Математика без принуждения или развитие математических способностей посредством игровой деятельности
занимательные факты по математике (средняя группа) на тему

Назарова Катерина Михайловна

Тема: «Математика без принуждения или развитие математических способностей посредством игровой деятельности»

 

Необходимость реализации ФГОС ДО ставит перед педагогом задачу построить образовательную деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).

Поэтому, несколько лет назад я поставила перед собой задачу: организовать работу по математическому развитию воспитанников в интересной для них форме, развивая их познавательные интересы и познавательные действия в различных видах деятельности и прежде всего на основе игр.

Элементы математических знаний, математические действия содержатся практически во всех событиях повседневной жизни ребенка и дома, и в детском саду, и в любом дру­гом месте. Одевание или раздевание, раскладыва­ние еды по тарелкам, поход за покупками в магазин и игры в песочнице, сбор ягод на дачной грядке, пение, использование считалочек — практически любые действия просто пронизаны математикой.

Довольно часто дети значительно лучше владе­ют основными математическими понятиями, чем по­дозревают взрослые. За их неправильными, с точки зрения взрослых, математическими действиями или разъяснениями часто скрыты своеобразные и чрезвычайно понятные решения. Взрослые способны поддержать (или осложнить) освоение детьми математических понятий. Это во многом зависит от их собственного понимания математики и знания способов овладения ее дей­ствиями.

Таким образом, необходимо создавать ситуации, способствующие содействию детям в приобретении полноценного опыта матема­тических действий, овладению основополагающими математическими компетен­циями, осмыслению мира через математику.

Хочу представить вашему вниманию, как происходит познавательное развитие детей по их интересам с помощью мотивации, организации игровой ситуации на примере сюжетной игры «К нам пришли гости».

Я - ввожу детей в ту или иную игровую ситуацию – организовываю беседу, сообщаю им, что к нам сегодня в гости собираются прийти подружки. (Приход 5 кукол).

Побуждаю вместе придумать сюжет и ввожу правила, способствующие формированию математических и сенсорных представлений – спрашиваю у воспитанников «Чем бы нам заняться с гостями, чтобы не скучно было?

Опираясь на предложения детей - угостить гостей чаем, мы решаем накрыть на стол - поставить каждому чашку, разложить печенье.

Возникла проблемная ситуация – сколько чашек нужно?

Воспитанники с удовольствием готовят стол для кукол. Один ребенок ставит чашки напротив каждой игрушки. И считает, сколько он поставил чашек - четыре. 

Я от имени одной из кукол уточняю: 5 кукол и 4 чашки – сравните, чего больше?

Ответы детей: 5 кукол больше, чем 4 чашки.

Воспитатель: 4 чашки и 5 кукол сравните, что меньше?

Ответы детей: 4 чашки меньше, чем 5 кукол.

Спрашиваю, как сделать так, чтобы и кукол, и чашек стало поровну?

Дети обсуждают два способа уравнивания предметов: путем добавления или убавления одного предмета.

Участвую в игре, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.

Я подвожу детей к пониманию, что не хорошо выгонять одного гостя, как же лучше поступить? Дети предлагают добавить чашку. Снова пересчитывают кукол и чашки и проходят к выводу, что их по 5, поровну.

От имени другой куклы уточняю, каких цветов чашки?

Куклы просят угостить их печеньем, и снова возникает необходимость пересчитать или «приложить» к каждой кукле одно печенье.

Таким образом, в данной игровой ситуации воспитанники закрепляют умение детей считать до 5. Формировать представление о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета и способа сравнения количества предметов путем приложения.

Куклы начинают спорить, какой формы каждой из них досталось печенье – воспитанники закрепляют умение различать круг, квадрат, треугольник.

Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей.

При подготовке к совместной игровой деятельности я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.

Забочусь о том, чтобы в игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

В результате такой игровой деятельности основанной на сочетании сюжетных и дидактических игр у воспитанников 

-формируются умения упорядочивать, обобщать, группировать, классифицировать предметы по признакам;

-закрепляются представления в различении и названий форм, цвета, величины, пространственных отношений;

- происходит развитие познавательных интересов и способностей, воображения, закрепление сенсорных эталонов.

Осуществляется интеграция образовательных областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Бытовые и игровые действия детей (в том числе в образовательных проектах любой направленности и любого содержания) достаточно разнообразны, чтобы найти возможности для решения мате­матических задач, требующих применения чисел, анализа пространства и форм, а также отдельных операций (например, счета, измерения, взвешива­ния). Важен педагогический взгляд на соответству­ющие интеграционные возможности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре для воспитателей.

МБДОУ детский сад комбинированного вида №2 «Рябинка» поселка Мостовского.

Воспитатель Рубцова Катерина Михайловна.

Тема: «Математика без принуждения или развитие математических способностей посредством игровой деятельности»

Необходимость реализации ФГОС ДО ставит перед педагогом задачу построить образовательную деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).

Поэтому, несколько лет назад я поставила перед собой задачу: организовать работу по математическому развитию воспитанников в интересной для них форме, развивая их познавательные интересы и познавательные действия в различных видах деятельности и прежде всего на основе игр.

Элементы математических знаний, математические действия содержатся практически во всех событиях повседневной жизни ребенка и дома, и в детском саду, и в любом другом месте. Одевание или раздевание, раскладывание еды по тарелкам, поход за покупками в магазин и игры в песочнице, сбор ягод на дачной грядке, пение, использование считалочек — практически любые действия просто пронизаны математикой.

Довольно часто дети значительно лучше владеют основными математическими понятиями, чем подозревают взрослые. За их неправильными, с точки зрения взрослых, математическими действиями или разъяснениями часто скрыты своеобразные и чрезвычайно понятные решения. Взрослые способны поддержать (или осложнить) освоение детьми математических понятий. Это во многом зависит от их собственного понимания математики и знания способов овладения ее действиями.

Таким образом, необходимо создавать ситуации, способствующие содействию детям в приобретении полноценного опыта математических действий, овладению основополагающими математическими компетенциями, осмыслению мира через математику.

Хочу представить вашему вниманию, как происходит познавательное развитие детей по их интересам с помощью мотивации, организации игровой ситуации на примере сюжетной игры «К нам пришли гости».

Я - ввожу детей в ту или иную игровую ситуацию – организовываю беседу, сообщаю им, что к нам сегодня в гости собираются прийти подружки. (Приход 5 кукол).

Побуждаю вместе придумать сюжет и ввожу правила, способствующие формированию математических и сенсорных представлений – спрашиваю у воспитанников «Чем бы нам заняться с гостями, чтобы не скучно было?

Опираясь на предложения детей - угостить гостей чаем, мы решаем накрыть на стол - поставить каждому чашку, разложить печенье.

Возникла проблемная ситуация – сколько чашек нужно?

Воспитанники с удовольствием готовят стол для кукол. Один ребенок ставит чашки напротив каждой игрушки. И считает, сколько он поставил чашек - четыре. 

Я от имени одной из кукол уточняю: 5 кукол и 4 чашки – сравните, чего больше?

Ответы детей: 5 кукол больше, чем 4 чашки.

Воспитатель: 4 чашки и 5 кукол сравните, что меньше?

Ответы детей: 4 чашки меньше, чем 5 кукол.

Спрашиваю, как сделать так, чтобы и кукол, и чашек стало поровну?

Дети обсуждают два способа уравнивания предметов: путем добавления или убавления одного предмета.

Участвую в игре, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.

Я подвожу детей к пониманию, что не хорошо выгонять одного гостя, как же лучше поступить? Дети предлагают добавить чашку. Снова пересчитывают кукол и чашки и проходят к выводу, что их по 5, поровну.

От имени другой куклы уточняю, каких цветов чашки?

Куклы просят угостить их печеньем, и снова возникает необходимость пересчитать или «приложить» к каждой кукле одно печенье.

Таким образом, в данной игровой ситуации воспитанники закрепляют умение детей считать до 5. Формировать представление о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета и способа сравнения количества предметов путем приложения.

Куклы начинают спорить, какой формы каждой из них досталось печенье – воспитанники закрепляют умение различать круг, квадрат, треугольник.

Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей.

При подготовке к совместной игровой деятельности я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.

Забочусь о том, чтобы в игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

В результате такой игровой деятельности основанной на сочетании сюжетных и дидактических игр у воспитанников  

-формируются умения упорядочивать, обобщать, группировать, классифицировать предметы по признакам;

-закрепляются представления в различении и названий форм, цвета, величины, пространственных отношений;

- происходит развитие познавательных интересов и способностей, воображения, закрепление сенсорных эталонов.

Осуществляется интеграция образовательных областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Бытовые и игровые действия детей (в том числе в образовательных проектах любой направленности и любого содержания) достаточно разнообразны, чтобы найти возможности для решения математических задач, требующих применения чисел, анализа пространства и форм, а также отдельных операций (например, счета, измерения, взвешивания). Важен педагогический взгляд на соответствующие интеграционные возможности.

Спасибо за внимание.