Презентации,занятия ,программы
презентация по математике на тему

Козырева Екатерина Владимировна

Совместная деятельность ,разработки

Скачать:


Предварительный просмотр:


Каждый ребёнок в детском саду должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. 

Обучение рассказываниюспособствует развитию мышления, установлению причинно – следственных связей и воспитанию чувств.

Какие же требования предъявляются к качеству любого рассказа детей?

Во – первых, рассказ должен быть связным и понятным слушателям

Во – вторых, рассказ, особенно у детей старшей группы, должен быть коротким. Важна лаконичная передача наиболее характерного и важного.

В – третьих, рассказ должен быть самостоятельным, в полном смысле монологом, т. е. не прерываться.

Какими же методами можно обучать рассказыванию детей?

1. Образец рассказа – краткое, живое описание, доступное для заимствования детьми по содержанию и по форме. Для лучшего использования образца рассказа детьми в нём лучше использовать короткие предложения. Образец рассказа более других приёмов облегчает процесс обучения, так как детям показывается результат, которого они должны достичь.

Чтобы грамотно составить рассказ – образец, педагог должен в первую очередь, учитывать речевую задачу, которую он ставит перед детьми. Объём рассказа – образца, его содержание и сюжет, словарный запас, стиль повествования определяются речевой задачей.

Образец рассказа применяют на первых ступенях обучения или в качестве помощи детям, слабо владеющих связной речью.

Образец рассказа вслед за педагогом могут повторить 1-2 ребёнка, однако не следует требовать дословного повторения образца, наоборот, нужно поощрять элементы самостоятельности. На первых порах образец лучше сопровождать его разбором или планом.

2. План рассказа – это 2-3 основных вопроса (пункта, определяющих содержание и последовательность изложения. На первых занятиях в группе детей 5 лет можно не прерывать речь детей ребёнка в случае отступления от плана. Постепенно нужно указывать на непоследовательность рассказа, привлекать группу к дополнению.

Детей 6 лет нужно приучать прислушиваться к плану и следовать ему.

Образец рассказа – самый лёгкий приём обучения, план рассказа – более трудный. Этот приём используется в большинстве занятий по рассказыванию.

Чтобы облегчить детям составление рассказов по плану, рекомендуется коллективный разбор плана.

Рекомендуется использовать картинные планы для составления некоторых видов рассказов, например, о природе, использовать наглядные планы в виде«опорных сигналов» - схематичных изображений, которыми педагог иллюстрирует каждый пункт плана. Такая опора на наглядность облегчает детям задачу последовательного изложения текста, что особенно важно для детей с нарушенными вниманием и памятью, которых в речевых группах бывает большинство.

При составлении рассказов по серии сюжетных картин роль наглядного плана выполняют сами картинки.

3. Коллективное составление рассказа – своеобразный приём, используемый на первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Педагог и дети выслушивают отдельные ответы, обсуждают, какие из них удачнее, соединяют в целое повествование. Затем педагог повторяет весь рассказ, после чего рассказ повторяется детьми. Преимущество этогоприёма в том, что активны все дети.

 4. Оценка – тоже обучающий приём. Смысл её применения в том, чтобы дети подражали тому рассказу, который похвалили педагог. Поэтому надо оценивать каждый рассказ, а не давать оценку в конце занятия. Непременно надо во всех рассказах выделить что – то ценное, отметить достоинства: словарь, сила голоса, поза и др.

В группе 6-летних детей можно привлечь их самих к оценке рассказов.

Согласно основному принципу дидактики – от простого к сложному – обучение рассказыванию начинается с наиболее простых и понятных детям видов рассказов, затем идёт постепенное усложнение: уменьшение наглядности. повышение самостоятельности.

муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад №4 г. Калининграда

                                                           Подготовила воспитатель

Ермолова Екатерина Владимировна


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4.

Описание опыта  работы

«Развитие математических способностей и элементов логического мышления детей старшего дошкольного возраста через авторские игры математического содержания »

                                                                                                        Воспитатель:

                                                                                                                            Ермолова Е.В.

                                                    г. Калининград                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                       2014

                                      

                                      Актуальность работы.

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

    Ребенок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой".

В то же время ребенок с развитым математическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Закономерен ли такой подход к отбору детей для обучения? Да, закономерен, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Математическое мышление – это не природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).

Для того, чтобы обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям нужно как можно чаще использовать в работе познавательные и развивающие игры, дидактические пособия, занимательные упражнения. Роль занимательного математического материала должна определяться с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания. Нужно  стараться активизировать умственную деятельность у детей, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.

Организатором и руководителем процесса воспитания и обучения является воспитатель. Нынешнее время требует от нас пересмотра содержания и форм работы с детьми, творческих усилий, поиска новых подходов к каждому ребенку с учетом его уровня развития, особенностей нервной системы и способностей к усвоению знаний, активного использования научных достижений в области педагогики и психологии.

Методическая литература предлагает разнообразные современные направления, такие как, математическое моделирование, использование логических блоков, цветных чисел.

Для  реализации задач развития математических способностей детей средствами занимательного математического материала, старалась организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Особую роль уделяла дидактическим играм, использование которых в качестве учебного материала позволяет учить детей сравнивать предметы, сопоставлять их, выделять общее, производить простейшую классификацию, а также решать другие учебные задачи в игровой форме. Детям нравятся занятия с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, развивающих игр: "Сложи узор", «Сложи фигуру»", квадрат Воскобовича, "Кубики для всех", "Танграм", "Волшебный круг", различных головоломок, лабиринтов. При выборе дидактического материала, игр, пособий для занятий нужно учитывать особенности разноуровнего развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребенка.

В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.

Развивающая направленность игровых занятий с детьми предполагает освоение содержания в условиях творческой познавательной деятельности, базирующейся на детской самостоятельности.

Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом.

Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное — освоению способов познания. У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «как?» В исключительных случаях допускается использование педагогом элементов объяснения, показа как приема обучения. В основном же познание ребенком многообразия математических отношений объектов осуществляется самостоятельно через восприятие и осмысление их в обыденной практической деятельности, через осваиваемые им игры, игровые упражнения.

Изучив материал и разработки ведущих педагогов – Михайловой З.А., Непомнящей Р.Л., Комаровой  Л.Д по развитию логики, определила тему по самообразованию «Авторские игры математического содержания – средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста».

Цель:

  • Развитие элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

       

             Задачи:                                                                         

Образовательные

  • Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.
  • Учить способам практической деятельности в области математики.

Развивающие

  • Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;
  • Развивать творческие способности детей.

Воспитательные

  • формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Новизна темы:

        Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития. А также, учитывая индивидуальные особенности детей, и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Ожидаемый результат:

  • Положительная динамика мониторинга формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  •  Формирование операций логического мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование)
  •  Формирование представлений о математических понятиях: схемах, знаках, алгоритмах, кодировании, декодировании информации, кодирование со знаком отрицания и т. д.
  • Получение математических знаний о пропорции, симметрии;
  •  Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое
  •  Формирование конструкторских умений и навыков у детей

 Развитие одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности

                                             

                                     Основная  часть.

В  процессе организации деятельности, направленной на реализацию задач

 математического развития, была изучена мною методическая литература таких  

авторов как, Михайловой З.А., Волчковой Н.В., Комаровой, Носовой Е.А., Непомнящей Р.Л., а так же периодическая печать. Для того чтобы обеспечить активность детей в математическом развитии, использовала систему авторских игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.

      Для результативного проведения этих игр определила следующие этапы:

1 .Оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.

2.Осуществлять грамотное педагогическое руководство развивающими играми в соответствии с этапами их освоения.

3.Использовать различные виды развивающих игр (авторские, настольно-печатные, с использованием предметов, пособий, словесные).

4.Обеспечить взаимосвязь учебной, совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

5.В процессе совместной игровой деятельности формировать у детей игровые умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, поощрять проявление инициативы.

                          Основные принципы реализации.

  • Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);
  • Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
  • Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
  • Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
  • Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
  • Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

Знакомство с играми  проводила в процессе НОД, использовала игру как часть НОД,и в совместной деятельности  

Задачи,  поставленные  игрой,  требуют  сосредоточения  внимания,  активной деятельности анализаторов,  процессов различения,  сравнения,  обобщения.

В процессе дидактической игры  разнообразные умственные процессы  активизируются  и  принимают  произвольный характер.  Чтобы дети  понимали и  принимали  замысел  игры,  усваивали  игровые действия  и правила,  старалась давать четкие  указания,  объяснения.  Направляла игру  репликами,  вопросами,  незаметно  поддерживала инициативу  детей,  усилия более слабых  и поощряла их успехи,  создавала условия  для проявления самостоятельности.  

Палочки Кюизенера  вначале использовала  как игровой  материал.  Дети  играли с  ними,  как с  обыкновенными  палочками,  создавали различные конструкции.   Блоки Дьенеша привлекали внимание детей,  прежде всего,  своими качественными  признаками: цветом, формой,  размером, толщиной.  Дети  сразу  же  выделяли их самостоятельно: группировали по этим признакам, выстраивали разнообразные структуры,  но чаще художественные  композиции: узоры, дома, постройки, животных  и т.п.

В своей работе при подборе материала, старалась учитывать возрастные особенности детей.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение) дети овладевают различными мыслительными умениями. К их числу относятся умение анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования, а так же логические операции «не», «и», «или». Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии  сначала осваивать умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать  предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем (цвету, форме, размеру и толщине).

Игры  с палочками  Кюизенера проводятся так же в системе, они  служат  для выработки  навыков счета,  измерения,  вычислений,  выполнение  разнообразных  практических  действий. Использование чисел в цвете  позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек поможет детям освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).

Характером математического материала определяется его назначение: развивать у детей общие умственные, логические и математические способности. Понимая, какое значение имеет развитие логико-математическое мышление у детей дошкольного возраста, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи. Используя в играх геометрический материал, у детей развиваются не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительная память.

В  работе над  развитием  мышления  у старших  дошкольников  принимали  активное участие родители.  Они были  не менее  заинтересованы, принимали  участие  в  изготовлении авторских  игр  и дидактических пособий;  присутствовали  на родительских  собраниях;  получали индивидуальные  консультации.  

Заключение

        Проект предлагает систему работы с детьми внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

        Новизна проекта заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр. В котором, раскрывается роль педагога на каждом этапе, чётко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

        Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности. Работы известных представителей дошкольной педагогики, использование современной научной литературы помогли осуществить данную работу, предоставили возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.

Литература:

  1. «Логика и математика для дошкольников». Е.А. Носова, Г.Л. Непомнящая.
  2. «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е.Н. Панова.
  3. «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б.П. Никитин.
  4. «Дидактические игры в детском саду». А.И. Сорокина.
  5. «Давайте поиграем». А.А. Столяр.
  6. «Игровые задачи для дошкольников». З.А. Михайлова.
  7. «Методика обучения математике в детском саду». Е.И. Щербакова.
  8. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З.А. Михайлова.
  9. .

Список  литературы:

  1. Комарова  Л.Д.  Как  работать с палочками  Кюизенера?  Игры  и упражнения  по  обучению  математике  детей 5-7  лет. – М.:  Издательство  ГНОМ  и  Д,  2006.
  2. Михайлова З.А.,  Непомнящая Р.Л.  Математика  до школы:  Пособие  для воспитателей  детских садов и родителей. – СПб.:  «Детство-пресс»,  2006.
  3. Носова  Е.А.,  Непомнящая  Р.Л.  Логика  и математика  для дошкольников.  2-е  издание,  исправленное  и дополненное. – СПб.:  «Детство-Пресс»,  2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар по преемственности с дошкольными учреждениями "Федеральные Государственные Требования к реализации новой общеобразовательной программы «От рождения до школы» (презентация), Занятие с будущими первоклассниками по УМК "Предшкола нового поколения"

Семинар для воспитателей Федеральные Государственные Требования к реализации новой общеобразовательной программы «От рождения до школы».Занятие с будущими первоклассниками по УМК "Предшкола нового пок...

Презентации,занятия ,программы

Педагогические разработки,совместная деятельность родителей и педпгогов...

Презентация занятия по конструированию из металлического конструктора "Самокат для смешариков" + конспект занятия + самоанализ занятия

Фотоотчёт открытого занятия по конструированию из металлического конструктора + конспект занятия + самоанализ занятия...

Конспект занятия по развитию речи. старшая логопедическая группа. тема: «Зима». (презентация занятия)

Конспект занятия по развитию речи. старшая логопедическая группа. тема: «Зима»....

Конспект занятия Осьминожки. Презентация занятия.

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия  "Осьминожки" для подготовительной группы детского сада...

Презентация с диагностикой. Презентация занятий с детьми.

quot;Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности". Содержание и методика формирования представлений о форме в средней и подготовительной к школе г...