Методическая разработка
методическая разработка по математике на тему

Воробьева Виктория Александровна

Палочки Кьюзенера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhani1.docx161.44 КБ

Предварительный просмотр:


                                              СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение ________________________________________________ стр. 3



2.Методика работы__________________________________________стр. 6

3.Материалы и оборудование_________________________________стр.7

4.Заключение ______________________________________________ стр. 10

5.Литература ______________________________________________ стр. 11

6.План работы______________________________________________стр.12

7.Приложение _____________________________________________ стр. 16 

7.1 Консультация для родителей « Игры с палочками Х. Кьюзенера»___стр.17

7.2 Конспект занятия « Построим матрешке домик»_________________стр.20

7.3Конспект занятия «Поезда»___________________________________стр.23

7.4Игры и занятия с палочками Х. Кьюзенера______________________стр.27

                                                                             2

                                                   

                                                        Введение

        Данная тема представляет особую актуальность, так как одна из наиболее важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. На своевременном этапе обучения важно научить детей не только считать, измерять, решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение оперировать предметами, знаками и символами. 
        Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школ.
        Основные особенности этого дидактического материала -абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счёту и легко вписываются в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения.
        Эффективное применение палочек возможно в сочетании с другими материалами, например, с логическими блоками Дьенеша, а так же самостоятельно.         Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действие, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, для развития логического мышления.
        Рассмотрев актуальность и важность дидактического материала, а именно, палочек Кюизенера поставила перед собой цель:

1.Развитие логического мышления в процессе игр с нестандартными дидактическими средствами; 

2.Формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое, что позволяет подготовить мышление дошкольника к школьному обучению.

Определила задачи:
1.Развивать способности к поисковой деятельности:

-определение ребёнком задач, исходя из поставленной проблемы;

-выбор материала и способа действий; 

                                                              3

-умение аргументировать свой выбор. 

2.Совершенствовать стиль партнёрских отношений; 

3.Формировать представления о сенсорных понятиях: цвет, размер, форма, величина;

4.Формировать дочисловые математические и количественные представления;

5.Формировать представление о составе числа из единиц и двух меньших;

6.Учить производить математические действия с палочками Кюизенера: сложение, вычитание, деление и умножение;

7.Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. 

        Решая определенные задачи, нужно учитывать, что процесс применения математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои психологические особенности:

-жизнь ребенка - это игра, труд, занятия, поэтому приобретенные знания следует использовать именно в этих видах деятельности. Известно, что использование знаний в разных условиях делает их более значимыми и прочными. Обучение наиболее продуктивно, если оно сочетается с игровой деятельностью. Играя, дети незаметно для себя учатся складывать числа, считать, сравнивать, анализировать, решать логические задачи, ориентироваться в пространстве;

-в работе активизируется у детей слуховые ощущения, зрительные, мышечные, резонаторные и тактильные;

-активизируется процесс мышления, нацеливающий на самостоятельный поиск объекта, на поставленный вопрос или задачу;

-абстрактное мышление у малышей ещё не сформировано, поэтому важен наглядный рабочий материал. Разнообразие пособий, яркость красок увлекают детей, стимулируют активность и желание работать.

 Актуальностью данной работы является использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера как средства формирования элементарных математических представлений. 

Цель: выявить, как палочки Кюизенера влияют на развитие математических представлений.

Объект исследования: математические представления дошкольников.

                                                                  4

Предмет исследования: дидактические палочки Кюизенера как средство развития математических представлений.

Задачи: 

1. Изучить теоретические основы использования палочек Кюизенера.

2. Изучение передового опыта использования палочек Кюизенера.

3. Изучение уровня использования палочек Кюизенера в работе с детьми.

4. Разработать проект в работе с детьми с палочками Кюизенера (перспективный план по всем возрастам).

5. Осуществить опытно-практическую работу с детьми по использованию палочек Кюизенера.

Новизна нашей работы в использовании и разработке целостной системы с использованием палочек Кюизенера.

Гипотеза: изучение теоретической основы позволяет предположить, что у дидактического пособия палочек Кюизенера более широкие возможности, что является эффективным средством в развитии математических способностей детей дошкольного возраста.

                                                                    5

                                                       Методика работы

   Многофункциональность дидактического материала, позволяет не только учить детей математике, но и оказывающий положительное влияние на развитие мелкой моторики, памяти, внимания, усидчивости, наглядно-действенного мышления, фантазии, конструкторских и комбинаторных способностей. При этом палочки Кюизенера можно использовать и как самостоятельный обучающий инструмент, и как дополнительный материал к основной методике раннего развития.

Занятия по методу Кюизенера можно разделить на два этапа:

  • игровой – палочки используются в качестве материала для игр (малыш играет с ними как с самыми обычными кубиками или мозаикой: строит лесенки или выкладывает фигуры). В процессе игры у ребенка развивается зрительное восприятие и мелкая моторика. Комментируя игры малыша взрослые помогают ему познакомиться с цветами и размерами палочек.
  • обучающий – выступают в качестве универсального математического пособия, позволяющего "через руки" (то есть, наглядно) сформировать у ребенка понятие числовой последовательности и состава числа. Выбор упражнений с использованием счетных палочек Кюизенера осуществляется с учетом уровня развития и возможностей детей, а также их интереса к решению тех или иных задач. Например, для детей младшего возраста можно предложить задания в форме игровой мотивации (починить забор, построить лесенку и т.д). Для детей постарше можно выбрать задания в виде соревнований (кто быстрее построит лабиринт, найдет нужное число и т.д.).

Занятия по методике Кюизенера значительно облегчают специальные пособия с яркими рисунками-схемами, предназначенные для разных возрастных категорий детей, которые можно найти в практически в любом магазине, специализирующемся на продаже развивающих игр.

                          Как работать с палочками Кюизенера?

Существует множество вариантов упражнений для работы с палочками. Все задания можно распределить по блокам:

1. Задания на ознакомление с палочками.

  • найди и покажи такую же палочку, как у меня;
  • найди самую длину или короткую палочку;
  • укажи из палочек каких цветов построен дом или дорога.

                                                          6

2. Задания на изучение цвета.

  • построй квадрат из красных палочек, а затем из голубых, какой больше;
  • выложи палочки по схеме: красная, желтая, красная, желтая;
  • положите несколько палочек перед ребенком и через несколько секунд уберите одну, спросив, палочки какого цвета не хватает.

3. Задания на измерение.

  • попросите ребенка найти любую палочку, короче синей, но длиннее желтой;
  • из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая или синяя;
  • с помощью любой палочки измеряйте длину карандаша, книги, ножку стола;
  • с закрытыми глазами найди две одинаковые длинные, а затем и короткие палочки;
  • постройте из палочек дорогу, заведомо пропуская палочки разного размера, и попросите ребенка заполнить пробелы.

4. Задания на построение.

  • попросите ребенка построить предмет, используя шаблон.

палочки кюизенера 2

5. Задания на состав числа.

  • попросите ребенка найти большую палочку равную сумме двух маленьких.

палочки кюизенера 3

6. Логические задания с палочками.

  • расположи палочки так, чтобы белая была между красной и синей, а синяя рядом с черной.

Палочки интересны тем, что играть и продуктивно заниматься с ними смогут дети разного возраста, поэтому у европейских семей такие палочки давно стали лидерами среди развивающих игрушек.

                 

7

                                              Материалы и оборудование

Палочки Кюизенера — комплект разноцветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представления о числе, основы счета, умение измерять предметы. Дошкольники быстрее запоминают состав чисел, понимают сущность арифметических действий.

Дидактический материал разработан бельгийским математиком Х.Кюизенером. В игре дети усваивают такие понятия: между, длиннее, шире, одна из, неодинаковы, одинаковые, увеличить на, каждый и т.д. Набор состоит из 241 палочки.

Состав комплекта палочек Кюизенера

Класс

Цвет палочки

Длинна, см

Количество (шт.)

белых

белый

1

50

красных

красный

2

50

коричневый

4

25

вишневый

8

12

зеленых

светло-зеленый

3

33

темно-зеленый

6

16

синий

9

11

желтых

желтый

5

20

оранжевый

10

10

черных

черный

7

14

 

Палочки сделаны из дерева и является прямоугольным параллелепипедом с поперечным сечением в 1 кв. см. Палочки имеют длину от 1 до 10 см.

В домашних условиях и в детском саду также используют плоский вариант этого пособия, вырезая палочки из плотного картона. Каждая палочка — это число, отображаемое цветом и величиной, т.е.  длиной в сантиметрах. Близкие по цвету, палочки объединяются в «семейство».

К «семейству красных» входят числа, делящиеся на 2, к «семейству зеленых» — кратные 3, к «семейству желтых» — кратные 5.

Существует много различных модификаций набора палочек. Они могут отличаться по цветовой гамме. Но всегда палочки одной длины окрашены в один цвет.

В работе с дошкольниками используют упрощенный вариант набора цветных палочек, состоящий из 144 палочек. В нем 36 белых палочек и по 12 палочек каждого цвета.

Также используется венгерский вариант палочек, состоящий из 119 палочек двенадцати цветов.

8

                   Состав венгерского комплекта «Палочки Кюизенера»

Цвет палочки

Длинна, см

Количество в комплекте

Условное обозначение на рисунках

белая

1

25

1

розовая

2

20

2

голубая

3

16

3

красная

4

12

4

желтая

5

10

5

фиолетовая

6

9

6

черная

7

8

7

бордовая

8

7

8

синяя

9

5

9

оранжевая

10

4

10

зеленая

12

2

коричневая

16

1

Палочки Кюизенера имеют как объемный, так и плоский варианты.

Плоский легко изготовить из разноцветного двустороннего или одностороннего картона разной длины: 2х2 см, 2х4 см, 2х6 см, 2х8 см, 2х10 см, 2х12 см, 2х14 см, 2х16 см, 2х18 см, 2х20 см. Эти цветные палочки очень удобны в работе, поскольку имеют большой размер. Заметим, что на комплекте для выполнения задач отсутствуют обозначения палочек цифрами. Для работы дети соотносят палочки, отбирая необходимые по размеру.

С математического взгляда, палочки — это множество, в которой присутствуют отношения соответствия (одинаковые числа обозначают одинаковые по цвету и длине палочки) и порядка чисел: 1, 2, 3, 4, …

Использование чисел в цвете помогает развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек (полосок) помогает дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания — сенсорные эталоны, эталон цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, соотношение предметов по цвету, ширине, длине, высоте.

От элементарной игры с цветными палочками дети постепенно переходят к пониманию пространственных и количественных характеристик.

                                                                    9

        

Работу с палочками следует начинать с ознакомления детей с ними. Нужно предложить детям поиграть ими, попытаться изложить различные узоры. Постепенно дети могут перейти к созданию сюжетно-ролевой игры с палочками и т.д. Возможно, в процессе этих игр дети самостоятельно сделают некоторые открытия относительно свойств палочек: палочек много, они разного цвета и размера, палочки одинакового цвета одинаковы по длине, если сложить две полочки желтого цвета, получаем такую ​​же длину, как длина оранжевой палочки подобное.

В процессе выполнения заданий детей подводят к пониманию того, что у каждой из палочек есть «свое» постоянное и неизменное число. Вместе с заданиями на формирование представлений о различных параметрах величины можно предлагать детям задания на понимание сущности арифметических действий и на развитие логического мышления. Ниже представлено несколько задач из книги Л.Комаровой «Как работать с палочками Кюизенера» с указанием основной цели.

                                                                 10

                                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для организации более эффективной деятельности по развитию логического мышления мною были использованы в работе цветные палочки Кюизенера. Результаты анализа научно-методической литературы и проводимой мною работы явились основанием для следующих выводов:

1.Использование технологии позволяет решать важные задачи развития творческих способностей дошкольника - это развитие мысли, фантазии,логического мышления;

2.Устанавливает логические связи и закономерности на основе зрительно воспринимаемой информации, формирует у детей представление осенсорном восприятии окружающего мира.

3.С помощью цветных палочек Кюизенера, дети ещё период дочислового обучения не зная и не умея выражать своих действий в математических терминах, получают возможность производить
сложение и вычитание чисел, понять смысл этих операций, «открывать» простые математические соотношения, например, закон неизменности суммы при перестановке слагаемых, наглядно представить состав
числа.

4.Игровая деятельность обеспечивает сочетание интересов детей и педагога. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог же, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, а именно, палочки Кюизера, направляет работу в нужное русло. Цели детей и взрослого совпадают, что и определяетэффективность воспитательно – образовательного процесса. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации приобретаемых задач, становятсядостоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленными самими детьми в процессе деятельности.

5. Палочки Кюизенера актуальной, интересной и нужной как для детей, так и для взрослого, поскольку математические и логические игры детства влияют на дальнейшую учёбу ребёнка в школе, учат его принимать решения и нести ответственность за них, проверяя их на практике. Дети приобретают способность рассуждать, думать и побеждать, поверить в свои силы. Это и есть составляющая работы, главный результат которой - развитие способностей к дальнейшему образованию.

11

                                                  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1Беневольская Т. Цветная алгебра. Журнал «Обруч» № 3, 2001

2Кларина Л.М., Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н.
Разноцветные полоски. Играем в детском саду, дома, и на улице. Для детей 2-4 лет. СПб, «Невская жемчужина», 2002.

3Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. М. 2007. 

4Носова Е. А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. СПб, «Детство - Пресс», 2004.

5Смоленцева А.А, Пустовойт О.В. Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов родителей, СПб, «Детство - Пресс», 2003.

6Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей.СПб, 2003. 

7Чеплашкина И.Н.Математика это интересно. СПб «Детство - Пресс», 2004. 


8Фидлер М. Математика уже в детском саду. М., 1981. 


9Финкельштейн Б.Б. Кростики. СПб., «Корвет» 2007.


10Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце.СПб., «Корвет» 2003.


11Финкельштейн Б.Б. Волшебные дорожки. СПб., «Корвет» 2007.


12Финкельштейн Б.Бом. Дом с колокольчиком. СПб., «Корвет» 2007.


                                                                  12

                                                          План работы

               Формы работы

                   Задачи

                Дата

«Построим матрешке домик»

Закрепить у детей представления о форме (треугольная, квадратная, прямоугольная), длине (самая длинная, короче, самая короткая), счете (в пределах 5); поупражнять их в ориентировке в пространстве (левее, правее, внизу, вверху, посередине) и назывании цвета палочек (оранжевая, белая, фиолетовая и другие).

 

09.2015г

«Поезда»

Упражнять детей в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке, упорядочении палочек по длине, освоении состава числа, различении цифр, цвета; развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать, самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на них.

09.2015г


Игры и упражнения с палочками Кюизенера.

  • Найди и покажи палочку (-и) такого же цвета (размера).

  • Назови цвета всех палочек, лежащих на столе.

  • Найди и покажи самую короткую (длинную) палочку. Назови ее цвет.

  • Сравни две палочки. Какая из них короче (длиннее)?

09.2015г


Задание на закрепление эталона цвета

  • Подбери к фартуку куклы ленты соответствующего цвета.

  • Построй два квадрата: один из голубых, а второй из красных палочек. Какой квадрат больше? (Чем дольше палочка, тем больший квадрат).

10.2015г

Задание на измерение

Узнай длину ленты, измерь разными мерками.

10.2015г

Задача на формирование представлений о различных параметрах величины.


  • Строим высокие и низкие заборы.

  • Какой вагон длиннее и выше? Почему?

  • Составляем лесенку разной высоты для домиков разной высоты.

  • Строим мосты различной длины и ширины.

10.2015г

Игровое задание «Как говорят числа»

Определит, какая палочка показывает большее, а какая меньшее число?

Склады числа из единиц.

Склады числа из двух меньших чисел.
Узнай номера домиков.

Найди пропущенную ступеньку

11.2015г

Логические задачи с палочками. 

Расположи палочки так, чтобы белая было между голубой и черной, а черная была бы рядом с желтой.

11.2015г

Игровое задание «Как говорят числа».

Определит, какая палочка показывает большее, а какая меньшее число?

Склады числа из единиц.

Склады числа из двух меньших чисел.

Узнай номера домиков.

Найди пропущенную ступеньку.

01.2016г

 Логические задачи с палочками.

Расположи палочки так, чтобы белая было между голубой и черной, а черная была бы рядом с желтой.

01.2016г

15

                                               

                                                       

                                                            Приложение

                                                   16

         

             муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №24

муниципального образования

Усть-Лабинский район

Методическая разработка

Методика работы с палочками Х. Кьюзенера

Как познакомить детей с палочками кюизенера?

Усть-Лабинск

2016г

         

            муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №24

муниципального образования

Усть-Лабинский район

                                                     Консультация для родителей

                                            "Игры с палочками Кюизенера"

                                                           Усть-Лабинск

                                                                   2016г.

                                                                      17

 

Уважаемы родители хочется рассказать вам о замечательных «Волшебных» палочках которыми мы с вашими детьми работаем и играем.
Советы: 
• Никогда не заставляйте ребенка заниматься, если он того не хочет. Лучше подождите более подходящего случая. 
• Учитывайте возраст малыша. Не задавайте ему слишком трудные задания. 
• Если ребенку 2-3 лет, то на первых занятиях просто познакомьте его с цветами. Пусть он их запомнит. А потом проведите небольшой тест. Попросите малыша показать вам палочки определенных цветов, например, сначала красную, потом, синюю, бордовую, фиолетовую, белую и т. д. Как только он без ошибок покажет вам все палочки, можете смело приступать учить его считать, т. е. переходите к математике. 
Несколько самых популярных заданий: 
• Попросите ребенка показать вам палочку, цвет которой не будет красным и черным. 
• Спросите какого цвета палочка короче синяя или красная, фиолетовая или черная. 
• Пусть ребенок покажет вам две палочки одинакового цвета. Какая из этих палочек самая длинная? 
• Предложите малышу сделать лесенку из палочек преимущественно бордового, оранжевого и фиолетового цветов. Затем усложните задачу – нужно вставить в готовую лесенку синюю и черную палочку. 
• Пройдитесь пальцами по лесенке вверх, называя через ступеньку цвета палочек, а потом вниз, называя цвет уже каждой палочки. 
• Второй вариант лесенки: ребенок должен собрать лесенку из всех палочек, начиная с белой и заканчивая оранжевой. 
• Легкая игра «Назови число». Взрослый говорит любое число, а ребенок должен к нему найти подходящую палочку. Затем все наоборот. Взрослый сам выбирает палочку, а ребенок уже основываясь на ее длине называет число, к примеру, вы показываете голубую палочку, а ребенок отвечает 3. Чтобы малыш не запутался. Начните говорить числа по порядку от меньшего к большему, и чуть позже усложните задачу, называя цифры вразброс. 
• Спросите ребенка, из каких палочек можно составить оранжевую или фиолетовую палочку. Позже можно разнообразить упражнение и попросить его составить только из трех палочек одну фиолетовую. 
• Покажите ребенку дорожку длиной в 10 см. Пусть ребенок уложит на нее любые, по его мнению подходящие палочки. 

                                                                18

• И наконец, дайте ему задание, чтобы он с помощью счетных палочек Кюизенера посчитал длину и ширину стола. 

http://svetlya4ok.ucoz.ru/_nw/1/95651351.jpg                                   

Мы по лесенке шагаем 
И ступеньки все считаем. 
Все ступеньки до одной 
Знаем в лесенке цветной! 
Первая - это белый листок, 
Вторая - розовый лепесток, 
Третья - как голубой океан, 
Четвёртая - словно красный тюльпан. 
Пятая - жёлтый солнечный свет, 
Шестая - сиреневый яркий букет, 
Седьмая - чёрный пушистый кот, 
Восьмая - вкусный вишнёвый компот, 
Девятая - синий мой мячик, 
А десятый - оранжевый зайчик.

                                                              19

           

                       Конспект занятия с палочками Кюизенера(Средняя группа)


«Построим матрешке домик»


Цель. Закрепить у детей представления о форме (треугольная, квадратная, прямоугольная), длине (самая длинная, короче, самая короткая), счете (в пределах 5); поупражнять их в ориентировке в пространстве (левее, правее, внизу, вверху, посередине) и назывании цвета палочек (оранжевая, белая, фиолетовая и другие).

Материал. Набор цветных палочек и по одной матрешке на каждого ребенка.

Организация. Дети располагаются на полу полукругом, воспитатель посередине. У каждого из детей — маленькая матрешка,

Ход занятия

Воспитатель: Давайте построим для матрешек дома из цветных палочек. Возьмите четыре оранжевые палочки и составьте их так, чтобы получился квадрат. Стены готовы. А из двух синих палочек постройте крышу. Какой формы получится крыша у дома? 

Дети: Треугольной .

Воспитатель: А что еще бывает у дома кроме стен и крыши? 

Дети: Окно, дверь, труба. 

 Воспитатель:Возьмите две розовые палочки и сделайте окно, из двух желтых палочек — дверь, из одной красной — трубу. Что идет из трубы? 

Дети: Дым.

Воспитатель:Из каких палочек вы сделаете дым? Сколько возьмете палочек для этого? Какой формы получилось окно, дверь, труба? 

Дети:Прямоугольной.

                                                         

                                                                    20

Воспитатель: Можно пригласить матрешку в дом. Только как она войдет? Что нужно пристроить к дому, чтобы матрешка вошла в него? 

Дети:Лестниц.

Воспитатель: Сделайте лестницу из белой, голубой и желтой палочек. Какого цвета палочки внизу (вверху, посередине)? Поднимитесь с матрешкой по лестнице, называя цвет каждой ступеньки. А теперь спуститесь. Поставьте матрешку на самую длинную палочку-ступеньку (короче, самую короткую). Какого цвета палочка посередине?

Дети: Посередине короткая

Воспитатель:Возьмите три фиолетовых палочки и поставьте с левой стороны дома, а четыре палочки такого же цвета — справа. (Дети выполняют.) Вот и забор у дома есть. Какие по высоте палочки у забора? А какого они цвета?

Воспитатель:А теперь посадим возле дома дерево. Ствол сделаем из одной зеленой палочки, а ветви — из голубых палочек. Сколько палочек понадобилось для ствола, а сколько для ветвей?(Спросить нескольких детей.)

Воспитатель: Как же матрешки будут ходить друг к другу в гости? Нужны дорожки. Соедините дома дорожками. Палочки для дорожек возьмите какие хотите, но чтобы дорожка получилась одного цвета. (Спросить у детей, из каких палочек по размеру и цвету они построили дорожки, сколько их потребовалось.)

Я думаю, все матрешки будут с удовольствием жить в своих красивых домах и ходить друг к другу в гости.

                                                       

                                                                      21

               муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №24

муниципального образования

Усть-Лабинский район

                                                         Конспект занятия

                                            «Построим матрешке домик»

                                                           Усть-Лабинск

                                                                   2016г.

                 Конспект занятия с палочками Кюизенера (Средняя группа)

                                                    «Поезда»

Цель. Упражнять детей в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке, упорядочении палочек по длине, освоении состава числа, различении цифр, цвета; развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать, самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на них.

Материал. Фланелеграф, плоский вариант палочек и силуэты животных для фланелеграфа; набор цветных палочек для каждого ребенка, цифры.

Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, вы любите путешествовать? 

Дети: Да любим.

 Воспитатель: Тогда угадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня:

 Воспитатель: В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит.

Дети: Поезд.

 Воспитатель: Как вы догадались, что это поезд? 

Дети: Потому что поезд похож на домик.

Воспитатель: Ну что ж, давайте приготовим свои поезда — и в путь-дорогу...

Воспитатель: Составьте поезд из палочек-вагонов — от самого длинного до самого короткого. Составили? Поехали! А в пути поиграем в «вопросы и ответы». Один вопрос задаю я, а другой — кто-нибудь из вас. (Дети формулируют вопросы по аналогии.)

Воспитатель: Сколько всего вагонов у поезда? Каким по порядку стоит коричневый вагон? Вагон какого цвета стоит шестым? Какой по порядку вагон находится между оранжевым и коричневым? Найди вагон, который стоит рядом с желтым, но не красный. Какого цвета вагон левее (правее) бордового? (Ответы детей.)

23

Вагончики веселые бегут, бегут, бегут.

Их круглые колесики все тук, да тук, да тук.

Воспитатель:Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо. А теперь наоборот — справа налево.(Ответы детей.)

Я буду называть размер вагона, а вы покажите его: самый длинный, короче, еще короче... кто продолжит? А теперь наоборот: самый короткий, длиннее, еще длиннее. (Кто-либо из детей продолжает называть и показывать.)

Пронумеруйте вагоны своего поезда. Какого цвета девятый вагон? Какого размера первый (последний) вагон? (Ответы.)

В нашем поезде едут пассажиры — вот они. (Показать белую палочку). Сколько пассажиров в последнем вагоне? (Уложить белые палочки по длине «вагона» и сосчитать их.) Каким будет ваш вопрос? (Спросить нескольких детей.) А сколько пассажиров поместятся в девятом и десятом вагонах? Докажите. А в восьмом и седьмом? Как узнали? В каком по порядку вагоне едут пять пассажиров? (Ответы.)

Ребята, по железной дороге движется встречный поезд. (Составить поезд из четырех вагонов на фланелеграфе.) Только пассажиры в нем — животные: слон, корова, кошка, собака. В этом поезде едет и мышка, но она спряталась, и ее не видно. Отгадайте, в каком вагоне мышка, если мы знаем, что она едет не с собакой и не со слоном? (Мышка едет с коровой, так как кошка может съесть мышку.)

Хорошо прокатиться в пассажирском поезде, правда? Но ведь и товарные поезда есть, и они очень нужны. Составьте товарный поезд из палочек одного цвета, какого хотите. (Спросить 2—3 детей, из палочек какого цвета они составили свой «поезд» и сколько в нем «вагонов».)Есть у нас груз одноместный (показать белую палочку), двухместный (розовую), трехместный и т. д. Этот груз надо распределить по вагонам так, полностью загрузить, но по-разному. Принимайтесь по ходу выполнения задания спросить, какой груз в первом вагоне, как нагрузили второй вагон и т д.)

                                                   

                                                                    24

Наши поезда прибыли на вокзал по расписанию. А вот здания вокзала нет, его надо построить, но только из тех палочек, которые указаны цифрами на карточках. (Детям раздать карточки с цифрами, согласно им отобрать палочки, из которых создается постройка).

После осмотра построек детям предлагается встать в круг. Воспитатель бросает мяч каждому из детей и задает вопросы: «Что интересного было на занятии? А тебе что понравилось больше всего? Какое задание было самым трудным? А самым легким? Как ты считаешь, ты хорошо поработал? Почему так решил? За что бы ты себя похвалил?»

                                                                                25

 

           

           муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                      детский сад комбинированного вида №24

муниципального образования

Усть-Лабинский район

Конспект занятия

«Поезд»

палочки кюизенера 2

                                                                Усть-Лабинск

2016г

               Задача для ознакомления детей с палочками Кюизенера.

Найди и покажи палочку (-и) такого же цвета (размера).

Назови цвета всех палочек, лежащих на столе.

Найди и покажи самую короткую (длинную) палочку. Назови ее цвет.

Сравни две палочки. Какая из них короче (длиннее)?

                 Задание на закрепление эталона цвета.

Подбери к фартуку куклы ленты соответствующего цвета.

Построй два квадрата: один из голубых, а второй из красных палочек. Какой квадрат больше? (Чем дольше палочка, тем больший квадрат).

                                 Заполнение фигур-силуэтов.

Палочки кюизенера

                                             Задание на измерение.

Узнай длину ленты, измерь разными мерками.

                                                               27

Задача на формирование представлений о различных параметрах величины.

Строим высокие и низкие заборы.

Какой вагон длиннее и выше? Почему?

Составляем лесенку разной высоты для домиков разной высоты.

Строим мосты различной длины и ширины.

 Палички кюізенера

 

                   Задача на развитие количественных представлений.

«Пассажиры и поезд». Педагог предлагает детям построить небольшой поезд из цветных палочек. Например, из  розовой, голубой, красной и желтой. Прежде чем посадить в вагоны пассажиров, детям предлагают узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают их на вагончики каждого цвета. Белая палочка — это одно место. Белая палочка выступает условной мере. В ходе беседы детей подводят к пониманию того, что у каждой палочки есть свое число.

Игровое задание «Как говорят числа». Определит, какая палочка показывает большее, а какая меньшее число?

Склады числа из единиц.

Склады числа из двух меньших чисел.

Узнай номера домиков.

Найди пропущенную ступеньку.

        28

Задание на понимание детьми сущности арифметических действий.

Давайте составим между собой эти палочки. Для этого положим их рядом. Найти палочку, равную сумме двух палочек.

 

                               

                                Логические задачи с палочками.

Расположи палочки так, чтобы белая было между голубой и черной, а черная была бы рядом с желтой.

Как работать с палочками кюизенера?Поезд состоит из трех вагонов. Желтый вагончик стоит внутри, а розовый — не является первым. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько пассажиров в поезде?

Палички кюїзенераЗаданий может быть огромное количество, всё зависит от вашей фантазии и фантазии ваших малышей. Удачи в работе! Творчества!!!

29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...