Игры, помогающие дошкольникам ориентироваться во времени
консультация по математике на тему

Заварова Ольга Николаевна

Ознакомление детей со временем, поэтапное, начиная со среднего дошкольного возраста, через игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_orientirovku_vo_vremeni.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для родителей

Игры, помогающие дошкольникам ориентироваться во времени

Время: сутки, неделя, месяц, год.

Как известно, окружающий мир существует во времени и пространстве. Все жизненно важные процессы протекают за определенные промежутки времени. Мы воспринимаем время, соотнося его с определенными этапами и явлениями собственной жизни. Дети также воспринимают время опосредованно, умение различать временные промежутки формируется у них на основе личного опыта, выделения из обыденности постоянно повторяющихся явлений.

Система измерения времени построена так, что каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит частью последующей. Поэтому ознакомление детей со временем тоже требует определенной последовательности.

В младшем дошкольном возрасте у детей уже сформировано представление о таких промежутках времени, как утро, день, вечер, ночь. Поэтому имеет смысл уточнить и закрепить знания детей о частях суток, умение определять и называть их. Детей среднего дошкольного возраста можно познакомить с чередованием суток и понятиями вчера, сегодня, завтра. Старших дошкольников уместно познакомить с календарем, днями недели, месяцами, годом. В этом вам помогут следующие игры.

Игры с цветными картинками.

Из серии цветных картинок, изображающих события повседневной жизни, выберите поэтапно те, которые относятся к утру, дню, вечеру и ночи (дети утром идут в школу, днем гуляют на улице, вечером смотрят в окно на зажигающиеся фонари, ночью ложатся спать и т. п.).

Составь рассказ.

Предложите ребенку составить небольшой рассказ о том, что он делает в разное время суток. Запишите его и попросите проиллюстрировать рисунками. Составьте, таким образом, мини-книжечку, автором которой будет ваш ребенок.

Игры с карточками.

Изготовьте из цветной бумаги вместе с ребенком четыре цветные карточки, символизирующие разное время суток.

Первая карточка символизирует утро: на голубом фоне внизу – половинка поднимающегося солнца с расходящимися лучами. Вторая карточка – день: на ярко-синем фоне в верхней части листа – ярко-желтое солнце. На третьей карточке – вечер: на сером фоне – оранжевый круг солнца без лучей. На четвертой карточке – ночь: на черном фоне – желтый месяц и белые звезды.

Описывая типичные ситуации, задайте ребенку вопрос: «Когда это бывает?». Пусть он ответит, выбрав соответствующую карточку.

Потренируйте его располагать карточки и цветные картинки в их последовательности.

Сутки.

Когда ваш малыш четко усвоит названия частей суток, познакомьте его с самим понятием сутки. Слово сутки станет обобщающим названием для последовательности: утро, вечер, день, ночь. Необходимо пояснить, что сутки – это отрезок времени длиной в 24 часа, начинающийся и заканчивающийся в одно и то же время. То есть сутками называют последовательность времен суток, начиная с их любой части и заканчивая такой же частью. Это может быть последовательность: вечер, ночь, утро, день – до вечера; ночь, утро, день, вечер – до ночи и т. п. Разложите в необходимом порядке картинки с изображением времен суток, представив разные варианты суток.

Вчера, сегодня, завтра.

Объясняем значение слов вчера, сегодня, завтра. Чтобы закрепить значение этих слов, нужно ориентироваться на какое-либо значимое и яркое событие.

Возьмите билеты в цирк или кукольный театр и трижды сконцентрируйте внимание ребенка на этих словах: «Завтра мы пойдем в цирк», «Сегодня мы пойдем в цирк», «Вчера мы ходили в цирк».

Неделя. Дни недели.

Ребенка среднего дошкольного возраста знакомим с определением недели. Запоминаем количество дней недели и их названия. Соотнесите дни недели с определенными событиями: в понедельник, первый день недели, после отдыха идем в детский сад; вторник, второй день недели, следует за понедельником.

По звучанию его название напоминает числительное второй. Среда, третий день, означает середину рабочей недели, средняя по порядку; четверг – четвертый, пятница – пятый день. Названия созвучны числительным. Пятница – день перед выходными и, наконец, суббота и воскресенье – выходные дни, дни интересного досуга и отдыха. Подарите малышу комплект одежды «неделька» из семи предметов на каждый день с яркими надписями.

Сказка

Расскажите малышу такую сказку: «Жила-была дружная семья. И было в этой семье семеро братьев и сестер. Ведь семья – это семь „я", семеро дружных родственников. Называлась эта семья – Неделя. Самого старшего брата звали Понедельник. Он родился самым первым, был самым взрослым и серьезным, начинал все важные для семьи дела и присматривал за остальными братьями и сестрами. Вторник был чуть помладше брата Понедельника, но всегда во всем помогал ему. Среднюю сестричку звали Среда. Она во всем слушалась старших братьев и заботилась о младших братьях и сестрах. Младшего брата звали Четверг, он появился на свет четвертым и был веселым и послушным, за все брался с охотой и все успевал в срок. Младшую сестру, пятую по счету в семье, звали Пятница, она была лучшей подругой и помощницей всем членам большой семьи. И были еще в семье маленькая сестричка Суббота и совсем маленький братик Воскресенье. Поскольку они были совсем крошками, они ничего особенного не делали, а только отдыхали, а все остальные братья и сестры баловали и развлекали их. Эта дружная семья здравствует и по сей день, а мы каждое утро встречаемся с ее знаменитыми братьями и сестрами».

Впоследствии ребенок может вместе с вами или сам сочинять подобные сказки на каждый день.

Знакомство с календарем

Дошкольников старшего возраста поэтапно знакомим с календарем.

Покажите ребенку различные виды календарей, объясните, как ими пользоваться. Используйте в дальнейшем отрывной календарь, дающий наглядное представление об уходящих днях, неделях, месяцах.

Коробка-календарь

В течение года вы можете проводить наблюдения за отрывным календарем. Изготовьте картонную коробку, в которой будет 18 ячеек, по размеру календарных листков (три ряда по 6 ячеек).

Наблюдения за календарем начните с 1 января. В ячейки нижнего ряда последовательно складывают листки с днями недели – по 7 в каждую. Одна ячейка нижнего ряда символизирует неделю. Когда месяц закончится, пересчитайте количество недель и общее количество дней и положите их в первую верхнюю ячейку верхнего ряда. 12 ячеек верхнего ряда будут символизировать 12 месяцев года.

Глядя на количество пустых и заполненных ячеек, ребенку легко сказать, сколько недель в этом месяце, сколько месяцев года прошло и сколько осталось, сколько месяцев в году вообще. Можно посчитать, сколько дней месяца прошло и сколько дней было в прошедшем месяце.

С отрывными листками календаря можно организовать и такие игры.

Пары

Выберите из стопки календарных листков по паре каждого дня недели (2 понедельника, 2 вторника и т. д.)

Пятерки

Выберите из стопки пять вторников, пятниц или других дней недели (число и месяц значения не имеют).

Какой день сегодня?

Найдите сегодняшнее число среди других листков.

Времена года

Прочитайте вместе с вашим ребенком сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Научите его разделять месяцы соответственно временам года: три зимних, три весенних, три летних и три осенних.

Предложите ребенку четыре разные цветные картинки с изображением зимы, весны, лета и осени. Пусть он разложит листки календаря по три стопки на каждую картинку.

Называйте малышу месяцы не по порядку. Пусть он выбирает и поднимает картинку, изображающую время года, к которому относится месяц.

Неделька

Соберите календарную неделю из разрозненных листов.

Желаем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить Незнайку ориентироваться во времени. Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ (Системный лифт) в средней группе.

Как научить Незнайку ориентироваться во времени.Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ (Системный лифт) в средней группе. Цель:  Расширить знания детей об измерен...

Как научить ребенка ориентироваться во времени

Помощь родителям в обучении детей ориентироваться во времениПомощь родителям во взаимоотношениях с детьми...

Как научить ребёнка ориентироваться по времени

Консультация для родителей "Как научиться ориентироваться по времени...

Игры и упражнения, помогающие дошкольникам освоить работу ножницами.

Консультация раскрывает пользу аппликации для развития ребенка, предлагает некоторые игры для освоения работы ножницами....

Конспект НОД в средней группе по ОО "Познание"(математика) "Как научить Буратино ориентироваться во времени"

Цель:расширить знания детей об измерении времени по часам, по временам года. Формировать временные понятия: сутки, части суток: утро, день, вечер, ночь. Развивать пространственно – временные пре...

Игры, помогающие развивать у дошкольников мелкую моторику.

Пальчиковые игры - это хорошие помошники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию....