Конспект НОД по ФЭМП «Занимательная математика»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Тутушкина Екатерина Михайловна

Формирование элементарных математических представления у детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_matematika.doc460 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП «Занимательная математика»

Группа: подготовительная группа

Возраст детей: 6-7 лет.

Цель:  Формировать элементарные математические представления у детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить понятие соседей числа.

Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).

Закреплять сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар.

Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер.

Умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку.

Упражнять в навыке ориентироваться по клеточкам.

Развивающие:

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Развивать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).

Воспитательные:

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методы и приёмы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий.

Материалы к занятию:

Демонстрационный материал: 6 обручей, карточки с насекомыми, кружочки, цифры, птичка.

Раздаточный материал: по 6 бабочек, по 5 цветов, по 5 пчёл, по 9 кружочков, счетные палочки, тетради, карандаши.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное развитие.

Ход занятия.

1. Соседи числа (дети стоят в кругу, воспитатель кидает мяч и задает вопросы)

- назови соседей числа 3.

- назови соседей числа 5.

- назови соседей числа 6.

- я задумала число, оно меньше 5 (пяти) на одну единицу, какое это число?

- я задумала число, оно больше 6(шести) на единицу, какое это число?

2. Закрепление представлений о сравнении групп предметов с помощью знаков больше, меньше, равно с использованием раздаточного материала.

Игра «На лесной полянке»

А) Воспитатель по ходу рассказа выставляет 5 цветков и рядом с каждым цветком – по пчеле.

- На лесной опушке растут цветы. Пчелки очень любят сладкий сок – нектар. Они летят к цветам за нектаром. Сравните количество цветков и количество пчел. (Пчёл столько же, сколько цветков).

-Как вы это узнали?

Дети: Сосчитали пчел и цветы. У каждой пчелы есть пара – цветок.

Б)- Пчёлки насекомые полезные или вредные? Почему вы так считаете? (Пчелы приносят мёд.) Воспитатель:  Оказывается главным вкладом пчел  является вовсе не мед, который они производят. Хотя мед очень полезен, но куда более важна для человека деятельность пчел по опылению растений. Опыление необходимо, чтобы в цветках образовались семена и плоды.  Без помощи этих насекомых-опылителей ни огурец, ни яблоня, ни вишня, ни гречиха  просто не давали бы хорошего урожая!

                                               

- К цветочкам прилетели бабочки. Сравните количество цветов и бабочек. (5 и 6)

-Прилетела птичка. Посмотрите на её клюв -  в какую сторону он раскрыт? (Птичка раскрыла клюв в сторону, где больше).

Дети выкладывают на столе, и между картинками две счетные палочки, моделирующие знак.

Воспитатель: Что у вас получилось? («5 меньше 6»)

Птичка перелетела на другую поляну. Что вы заметили? ( 4 цветочка и 5 бабочек).

-Поставьте знак.

-Что у вас получилось  («4 меньше 5»).

На доске ребенок  рядом с картинками выкладывает  цифры и между ними знак.

Сам. работа.

Воспитатель: Положите слева 4 кружочка и справа 4 таких же кружочка. Чего больше, меньше? Покажите с помощью палочек.

- Уберите слева 1 кружок и положите его справа. Поставьте знак. …(имя ребенка) , какой знак ты поставила?

Ребенок: 3 меньше 5.

-Уберите справа 3 кружка и положите их слева. Где теперь кружков больше, где меньше? Покажите палочками. (6 больше 2).

-Молодцы.

3. «Два обруча» с использованием блоков Дьенеша.

-А теперь мы отправимся на полянку где  много цветов и насекомых. Садитесь на ковер.

Воспитатель раскладывает обручи.

1)-На этой полянке живут только синие  жуки, а на этой только круглые. (Дети раскладывают. В середине оказываются круглые синие жуки) Почему ? (Т.к. они могут жить и на той и на другой поляне.)

2)-На этой поляне растут желтые цветы, а на этой только треугольные. (В середине желтые треугольники)

3)- На эту полянку прилетели красные бабочки, а на эту только квадратные. ( В середине красные квадраты).

-Молодцы! На полянке ещё кто-то был. А кто был нам надо отгадать. Проходите на места. (Дети садятся). Поднимите правую руку, поднимите левую. Открываем тетради. Нашли красную точку. Поставили карандаш. Слушайте внимательно.

4. Работа в тетради. Графический диктант.

Воспитатель: Ребята, кто ещё был на полянке? (Птицы)

-Правильно. Какие замечательные птицы у нас получились! Закройте тетради.

5. Расшифруй слово.

-Давайте вспомним,  кто был на полянке или мог бы быть.

Пчела ( еплча – 31425), гусеница (гуцасине-12583654), комар (крома -15235)

6. Итог.

-Сегодня вы справились со всеми заданиями.

Что было интересным?

-Что было сложно?

«Почини одеяло».Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах, учить быстро находить недостающие фигуры.

Предлагаю детям рассмотреть одеяло, рядом лежат геометрические фигуры. Дети должны подобрать геометрические фигуры, которые будут подходить к нашему одеялу.

«Чудесный мешочек» Цель: Закрепить умение узнавать предметы на ощупь. Правильно называть их.

В чудесный мешочек помещаю: кубик, мяч, конус, цилиндр, прямоугольник, треугольник, овал. Ребенок должен в мешке найти форму предмет по инструкции воспитателя, назвать ее, а потом только достать и показать.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

На фланелеграфе расположены картинки (пингвин, заяц, жук, медведь, цыпленок)

Воспитатель:

- кто в правом нижнем углу?

- кто в левом верхнем углу?

- кто в левом нижнем углу? -кто в правом верхнем углу?

Далее поменять картинки местами.

Воспитатель спрашивает детей, что изменилось?

«Чудесный мешочек» 

Цель: Закрепить умение узнавать предметы на ощупь. Правильно называть их.

В чудесный мешочек помещаю: кубик, мяч, конус, цилиндр, прямоугольник, треугольник, овал. Ребенок должен в мешке найти форму предмет по инструкции воспитателя, назвать ее, а потом только достать и показать.

«Почини одеяло».Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах, учить быстро находить недостающие фигуры.

Предлагаю детям рассмотреть одеяло, рядом лежат геометрические фигуры. Дети должны подобрать геометрические фигуры, которые будут подходить к нашему одеялу.

Как самим сделать «Танграм»:

Игра очень проста в изготовлении. Квадрат 8х8 см из картона, пластика, одинаково раскрашенный с двух сторон разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.

hello_html_m2b086080.jpg    hello_html_m5512e38.jpg

Фигуры животных, рекомендуемые для составления из геометрических фигур дома.

«Сколько геометрических фигур спряталось в фигурах».

Обратите внимание, что вам нужно сделать. Вам необходимо посчитать, сколько спряталось геометрических фигур и выбрать нужную цифру, которая соответствует количеству треугольников, квадратов

Задачи в стихах:

Пять ворон на крышу сели

2 еще к ним прилетели,

Отвечайте быстро, смело

Сколько всех их прилетело ( 5+2=7)

Дядя Ежик в сад зашел,

Десять спелых груш нашел.

Три из них он дал ежатам,

Остальные же —зайчатам.

Сколько груш получили зайчата?

(10- 3=7)

Вышла курочка гулять.

Забрала своих цыплят.

7 бежали впереди,

3 остались позади.

Беспокоится их мать

И не может сосчитать.

Сосчитайте - ка, ребята,

Сколько было всех цыплят? (7+3=10)

Игра в шарики.
- Обведи кружками пары шариков, сумма которых составляет 10.
Пример:

Дикобраз.
Заполни пустые кружки этого числового «дикобраза».

Какие геометрические фигуры должны получиться при соединении двух деталей? Нарисуй их в рамочках справа.

развиваем мышление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП «Занимательная математика» (старшая группа)

Цель: закрепление знаний, умений и навыков у детей, ранее полученных на знаниях по ФЭМП.Задачи:Образовательные:1. Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.2. Закреплять навыки ко...

Конспект занятия по ФЭМП «Занимательная математика» (средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП «Занимательная математика» (средняя группа)...

Конспект занятия по ФЭМП "Занимательная математика".

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интелекта ребёнка играет математика....

Конспект НОД по ФЭМП «Занимательная математика со Смешариками» (подготовительная группа)

Цели: закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах 10; порядкового счёта; названия дней недели, частей суток; совершенствовать знания детей о составе числа из двух меньших (7,8); продолж...

Конспект занятия по ФЭМП «Занимательная математика» (старшая группа)

Цель: закрепление знаний, умений и навыков у детей, ранее полученных на знаниях по ФЭМП....