"Не ошибись"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Шеверова Тамара Антоновна

Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающено мира: форме, цвете, размере, количестве, числе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ne_oshibis.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

«Не ошибись»    по познавательному развитию «Познание» формирование элементарных         математических представлений  в старшей группе «Ромашки»

МБДОУ детский сад №2 «Рябинушка»

Программное содержание.

Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе.

Образовательные задачи.

1.Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.

2.Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, ещё короче, самый короткий (и наоборот).

3.Закреплять представления о знакомых объёмных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина, цвет).

Развивать сосредоточенность.

Воспитательные задачи.

Воспитывать активность, творчество.

Дыхательное упражнение «Подуем на плечо», укреплять у детей мышечно-связочный аппарат стоп и голени.

Игра «Уголки».

Воспитывать интерес и желание участвовать в чувашских играх.

Словарная работа: Больше стало желтых цветов, меньше стало красных цветов. Прибавить еще один красный цветок.

Индивидуальная работа.

Помочь Артему, Валерии В. раскладывать полоски в возрастающем порядке.

Предшествующая работа. Чтение считалок о счете, игра «Чудесный мешочек», рассматривание объемных геометрических фигур.

Дидактический наглядный материал.

Демонстрационный материал.

 Наборное полотно, красные и желтые цветы (по 6 штук), фланелеграф, 6 карандашей (плоскостные изображения) разного цвета и длины, указка,  обруч, заяц-игрушка.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, бабочки и листочки (по 6 штук для каждого ребенка), наборы полосок разного цвета и длины (на каждого ребенка), 3 набора с объемными геометрическими фигурами (шар, куб, цилиндр; каждая фигура представлена в двух размерах).

Методические приемы. Слушание аудиозаписи, сюрпризный момент,  объяснение, уточнение, вопросы, напоминание, сравнение, игровой момент, поощрение, обобщение.

Ход игры.

Звучит спокойная музыка (стук в дверь).

-Кто к нам стучится?

Сюрпризный момент.

 Ребята, подойдите, пожалуйста. Здесь что-то шевелится. Хотите узнать, что или кто это?

Это  зайчик. Заяц дрожит, холодно. Заболеет ведь он, потом к врачу нужно будет. Возьмем его с собой, пусть не заболеет, пусть будет здоровым.

-Хотите показать, зайчику, как вы умеете считать, сравнивать полоски по длине, играть объемными геометрическими фигурами. Да?

-Посади, пожалуйста, Маша зайчика на стульчик, пусть послушает, посмотрит.

  1. часть. Игровое упражнение «Учись считать».

-Нужно расположить на верхней полоске наборного полотна 5 желтых цветов.

-Маша, иди, пожалуйста, и расположи. Обозначь словами: 1,2, 3, 4, 5. Всего пять желтых цветов.

-Сколько Маша поставила? (пять желтых цветов)

 -А теперь выложить столько же красных цветов на нижней полоске.

-Илья, расположи, пожалуйста: 1, 2, 3, 4, 5.

-Сколько красных цветов поставил Илья на нижнюю полоску? Пять красных цветов. Молодцы.

-Что можно сказать о количестве желтых и красных цветов? Поровну, одинаковое количество цветов: 5 желтых и 5 красных цветов.

(Воспитатель добавляет к 5 желтым цветам еще 1 и уточняет свои действия: )

-К пяти желтым цветам я добавила еще один желтый цветок.

Больше или меньше стало желтых цветов?  Больше стало желтых цветов, меньше стало красных цветов.

(Воспитатель определяет количество красных цветов совместно с детьми, умеющими считать в пределах 10.)

-Давайте сосчитаем желтые цветы все вместе: один, два, три, четыре, пять, шесть.

-Всего желтых цветов шесть.

-Как мы получили число шесть?

-Как мы получили шесть красных цветов? (К пяти добавили один.) 

Сколько желтых цветов? (Шесть.)

 Сколько красных цветов? (Пять.) 

Какое число больше: пять или шесть?

Какое число меньше: пять или шесть?

Как сделать так, чтобы желтых и красных цветов стало поровну?»

-Прибавить еще один красный цветок.

-Как мы получили число шесть?

(Дети уравнивают цветы двумя способами и объясняют, какое число получили и каким образом.)

-А зайчик за всеми следит, присматривает за вами. Давайте покажем, как мы умеем работать на карточке!

  1. часть. Аналогичные задания дети выполняют на двухполосных карточках с бабочками и листочками. Способ уравнивания дети выбирают самостоятельно.

-А сейчас, на верхнюю полоску положите 5 листочков, а на нижнюю полоску столько же бабочек.

-Сколько бабочек поставили? Пять.

-Почему пять бабочек? Потому что пять листиков.

-Сделайте, так чтобы листьев стало на один больше, чем бабочек?

Сколько листьев стало? Шесть.

-Сколько листьев прибавили? Один.

А теперь, сделайте так, чтобы листьев и бабочек стало одинаково, поровну?

Как получили, число шесть? К 5 прибавили 1, получился число 6.

-Давйте,  посчитаем все вместе: один, два, три, четыре, пять, шесть.

Игра «Уголки». Молодцы, все активно играли.

  1. Игровое упражнение «Исправь ошибку».

На фланелеграфе в хаотичном порядке расположены разные по цвету и длине карандаши.

    -Что можно сказать о длине карандашей? Разные по длине.

-Сколько всего карандашей? Шесть.

 А сейчас нужно разложить карандаши по порядку, начиная с самого длинного и заканчивая самым коротким?

- Вика, подойти, пожалуйста, разложи начиная с самого длинного: самый длинный, короче, еще короче, еще короче, еще короче, самый короткий.

-Олеся разложит с самого короткого и заканчивая самым длинным: самый короткий, длиннее, еще длиннее, еще длиннее, еще длиннее, самый длинный.

Воспитатель уточняет последовательность действий, просит детей показать длину каждого карандаша (дети используют указку), запомнить их расположение и закрыть глаза. Воспитатель меняет местами 2 карандаша (в дальнейшем можно поменять большее количество карандашей). Дети открывают глаза, исправляют ошибку и обосновывают свои действия. Упражнение повторяется два раза.

Внимательно посмотрите на карандаши, какой карандаш на котором месте стоит. Закрывайте глаза, открывайте и «Не ошибись».

-Что изменилось? Красный карандаш длиннее чем белый, коричневый короче чем белый.

  1. часть. Аналогичные задания дети выполняют  на раздаточном материале.

Дети раскладывают полоски, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной.

-Теперь нужно разложить полоски начиная с самой длиной заканчивая самой короткой. Молодцы, зайчик так наблюдает за вами.

-Сейчас вы разложите полоски начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной.

-Андрей, как разложил полоски? Самая короткая полоска, длиннее, еще длиннее…

Молодцы!

  1. часть. Игровое упражнение «Не ошибись».

 Воспитатель ставит на ковер 3 коробки с объемными геометрическими фигурами. Вместе с детьми рассматривает геометрические фигуры, уточняет названия, цвет и форму, величину. Затем предлагает разложить геометрические фигуры по форме, по величине, по цвету (каждая команда складывает геометрические фигуры в свою коробку).

-Ребята,  у меня объемные геометрические фигуры.

-Это что? Шар, куб, цилиндр.

-Какой шар? Большой, синий.

-Это какой шар? Маленький, желтый.

-Это что? Куб большой красный. Куб маленький синий.

-Это что? Цилиндр большой синий. Маленький цилиндр желтый.

-Быстро делимся на три команды.

-Вика и Даша разложат геометрические фигуры по форме.

-Оля и Ксюша разложат по величине.

-Миша и Матвей разложат по цвету. 

(Игра повторяется 2 раза)

-На сколько групп вы разделили геометрические фигуры? Три.

-По какому признаку вы их разделили? 

По форме, величине, цвету.

Дыхательное упражнение «Подуем на плечо»

     Подуем на плечо.

Подуем на другое.

Нам солнце горячо

Печет дневной порою.

Подуем и на грудь мы,

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака

И остановимся пока.

Потом повторим все опять,

Раз, два, три, четыре, пять.

И.п.: стоя, руки опущены, ноги слегка расставлены.

Повернуть голову влево, сделать губы трубочкой - подуть на плечо. Голова прямо – вдох.

Голову вправо – выдох трубочкой. Голова прямо – вдох.

Отпустить голову, подбородком касаясь груди, сделать спокойный, слегка углубленный выдох. Голова прямо – вдох.

Поднимать лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

-Зайчик всех хвалит. Молодцы ребята.

-Скажите, пожалуйста, чем сегодня занимались? Что больше всего понравился вам?

Научились считать в пределах 6, составили число 6.

Сравнивали 6 полосок по длине: раскладывали начиная с самой длинной заканчивая самой короткой, начиная с  самой короткой  заканчивая  самой длинной.

Объемные геометрические фигуры раскладывали на 3 группы: форме и величине, цвету.

А зайчик вас всех угощает морковкой. Было очень интересно ему.

Спасибо, до свидания, до скорой встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический конкурс для детей старшей группы«Торопись, да не ошибись!»

закрепить умение:соотносить  цифру и количество предметов,составлять и  решать задачи  в одно действие,составлять из частей ...

Конкурс смекалистых "Торопись, да не ошибись" для детей старшей группы

В конспекте подобран занимательный математический материал, вызывающий у ребят большой интерес. Большинство заданий взяты из замечательной книги З.А.Михайловой "Игровые занимательные задачи для дошкол...

Музыкально-дидактическая игра "Не ошибись"

Игра побуждает детей к запоминанию названий детских музыкальных инструментов, закрепляет понятие о том, что без недостающей части предмет нельзя использовать....

Дидактическая игра "Не ошибись!"

Дидактическая задача. Упражнять детей в различении предметов по материалу, закреплять знания о свойствах предметов....

Дидактическая игра "Торопись, да не ошибись"

Развивающая игра на закрепление  знаний состава чисел первого десятка....

передвижки "Позвольте ребёнку ошибаться"

quot;Позвольте ребёнку ошибаться"....

Консультация для родителей "Позвольте ребенку ошибаться"

Консультация для родителей "Позвольте ребенку ошибаться"...