Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников средствами игровых технологий
проект по математике (старшая группа) на тему

Белякова Ольга Вениаминовна

Дошкольное образовательное учреждение , являясь первой ступенью в системе непрерывного образования, выполняет важную роль подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одним из основных предметов в школе является математика...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_.docx44.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование элементарных математических представлений

у старших дошкольников средствами игровых технологий»

Выполнила:  Белякова

Ольга Вениаминовна

Воспитатель

ГБОУ СОШ №10

СП д/с «Золотая рыбка»

г.о. Кинель

2015


Введение

Дошкольное образовательное учреждение, являясь первой ступенью в системе непрерывного образования,  выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одним из основных предметов в школе является математика, которая обладает уникальным развивающим эффектом. Изучение математики способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей большое значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Цель: Формировать у детей элементарные математические представления, прививать детям интерес к знаниям по математике.

Задачи:

  1. Формировать умение различать, выделять, называть множества предметов, чисел.
  2. Закрепить знаний о геометрических фигурах, цвете.
  3. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
  4. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

В результате реализации данного проекта предполагается, что у детей будут сформированы элементарные математические представления, привит интерес к математике, выражающиеся в умении различать, выделять, называть множества предметов, чисел, геометрических фигур, умение ориентироваться в пространстве, а также использование полученных знаний в самостоятельной деятельности детей.

Педагогическая идея проекта основана на том, что игровые технологии - фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игровая деятельность строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса.

Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Концептуальные основы игровой технологии:

  1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
  2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
  3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
  4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Главная цель игровой технологии - создание мотивационной основы для формирования навыков и умений, и её задачи:

  1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
  2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Как любая педагогическая технология, игровая должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Технологическая схема - описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
  2. Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
  3. Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
  4. Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
  5. Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
  6. Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Значение игровой технологии в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

- знания методики игровой деятельности;

- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;

- учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

- выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

- предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий;

- объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

- игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

- организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

- развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

- окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Главный признак педагогической игры в игровой технологии - чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

  1. По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
  2. По характеру педагогического процесса - обучающие, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  3. По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами.
  4. По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие и  т.д.
  5. По игровому оборудованию - настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные,  компьютерные,  режиссёрские и т. д.

Основной  компонент игровой технологии - непосредственное  общение педагога и детей, что: 

- активизирует воспитанников;

- повышает познавательный интерес;

- вызывает эмоциональный подъём;

- способствует развитию творчества;

- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

      Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Данная программа построена на работах Михайловой З.А., Волиной В.А., Жикалкиной  Т. К. разработавших игровые занимательные задачи для дошкольников, Козловой В.А. рассматривающей  дидактические игры по математике для дошкольников. Касаткиной Е.И. писавшей об  игровых технологиях в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения, и других ученых, занимающихся разработкой игровых технологий. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным.

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами. 

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Использование дидактических игр  хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Игры имеют множество познавательных, обучающих функций, например,

  • игры и упражнения, формирующие умение, помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать, сопоставлять их;
  • игры,  которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
  • игры, которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели широко используют дидактические игры.

На подготовительном этапе изучается литература по данной теме и  разрабатывается комплекс дидактических игр, связанных с формированием элементарных математических представлений у детей старшей группы.

Основной этап предполагает проведение дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в течение учебного года, как на занятиях, так и в свободное время.

На заключительном этапе анализируются результаты проведенной работы, и планируется ее усовершенствование и продолжение в подготовительной к школе  группе.


Календарное планирование по проведению дидактических игр,

 направленных на формирование элементарных математических представлений

в старшей группе на 2015-2016 учебный год.*

Сентябрь

1-2 недели

« Перевези урожай» (количество и счет)

3 –4 недели

«Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг) (форма и цвет)

Октябрь

1-2 недели

«Помоги Дим Димычу найти геометрические фигуры» (форма и цвет)

3 –4 недели

«Найди соседей» (количество и счет)

Ноябрь

1-2 недели

«Собери бусы» (количество и счет)

3 –4 недели

«Подбери ключик к замочку» (форма и цвет)

Декабрь

1-2 недели

«Где, чей домик» (ориентировка в пространстве)

3 –4 недели

«Магазин игрушек» (много, один, поровну) (количество и счет)

Январь

1-2 недели

«Найди такого же цвета» (форма и цвет)

3 –4 недели

«Сосчитай и подбери цифру» (количество и счет)

Февраль

1-2 недели

«Передай соседу» (ориентировка в пространстве)

3 –4 недели

«Сделай поровну» (количество и счет)

Март

1-2 недели

«Помоги Маше украсить варежки» (геометрическими фигурами) (форма и цвет)

3 – 4недели

«Где, чей домик»  (ориентировка в пространстве)

Апрель

1-2 недели

«Ежики» (количество и счет)

3 – 4недели

«Сложи из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

Май

1-2 недели

«Найди предмет» (ориентировка в пространстве)

3 – 4недели

«Подбери цифру » (количество и счет)

*в соответствии с рабочей программой педагога ДОУ с учётом ФГОС ДО (старшая группа), составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»


Заключение

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.



Используемая литература:

  1. Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» - Санкт-Петербург, 2002г.
  2. Валяс М.О. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ -   http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac158.htm
  3. Волина В.А. Веселая математика - Москва, 1999г
  4. Жикалкина Т. К. Игровые и занимательные задания по математике - Москва, 1989г
  5. «Играем в числа» - серия пособий
  6. Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. - 2007 - №6
  7. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
  8. Козлова, В.А. Дидактические игры по математике для дошкольников. / В.А. Козлова. - М.: ТЦ Сфера, 1996.
  9. Левина А. Развиваем восприятие, воображение - М.: ОЛМА- ПРЕСС Экслибрис , 2004.
  10. Михайлова З. А.  Игровые занимательные задачи для дошкольников - Москва, 1990г
  11. Мусейнова Т.  Ориентировка в пространстве.
  12. Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников: методическое пособие / Л. А. Пенькова и др. - М.: ТЦ Сфера, 2010. -  (Приложение к журналу "Управление ДОУ"  №7)
  13.  Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Приложение

Дидактическая игра «Перевези урожай»

Цель дидактической игры: Расширение представлений детей о количестве предметов и счете.

Задачи: Учить пересчитывать предметы, называя итоговое число. Закреплять знания цифр, соотносить их с числом предметов.

Методика игры: Ребенку необходимо подобрать к цифре указанное количество предметов.

Дидактическая игра «Найди предмет такого же цвета» 

Цель дидактической игры: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Задачи:  Закреплять знания о геометрических фигурах и цветах.

Методика игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

Дидактическая игра «Сосчитай и подбери цифру»

Цель дидактической игры: Расширение и углубление представлений детей о количестве предметов и счете.

Задачи: Учить пересчитывать предметы, называя итоговое число. Закреплять знания цифр, соотносить их с числом предметов.

Методика игры: Ребенку даются карточки с разным количеством предметов, внизу карточки - цифры и он должен сосчитать и подобрать  нужную цифру.

Дидактическая игра «Подбери цифру»

Цель дидактической игры: Расширение и углубление представлений детей о количестве  и счете.

Задачи:  Упражнять детей в отсчитывании и счете в пределах"10". Учить соотносить количество предметов с цифрой.  Упражнять в знании цифр от"1"до "10". Развивать внимание и мышление.

Методика игры:

Ребенку даются карточки с цифрами и карточки с кружочками, он должен подобрать (т. е сосчитать) на другой карточки кружочки и подобрать правильный вариант. Если ребенок выполнил правильно, то на обратной стороне сложится сюжетная картинка-это самоконтроль, значит ребенок справился с поставленной задачей.



Сводная диагностическая карта

уровня развития элементарных математических представлений

у детей   5-6   лет

_________________ год

Группа №____________________    Воспитатели

Ф.И. ребенка

Форма и цвет

Количество и счёт

Ориентировка в пространстве

Любознательный активный

1

2

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Использование игрового занимательного материала в организации индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников".

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование игрового занимательного материала в организации индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников"....

«Использование современных образовательных технологий при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников»

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих сил...

Мастер - класс "Использование игрового занимательного материала в организации индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников".

Мастер - класс "Использование игрового занимательного материала в организации индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников"....

Творческий отчёт: «Использование игровых приемов и дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников»

Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных игровых приемов и дидактических игр, сделать увлекательным для ребёнка усвоение математики, способствовать развитию у детей вниман...