Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста
план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему

Поваляева Светлана Викторовна

На всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одну из центральных мест. Поэтому математическое развитие младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности.

В связи с этим возникла проблема: как обеспечить ознакомление детей с геометрическими фигурами. С этой целью и был написан проект, участвуя в котором дети не только знакомятся с геометрическими фигурами, но и развивают свои математические представления о цвете, размере, форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_dlya_sayta.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста

На всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одну из центральных мест. Поэтому математическое развитие младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности.

В связи с этим возникла проблема: как обеспечить ознакомление детей с геометрическими фигурами. С этой целью и был написан проект, участвуя в котором дети не только знакомятся с геометрическими фигурами, но и развивают свои математические представления о цвете, размере, форме.

Тема: «В гости к мишке и кукле Кати»

Программное содержание:

  1. Учить детей различать группы предметов по количеству: много- мало, меньше- больше.
  2. Продолжить учить детей различать цвет и форму геометрических фигур ( круг, квадрат).
  3. Развивать логическое мышление, координацию движений, мелкую моторику.
  4. Воспитывать эмоциональный отклик на действия и обращения воспитателя.

Словарная работа: много- мало, меньше- больше, круг, квадрат.

Предварительная работа: дидактические игры «Чудесный мешочек» ( с геометрическими фигурами), «Что за форма», «Залатай коврик», «Подбери по цвету».

Материал и оборудование: погремушки, кубики, кукла, мишка, блоки Дьенеша (круги, квадраты), корзины круглой и квадратной формы.

Организация:  по подгрупам.

Ход занятия

Психогимнастика «Солнышко»

Воспитатель предлагает детям пойти в гости к кукле Кати и мишке.

Воспитатель создает ситуацию: в одной комнате играет кукла с погремушками, их у нее 6 шт., в другой комнате (рядом) играет мишка, у него тоже погремушки,  их 3 шт. (погремушки разного размера, формы и цвета)

Воспитатель: У куклы и мишки есть новые игрушки. Хотите их посмотреть?

Воспитатель :  

 -   какие игрушки у Кати? (о.д.)

 -  сколько у нее погремушек? (о.д.)

-  какие игрушки у Мишки? (о.д.)

- сколько у него погремушек? (о.д.)

-у кого больше погремушек- у Кати или у Мишки? (о.д.)

-правильно, у Кати погремушек больше.

Счет погремушек воспитателем ( одна, еще одна… До 6 шт.) Вот как их много.

Воспитатель: посмотрите на Мишкины погремушки: одна, еще одна, еще одна –и все. Больше нет. Мало погремушек у мишки.

- у кого много погремушек? (о.д.)

- у кого мало погремушек? (о.д.)

-да, правильно вы сказали: у куклы много погремушек, а у мишки мало. У него меньше погремушек, чем у Кати, у Кати больше.

Воспитатель: Катя и мишка хотят играть с кубиками. Давайте поделим кубики между Катей и мишкой. Мишке дадим кубиков больше, а Кате меньше, чем у мишки.

Воспитатель выставляет коробку с кубиками одного цвета.

- что это? (о.д.)

-какого цвета кубики? (о.д.)

-а сейчас возьмите по одному кубику и поставьте мишке много кубиков

-сколько кубиков у мишки? (о.д.)

-а сколько кубиков осталось в коробке? (о.д.)

-кому мы поставим эти кубики? (о.д.)

-сколько кубиков у Кати? (о.д.)

-у кого кубиков больше? (о.д.)

-у кого кубиков меньше? (о.д.)

-мишка с куклой играют с кубиками и мы тоже с вами поиграем.

Физкультминутка «Это я»я

Это глазки. Вот, вот – показывают сначала одной рукой

Это ушки. Вот, вот- берутся  за ухо

Это нос. Это рот- показывают рот, нос

Там спинка. Тут живот-ладонь на спину, другую на живот

Это ручки. Хлоп, хлоп- хлопки руками

Это ножки. Топ, топ -топают

Ох устали, вытрем лоб -правой ладонью проводят по лбу (меняют руку)

Воспитатель: дети, посмотрите, мишка с куклой играли и не убрали за собой фигуры. Давайте мы с вами наведем порядок в группе: положим фигуры в корзины.

-какого цвета эта корзина? (о.д.)

-на какую фигуру похожа эта корзина? (о.д.)

-какого цвета эта корзина? (о.д.)

-на какую фигуру она похожа? (о.д.)

Синие круги мы положим в корзину круглой формы, а желтые квадраты мы положим в корзину квадратной формы.

(дети выполняют задание: сначала выбирают круги синего цвета и кладут в корзину круглой формы, затем желтые квадраты в корзину квадратной формы)

Индивидуальная работа с детьми в ходе выполнения задания.

Воспитатель:

-дети, посмотрите, какие фигуры мы положили в эту корзину? (круглую, затем квадратную)

-посмотрите, а мы все фигуры убрали?

-какого цвета фигуры остались? (о.д.)

А давайте эти фигуры положим в коробку  красного цвета. (дети выполняют задания)

Какие вы все молодцы! Помогли навести порядок в группе. Давайте поставим корзинки на полку. Вот посмотрите мишка и Катя улыбаются. Они довольны, что мы им помогли, говорят нам «спасибо». Они всегда будут за собой убирать игрушки.  Давайте скажем им «до свидания» и пойдем тоже играть.

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе

 Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи  взрослого и ребенка.   Роль развития речи ребенка на третьем году жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, мышления, памяти, совершенствует все виды детской деятельности и “социализацию” ребенка. В психологических,  лингвистических Запорожец А.В., Лисина М.И., Выготский Л.С.,  Шахнарович А.М., Филичева Т.Б, Жукова Н.С., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. В раннем возрасте закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень. Это благоприятный возраст для речевого развития.

Программное содержание:

  1. Учить детей составлять подробные описания, активировать словарь за счет слов, обозначающих одежду и цвета.
  2. Учить детей отвечать на вопросы, повторять за воспитателем.
  3. Упражнять детей строить высказывания в форме законченных предложений.
  4. Упражнять в правильном образовании существительных единственного и множественного числа в родительном падеже.

Ход занятия

Дети входят в группу с воспитателем .

Воспитатель:  дети, давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки.

Дети с воспитателем подходят к столу, на котором стоит красивая коробка.

Воспитатель:  Дети, посмотрите какая красивая коробка! Вам хочется узнать, что в ней находится? Тогда давайте с вами откроем ее и посмотрим, что же там лежит.

Воспитатель достает  из коробки куклу.

Воспитатель:  Дети, кто это?

Правильно, это кукла Маша.

Воспитатель достает вторую куклу.

Воспитатель:   а как зовут эту куклу?

Правильно, это кукла катя.

Дети, давайте с вами поздороваемся с куклами.

Куклы одеты в теплую зимнюю одежду.

Воспитатель:   дети, а как одеты куклы?

А, как вы думаете, почему куклы одеты тепло?

Дети, скажите кукла Маша большая или маленькая?

А кукла Катя?

Дети, расскажите, как одета кукла Маша?

А сейчас я буду называть вид одежды, а вы его цвет.

( Например: Воспитатель:  у куклы Маши меховая шапка…

Дети: черного цвета).

А теперь подумайте и скажите: одинаково ли одеты куклы?

Дети сравнивают как одеты куклы.

( Например: У Кати есть шарф, а у Маши-нет)

Воспитатель:   а сейчас дети давайте с вами составим рассказ как одета кукла Маша (Катя).

Воспитатель составляет рассказ, дети- дополняют.

Воспитатель:   дети расскажите как одета кукла, которая вам понравилась?

Воспитатель хвалит ответы детей.

Воспитатель:   дети, а давайте с вами поиграем.

Воспитатель называет имя куклы: если Катя- дети поднимают руки вверх, а если Маша- дети приседают.

Воспитатель:   дети мне сейчас куклы пошептали на ушко, что они пришли не одни. С собой они привели зверюшек.

Воспитатель достает из коробки6 утят, курочек, лисичек ( по 2 шт).

Воспитатель:  они тоже хотят с вами поиграть.

Проводится игра « Чего не стало».

Воспитатель:  дети, куклам Кате и  Маше вы очень понравились. Вы все правильно отвечали на вопросы, называли виды одежды и цвет, учились составлять рассказ о куклах, правильно угадывали зверюшек. Все были молодцы. А сейчас куклы Катя и Маша приглашают вас на прогулку: поиграть в снежки, покататься на саночках. Давайте скажем нашим гостям до свидания.

Дети прощаются и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект игры на формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста ( первая младшая группа)

План  -  конспект   игры   на формирование   элементарных математическихпредставлений  у  детей  раннего возраста  ( первая млад...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего возраста "Сказка"

Упражнять в счёте предметов, учить видеть равенство и неравенство их количества, учить соотносить цифры с количеством предметов. Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в группе раннего возраста « Один, много, ни одного»

Тема: Один, много, ни одногоЦели: Учить отвечать на вопрос "сколько? '' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и в...

Методическая разработка. Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей раннего возраста с нарушениями слуха. Тема: "Цвет"

Данная методическая разработка представляет собой  - конспект занятия по формированию элементарных математических представлений  для детей раннего возраста с нарушениями слуха по теме : &quo...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста на тему: «Путешествие в лес»

Цель: Формировать умение детей соотносить предметы по цвету, объединять одинаковые предметы в предметные множества по словесному заданию.Задачи:Образовательные:1. Учить детей запоминать и называт...