Главные вкладки

    Творческие находки педагога, Панорама методических идей
    занимательные факты (средняя группа) на тему

    Московкина Татьяна Владимировна

    Панорама методических идей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon panorama_metodicheskih_idey.doc163.5 КБ

    Предварительный просмотр:

      На протяжении 2011 учебного года была продолжена работа по реализации программы «Малыш – крепыш», которая  разработана педагогами Улиной Г.П, Московкиной Т.В., под  руководством Федорцовой Л. Э.Утверждена протоколом пед.совета №3 от 25.02.10 и вынесено решение: утвердить программу «Малыш-крепыш» по работе с детьми из группы риска с туберкулезной Основная цель программы: совершенствовать физкультурно – оздоровительную работу с детьми из группы риска по заболеванию туберкулезом. В детском саду открыта группа для детей с туберкулезной интоксикацией. Группа разновозрастная с 3 до 7 лет. Сложное социально - экономическое положение многих семей, невысокий социально - культурный уровень, неблагоприятные жилищно - бытовые условия, увеличение числа лиц с социально - дезадаптированным поведением - все это в сочетании с такими неблагоприятными биологическими факторами, как изменение иммунологического статуса, сниженная резистентность организма к туберкулезной инфекции, полиморфизм неспецифических острых и хронических заболеваний, экологическое неблагополучие в городе и т.д., ведет к снижению адаптивных возможностей детского организма и росту заболеваний туберкулезом. Открытие этой группы было с целью проведения лечебно - профилактических мероприятий, укрепления здоровья и снижения заболеваемости для ослабленных тубинфицированных детей.

     Задача физического воспитания в ДОУ состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего здоровья и всестороннего физического развития.

    Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. По мнению исследователей именно этот возраст является значимым этапом становления способностей человека – двигательных, творческих, познавательных. В основном программы по физической культуре решают задачи по развитию двигательных способностей, формированию двигательных умений и навыков, но в тоже время появляются инновационные технологии, оздоровительные программы, которые решают задачи по развитию, как двигательных способностей, так и творческих.

    Ослабленному туберкулезной интоксикацией ребенку присущи капризность, подавленность, заторможенность, но он сохраняет свойственному дошкольному возрасту податливость своей психофизической организации всякого рода воздействия. Наша программа подразумевает реализацию новых подходов и технологий, направленных на улучшение качества жизни и состояние здоровья детей. В ней учитывается главное условие планирования – дополнить, а не дублировать или подменять. Все это позволило создать в ДОУ реально действующую модель оздоровительной работы и неукоснительно выполнять гуманный принцип медицины и педагогики «Не навреди!»

    В программе «Малыш- крепыш» в направлении физическое развитие, соединены две технологии. Основная О.М,Литвинова «Физкультурные занятия в детском саду» и порциональная «Са- Фи -Дансе» в детском саду».

    Основная программа направлена на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, в ней предусмотрены различные варианты организации физкультурных занятий:

    На I недели – сюжетные занятия;

    На II недели – традиционная структура занятия;

    На III недели – занятия с элементами аэробики;

    На IV недели – занятие строится на эстафетах, соревнованиях, играх (игровое).

    Специфика сюжетных занятий (по профессиям; по сказкам), заключается в том, что в них включаются разнообразные физические упражнения, ограниченно – сочетаемые с сюжетом. Например, «Путешествие в лес на автобусе», «Курочка с цыплятками» - в младшем возрасте или «Волшебная палочка», «Пожарные на учениях» - старшем возрасте.

    Занятия построены на основе традиционной структуры, имеющей 3 части.

    В подготовительной части используется различные виды ходьбы, строевые упражнения на ориентировку в пространстве, разминочный бег.

    В основной части: Общеразвивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры с описанием правил игр. Заключительная часть занятия обычно используется для восстановления функций организма после нагрузки. Так же в заключительную часть, предложено использовать более продуктивно и дополнительно ввели в структуру занятия оздоровительные мероприятия, которые проводятся понедельно:

    На I неделе – в заключительную часть включены упражнения для профилактики плоскостопия (приложение №1). Дети снимают носочки, в которых занимаются, выполняют в течение 2 – 3 минут, собирание платочков пальчиками стоп, укрепляя таким образом мышцы стоп.

    На II неделе в заключительной части –

    - стрейчинг (игровой стрейчинг) дети выполняют комплекс упражнений, направленных на увеличение подвижности суставов, пассивное растягивание связок, при этом поза удерживается за счет других мышечных групп, что помогает формированию и закреплению правильной осанки; статистические позы удерживаются в течение 8 – 10 секунд, при этом максимально сводятся лопатки, разворачиваются плечи (приложение №2).

    - на III неделе – пальчиковая гимнастика, развивающая мелкую моторику рук (приложение №4).

    - на IV неделе в заключительную часть занятия включены упражнения для профилактики простудных заболеваний и тренировки дыхательной мускулатуры (дети выполняют упражнение «Подуй на снежок» - вдыхают носом воздух, а выдыхают ртом, стараясь струей выдыхаемого воздуха удержать «снежок» в летящем положении как можно дольше; «Прокати шарик по кругу» - дети выдыхаемый воздух направляют на теннисный шарик и прокатывают его по внутреннему кругу обруча, таким образом осуществляется необходимый полный выдох (приложение №4).

    Важнейшим условием результативности обучения является преемственная связь физкультурных занятий. Каждое последующее занятие  строится на основе полученных ранее умений и примерно на 1/3 сложнее предыдущего.

    В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у детей интенсивно формируется двигательные воображения – основа творчества. В технологии О.М Литвиновой « Физкультурные занятия в детском саду» основной упор на двигательную активность детей, а так же творческие способности, нужно ли их развивать?

    Для ответа на этот вопрос было проведено педагогическое тестирование воспитателей и специалистов. Целью исследования явилось определение эффективности занятий танцевально – игровой гимнастики как средство развития творческих способностей у детей (приложение №5).

    В результате анкетирования выявлены компоненты творческих способностей, условия их развития, а также определены ведущие виды деятельности дошкольника, в которых эффективно развиваются творческие способности. К ним относятся: игра, музыка, движение (танец).

    В итоге сравнительного анализа программ и педагогических технологий по физическому воспитанию, направленных на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, были выявлены следующие методы, приемы и средства: игровой метод, сюжетно – игровые упражнения, импровизация, подражание, образные сравнения, нетрадиционная атрибутика.

    Среди всех программ особое внимание развитию творческих способностей уделяет программа по танцевально – игровой гимнастике «Са – Фи – Дансе» авторов Е.Г. Сайкиной и Ж..С.Фирилевой – и эта технология была выбрана нами, как  порциональная.

    Основные цели программы:

    - содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально – игровой гимнастики;

    - создание необходимого двигательного режима, положительного психологического контроля (что очень важно для детей с туберкулезной  интоксикацией).

    - укрепление здоровья ребенка, его физического и умственного развития.

    Задачи программы:

    - Укрепление здоровья;

    - Совершенствование психомоторных способностей дошкольников;

    - развитие творческих и созидательных способностей;

    Разделы программы:

    - Игроритмика;

    - Игрогимнастика;

    - Игротанцы;

    - Танцевально – ритмическая гимнастика

    - Игропластика

    - Пальчиковая гимнастика;

    - Игровой самомассаж;

    - Музыкально – подвижная игра;

    - Игры путешествия

    Методика обучения.

    1. Начальный этап знакомство

    2. Углубленное разучивание упражнений;

    3. Закрепление и совершенствование упражнений;

    Принципы построения и проведения занятий.

    1. Принцип соответствия содержания основной программы О.М  Литвиновой  «Физкультурные занятия в детском саду» ипорциональной.

    2. Принцип доступности (учет возрастных особенностей детей).

    3. Принцип систематичности

    4. Принцип целенаправленности

    5. Принцип оптимальности и адресности (разумно сбалансирование величины психофизических нагрузок).

    Для определения эффективности соединения двух технологий и определении влияния на развитие творческих способностей проводилась диагностика показателей физической культуры,  на начало года было проведено тестирование детей по разделам программы (приложение №6) и разработан план мероприятий с учетом образовательных областей в частности: музыка; здоровье; физическая культура.

    Образовательная область - музыка:

    Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

    1. Удовлетворение потребности детей в музыкальном самовыражении.

    2. Развивать умение вслушиваться в музыку, понимать её образное содержание.

    3. Развивать желание и умение слушать музыку, делиться своими впечатлениями.

    4. Совершенствовать умение самостоятельно придумывать движения отражающие содержание музыки. (приложение №7).

    Образовательная область – здоровье.

    Цель: охрана здоровья детей и формирование культуры здоровья через решение следующих задач.

    1. Формирование у воспитанников представлений о здоровом образе жизни.

    2. Создавать атмосферу психологического комфорта и предупреждать утомление.

    3. Развивать умение регулировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами.

    4. Обеспечить возможность удовлетворения биологической потребности ребенка в двигательной активности.

    5. Знакомство с основами техники безопасности и правилами поведения в зале. (приложение №8.)

    Образовательная область – физическая культура.

    1. Формирование у воспитанников положительного отношения к двигательной активности и физическому совершенствованию.

    2. Формировать интерес к ежедневным спортивным занятиям.

    3. Развитие мелкой моторики

    4. Приучать к согласованным совместным действиям в подвижных играх, при выполнении упражнений и двигательных заданий.

    5.Способстововать развитию самостоятельности, творчества, формирование выразительности и грациозности движений.

    6. Содействовать развитию координации, ориентировки в пространстве, чувстве равновесия, ритмичности, глазомера.

    7. Воспитывать личностные качества (активность, самостоятельность, инициативу, творчество, настойчивость, смелость, четкость, взаимопомощь).

    8. Поддерживать стремление к улучшению своих результатов.(приложение №9)

    Достижение детей:

    При повторной диагностике детей были определены показатели двигательных способностей, они дали положительный прирост. Так в тесте скоростно – силовых способностей «прыжок в длину с места»  улучшили свой результат  100% детей, в тесте «бросок в даль» средний прирост составил также 100%, а в тесте для определения координации движений  и статическое равновесие улучшили результат все дети, составил 100%, в  тесте « ловкость» результат составил 93.75 %,один результат остался на прежнем уровне  (приложение №10)

    С целью выявления, уровня фантазии творческой активности ребенка на основании методики М.В.Ильиной было определено, что на конец года результаты повысились (приложение № 11).

    После первого года обучения с включение  элементов программы «Са – Фи – Дансе» у  детей сформировались интегративные качества, знают о назначении отдельных упражнений, умеют выполнять простейшие построения и перестроения. Исполняют ритмические упражнения под музыку. Могут ритмично двигаться в разных направлениях, темпах и передавать хлопками простейший ритмический рисунок. В музыльно – подвижной игре представляют различные образы (зверей, птиц, растений и др.)

    На протяжении второго года занимающиеся знают о назначении отдельных упражнений ритмической гимнастики. Могут передавать характер музыкального произведения в движении ( веселый, грустный лирический, героический),

    Я работаю по этой программе второй год. Благодаря занятиям «Са – Фи – Дансе» дети стали более развиты как физически, так и умственно, улучшились показатели воображения и творческого мышления, эмоциональности, умения импровизировать под музыку. Это заметили и воспитатели и родители: у детей стали более развиты чувства ритма, музыкального слуха. Научились более точно согласовывать движения с музыкой. Дети стали более раскрепощенными, творческими, инициативными, более дружными. Занятия с использованием танцевально – игровой гимнастики не требуют специально оборудованных помещений, а также повышают интерес к физкультурным занятиям и содействуют хорошему самочувствию.

    Применение таких технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения способствует:

     1. Повышению уровня работоспособности организма ребенка.

    2. Сохранению и укреплению здоровья детей посредством чередования разнообразных видов деятельности

    3. Обеспечению дошкольников достаточной двигательной активностью.

    4.Активному творческому экспериментированию.

    5. Повышению интереса детей к овладению двигательными навыками.

    За период 2010- 2011 года по заключению специалистов (фтизиатра) из санаторной группы  было переведено в основные группы   детского сада 14 детей.

    По итогам работы можно сделать вывод: использование в оздоровительной работе средств физического воспитания, закаливания и ряда других средств оздоровления дало свои положительные результаты.

     

     

     Анкетирование воспитателей и специалистов.

    Цель: определение необходимости развития творческих способностей у дошкольников на занятиях по физической культуре.

    Анкета

    1.Считаете ли Вы, что наряду с оздоровительными, воспитательными задачами на фанятиях по физической культуре, нужно решать задачи по развитию творческих способностей.

    Да (обосновать ответ)___________________________________________________________

    Нет (обосновать ответ)__________________________________________________________

    2.Решаете ли Вы задачи по развитию творческих способностей ?

    ДА (каким образом)_____________________________________________________________

    Нет___________________________________________________________________________

    3. Оцените по 5-бальной шкале в зависимости от степени значимости, и укажите наиболее эффективные средства, которые наилучшим образом содействуют развитию творческих способностей дошкольников:

    Игры_________________________________________________________________________

    Сюжетные занятия______________________________________________________________

    Музыка_______________________________________________________________________

    Танец_________________________________________________________________________

    Импровизация_________________________________________________________________

    Другое________________________________________________________________________

    4. Согласны ли Вы с утверждением, что игровой метод является самым эффективным в процессе развития творческих способностей?



    5. Знакомы ли Вы с программой «СА-ФИ-ДАНСЕ»?

    ____________________________________________________________________________


    Результат анкетирования:

    1. 100%-воспитателей и специалистов признают, что необходимо решать ,как оздоровительные задачи так и по развитию творческих способностей.

    2. 100% педагогав также дали утвердительный ответ.

    3. Из средств 79,2% наибольшее значение придают игре, а также и из них 52,8% музыке и танцу, 85,8 % сюжетным занятиям, 79,2%  считают , это импровизация._

    4. 100% признают игровой метод более эффективным.

    5. 39,6% педагогов знакомы с программой «СА-ФИ-ДАНС»

    В анкетировании участвовало 15 педагогов.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческого потенциала педагогов - залог продуктивности методического мастерства

    Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, отвечающий самым с...

    Творческие находки педагога

    Список мераприятий ( для 1 младшей группы) Новый год "Заичья избушка". Действующие лица:ВедущаяДед МорозСнегурочкаСнежинкиЗайкаЛисаПетрушкиПетушкиДетиДети заходят в зал под «Песенку о елочке». Пере...

    Положение о муниципальном конкурсе творческих работ и оригинальных педагогических идей «Методический лэпбук»

    Настоящее Положение о проведении муниципального конкурса творческих работ и оригинальных идей «Методический лэпбук» разработано с целью распространения современных перспективных технологий...

    III Московские методические чтения "Фестиваль методических идей"

    quot;ПОДГОТОВКА ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ЭТЮДОВ К 70-Й ГОДОВЩИНЕ ПОБЕДЫ. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ: ОТ РАССКАЗА ДО ВЫСТУПЛЕНИЯ"...

    Творческие находки педагогов в обучении грамоте

    quot;Чтение через игру" - опыт по обучению чтению с помощью развивающих игр Воскобовича: "Конструктор букв", "Шнур-малыш", "Складушки", "Читайка", "Р...