Конспект НОД по математическому развитию в средней группе "Весна"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Сумакова Елена Владимировна

Цель: формирование математических представлений порядкового и количественного счета.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по математическому развитию

Возрастная группа: средняя

Тема: «Весна»

Цель: формирование математических представлений порядкового и количественного счета.

Программные задачи.

Образовательные задачи:

- совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах пяти, правильного использования количественных и порядковых числительных;

- совершенствование умения отвечать на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?;

- совершенствование умения сравнивать множества в условиях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга и уравнивать неравные группы предметов двумя способами;

- совершенствование навыка ориентировки на плоскости.

Развивающие задачи:

- развитие мыслительных операций, речевой деятельности, зрительного восприятия;

- развитие координации речи с движением;

- развитие представлений о смене времен года и их очередности.

Воспитательные задачи:

- воспитание положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества, взаимодействия, активности, самостоятельности.

Оборудование. Интерактивная доска.

Демонстрационный материал: плоскостные изображения ручейка, корабликов, слайды сюжетных картинок о весне.

Раздаточный материал: плоскостные фигуры корабликов разного цвета, рабочие тетради по числу детей, мягкие цветные карандаши.

Предварительная работа. Знакомство с цифрами от «1» до «5» в игровой и совместной деятельности в течение первого и второго периодов работы. Разучивание упражнения «Зима прошла».

Ход образовательной деятельности

  1. Организационный момент. Упражнение «Весенний ручей». Создание положительного эмоционального фона занятия. Формирование временных представлений.

(Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает их к интерактивной доске, на которой сюжетная картинки весны. Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом перед доской) 

Педагог.

В нозреватом снегу то ползу, то бегу,

Наполняясь от жарких лучей.

Я бумажные лодки несу, как могу:

Я – не снег, я весенний ручей!

                                                 Г.Маура

Какое время года изображено на картине?

Дети. Весна.

Педагог. Почему вы так думаете?

Дети. Тает снег, бежит ручей, расцвели подснежники, набухли почки на дереве.

Педагог. Правильно. А после какого времени года наступила весна?

Дети. После зимы.

Педагог. А какое время года было перед зимой?

Дети. Осень.

Педагог. Верно, молодцы!

  1. Упражнение «Разноцветные кораблики». Формирование навыка порядкового счета. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости.

(Педагог прикрепляет на изображение ручейка изображения разноцветных корабликов: белого, желтого, голубого, розового, зеленого.)

Педагог. Вот какие разноцветные кораблики плывут по ручейку. Сосчитайте их по порядку слева направо.

(Один ребенок подходит к интерактивной доске и показывает рукой кораблики.)

Дети. Первый, второй, третий, четвертый, пятый.

Педагог. Хорошо. Еще раз сосчитайте кораблики по порядку справа налево.

(Ребенок показывает рукой кораблики.)

Дети. Первый, второй, третий, четвертый, пятый.

Педагог. Меняется ли количество корабликов от того, что мы считали их слева направо или справа налево?

Дети. Нет, не меняется.

Педагог. Который по счету желтый кораблик, если начинать считать слева?

Дети. Второй.

Педагог. Который по счету желтый кораблик, если начинать считать справа?

Дети. Четвертый.

Педагог. Молодцы! Вы очень хорошо считали кораблики.

  1. Упражнение «Чудесные кораблики». Совершенствование умения отвечать на вопросы «Сколько всего?», совершенствование умения сравнивать множества в условиях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга и уравнивать неравные группы предметов двумя способами; совершенствование навыка ориентировки на плоскости.

(Педагог выкладывает разноцветные кораблики на доске вразбивку приглашает детей за столы, где разноцветные кораблики также расположены вразбивку на плоскости стола, а остальной раздаточный материал находится в контейнере. Вызывает одного ребенка к доске.)

Педагог. Чудесные кораблики! Сосчитайте, сколько всего корабликов с красным парусом.

Дети. Один, два, три, четыре, пять. Всего пять  красных корабликов.

Педагог. А сколько корабликов с зеленым парусом?

Дети. Один, два, три, четыре. Всего четыре кораблика.

Педагог. Как можно узнать, каких корабликов больше?

Дети. Можно поставить их парами.

(Дети расставляют кораблики парами.)

Педагог. Каких же корабликов больше?

Дети. Красных корабликов больше, чем зеленых .

Педагог. Каких же корабликов меньше?

Дети. Зеленых корабликов меньше, чем красных.

Педагог. На сколько больше красных корабликов?

Дети. На один.

Педагог. Почему?

Дети. Один красный кораблик лишний.

Педагог. Как сделать так, чтобы корабликов стало поровну?

Дети. Надо добавить еще один зеленый кораблик.

Педагог. Сделайте.

(Дети берут из контейнера и добавляют  еще один зеленый кораблик.)

Педагог. Сколько теперь красных корабликов?

Дети. Пять.

Педагог. И зеленых корабликов тоже пять. Что можно сказать о количестве красных и зеленых корабликов?

Дети. Их стало поровну, одинаково.

(Педагог просит ребенка, работавшего у доски убрать один зеленый кораблик.)

Педагог. Как можно по-другому сделать так, чтобы корабликов стало поровну?

Дети. Надо убрать один красный кораблик.

(Дети убирают один красный кораблик.)

Педагог. Сколько теперь зеленых корабликов?

Дети. Один, два, три, четыре. Всего четыре кораблика.

Педагог. И красных корабликов тоже четыре. Что можно сказать о количестве синих и зеленых корабликов?

Дети. Их стало поровну, одинаково.

(Педагог убирает кораблики с магнитной доски.)

  1. Физкультурная пауза. Упражнение «Зима прошла». Развитие координации речи с движением.

(Педагог приглашает детей в центр группового помещения и делает упражнение вместе с ними.)

Воробей с березы                       Дети ритмично прыгают, хлопают себя

На дорогу – прыг!                      по бокам.

Больше нет морозов,

Чик-чирик!

Вот журчит в канавке                Бегут по кругу, взявшись за руки.

Быстрый ручеек,

И не зябнут лапки –                   Ритмично прыгают по кругу сначала по

Скок, скок, скок!                        часовой стрелке, потом – против.

Высохнут овражки –

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки –

Чик-чирик!

               М. Клокова

5. Работа в тетради. Упражнение «Лишний кораблик». Развитие мыслительных операций, зрительного восприятия и внимания.

(Педагог приглашает детей за столы, на которых лежат раскрытые тетради и карандаши.)

Педагог. Посмотрите, какие красивые бумажные кораблики. Сосчитайте их.

Дети. Один, два, три, четыре. Всего четыре кораблика.

Педагог. Рассмотрите кораблики внимательно и найдите один кораблик, который отличается от других. Обведите не такой, как все, кораблик в кружок.

(Дети выполняют задание.)

Педагог. Молодцы! Чем же этот кораблик отличается от всех остальных?

Дети. У всех корабликов флажки квадратные, а у этого – треугольный. У всех корабликов флажки синие, в у этого – красный. У всех корабликов есть якорь, а у этого – нет.

Педагог. Вы нашли все отличия. Я вами горжусь.

(Дети закрывают тетради. Педагог убирает тетради и карандаши.)

6.Организация окончания НОД. Оценка работы детей.

(Дети рассказывают, что им было интересно делать на занятии, чему они научились. Педагог оценивает работу каждого ребенка.)

Консультация для родителей

Тема: «Обучение детей среднего дошкольного возраста количественному и порядковому счету в условиях дошкольной образовательной организации»

Как часто мы задаем ребёнку такие вопросы: Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота?

Чтобы все это посчитать, нужно знать цифры.

http://zubareva.ucoz.ru/_pu/1/34560494.jpg

А вы не задумывались, откуда пришли числа? Первобытные люди, так же как и современные дети не знали счета. Детей теперь учат, а первобытных людей некому было учить. Их учила сама жизнь. Наблюдая окружающую природу, от которой он полностью зависел, он научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака, из колоса – одно зерно. Поначалу они определяли это соотношение один – много. Частые наблюдения множества, состоящие из пары предметов (глаза, уши, руки, ноги, крылья) привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, когда видел пару уток, он сравнивал их с парой глаз. А если видел больше, то говорил «много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а потом 4, 5.

Числа были придуманы людьми для счета, а также для фиксирования результатов измерения величин.

Добывая добычу, обменивая её на предметы своего труда, древние люди показывали нужное число на пальцах. Следы счета на пальцах сохранились во многих странах. Например, в Китае и Японии предметы домашнего обихода считают не дюжинами, а пятерками и десятками.

После того как понятия числа сформировалось, числа стали самостоятельными объектами науки «математика» и появилась возможность изучать числа и действий с ними. Наука, изучающая числа и действия с ними, получила название «арифметика» (в переводе с греческого число).

Каждое множество равномощно только одному числу. Поскольку число означает количественную характеристику, его называю количественным.

При количественном счете результат не зависит от того, в каком порядке пересчитывались элементы. Важно только не пропустить элементы при счете и не пересчитывать один и тот же элемент дважды. Количественный счет отвечает на вопрос: «Сколько?»

При счете элементов множества происходит процесс их нумерации. Счет – это процесс упорядочивания множества путём присвоения каждому элементу множества определенного номера. В этом случаи натуральное число обозначает свой порядковый номер некоторого элемента и называется – порядковым.

При порядковом счете результат зависит от того, при какой последовательности пересчитывались элементы. Порядковый счет отвечает на вопрос: «Который по счету?»

Счет – это процесс нумерации элементов множества. Этот процесс подчиняется определенным правилам:

- первому отмеченному предмету ставится в соответствии число 1;

- на каждом следующем шаге, выбирается предмет ещё не отмеченный ранее;

- ему ставится в соответствии число, следующее за последующим из уже названных.

В основу заложен принцип, что каждое последующие число, начиная со второго, на единицу больше предыдущего.

После того, как ребёнок научился считать, то есть знание счета подразумевает знание слов числительных, названия их порядка при счете, понимания смысла процесса нумерации предметов нужно ввести активное использование приема пересчета каких-либо конкретных предметов. Это ему позволит соотносить название числа с определенным предметом или группой предметов, и определения общего количества предметов. Понимание того, что последний названный номер является характеристикой количественного состава множества, и умение соблюдать правила счета.

Большая нагрузка при освоении счета приходится на механическую память, а не мыслительную операцию. Для того чтобы ребёнок не осваивал его на формальном уровне, на первых порах этот процесс следует обязательно сопровождать предметными действиями: откладыванием, показыванием, а также проговариванием вслух.

В средней группе детского сада детей учат вести счет в пределах 5. Закрепление соответствующих представлений и способов действий служит дальнейшей основой для развития деятельности счета. Большое внимание уделяется навыкам счета; детей, учат вести счет предметов, слева на право, указывая на предмет по порядку, согласовывать числительные с существительными в роде числе, именовать итог счета. Если кто-то не понимает итогового значения последнего названого при счете числа, то ему предлагается обвести сосчитанные предметы рукой. Круговой обобщающий жест, помогает ребёнку соотнести последнее числительное со всей совокупностью предметов. Но в работе с детьми пяти лет он как правило уже не нужен. Детям теперь нужно сосчитать предметы на расстоянии, молча, т.е. про себя.

На пятом году жизни необходимо только показать разницу между количественным и  порядковым счетом.

Обучение дошкольников счету будет более успешным, если  использовать наглядные методы. Важно, чтобы ребенок понял, как получается каждое новое число.http://s44.radikal.ru/i106/1202/33/67d2de1c5d82.jpg

Наглядный материал:

·       Предметы одного вида, отличающиеся между собой каким-либо признаком (цвет).

·       Предметы разного вида, но объединенные родовым понятием (посуда, игрушки).

Алгоритм обучения  счету:

1.     Рассматриваем предметы, выясняем, чем они отличаются, определяем их количество.

2.     Выясняем, сколько их всего. Для этого можно вызвать ребенка, попросить посчитать, тем самым закрепляя счет.

3.     Объяснение воспитателя: «Для того, чтобы ответить на вопрос «сколько?» – считаем так: один, два, три….»

4.     Показываем разницу между количественным и порядковым счетом.  Идет показ воспитателя: «А когда мы хотим узнать, на котором месте предмет, считаем по-другому: первый, второй, третий….».

 Таким образом, отличие порядкового счета от количественного:

- цель количественного счета – определение общего количества элементов множества, цель порядкового счета – определение места предмета среди других;

- при количественном счете используются количественные числительные (один, два и т.д.), при порядковом – порядковые (первый, второй и т.д.);

- при количественном счете отвечаем на вопрос «Сколько?», при порядковом – «Какой по счету?» или «Который?» или «На котором месте стоит этот предмет?»;

- при количественном счете направление не имеет значения, при порядковом – имеет значение;

- при количественном счете последнее названное числительное относится ко всей совокупности, при порядковом оно имеет два значения: относится ко всей совокупности, если перечислены таким образом все предметы, указывает место последнего предмета среди других, а если порядковый счет останавливается не на последнем предмете, то порядковое числительное указывает только его место.

Для закрепления навыков счета используется большое количество упражнений. Упражнения в счете должны быть почти на каждом занятии до конца учебного года. Чтобы создать предпосылки для самостоятельного счета, меняют счетный материал, обстановку занятий, чередуют коллективную работу с самостоятельной работой детей с пособиями, разнообразят приемы. Используются разнообразные игровые упражнения, в том числе такие, которые позволяют не только закреплять умение вести счет предметов, но и формировать представления о форме, размере, способствуют развитию ориентировки в пространстве. Счет связывают со сравнением размеров предметов, с различением геометрических фигур и выделением их признаков; с определением пространственных направлений. http://poznaemmir.com/wp-content/uploads/2013/06/9178_html_7b9b44f3.png

Детям предлагают найти определенное количество предметов в окружающей обстановке. Вначале ребенку дают образец (карточку). Он ищет, каких игрушек или вещей столько же, сколько кружков на карточке. Позднее дети учатся действовать лишь по слову. ("Найди 4 игрушки".) Проводя работу с раздаточным материалом, надо учесть, что дети еще не умеют отсчитывать предметы. Задания вначале даются такие, которые требуют от них умения считать, но не отсчитывать.

При обучении счёту у детей могут наблюдаться следующие ошибки:

- называя числительные начинают со слова «раз»;

- пропускают предметы, дотрагиваются до одного предмета дважды;

- считают свои движения, а не предметы, нет координации между словом и движением;

- не выделяют итогового числа («безытоговый счёт»), не могут ответить на вопрос «сколько?»;

- затрудняются в согласовании числительных с существительными;

- называют после каждого числительного предмет;

- путают количественные и порядковые числительные.

 Применение счета в разных видах детской деятельности.

Обучая счету, не следует ограничиваться проведением формальных упражнений на занятиях. Воспитатель  стремится к тому, чтобы счет использовался детьми повсеместно, и число наряду с количественными и пространственными признаками предметов помогало бы детям лучше ориентироваться в окружающей действительности.

Воспитатель постоянно использует и создает различные жизненные и игровые ситуации, требующие от детей применения навыков счета. В играх с куклами, например, дети выясняют, хватит ли посуды для приема гостей, одежды для того, чтобы собрать кукол на прогулку, и пр. В игре в "магазин" пользуются чеками-карточками, на которых нарисовано определенное количество предметов или кружков. Воспитатель своевременно вносит соответствующие атрибуты и подсказывает игровые действия, включающие счет и отсчет предметов.

В быту часто возникают ситуации, требующие выполнения счета: по заданию педагога дети выясняют, хватит ли тех или иных пособий или вещей детям, сидящим за одним столом (коробок с карандашами, подставок, тарелок и пр.). Дети считают игрушки, которые взяли на прогулку. Собираясь домой, проверяют, все ли игрушки собраны. Любят ребята и просто пересчитывать предметы, которые встречаются по пути.

Обучение счету сопровождается беседами с детьми о назначении, применении счета в разных видах деятельности. Стремясь углубить представления детей о значении счета, педагог разъясняет им, для чего люди считают, что они хотят узнать, когда считают предметы. Советует детям посмотреть, что считают их мамы, папы, бабушки.

Итак, в средней группе под влиянием обучения формируется счетная деятельность, умение считать различные совокупности предметов в разных условиях и взаимосвязях.

http://ourkidsfamily.ru/uploads/posts/2013-09/1378790680_10.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математическому развитию в средней группе "Поможем Красной Шапочке"

Конспект итогового занятия по математике в средней группе детского сада...

Конспект занятии по математическому развитию в средней группе. "Волшебные коврики"

Конспект занятии по математическому развитию в средней группе...

Конспект НООД по математическому развитию в средней группе "Считаем до 10"

конспект занятия по математикев средней группе. дети учатся считать в пределах 10...

"Три медведя". Конспект занятия по математическому развитию в средней группе

закрепление  и обобщение  знаний детей о свойствах предметов : высокий- низкий, большой- маленький, длинный- короткий, широкий- узкий.Совершенствовать устный счет в пределах трех.Закре...

Конспект НОД по математическому развитию в средней группе по сюжету сказки «Теремок»

Программные задачи:• Познакомить детей с прямоугольником, учить различать прямоугольник и квадрат.• Формировать умение соотносить количество предметов с числом.• Совершенствовать навыки счета в предел...

Конспект ННОД по математическому развитию в средней группе Тема: «Домик для матрешки»

Конспект ННОД по математическому развитию основан на работе с "Палочками Кюизинера"....