Проект "Мир геометрических фигур".
проект по математике (младшая группа) на тему

Глазунова Марина Викторовна

В силу своих возрастных особенностей у детей младшего дошкольного возраста недостаточно сформировано математическое развитие (знание геометрических фигур, умение сравнивать их и располагать в убывающем порядке, находить их в предметах окружающей обстановки).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_geometricheskie_figury.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: "Мир геометрических фигур"

Возраст: Вторая младшая группа.

Проблема: В силу своих возрастных особенностей у детей младшего дошкольного возраста недостаточно сформировано математическое развитие (знание геометрических фигур, умение сравнивать их и располагать в убывающем порядке, находить их в предметах окружающей обстановки).

Актуальность проекта: Математическое развитие младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребёнка, его познавательных интересов и любознательности. Формирование математического развития один из важнейших разделов программы. Применять приобретённые знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности - рисовании, лепке, аппликации, конструировании и т.д. Поэтому работа по математическому развитию начинается ещё в раннем возрасте, с сенсорного воспитания и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста.

Цель проекта: Формировать у детей младшего дошкольного возраста знания геометрических фигур.

Задачи проекта:

- Формировать умения у воспитанников раскладывать фигуры по порядку убывания: большой, поменьше, маленький;

- Закреплять умение различать и называть фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

- Совершенствовать умения детей: сравнивать две фигуры по цвету и форме, подбирая по фигуре;

- Распознавать геометрические фигуры и находить их в предметах окружающей обстановки.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

 Участники: воспитатели, дети второй младшей группы, родители, младший воспитатель.

 Срок реализации: три месяца 09.01.2018 - 02.04.2018

Планируемый результат: расширение знаний детей о геометрических фигурах; обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал и т. д. »; развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности; принятие активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости.

 Проект состоит из трех этапов.

 Первый этап - подготовительный.

Подготовительный этап:

 1. Постановка цели и задач проекта.

 2. Беседы с детьми, для выявления знаний о геометрических фигурах.

 3. Подготовка стихотворений, загадок, игр, иллюстративного материала, с использованием геометрических фигур.

 4. Подготовка необходимого оборудования.

 5. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителями по проекту.

 Второй этап основной, на котором были организованны различные виды детской деятельности:

 Это - двигательная деятельность:

 1. Подвижная игра «Мы идём по кругу», «Мой весёлый, звонкий мяч», «Хоровод».

2. Комплекс утренней гимнастики «Солнышко».

 3. Физминутка «Строим дом».

Познавательно-коммуникативная

 1.  Проведение НОД по познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности «Знакомство с фигурами и их свойствами».

 2. Беседы по теме: «На какую фигуру похож предмет».

 3. Чтение и разучивание с детьми стихов о геометрических фигурах.

 4. Рассматривание иллюстраций с изображением геометрических фигур.

 5. Дидактическая игра «Волшебные круги», «Найди спрятанную фигуру», "Чего не стало".

 Продуктивная деятельность:

 1. Лепка «Домики».

 2. Рисование красками  «Узор на рождественском сапожке».

 3. Конструирование «Лодочка».

4. Аппликация "Волшебный квадрат".

Самостоятельная деятельность:

 1. Сюжетные игры «Накроем на стол», «Строим дом Зайчику».

 2. Дидактические игры «Найди одинаковую фигуру», «Лото», дидактические упражнения с блоками Дьенеша, палочками Кьюзерена.

 3. Дидактическое пособие «Занимательные фигурки».

 4. Игры со строительным материалом – постройка корабля, моста.

 Исследовательская деятельность:

 1. Наблюдение за работой младшего воспитателя (сервировка стола)..

 2. Игры детей в центре математического развития "Сложи квадрат", "Составление геометрических фигур", "Квадрат Воскобовича".

  3. "Прокати шарик в ворота".

Работа с родителями:

 1. Консультация для родителей "Математическое развитие младшего дошкольного возраста".

 2. Оказание помощи в пополнении групповой библиотеки.

3.Изготовление занимательного материала для детей из геометрических фигур.

4. Участие в выставке "Парад геометрических фигур".

 На заключительном этапе:

 1. Подведение итогов проекта.

 2. Выставка  работ "Парад геометрических фигур".

 3. Презентация проекта.

НОД  «Знакомство с квадратом»

Тема: «Квадрат»

Цель:

Развитие элементарных математических представлений у детей, познакомить с фигурой квадрат.

Задачи:

Обучающие:

-Упражнять в обследование фигур осязательно – двигательным способом;

-Совершенствовать комбинаторские способности детей.

-Закрепить знание основных цветов.

Развивающие:

-Развивать умение детей различать и правильно называть круг и квадрат.

Воспитательные:

-Воспитывать желание помогать друг другу.

Методы и приемы: Игровой, знакомство с квадратом, игра «Домики», физкультминутка,  итог.

Демонстрационный материал:

Круг, квадрат,  2 домика из бумаги с изображением на одном круга на втором квадрата.

Раздаточный материал: Круг и квадрат, по 2 домика с изображением на одном круга на другом квадрата, блоки Дьенеша (круг, квадрат, треугольник)  на каждого ребенка.

Предварительная работа:

Дидактическая игра «Сложи узор».

Цель: закрепление знаний о круге.

Чтение сказки «Колобок».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я сегодня расскажу вам историю, а вы внимательно слушайте и смотрите, что я буду вам показывать.

-Жил-был круг. Пошел он погулять, катится, катится по дорожке. Вдруг видит, идет ему навстречу кто-то странный, на него непохожий.

-«Кто ты? » - удивился круг.

-«Я квадрат, а ты кто? ».

-«Я круг. Давай вместе покатимся по дорожке».

-Попробовал квадрат катиться, а не может. Удивился круг, стал рассматривать квадрат и увидел, что у квадрата вот какие 4 стороны и есть 4 угла – вот они.(Воспитатель показывает).

-«А, я понял, почему ты не можешь катиться», - засмеялся круг.

-А вы, ребята, как думаете, что мешает квадрату катиться? (Ответы детей.)

 Игра «Домики».

-Подружились круг и квадрат, и пошли вместе гулять. Гуляли они, гуляли и заблудились.

-Ребята, помогите им найти свои домики. На домиках фигур стоит знак, который поможет узнать, чей это дом.

-Вот и домики фигур.

-Посмотрите внимательно, какие фигуры изображены на домике, и какого цвета. Посмотрите, какого у вас цвета круг и квадрат. Теперь ищите их домики.

-Молодцы, дети, помогли найти кругу и квадрата их домики.

 Физкультминутка:

-Пока помогали найти фигурам домики, мы с вами сами устали.

-Что это?

-Какой формы мяч?

Мы, будем сейчас не девочки и мальчики, а мячики.

-Как скачет мячик?

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

-Теперь мы снова не мячики, а девочки и мальчики.

- Перед вами лежат фигуры: квадрат и круг, можно ли с помощью этих фигур построить домик? (Нет).

- Какая фигура нам нужна, чтобы мы смогли построить домик? (треугольник)

(Воспитатель раздаёт треугольники и дети строят домики).

Итог.

Воспитатель: Ребята, какие фигуры приходили к нам в гости? (Круг, квадрат, треугольник).

- Какого они цвета?

- Что мы строили с помощью этих фигур?

-Эти фигуры похожи друг на друга? Чем они отличаются?

Стишки о геометрических фигурах.

Круг.

Наше солнышко в окошке - золотой круг в вышине.

Круглый мячик здесь лежит, в ручки к вам он поспешит.

Треугольник.

Самолёт летит по небу, треугольное крыло,

На моём велосипеде, треугольное седло.

Есть такой предмет - угольник,

И всё это - ТРЕУГОЛЬНИК.

Квадрат.

Вот четыре стороны и они всегда равны.

А фигура та, ребята, называется квадратом.

Овал.

Наш овал нам сделать просто:

Круг растянем - больше роста.

Нет углов и нет сторон,

Очень вытянутый он.

Прямоугольник.

Как окно прямоугольник, аккуратный, словно школьник.

Он похож на дверь, на книжки, и на ранец у мальчишки.

НОД "Круг и Квадрат".

Цель: закрепить понятия "круг", "квадрат", учить отвечать на вопросы.

Образовательные задачи: 

- продолжать учить детей вести диалог с воспитателем, слушать и понимать задаваемый вопрос;

-  развивать умение детей видеть геометрические фигуры в окружающей обстановке;

- закреплять знания детей о количестве предметов ( один, много, ни одного), закреплять умение различать и называть основные цвета ( красный, синий, желтый, зеленый);

- продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя, упражнять в употреблении существительных в форме множественного числа в родительном падеже.

Развивающие задачи:

- развивать слуховое и зрительное внимание;

- развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность;

- развивать эстетическое восприятие, расширять и активизировать словарь детей.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Оборудование и материалы.

Демонстрационный материал: кукла Катя, геометрические фигуры, 2 коробки.

Раздаточный материал: геометрические фигуры разных цветов на каждого ребенка ( красные, сини, желтые), тарелки цветные ( красные, сини, желтые).

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, кто- то стучится к нам в дверь. Давайте, посмотрим вместе кто к нам пришел.

(Дети открывают дверь, входит кукла Катя).

Катя:. Здравствуйте ребята.

Дети:. Здравствуй.

Воспитатель:. Катенька, ты что плачешь?

Катя: Я шла к вам в гости, и уронила корзину. Все рассыпала, перемешала и не могу разобраться.

Воспитатель: Давайте, ребята, поможем Кате разобрать все игры.

(Катя дает корзину с коробками).

1 игра: "Разложите квадраты по коробкам"

Воспитатель: Ребята, давайте разложим квадраты по коробкам. Большие квадраты в большую коробку, маленькие квадраты в маленькую коробку. Посмотрите, это какой квадрат.

Дети: Большой.

Воспитатель: Куда кладем?

Дети: В большую коробку.

Воспитатель: Это какой квадрат?

Дети: Маленький.

Воспитатель: Куда кладем?

Дети: В маленькую коробку.

Воспитатель: Молодцы ребята! Правильно разложили. Помогли мы Кате разложить квадраты. Сколько квадратов в коробке?

Дети: Много.

Катя: Помогите ребята, пожалуйста, разложить круги по цвету.

Игра. «Разложи по цвету»

У каждого ребенка на столе тарелочка определенного цвета ( синяя, красная, желтая). Дети должны положить из коробки круги своего цвета.

Воспитатель (берет круг и сообщает детям):. Это круг ( обводит рукой). Затем уточняет. Это круг. Что это?

Дети:. Круг.

Воспитатель: Ребята, возьмите круг и обведите круг рукой. А еще ребята Катя принесла разноцветные тарелочки.

Катя: Разложите кружочки по тарелочкам. Какого цвета тарелочка, такого же цвета кружочки нужно на нее положить. В красную тарелочку нужно положить красные кружочки, в синюю — синие, в желтую — желтые.

Дети каждый выполняет самостоятельно, на столе должны остаться зеленые кружочки.

Воспитатель: Алиса, у тебя в тарелочке кружочки, какого цвета?

Алиса: Синего.

Воспитатель: Алёша, у тебя какого цвета кружочки?

Алёша:. Желтые.

Воспитатель: Сколько их?

Дети: Много.

Воспитатель: Посмотрите, на столе остался кружочек. Какого цвета?

Дети: Зеленого.

Воспитатель: Сколько зеленых кружочков осталось на столе?

Дети: Один.

Воспитатель: Отдает зеленый круг Кате. Сколько кругов зеленого цвета осталось?

Дети: Ни одного.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Физминутка. ” Три медведя”

Три медведя шли домой (дети шагают на месте),

Папа был большой, большой( поднять руки над головой),

Мама с ним поменьше ростом —( руки на уровне груди),

А сынок — малютка просто — (присесть),

Очень маленький он был —( присесть),

С погремушками ходил,

Дзинь — дзинь, дзинь — дзинь — (дети имитируют игру с погремушками).

Воспитатель: Ребята, Кате пора идти домой, давайте скажем Кате "до свидания".

Дети: До свидания.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами повторили названия геометрических фигур, какие фигуры приходили к нам в гости? А какого цвета были эти фигуры? А какого цвета были тарелочки? На какие фигуры были похожи тарелочки? А в какие коробки мы раскладывали квадраты?

Конспект занятия для 2 младшей группы «Овал».

Цель: Создание условий для знакомства детей с геометрической фигурой овал.

Задачи: -формировать навыки ориентировки в пространстве;

-закрепить порядковый счет в пределах 4;

-развивать у детей воображение.

Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Материал: Геометрические фигуры – квадрат, круг, треугольник, овал. карточки с цифрами от1 до 4, карточки с изображением овощей от 1 до 4.

Ход:

Воспитатель рассказывает сказку:

- Однажды пошли гулять круг, квадрат, треугольник, прямоугольник (выставляет их на доску). Они увидели большую лужу (выкладывается овал голубого цвета).

-Ой, да она похожа на дыню, - сказал квадрат.

-А в ней что-то видно (выкладывает квадрат на овал). – воскликнул треугольник.

- Да это что-то похоже на круг.

-Солнышка это, - ответил кто-то за спинами друзей.

Фигуры обернулись и увидели (выставляется овал) вот кого.

- Ты кто? Вроде круг, а вроде не совсем похож на его.

-Овал я. А вы кто?

-Я треугольник…

-Как вы думаете, ребята, что рассказал о себе треугольник?

(Дети рассказывают о треугольнике. Аналогично о квадрате, прямоугольнике )

-А я круг у меня нет и углов, ни сторон, зато я могу катиться. А чем ты от меня отличаешься? ( Дети делятся своими наблюдениями.)

-Пошли гулять друзья вместе и пришли к нашему мишке в гости- в огород, стали там в прядки играть. (Выставляется на доску морковь, огурец, помидор, баклажан, перец, свекла.) Каждый спрятался за овощами, форму которых он напоминает.

- Какие овощи похожи на круг?

-Какие овощи похожи на треугольник?

-Какие овощи похожи на овал?

-Какие овощи похожи на прямоугольник?

-Как вы думаете, квадрат нашел похожие на себя овощи?

- Раз негде ему было спрятаться, он стал всех искать.

Физкультминутка.

В огород мы пошли

И морковь нашли.

Наклонились, подняли,

Дальше пошли.

Дети выполняют движение по тексту. Повтор производится 3-4 раза с заменой названия овоща (свекла, капуста и т.д.)

Игра «Расставь по порядку»

-Ребята , а наш мишка собрал урожай и стал укладывать в ящики по порядку, да запутался. Давайте поможем мишке расставить ящики по порядку.

Дети раскладывают перед собой карточки с цифрами по порядку.

-А теперь давайте разложим овощи по ящикам, но раскладывать нужно с учетом стоящих на них цифр.

Дети берут карточки с нарисованными овощами: 1 овощ, 2 овоща и т.д. и раскладывают их под цифрами.

Воспитатель спрашивает :

- Почему ты положил в этот ящик 3 огурца?

-Почему в этом ящике у тебя 1 помидор? И т.д.

Итог занятия:

- Ребята, с какой фигурой мы сегодня познакомились? А кто его друзья? Мы сегодня с вами пойдем на прогулку, и вы мне покажете. Какие на улице есть предметы похожие по форме на овал и на его друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность на тему « Геометрические фигуры при обучении счету и аппликация из геометрических фигур «Бабочка»

Интегрированное занятие в средней группе на тему  « Геометрические фигуры при обучении счету и  аппликация из геометрических фигур «Бабочка» Цель: математика: продолжать...

Конспект итогового занятия по математике в старшей группе Тема: «Играем с Машей и Медведем» Программное содержание: Образовательные: Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о геометрических фигурах. Прод

Конспект итогового занятия по математике в старшей группеТема: «Играем с Машей и Медведем»Программное содержание:Образовательные: Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигур...

"Геометрические фигуры" Закрепляем знание геометрических фигур.

Закрепить знания о геометрических фигурах круг, овал, прямоугольник, квадрат...

Конспект интегрированного занятия в средней группе. « Геометрические фигуры при обучении счету и аппликация из геометрических фигур «Бабочка»

Конспект интегрированного занятия в средней группе. « Геометрические фигуры при обучении счету и аппликация из геометрических фигур «Бабочка»...

Конспект открытого занятия в старшей группе по формированию элементарных представлений о геометрических фигурах. Тема «Геометрические фигуры»

Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах Образовательные:закрепить названия геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник);умение классифицировать фигуры п...