Методическая панорама статья "Математический знайка"
статья по математике (средняя группа) на тему

Кузнецова Татьяна Николаевна

Огромную роль в умственном воспитании детей играет математика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tatyana_nikolaevna_kuznetsova_statya_v_mmts.doc374 КБ

Предварительный просмотр:

Татьяна Николаевна Кузнецова,

  воспитатель,

 МАДОУ «Сказка»

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений по теме «Математический знайка»

«Игра - высшая ступень детского развития».

Фридрих Фребель.

Огромную роль в умственном воспитании детей играет математика. Обучение математике немыслимо без использования занимательных игр, задач, головоломок. Второй год мы участвуем в региональном конкурсе «Математический знайка». Трехгодичный проект состоит из 3 самостоятельных проектов, рассчитанный на три года обучения.

В 2015-16 учебном году в средней группе мы работали с детьми над проектом «Математика - это интересно». В этом учебном году с детьми старшей группы мы активно работаем над проектом «В стране Геометрии». 

В решении проектных задач особое внимание мы уделяем дидактическим играм, которые различаются по обучающим задачам, содержанию, игровым действиям и правилам. Закономерно, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, в игровой форме и для решения проектных задач мы использовали различные упражнения, задания на развитие внимания, воображения и логического мышления. В методическую копилку нашего проекта был подобран разнообразный дидактический материал и развивающие упражнения: «Зарядка для ума», «Логические задачки», «Математические головоломки», «Лабиринты», «Ребусы».

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. С целью развития у детей способности группировать предметы по цвету, величине, осваивать способы измерения с помощью условной мерки, устанавливать равенства и неравенства двух групп предметов мы использовали «Палочки Кюизенера». Для развития логического мышления, конструктивных способностей детей неоценимую помощь оказал универсальный дидактический материал «Блоки Дьенеша», с которым дети с удовольствием работают на протяжении всего проекта. Благодаря блокам Дьенеша дети учатся решать логические задачи, определять свойства геометрических фигур, сравнивать.

Второй год мы осваиваем с детьми универсальный дидактический материал «Дары Фрёбеля», который состоит из 6 «даров».

В дошкольном возрасте у детей начинает формироваться логическое мышление, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Особое внимание в проекте мы уделяем математическим головоломкам, которые способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Собирание из кусочков чего-то целого - очень увлекательный и захватывающий процесс. А если эти кусочки - геометрические фигуры, обладающие определенными свойствами? Тогда это уже не просто игра, а решение задач на распознавание и построение фигур, разбиение их на части, преобразование в новые фигуры. Геометрические конструкторы увлекают, заставляют думать, развивают фантазию, активизируют практические действия и как итог формируют желание реализовывать собственный замысел.

Игры «Танграм», «Гексамино», «Геоконт» -  головоломки, очень полезное занятие для развития смекалки, фантазии,  мышления, воображения, внимания, творческих способностей. Из набора фигур можно построить разные осмысленные схематические фигурки. Дети знакомятся с формой, пропорциями, учатся ассоциировать силуэты с реальными предметами.

Такие головоломки интересны детям, эмоционально захватывают их. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Дидактические игры повышают эффективность педагогического процесса. Игры развивают восприятие формы, способность к выделению основных признаков объекта, глазомер, воображение, зрительно-моторную координацию, мышление, умение работать по правилам, развивают творческие способности. Кроме  того дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, воображения, мышления у детей, оказывают огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая  детей в процессе игры, мы воспитатели, стремимся к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Цель: Формирование  математических представлений, логического мышления детей на основе решения проблемных игровых ситуаций.

Образовательные задачи:

  • Упражнять детей в количественном счёте от 1 до 10 и их последовательном расположении.
  • Закрепить порядковый счет, учить детей определять предметы по порядку, определять пропущенное число, называть числа «соседей»  (последующее и предыдущее  названному).
  • Учить детей решать задачи, способствовать формированию логического мышления, развивать речь детей, умение рассуждать и делать выводы.

Развивающие задачи:

  • Развивать интеллектуальные способности, воображение, логическое мышление, внимание, моторику кисти руки.
  • Развивать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно и совместно с другими детьми.

Воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитывать интерес к математике, умение действовать сообща,  доводить начатое дело до конца, воспитывать культуру общения.

Методические приёмы:

  • наглядный (видео о Смешариках, демонстрационный и наглядный материал);
  • словесный (проблемная ситуация, вопросы, рассуждения, напоминания, поощрение);
  • игровой (сюрпризный момент, игровой сюжет, игровые занимательные задания);
  • практический (выполнение заданий)

Демонстрационный материал:

  • цифры от 1 до 10, кубик с цифрами, видео - материал

Раздаточный материал:

  • карточки с заданием «Найди лишнее», листы с заданием на каждого ребенка «Посчитай количество предметов и обведи цифру», «Расположи правильно»
  • карта «Лабиринт» для работы детей малыми группами

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель:

  • Ребята я предлагаю вам поиграть в интересную игру с мячом, которая называется «Разминка для ума».

Дети располагаются полукругом. Поймавший мяч дает ответ:

  1. Какой сегодня день недели?
  2. Какой был вчера?
  3. Сколько углов у треугольника (три)?
  4. У каких геометрических фигур нет углов (круг, овал)?
  • Ребята, мне пришло смс, нас просят включить телевизор.

Воспитатель включает телевизор, на экране появляется Смешарик  Кар-Карыч, он обращается к детям.

  • Ребята, случилась беда в мой День рождения. Я пригласил своих друзей: Нюшу, Бараша, Кроша, Лосяша, и Ежа, но они по дороге друг с другом поссорились и потерялись. Помогите мне их найти и помирить.
  • Ребята, а как мы сможем им помочь? Ответы детей.
  • Предложений было много, давайте спросим у него.
  • Кар-Карыч, а как мы можем это сделать?

Кар-Карыч озвучивает каждое задание:

  • Чтобы спасти Лосяша, ребята, выполните первое задание. Для этого нужно распределить цифры по порядку, чтобы получился числовой ряд.

Задание №1 «Постройся по порядку». 

  • Ребята, на столе лежат карточки с цифрами от 1 до 10, подойдите и возьмите по одной карточке и постройтесь по порядку.

После выполненного задания на экране появляется Лосяш. Это обозначает, что дети с заданием справились.

  • Спасибо вам, ребята, что спасли моего друга Лосяша, а чтобы спасти Нюшу, для этого надо выполнить второе задание.

Задание №2. «Назови соседей».

  • А поможет нам в этом куб с цифрами на гранях.

Дети по очереди кидают куб, называют цифру на грани куба и «соседей» этого числа. Задание выполняется в кругу.

После выполненного задания на экране появляется Нюша и благодарит детей.  Это обозначает, что дети с заданием справились.

Кар- Карыч дает новое задание детям, которое поможет спасти Кроша.

Задание № 3. Дидактическая игра  «Запомни и назови», «Найди лишнее».

  • Ребята, перед вами разные карточки с картинками. Я предлагаю вам сыграть в игру «Запомни и назови», которая поможет потренировать память. Для этого вы должны найти себе пару с кем будете играть. Один ребенок называет 4 предмета на картинке, второй должен последовательно повторить названия. Кто ошибется, можно повторить слова снова. Одно из четырех слов - лишнее. Вам нужно внимательно посмотреть и определить, что же на карточке из рисунков лишнее и объяснить почему.

Подбор картинок для запоминания был таким, что стало возможным дополнить игру новым заданием «Найди лишнюю картинку», цель которого развивать умение подбирать  обобщающие слова для группы однородных слов и находить один не входящий в эту группу. Ребенок рассматривает свою карточку и по очереди объясняет, что лишнее на карточке и почему. На экране появляется Крош.

  • Спасибо ребята, что спасли меня, и я предлагаю вам сыграть со мной.

Дети вместе с Крошем делают зарядку-физминутку (видео - зарядка под музыку).

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Давайте послушаем задание от Кар- Карыча, которое поможет нам найти Бараша.

Задание № 4 «Посчитай количество предметов и обведи цифру».

  • Перед вами на столе лежат листочки, на которых с одной стороны картинки с предметами, а с другой цифры, вы должны посчитать количество предметов и обвести карандашом соответствующую цифру.
  • Молодцы ребята, и с этим заданием тоже справились. Мы помогли Кар-Карычу найти четырех друзей, осталось найти еще одного друга – Ежа. У нас все получится, если мы выполним следующее задание.

Кар- Карыч просит детей правильно расположить геометрические фигуры.

Задание №5 «Расположи правильно» (ориентирование на листе бумаги).

  • Перед вами альбомные листочки и геометрические фигуры. Нужно положить:
  • в правый верхний угол - треугольник; кружочек - в нижний правый угол; квадрат - в левый нижний угол; прямоугольник- на середину листа.
  • Молодцы, ребята, вы очень дружные и добрые, поэтому вы справились с моим заданием.

Задание №6 «Подружи друзей».

Задание выполняется небольшими группами детей. Воспитатель помогает детям разделиться на 5 групп и выполнить задание Кар- Карыча.

  • Ребята, вы нашли моих друзей, а теперь помогите нам снова стать дружными.  Моим друзьям нужно выйти из лабиринта. Для этого правильно соедините все цифры по порядку. Если вы сделаете правильно, то дорога каждого моего друга приведет ко мне домой.

Дети на листе соединяют последовательно цифры от 1 до 10. Число 10 приводит к домику Кар- Карыча.

После выполнения задания на экране появляется картинка всех Смешариков.

  • Молодцы ребята, вы помогли Кар-Карычу найти всех его друзей и помирить их. Что мы для этого сделали?
  • Ребята, мы совершенно забыли, что у Кар-Карыча сегодня день рождения, как можно его поздравить?

Исполнение поздравительной песни вместе с Смешариками.

Литература:

  1. Жукова Р.А. «Математика». Занятия с детьми. М.: Сфера, 2009г.
  2. Помораева И.А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. М.: Сфера, 2011г.
  3. Помораева И.А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в старшей группе детского сада. М.: Сфера, 2012г.
  4. Фесюкова Л.Б. «300 развивающих игр для детей 4 – 7 лет» М.: Сфера, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария интеллектуальной игры "Почемучки-знайки" для детей старшего дошкольного возраста.

Интеллектуальная игра МАДОУ ЦРР д/с № 24 города Калининграда  для детей старшего дошкольного возраста  «Почемучки - знайки» Ведущий (Самойленко Т.Л., учитель-дефектолог):...

Методическая панорама статья "Создание условий для организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста".

Ребенок по своей сути - исследователь.Он все познает моетодом проб и ошибок. Но ребенку очень трудно найти самостоятельно ответы на все интересующие его вопросы. В проектной деятельности дети учатся н...

Методическая разработка. Интеллектуальная игра "Знайки"

Интеллектуальная игра "Знайки" для воспитанников старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Цель: развитие речи у детей старшего дош...

Конспект методической разработки ООД Познавательная викторина "Умники и Знайки в гостях у Математики"

Занятие проводится в форме познавательной викторины по закреплению элементарных математических представлений...

"Панорама методических кейсов"

Диплом от Управления образованием Адмистрации города Шарыпово за предъявление опыта работы по реализации инновационных педагогических практик в работе с детьми дошкольного возраста в рамках мероприяти...