Доклад на тему: «Восприятие количества как одного из показателей математической готовности будущих первоклассников. Готовность дошкольников к успешному освоению математики в начальной школе».
статья по математике на тему

Любовь Николаевна Борисова

Вопрос готовности детей к школе существовал всегда, но несколько десятилетий назад он был сформирован как проблема в связи со снижением сроков начала системного обучения. Готовность ребёнка к успешному усвоению математики является одной из составляющих его общей готовности к школьному обучению. Определить степень математической готовности детей к школе возможно только в условиях современного подхода к математическому образованию, основанному на психологических закономерностях формирования знаний и на возрастных особенностях будущих первоклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Доклад на тему: 

«Восприятие количества как одного из показателей математической готовности будущих первоклассников. Готовность дошкольников к успешному освоению математики в начальной школе».

Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Борисова Любовь Николаевна

    Вопрос готовности детей к школе существовал всегда, но несколько десятилетий назад он был сформирован как проблема в связи со снижением сроков начала системного обучения. Готовность ребёнка к успешному усвоению математики является одной из составляющих его общей готовности к школьному обучению. Определить степень математической готовности детей к школе возможно только в условиях современного подхода к математическому образованию, основанному на психологических закономерностях формирования знаний и на возрастных особенностях будущих первоклассников.

    Специальная математическая готовность будущих первоклассников есть многокомпонентное образование, показателями которых являются:

  • Объём математических знаний и умений в соответствии с программами воспитания в дошкольном образовательном учреждении;
  • количество математических знаний: осознанность, прочность, запоминание, возможность использовать их в самостоятельной деятельности;
  • наличие умений и навыков учебной деятельности:
  • степень развития познавательных интересов и способностей;
  • способности развития речи (усвоение математической терминологии);
  • особенности развития мышления (логические операции);
  • положительное отношение к школе и учебной деятельности в целом, в частности к математической деятельности.

     Остановимся на одном из компонентов математической готовности дошкольников, а именно восприятия количества.

     Категория количества – одна из наиболее абстрактных категорий мышления человека, является основной математической категорией. Окружающая нас действительность представлена как дискретными (прерывными), так и непрерывными множествами. Количественные характеристики дискретных множеств находят посредством счёта, а непрерывных – посредством измерения. Соответственно в категории количества выделяют два основных понятия – число и величина, и, следовательно, её содержание представляет собой единство этих понятий.

     В основании понятия  величина лежат другие математические понятия, выражающие характер отношений между объектами: равно, больше, меньше. Их применение определяется, во-первых, наличием общего для сравниваемых предметов признака, и, во-вторых,  наличием критерия сравнения, то есть того, что позволяет установить, какое именно соотношение имеет место. Опираясь на данное определение, М.А. Семёнова в своих исследованиях подчёркивает, что генетической основой понятия величина  является особая форма связи (отношения) элементов, которые обнаруживаются в сериационном ряду. В качестве специфического действия, направленного на внедрения этих отношений, выступает действие, систематизирующее  элементы множества по признаку различия, именно действие упорядочивания знаний данной величины. Владеть понятием величина – значит уметь вычленять из объекта указанное генетически исходное отношение или воссоздать эту связь, осуществляя действие упорядочивания.  Момент преобразования диагностичен, так как он показывает логику, в соответствии с которой может действовать испытуемый.

    Практические действия ребёнка с элементами различных множеств, восприятие предметов, звуков, движений, явлений и последующее обозначение их количества соответствующим словом создают необходимую основу для формирования понятия числа, так как дети начинают замечать общее свойство любых сравниваемых групп объектов, объединять и различать разные множества по количеству.

    Так, согласно исследованиям Е.И.Буллер, основу развития представлений о числе у детей дошкольного возраста составляет образное, зрительное восприятие количества, психологическим (или внутренним) средством которого является субъективный феномен, названный её  образом числа.

    Наблюдения за результатами процесса формирования математических представлений у детей в ДОУ показывают, что у дошкольников формируются неодинаковые умения различать количественные характеристики различных множеств.

    Во избежание возникновения возможных трудностей в ходе изучения математики в школе и для эффективной организации самого процесса обучения учитель начальных классов должен чётко представлять степень развития у будущих учеников умения определять количество объектов в множестве.

     В основу диагностики уровня сформированности восприятия количества можно взять принцип задания из методики О.В. Защиринской «Упорядочивание», где от дошкольников требуется упорядочить с кружочками (от одного до пяти) в зависимости от  их количества, предварительно рассмотрев их.

    Нужно учитывать не только и несколько сам факт выполнения или невыполнения задания, сколько процедуру его выполнения. Поэтому  определяются следующие уровни сформированности восприятия количества:

I уровень: испытуемый начинает выкладывать сериационный ряд с любой карточки, правильно располагая все последующие карточки. Задание выполняется им верно и самостоятельно.

II уровень: испытуемый выбирает из всех карточек карточку с наименьшим (или наибольшим) числом кружков и начинает выкладывать сериационный ряд. Задание выполняется им верно и самостоятельно.

III уровень: сериационный ряд выкладывается с наименьшей (или с наибольшей) карточки, допускаются ошибки, но после оказания ребёнку помощи задание выполняется им верно.

IV уровень: ребёнок затрудняется в выполнении задания и не справляется с ним даже после оказания ему помощи.

    Анализ результатов обследования детей по данной методики показал, что из 170 будущих первоклассников на I уровне с заданием справились 23 человека (13,52%), на  II уровне – 123 человека (72,36%), на  III уровне – 17 человек (10%), на IV  уровне – 7 человек (4,12%).

    Таким образом, на I и II уровнях с заданием справились 146 детей.  по другим показателям математической готовности (объём знаний. Количество знаний, особенности развития мышления и др) эти дошкольники, как правило, проявляли себя также на достаточно высоком уровне. Но говорить о высокой степени готовности этих детей к школе говорить преждевременно, так возникают новые вопросы и направления исследования. Надо установить, в каком соотношении находятся между собой такие показатели математической готовности дошкольников, как уровень сформированности восприятия количества и уровень сформированности логических операций или умений учебной деятельности.

    При изучении индивидуальных особенностей детей необходимо выяснить, что одной из ведущих сенсорных модельностей является линейное мышление.

   Решение обозначенных выше вопросов и определение уровня сформированности  восприятия количества как одного из направлений математической готовности позволяет педагогам более полно реализовать в обучении принципы индивидуального и личностно-ориентированного подходов, которые сегодня являются приоритетными.

 Приложение:

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей будущих первоклассников "Готовность ребенка к школе"

У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И проблема готовности к школе тоже очень мол...

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ "ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ"

Поступление ребёнка в школу является переломным моментом между дошкольным и школьным возрастом. Что должны знать воспитатели и родители об этом периоде и как помочь ребенку безболезненно подготовиться...

Родительское собрание с родителями будущих первоклассников «Готовность ребенка к школе"

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей сегодняшней встрече.Спасибо, что дела свои отложили,В зал наш светлый поспешили.Пошутить и поиграть,Много нового узнать.А пригласила мы...

Родительское собрание с родителями будущих первоклассников «Готовность ребенка к школе"

- Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?  Ребенок переходит к систематической учебной деятельности.В д...

Консультация для родителей будущих первоклассников " Готовность к школе"

Что ребенку необходимо знать и уметь для успешного обучения в школе....

Консультация для родителей будущих первоклассников Готовность к школе

Для успешного обучения в школе к моменту поступления ребенок и его родители должны иметь определенную готовность. Это - готовность самого ребенка (физическая, личностная, интеллектуальная) и готовност...