Перспективное планирование "Мир сенсорных способностей ребенка"
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему

Яценко Ирина Михайловна

Перспективное планирование по организации кружковой деятельности детей младшего дошкольного возраста (2-3 года). Цель: развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Перспективное планирование66.88 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование кружковой деятельности

по развитию сенсорных эталонов

у детей в первой младшей группе

"Мир сенсорных способностей ребёнка".

http://7sp.ru/files/a46/a46c94780f766669fdec461c46e2566d.jpg

 

Воспитатель: Яценко И.М.

Пояснительная записка

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти.

        Сенсорное развитие детей третьего года жизни тесно связано с продуктивной деятельностью. Для детей третьего года жизни уже доступно выполнение элементарных продуктивных действий (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Основную трудность составляет необходимость учёта свойств отображаемых вещей и используемого материала. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.  

Цель:

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста, мелкой моторики через дидактические игры

Задачи обучения:

  • Познакомить детей с геометрическими формами и их названиями: куб, шар, призма, цилиндр.
  • Дать представления о чередовании предметов по форме.
  • Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
  • Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
  • Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
  • Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
  • Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
  • Воспитание положительных эмоций, связанных в восприятии явлений окружающего мира.

Методы, используемые в работе с детьми:

  • игровой метод (дидактические игры).
  • наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
  • практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации:

  • подгрупповая.

Ожидаемый результат:

  • ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу
  • ориентироваться в трех и более контрастных величинах
  • собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины
  • сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине
  • составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков
  • различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма)
  • ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)

Возраст детей:  2.5 -3 года

Длительность: 15 минут

Количество занятий:  4 в месяц.

Реализация идёт через совместную деятельность в режимные моменты.

Перспективное планирование

месяц

Название игры, цели, задачи

материал

сентябрь

Диагностика

октябрь

Игра «Что нам привёз Мишутка?»

Задачи: учить детей определять форму и размер предмета путём осязательного обследования. Тренировать меткость, ловкость. Развивать координацию движений, умение играть в мяч.

Игра «Накрой платком!» и «Идём за мной»

Познакомить детей с величиной предметов, с понятиями большой, маленький.

Игра "Угостим зайчиков морковкой"

Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.

Игра "Прыг-скок по дорожке"

Закрепление знания цвета: красный, желтый, синий, зеленый.

Мячи  большие и маленькие по количеству детей.

Набор матрешек.

Игрушечные зайцы и морковка разных размеров.

Картонная дорожка, полоски  4-х цветов, мелкие игрушки для обыгрывания.

ноябрь

Игра «Что больше, что меньше?»

Задачи: учить детей сравнивать однородные предметы по размеру. Использовать в речи слова «большой», «маленький», «такой же».

Игра "Сортировка"

Развитие стереогностического восприятия  с визуальными представлениями.

Дидактическая игра "Вкладыши"

Закрепление умений детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из заданных форм.

Дидактическая игра «Такой листочек лети ко мне»

Цель: упражнять в нахождении листьев по сходству, размеру и цвету.  

Мячи, кубики по количеству детей. (большие - маленькие)

Шары разного цвета.

Игры "Вкладыши"

Листочки разного размера и цвета.

декабрь

Игра «Собираем шишки»

Задачи: формировать у детей умение различать количество предметов. Закреплять понятия «много» - «один».

Игра "Цветные палочки"

Учить детей обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова: "цвет", "такой", "не такой", "разные".

Дидактическая игра в программе  «Разложи в корзинки»

Цель: формировать у детей умение находить большие и маленькие предметы (овощи) и соотносить по величине.

Игра "Шумовые коробочки"

Развивать слуховое восприятие, учить находить пары одинаковых шумов.

Шишки, вырезанные из картона.

Дидактическая игра "Цветные палочки"

Овощи , фрукты.

Парные шумовые коробочки

январь

Дидактическая игра «Закрой скорей окошки – ты спасёшь мышей от кошки»

Цель: закреплять зрительное соотнесение цветов – выбор по образцу.

Игровая  обучающая ситуация «Поручения»

Задачи: обучать детей различать и называть игрушки, выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.

Игра  "Волшебный поднос"

Учить детей выполнять задания, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Игра "Подбери по форме".

Учить  детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал.

Карточки по количеству детей.

Игрушки разного размера и цвета.

Поднос с крупой.

Дидактическая игра" Геометрическое лото"

февраль

Игра «Красный и жёлтый цвет»

Задачи: уточнить знания красного и жёлтого цветов. Учить различать и правильно называть эти цвета.

Дидактическая игра «Подбери чашки к блюдцам»

Цель: учить подбирать чашки к блюдцам  по  цвету и размеру. Развивать внимание, мышление, речь

Игровая  обучающая ситуация «Что делают матрёшки?»

Задачи: учить детей различать предметы по количеству, по цвету, величине (по высоте).

Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ёжик, тучка, ягодка).

Развитие мелкой моторики рук  

Машины, кубики красного и желтого цвета.

Посуда по цвету.

Матрешки по цвету и размеру.

Бельевые прищепки, силуэты: солнышко, ёлка, ёжик, ягодка, тучка)

март

Дидактическая игра «Разноцветные салфетки»

Цель: напомнить детям, для чего нужны салфетки. Учить раскладывать салфетки по цвету. Закрепить знание жёлтого, синего, зелёного,  красного цветов. Развивать мышление, цветовое восприятие.

Игровая  обучающая ситуация «Отгадай, что в мешочке?»  

Задачи: учить детей приёмам осязательного обследования предметов. Закреплять цвет, форму, размер.

Строительная игра «Цветные дорожки»

Цель: продолжать подбирать строительный материал по цвету. Обыгрывание постройки с использованием слов «спасибо», «пожалуйста».

Игра "Кто быстрее соберет игрушки"

Учить детей группировать объекты, отличающиеся  по форме, величине, назначению, имеющие одинаковый цвет.

"Разноцветные салфетки"

Набор мелких игрушек.

Строительный материал, мелкие игрушки для обыгрывания.

игрушки

апрель

Игровая обучающая ситуация  «Какие бывают фигуры?»  

Задачи: закрепить знание  детей о геометрических фигурах   – кругом и квадратом.

 Дидактическая игра «Найди такую же рукавичку»

Цель: учить детей подбирать рукавичку по цвету. Развивать зрительное восприятие.

Игра "Золушка"

 Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику.

Экспериментирование "Окрашивание воды"

Формирование представлений  у детей  об оттенках цветов (светлый, темный)

Геометрические фигуры.

Разноцветные рукавички.

Фасоль, тарелочки.

Прозрачные ёмкости с водой, краски светлых и темных оттенков.

май

Дидактическая игра «Заплатки "

Цель: учить детей по цвету подбирать заплатку для зимней одежды.

Игра "Сделаем куклам бусы"

Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку

Силуэты одежды, геометрические фигуры.

Разноцветные шарики, шнуровка по количеству детей.

 

Критерии диагностики по развитию сенсорных способностей детей

Познавательная сфера

1. Ориентируется в 2 величинах (большой, маленький, по просьбе взрослого)

2. Подбирает геометрические предметы к соответствующему отверстию;

3. Собирает последовательно вкладыши, матрёшки, мисочки, формочки (вкладывает маленькую в большую).

4. Строит самостоятельно  не сложную постройку  из 4-8 форм по просьбе взрослого.

Цветовой спектр

1. Сличение ("Положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесток").

2. Выбор пот названию (" Покажи, где красный лепесток").

Восприятие формы

1. Сличение «Дай такую же» (форма и цвет совпадают).

2.Выбор по названию «Покажи, где кубик».

3. Разрезные картинки из двух фрагментов.

4. Узнает по голосу животное и называет по звучанию музыкальные инструменты.

Оценка в баллах:

3  балла - ребёнок самостоятельно выполняет задание;

2  балла - ребёнок выполняет задание при помощи взрослого;

1  балл  - ребёнок не справляется с заданием даже при помощи взрослого.

 Высокий уровень – ребенок различает и правильно называет основные цвета, ориентируется в 2 величинах, подбирает геометрические предметы к соответствующему отверстию, собирает последовательно вкладыши, матрешек и др.,  собирает картинку из 2-х фрагментов, узнает по голосу животное и называет по звучанию музыкальные инструменты.

Средний  уровень – ребенок с помощью взрослого различает и правильно называет основные цвета, ориентируется в 2 величинах, подбирает геометрические предметы к соответствующему отверстию, собирает последовательно вкладыши, матрешек и др.,  собирает картинку из 2-х фрагментов, узнает по голосу животное и называет по звучанию музыкальные инструменты.

 Низкий уровень – затрудняется выполнить задания даже с помощью взрослого.

Литература:

  1. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина. Н.Б.Венгер, Под редакцией Л.А .Венгера.- Просвещение, 1988 года.
  2. Лямина Г.М. Гербова В.В., Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.; 1976,
  3. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. - М 2012.
  4. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. СПб, ООО "Издательство  "ДЕТСТВО. ПРЕСС", 2013 г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перспективный план по развитию сенсорных способностей у дошкольников".

В перспективном плане запланирована моя работа по всем возрастным группам...

Как проводить дидактические игры по развитию сенсорных способностей ребенка в домашних условиях.(Консультация для родителей)

Консультация для родителей содержит ряд специальных обучающих заданий, использование которых даст дополнительный результат в развитии сенсорных способностей ребенка....

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ: « ЗНАКОМСТВО С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ: ПЕСОК, ВОДА, КАМНИ»

Закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой. Формирования представлений о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; в...

Перспективный план «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»

Перспективный план рассчитан на один учебный год. Представлен практический материал, работа с которым позволит накопить и обогатить сенсорный опыт у детей 3 - 4 лет....

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Развитие сенсорных способностей ребенка дидактические игры малышей

Важное значение сенсорики для младших дошкольников...Рекомендации.Планирование на год работы....