в теремок.

У теремка появляется цифра семь:

– Кто, кто в теремочке живет?

   Кто, кто в невысоком живет?

– Я – единица тонкая как спица.

– А я — цифра два, полюбуйся какова!

– Я тройка, третий из значков.

   Состою из двух крючков.

– А я — четыре, острый локоть оттопырил.

   А ты кто?

– А я — цифра пять.

   Очень люблю плясать.

   Руку вправо протянула,

   Ножку круто изогнула.

– А я — шесть, дверной замочек: сверху крюк,

   Внизу кружочек.

   А ты кто?

– Я – семерка, кочерга,

   У меня одна нога.

   Пустите меня к себе жить!

– Мы тебя пустим, если ты выполнишь одно сложное задание. Нужно выложить рисунок из мелких деталей.

(Дети складывают по схеме из головоломки «Волшебный круг», различные рисунки.)

Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием. Цифра 7 тоже будет жить в теремке:

Минутка отдыха:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик видно не нашел,

 Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Ребята, в нашем теремке очень много поселилось жильцов, поэтому предлагаю вам построить для них еще домики. Детям раздаются палочки Кьзенера («схемы домов»).

(Дети выполняют задание «Построим  сказочный дом».) 

Сколько белых палочек в твоем домике? (Четыре.)

Сколько розовых палочек в твоем домике? (Пять.)

Ребята, вы молодцы, построили очень красивые домики для цифр.

  1. Заключительная часть.

Ребята, как называлась сказка? (Теремок).

А какие цифры к нам сегодня пришли в сказку? ( Один, два, три, четыре, пять, шесть и семь.)

Как называлась сказка? ( Теремок.)

Вам понравилось играть и помогать цифрам, выполнять задания? (Да.)

Мы с вами находились в сказке, а чтобы вернуться обратно, нужно выполнить еще одно задание. Предлагаю детям  сделать из блоков Дьенеша по кодовым символам собачку. (Дети выполняют задание) А теперь, глазки закрывайте «1, 2, 3 из сказки обернись и наяву окажись». Вот мы с вами и вернулись из сказки.

Вы сегодня молодцы! Хорошо потрудились. Вас ждут интересные призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

Образовательная деятельность в средней группе по познавательному развитию (математика), речевому развитию и художественно-эстетическому развитию (аппликация). Тема: «Свойства предметов по мотивам русской народной потешки «Огуречик».

Цели: продолжать знакомить детей  с фольклорным текстом.  Способствовать развитию у детей представлений о цвете и форме, величине и свойстве предметов через призму фольклорного  материа...

Конспект итогового занятие « Спасение солнышко» по познавательной области « Познавательное развитие» ( математика) в группе старшего дошкольного возраста ( 6- го года жизни) компенсирующего вида

Занятия направлено на выявления знаний, умений и навыков, полученные в течение учебного года по формированию математических представлений у дошкольников....

ННОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (МАТЕМАТИКА) "СТАРАЯ СКАЗКА НА НОВЫЙ ЛАД"

.Целью НОД является развитие логического мышления детей....

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию (математика) с детьми средней группы на тему: «Путешествие в сказку»

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей.Задачи:1. Обучающие:Учить умению соотносить цифру с количеством предметов;Учить умению ориентироваться на листе бумаги;Уч...

Конспект занятия по познавательному развитию (математика) в средней группе "Царица математики"

Задачи:- формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки счета в пределах 5;- формировать представление о частях суток: утро, день, вечер, ночь;- закрепить ...

Конспект ОД по познавательному развитию (математика) в старшей группе на тему"Путешествие в страну Математика"

Дети закрепляют счёт в пределах 10. Совершенствуют знания о геометрических фигурах и ориентируются на плоскости. Решают задачу с опорой на наглядность. Закрепляют навыки вычислительной деятельности, р...