Развитие сенсорных способностей ребенка дидактические игры малышей
статья (младшая группа)
Важное значение сенсорики для младших дошкольников...Рекомендации.Планирование на год работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сенсорика | 102.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Введение
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
Сухомлинский В. А.
В соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.
В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).
Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Сенсорному развитию дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, Э. Г. Пилюгина, Е. И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.
Изучив работы отечественных исследователей и педагогов Е. И. Тихеевой, Ф. И. Блехер, Ш. А. Абдуллаевой по теме сенсорное развитие и воспитание дошкольников, можно сделать вывод, что основным средством сенсорного воспитания и развития являются дидактические игры и упражнения.
Ведь именно в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о форме, цвете и величине предметов.
Цель методической разработки:
Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.
Задачи:
Для достижения этой цели поставила следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по данной проблеме.
2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
3. Помочь детям овладеть системой сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.
1. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Успешность игры - в её результативности, поэтому подготовка к игре - это уточнение имеющего багажа знаний и умений или формирование их.
Важным фактором в планировании проведения дидактических игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных игр на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.
Важным принципом организации процесса обучения является систематичность проведения дидактических игр. Ввиду того, что большой интервал между играми нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами. Особого внимания требует вопрос о повторности проведения дидактических игр. Игры на повторение не должны быть полностью идентичным предыдущей дидактической игре. Правила игры определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Дают возможность закреплять уже пройденный материал и познавать что-то новое.
Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, дать ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволить оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.
Систематическое проведение дидактических игр позволяет более качественное и полноценное восприятие детьми окружающей действительности.
Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.
Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие.
Использую следующие виды дидактических игр:
Игры - забавы
Настольно – печатные
Словесные
Музыкальные
Обязательным элементом дидактическим игр является:
Познавательный вопрос, проблемная ситуация
Выделение игровых задач
Наличие правил
Действия играющих
Подведение итогов игры
2. Методы, приемы, способы организации работы.
Чтобы спланированная работа была успешной необходимо применение эффективных методов и приемов в организации занятий и дидактических игр.
Я использовала разнообразные методические приемы:
Словесные (рассказ, ответы-вопросы, объяснение, художественное слово);
Наглядные (рассматривание, сравнение);
Практические (экспериментирование, продуктивная деятельность)
Игровые (игровая деятельность)
Особое значение для успешного решения поставленных задач, имеет правильная организация дидактической игры педагогом. Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:
углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
- Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное время);
- Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место можно отвести и в групповой комнате и на участке детского сада;
- Определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, карточки, картинки, природный материал);
- Подготовка самого воспитателя к игре: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, способы руководства игрой;
- Подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представление о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
- Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления о них);
- Объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
- Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия. Доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату.
- Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, ведущего, болельщика… Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
- Подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей.
- При подведении итогов я подчеркивала, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание, дисциплинированность. В конце игры я спрашивала у детей, понравилась ли игра, и обещала, что в следующий раз будем играть в новую игру, она тоже будет интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого момента.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения:
- Какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать в последствии ошибок.
- Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.
Заключение
Использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.
Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
Это очень интересная и полезная игра, которую придумала всем известный педагог Мария Монтессори. Согласно её методике, самостоятельность и активность ребёнка – это ключ к его развитию.
Воспитанник может сам выбрать элемент пособия, с которым хочет поработать.
Цель: Развитие сенсорных способностей, памяти, внимания, творческого и логического мышления, речи и мелкой моторики рук.
Методическая ценность:
Любопытство малыша не знает границ! Всё нужно попробовать открыть, захлопнуть, расстегнуть. Бизиборд надолго увлекает ребенка, ставит перед ним много различных задач, требующих внимательности, усидчивости и настойчивости, развивает творческое и логическое мышление, помощь в освоении бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности детей.
Область применения:
Дидактическое пособие находится в свободном и доступном пользовании.
Дети очень любят открывать и закрывать двери, застегивать, перебирать, что развивает мелкую моторику обеих рук (Образовательная область «Физическое развитие»).
С помощью развивающего пособия можно поговорить с детьми о безопасном поведении в быту (ОО «Социально-коммуникативное развитие»).
Разнообразие цветов, форм, наличие цифр и предметов способствует развитию интересов детей, любознательности, формированию познавательных действий, развитие воображения. (ОО «Познавательное развитие») .
Уровень сложности развивающего пособия, зависит только от вашей фантазии и смекалки. Поверьте, все, что вы придумаете, будет интересно и полезно для ребенка.
Вашему вниманию хочу предложить несколько дидактических игр для детей с использованием развивающего пособия «Бизиборд».
Возможности использования:
Дидактические игры:
«Подбери по цвету», «Количество и счёт»
Цель: развитие элементарных математических представлений.
«Чудо-дерево»
Цель: Формирование счётных навыков.
Игры позволят ребенку закрепить представления о цветах, способствуют развитию памяти, мышления, логики и мелкой моторики рук, умение различать геометрические фигуры.
«Раз, два, три - замочек отвори».
Цель: формирование познавательных интересов.
Игра способствует развитию мышления, памяти, речи детей.
Воспитывает интерес к природному окружению.
За дверцей картинки. Например, животные.
Ребёнок открывает замочек. Задать вопросы: Кто это? Как говорит? Кто детёныш?
Такие сюрпризы повышают интерес ребенка, ему не терпится поскорее открыть замочек, чтобы узнать, кто же там спрятался внутри.
«Помоги паучку сплести паутину».
Цель: Развивает пространственное ориентирование, способствует пониманию понятий "вверх", "вниз", "справа", " слева".
Формирует навыки шнуровки.
Возраст: Развивающее пособие рассчитано на детей от 3-х лет.
Вот такое дидактическое пособие изготовила для детей своей группы.
"Слоник с секретом".
В основе этой игры лежит всем известная игра "Волшебный мешочек", где на ощупь надо найти и угадать разные предметы.
Игра заключает в себе несколько дидактических игр.
Эти игры очень полезны для развития детей (тренируют мелкую моторику рук, сенсорику, мышление, воображение и память) .
Цель: развитие у детей тактильного восприятия, памяти, внимания, воображения, образного мышления, мелкой моторики рук.
Методическая ценность:
Эта игра очень полезна для развития ребенка.
Через поисковую деятельность у детей расширяются знания об окружающем мире, обогащается словарный запас.
Когда ребенок перебирает в слонике различные фигурки, тренируется мелкая моторика рук и сенсорика.
Развивается мышление и воображение, тренируется память форм на ощупь.
Область применения:
Игру можно использовать как во время индивидуальной работы, так и во время каких-то сюрпризных моментах.
Возможности использования:
Если проявить фантазию, то эту игру можно использовать по-разному:
Игры, в которые мы играем с детьми:
«Угадай, что потрогал»
«Определи на ощупь»
«Найди пару»
«Узнай фигуру»
Дидактическая игры дают возможность решать задачи:
1. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, воображение, речь, мышление, фантазию, сенсорную память.
2. Закреплять представления о свойствах предметов.
3. Уметь сравнивать предметы по внешним признакам, группировать предметы.
4. Развивать умение определять на ощупь.
Возраст: Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.
Рекомендации для воспитателей по проведению дидактических игр в младшей группе.
У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом. Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.
Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.
Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.
Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.
Работа с детьми:
1. Непосредственная образовательная деятельность.
2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».
- Дидактические игры с малышами:
- Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.
- Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.
- Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
- Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
- Мозаика: настольная и напольная.
- Настольно-печатные дидактические игры.
- Самостоятельные игры малышей.
- Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
Работа с родителями:
- Консультация «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».
- Беседы о роли развивающих игр для малышей.
- Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
- Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Перспективный план непосредственно образовательной работы с детьми
Тема | Задачи | Сроки |
Д.и. «Соберем петушку» (пирамидка). | Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине.
| сентябрь |
Д.и. «Вкладыши и башенки» | Знакомить с величиной в ходе практических действий. | |
Д.и. «Веселые матрешки»
| Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие. | |
Д.и. «Соберем пирамидку»
| Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах. | |
Д.и. «Огурчики и помидорчики».
| Учить отличать круг от овала, помещая формы в соответствующие пазлы. | октябрь |
Д.и. «Цветные колпачки»
| Учить находить соответствующие вкладыши при складывание и раскладывание цветных колпачков. | |
Д.и. «Найди такую же фигуру» . | Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения. | |
Д.и. «Разложи фигурки по домикам» | Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения. | |
Д.и. «Две коробки».
| Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения. | ноябрь |
Д.и. «Соберем пирамидку». | Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец. | |
Д.и. «Занимательная коробка». | Продолжить знакомить детей с предметами различной величины и формы. | |
Д.и. «Грибы на поляне».
| Учить детей различать количество предметов, обозначать словами: один, мало, много. | |
Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех. | Закреплять знания соотносить разнородные предметы по форме и величине | Декабрь. |
Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех. | Закреплять умения соотносить разнородные предметы по форме. | |
Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. | Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.
| |
Размещение грибов двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета | Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.
| |
Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех. | Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных.
| Январь |
Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята». | Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов.
| |
Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки». | Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. | |
Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки».
| Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать | |
Д. и. «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком).
| Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями. | Февраль. |
Д. и. «Сделаем матрешки бусы». | Закрепить умение чередовать предметы по цвету. | |
Д. и. «Башенки для гномиков».
| Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий. | |
Д.и. «Забавные бутылочки».
| Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера. | |
Д. и. «Где Мишка?»
| Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга. | Март. |
Д. и. «Тут и там». | Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко. | |
Д. и.«Цирковые собачки».
| Учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами. | |
Д. и. «Поручения».
| Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие. | |
Разрезные картинки.
| Развивать сенсорные способности детей: умение по части восстанавливать целое. | Апрель. |
Д. и. «Что потеряли котятки». «Чудесный мешочек». | Закреплять умение действовать с предметами, окрашенные в разные цвета; умение подбирать предметы по цветовому тождеству. | |
Д. и. «Пирамидки в гостях у малышей». | Учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению. | |
Д. и. «Летящие бабочки».
| Закреплять знания детей о цвете предметов; Умение соотносить предметы по цвету. | Май |
Д. и. «Ловись, рыбка».
| Продолжить учить простейшим способом использования вспомогательных предметов в качестве орудия для выполнения той или иной задачи. | |
Д. и. «Забавные лодочки».
| Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут. Организовать детское экспериментирование. |
Конспект занятия по сенсорному развитию в первой младшей группе на тему: «Разноцветные ежики»
ель: развивать умение группировать предметы по признаку цвета.
Задачи:
Закрепление знания цвета (красный, желтый, зеленый, синий)
Развитие мелкой моторики рук.
Обучение ориентированию в помещении.
Развивать умение отвечать на вопросы, активизировать и обогащать словарь детей.
Развивать внимание и мышление.
Воспитывать способность сопереживать и сочувствовать герою.
Воспитывать внимание и усидчивость.
Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы к детям, разъяснение, индивидуальное, хоровое повторение.
Наглядные: рассматривание, показ.
Практические: обследование предмета, игровые действия с предметом.
Предварительная работа с детьми:
Коммуникация: беседа о жизни диких животных.
Познание: рассматривание игрушек и картин.
Чтение художественной литературы: чтение стихов, загадок о ёжике, медведе.
Лепка: «Колючки для ёжика»
Средства: ежики (силуэты) 4 цветов и бельевые прищепки соответствующих цветов, иллюстрации леса, игрушка ёж(резиновая),мишка(мягкая игрушка).
Ход НОД
Воспитатель - Дети, сегодня я вам предлагаю отправиться на прогулку в лес. В лесу растёт много деревьев, там живут дикие животные. Вы хотите с ними познакомиться?
Дети - Да!
Воспитатель - Тогда отправляемся! Чтобы нам с вами попасть в лес, нужно покружится, и сказать дружно «Покружись, покружись, и в лесу окажись».
Дети вместе с воспитателем кружатся и произносят слова.
Воспитатель - Вот мы с вами и попали в лес. Посмотрите, сколько здесь много разных деревьев.
Дети с воспитателем рассматривают иллюстрации с изображением леса.
Воспитатель - Ой, ребятки, вы слышите, кто-то тихо плачет в траве? Кто же это может быть?
Воспитатель с детьми рассматривают иллюстрацию «Ёжик в траве»
Воспитатель загадывает загадку.
Это кто в траве шуршит
И забавно так фырчит,
Весь в иголках, не возьмёшь?
Кто же это, дети? (Ёж)!
Воспитатель-Ежик, а почему ты такой грустный? Почему ты плачешь?
Еж: Я гулял по дорожке со своими друзьями, а они потерялись.
Воспитатель: Ребята, поможем ежику найти его друзей?
Дети ищут по группе ежей, и, найдя их, приносят воспитателю, рассматриваем вместе с ним ежат и выясняют какого они цвета.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а у ежат колючек нет! Ежик, а где же их колючки?
Еж: Они их потеряли.
Воспитатель: Поможем ежатам иголочки на спину найти?
Дети- Да, поможем!
Воспитатель: Посмотрите, на каждом столике лежат потерянные иголки, давайте их прикрепим к каждому из ежат. Но надо так прикрепить, чтобы каждая прищепка соответствовала цвету ежа.
Дети выполняют задание, а воспитатель помогает сам или просит уже выполнивших задание помочь остальным
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ежик, а тебе понравилось?
Еж: Да! Спасибо вам ребята. Мы с друзьями отправимся дальше гулять по лесу. До свидания.
Дети- До свидания!
Воспитатель: Ребята, а вы слышите, вон под тем деревом кто-то громко сопит? Кто это? Да это же медведь! Давайте споём мишке песенку («Поиграем с мишкой»автор Т. Мираджи)
На стульчике «спит» мишка (игрушка). Дети и воспитатель подходят к нему и поют:
Мишка, мишка, что ты долго спишь?
Мишка, мишка, что ты так храпишь?
Мишка, мишка, мишенька, вставай!
Мишка, мишка, с нами поиграй!
Воспитатель поднимает мишку, тот «просыпается и рычит», дети убегают на стульчики. Мишка ходит, ищет детей, приговаривает:
«Кто тут песни распевал?
Мишке спать не давал?»
Когда мишка вновь «засыпает», воспитатель и дети повторяют песенку.
Воспитатель - Дети, нам пора прощаться с мишкой, и отправляться назад в свой детский сад. Скажем «До свидания, мишка, спасибо, что поиграл с нами».
Дети- До свидания.
Воспитатель - Ребята, давайте покружимся и дружно скажем-
Покружись, покружись, в детский садик возвратись!
Дети вместе с воспитателем кружатся и произносят слова.
Воспитатель - Вот мы с вами и вернулись в наш любимый детский сад, в нашу группу.
Воспитатель - Ребята, где мы с вами побывали? (В лесу)
А сколько там деревьев? (Много)
Кого мы встретили в лесу? (Ёжей, мишку)
Какого цвета были ёжики в лесу? (Красный, синий, зелёный, жёлтый)
Вам понравилось играть с мишкой? (Да)
Разложи по коробочкам
Цели. Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знание цветов.
Материалы. Небольшие предметы разных цветов (шарики, бусины, пуговицы, детали мозаики или конструктора «Лего» и др.); Маленькие коробочки или мисочки, коробка по-больше..
Ход занятия
Поставьте перед ребенком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите малышу "разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек.
Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по 4-8 шт. одного цвета). Со временем количество предметов и цветов можно увеличить.
Цель: сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательная: Продолжать формировать знание детей о геометрических фигурах (треугольник, квадрат, круг ).
Развивающая: Закреплять знания цветов (красный, желтый, зеленый, белый); развивать мелкую моторику рук.
Воспитательная: Воспитывать интерес к занятию по сенсорному развитию.
Словарная работа: треугольник, большой, грузовик.
Оборудование: игрушка-заяц, геометрические объемные фигуры (треугольники, квадраты, круги).
Ход НОД:
Дети сидят в группе на стульчиках.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости кто-то приедет! Но чтобы узнать, кто приедет, вам нужно отгадать загадку: «Клочок пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку». Кто это?
Дети: Это зайчик!
аяц: Здравствуйте, дети! Мне очень нужна ваша помощь! Я приехал к вам вот на этой машине. В ней у меня лежат разные фигурки, мне нужно чтобы вы помогли в них разобраться, нужно узнать где квадрат, а где круг, а то я все перепутал.
Воспитатель: Дети, мы же поможем зайке разобраться в фигурках?
Дети: Да! Поможем!
Воспитатель: Зайка, а ты садись и наблюдай.
Воспитатель: Дети, смотрите! Это, что за фигура? Настя?
Дети: квадрат.
Воспитатель: молодцы, а какого он цвета, Маша?
Дети: красного.
Воспитатель: правильно. А эта, что за фигурка? Давайте скажем вместе треугольник. Камилла, скажи треугольник. (индивидуальное и хоровое проговаривание). А какого он цвета?
Дети: белый.
Воспитатель: правильно, ребята, треугольники белого цвета. Ну вот зайчик, мы и помогли тебе разобраться в фигурках.
3аяц: Да! Спасибо вам дети.
Воспитатель: Зайчик, а еще мы хотим показать тебе, как мы умеем превращаться в зайчиков.
Физ. минутка: «Зайка»
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
3аяц: Ой, какие вы все молодцы!
Воспитатель: Зайчик, мы не только молодцы, мы еще умеем из фигурок строить домики.
Воспитатель: Рома, покажи, как мы умеем из треугольников делать домики (Рома выходит, строит из фигур домик).
Воспитатель: Вот, какие домики у нас получились! Молодцы, дети. Зайка: Спасибо вам, ребята, теперь я знаю какие у меня есть фигурки. Пора мне уезжать, но я обязательно к вам еще приеду. До свидания, до новых встреч.
Актуальность темы.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.
Теоретическая база.
В современной психолого-педагогической литературе достаточно полно описана сущность и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. В то же время практический опыт организации сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ утрачен. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных путей и средств организации сенсорного воспитания детей в современных условиях и внедрения их в практику.
Выдающиеся зарубежные ученые (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.П.Усова и др.), справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Анализ психолого-педагогической литературы (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А. Г. Рузская) по проблеме позволил нам выделить сущность сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Результатом целенаправленного сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. Поэтому на каждом возрастном этапе задачи сенсорного воспитания детей должны соответствовать уровню сенсорного развития детей. В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины). Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях. Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Проблема: приобщение детей младшего возраста к средствам сенсорного развития в доступных для этого возраста видах деятельности.
«Развитие сенсорных способностей у детей посредством дидактической игры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры"
Сенсорное развитие в детском саду...
Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры
Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры для детей младшей группы...
План работы по самообразованию Тема: «Развитие сенсорных способностей в дидактической игре»
Цель: систематизация знаний по методике сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, изучение учебной и научно-методической литературы, новых программ и педагогических технологи...
Конспект совместной деятельности с детьми второй группы раннего возраста № 2 Дидактическая игра и развитие сенсорных способностей детей. Дидактические игры: «Узнай и назови», «Собери бусы», «Подбери заплатку».
Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть кубик, шарик, кирпичик; определять размер предметов, форму; цвет красный, желтый, синий, зеленый; группировать однородные по форме и величине предметы...
Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры
РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ Милевская Н.В., воспитательМБ ДОО детский сад №7 г. Котово Сенсорное развитие ребенка с самых первых дней его жизни является за...
Педагогический проект по формированию и развитию сенсорных способностей средствами дидактической игры у детей первой младшей группы (2 – 3 года) "Учимся, играя"
Цель проекта:Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры. Задачи проекта:1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсо...
Развитие сенсорных способностей через дидактические игры
Уважаемые родители, поговорим о значении сенсорного воспитания в раннем детстве. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности орг...
- Мне нравится (1)