Итоговое занятие по ОО «Познание» на тему «Путешествие в страну Математики» в подготовительной группе
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Чеботарёва Галина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по ОО «Познание» на тему «Путешествие в страну Математики» в подготовительной группе

Цель: Закрепление и обобщение полученных знаний.

Задачи:

Образовательные: Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические на сложение и вычитание в пределах 10. Закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке; умение называть дни недели и «соседей» дня и числа. Совершенствовать знания о геометрических фигурах; умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: спереди, сзади, слева, справа, сверху, внизу; понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно.  Формировать навык самоконтроля; умение сравнивать числа и пользоваться знаками <, >. Упражнять детей в умении воспринимать задание на слух (количество хлопков), сопоставлять действия со словами.

Развивающие: Развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, логическое мышление, внимание, сосредоточенность, память; слуховое внимание и координацию движений.

Воспитательные: Воспитывать целеустремленность,  интерес к математическим знаниям, активность, самостоятельность.

Материалы и оборудование: 2 письма (и посылка) от Королевы Математики; лист ватмана; клеящие карандаши; числовые карточки от 1 до 10 (2 комплекта);  материал для решения арифметических задач; мяч; буквенно-числовые карточки от 1 до 10;

Раздаточный: числовые карточки от 1 до 10 в двух экземплярах; листы бумаги в клетку; простые карандаши; геометрические фигуры разных цветов и размеров;  золотые медали «Юному математику».

Ход занятия.

Воспитатель:      В круг широкий вижу я

                              Встали все мои друзья.

                              Мы сейчас пойдем налево,

                              А теперь пойдем направо,

                              В центре круга соберемся

                              И опять назад вернемся.

                              Друг на друга посмотрели

                              Улыбнемся, подмигнем,

                              Заниматься мы начнем.

Ребята, смотрите, что я нашла сегодня утром в нашей группе, это письмо. (Рассматривает конверт). Это письмо нам прислала сама Королева Математика. Хотите, чтобы я его прочитала? 

Дети: Да.

Воспитатель: Вот, послушайте, что она пишет (читает письмо)

«Здравствуйте, ребята. На наш остров обрушился ураган, королевство Математики разрушено. Он перепутал дни недели, разрушил геометрические фигуры в моем городе, испортил узоры из счетных палочек! Ураган так перепутал все цифры, что число 10 никак не получается! Добрые и приветливые жители остались без жилья.  Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь.                                                                                                            Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности. А путь к нашей стране укажет вам карта. Ваш друг  Королева страны Математика».

Ребята, вы согласны отправиться в путешествие и помочь  навести порядок в ее математическом царстве-государстве?

Дети: Да!

Воспитатель: Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно пройти пароль. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!

Прохождение пароля   «Вопрос – ответ»

1. Если дерево выше куста, то куст? (ниже дерева)

2. Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?

3. Если канат толще нитки, то нитка?

4.  Кто старше: мама или бабушка?

5. Что больше: целое или половина?

6. Сколько дней в неделе? Сколько в неделе выходных дней? 

7. Какой сегодня день недели?

8.Какой день недели был вчера?

9. Какой день недели будет завтра?

10.Сколько времён года? Назови их?

11. Весну сменит зима?

12.Что длиннее неделя или месяц?

13. Мадина, кто стоит справа от тебя, а слева?
14. Карина, что находится сзади и впереди тебя?

15. Какое число больше 8, но меньше 10?

 

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы успешно прошли пароль. Тогда отправляемся, но как мы туда попадем, ведь страна находится на острове? (Выслушиваю мнение детей)

Воспитатель: Ребята,   каждому из вас я даю карточку, на которой спрятан номер вашего места за столом. Кто правильно решит пример, тот займет свое место. Пожалуйста, «прочитайте» свою карточку.  

Воспитатель: А чтобы узнать, на чем мы отправимся, выполним  математический  диктант:

2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 10 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз, 5 влево, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 8 вниз, 5 влево, 1 вверх, 1 влево.

Что у вас получилось? 

Дети: Корабль.

Воспитатель:  Мы поплывем на корабле. Прошу всех занять свои места. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Вот мы и в море. Слышите? Это голос  моря.  

(Звучит фонограмма  «Море»).

Воспитатель: Давайте подышим прохладным морским воздухом. Вот мы и добрались до острова, куда же нам теперь идти? Давайте, посмотрим на карту. На острове все названия математические.

Поляна “Числовая”

Задание 1: Все цифры перепутались, каждая цифра не на своем месте. Вспомните прямой и обратный счет от 0 до 10 и от 10 до 0. А теперь надо расставить их по местам. Справились? Молодцы.

Задание 2: Назовите число, которое я пропустила.

Задание 3: «Покажи соседей»

Задание 4: В этих корзинках спрятаны разные предметы. Для того, чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадку и правильно посчитать.

Послушайте внимательно

В красной корзинке лежит:

Фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож,

Бок зеленый солнцем греет

Он желтеет и краснеет. (Груша)

А сколько же там лежит груш, если их меньше 8, но больше 6.

В желтой корзинке:

Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой

Не с конфетной фабрики-

Из далекой Африки. (Лимон)

Их меньше 4, но больше 2.

В синей корзинке:

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад. (Гриб) .

Их больше 8, но меньше 10.

В оранжевой корзинке:

Как у бабушки на грядке

Вырос овощ очень сладкий,

Проведем мы тренировку -

Кто быстрей сгрызет (Морковку).

Их больше 4, но меньше 6.

Воспитатель: молодцы ребята! Правильно посчитали.

Задание 5: Сравни количество предметов (используем знаки >, < или =.

(Детям предлагаются предметные картинки, между которыми необходимо поставить нужный знак)

Задание 6: Добавь или убери лишние предметы, чтобы их количество соответствовало цифре. (На доске представлены образцы)

- На числовой поляне порядок, а нам нужно идти дальше?

Физкультминутка:

Как живешь? Вот так!

Как идешь? Вот так!

Как бежишь? Вот так!

Вслед глядишь? Вот так!

Ночью спишь? Вот так!

Как берешь? Вот так!

Как даешь? Вот так!

Как шалишь? Вот так!

А грозишь? Вот так!

(Движения выполняются по тексту)

Поляна «Задачная»

Задание 1:

1. Сколько ушей у двух кошек? (4)

2. Сколько глаз у светофора? (3)

3. Сколько пальцев на одной руке? (5)

4. Сколько солнышек на небе? (1)

5. Сколько лап у двух собак? (8)

6. Сколько пальцев на двух руках? (10)

7.Сколько солнышек на небе ночью? (0)

8. Сколько яблок на березе? (0)

9.Ко мне в гости пришли дети,  сняли обувь и вот на коврике 10 туфелек, сколько детей у меня в гостях?

«У меня и Аллочки

Десять счетных палочек.

Две из них сломались

Сколько же осталось?» (8)

«У пенёчка пять грибочков

И под ёлкой три

Сколько будет всех грибочков?

Ну – ка говори!» (8)

Задание 2: Игра «Составь задачу»

«Составьте задачу про кораблики» (рыбок, яблоки, грибы, морковки и т.д.).

6+3 – в море плавало 6 корабликов, к ним приплыло еще 3. Сколько стало корабликов?

4+5 (рыбки) – в аквариуме плавало 4 рыбки, купили еще 5 рыбок. Сколько стало рыбок?

10-6 (яблоки) – в вазе было 10 яблок, 6 яблок съели. Сколько яблок осталось?

2+8 (грибы) – на полянке было 2 грибочка, после дождя выросло еще 8.Сколько стало грибов?

10-5 (морковки) – на грядке росло 10 морковок, 5 морковок вытащили. Сколько морковок осталось?

Задание 3: Игра «Ручеек»

Двое детей  берутся за руки, образуя воротца, в руках у них число 10. Остальные дети разбегаются по комнате, у каждого цифры от 1 до 10. По сигналу воспитателя «Ручеек в воротца» дети встают парами так, чтобы образовать вместе заданное число, например: 5 и 5; 3 и 7; 6 и 4; 8 и 2; 1 и 9;

Ребята, жители острова просят у вас помощи. Дома в этом городе необычные, на каждом этаже живут числа – соседи, которые в сумме дают номер дома.

Вам необходимо заселить домики числами.

(дети выполняют задание).

Поляна «Игровая»

Задание 1: Назовите день недели, который я пропустила«Понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье» (четверг).

Назовите шестой день недели, третий.

- Ребята,  сколько месяцев в году?

- С какого месяца начинается год , а каким заканчивается?

- Сколько месяцев в одном времени года?

- Назовите летние месяцы, весенние.

Задание 2: Назовите лишнее слово в ряду слов:

а) зима, среда, весна, лето, осень;

б) один, два, три, круг, четыре, пять;

в) плюс, минус, пятница, равно;

г) круг, квадрат, декабрь, многоугольник.

Игра «Кто самый внимательный»

Ход: воспитатель объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка – встают в позу аиста, на три хлопка – в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т.е. самый внимательный.

 

Поляна «Время»

-Ребята, а какой прибор показывает время? (Часы)

-А для чего нужны человеку часы? Для чего нам нужно знать время?

 - Ребята, что показывает маленькая стрелка?

- Что показывает большая стрелка?

- Какая стрелка движется быстрее?

- Если большая стрелка прошла весь круг по циферблату, что это значит(1час)

- Если большая стрелка прошла половину круга? (30мин)

 - Сколько минут в часе?

Сколько кругов за 1 час проходит большая стрелка? (1)
- А маленькая? (ни одного)
Полина, поставь на часах 12 часов.

Таня, поставь 3 часа.

Глеб, выйди и поставь на часах 1 час 30 минут.

Маша, поставь на часах 7 часов 30 минут.

 Поляна “Геометрическая”

-На этой поляне нам тоже нужно навести порядок и выполнить задания правильно и быстро.

Задание 1:

1. Как называются геометрические фигуры с большим количеством углов?

2. Как называются геометрические фигуры без углов?

3. Как называется геометрическая фигура с 3 углами?

4. Как называются геометрические фигуры с 4 углами?

Задание 2:

А сейчас вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим.  Задание «Построй город из геометрических фигур»  

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна.  А теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из математической страны. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа, то узнаете пароль и сможете его прочесть.

Прохождение пароля на выход из волшебной страны.

Воспитатель: А теперь нам нужно возвращаться обратно. Проходите на корабль,  отправляемся в путь (шум моря).

Вот мы и в детском саду. Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?

Дети: Совсем нетрудно, а даже интересно!

Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо с посылкой».

Воспитатель: Большое спасибо. Кто бы это мог быть?

«Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасный город из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок. Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются золотые медали. Надеюсь, они вам понравятся. Ваш друг  Королева страны Математика».

 Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного.

Звучит фонограмма песни «Чему учат в школе». Воспитатель вручает золотые медали с надписью «Юному математику».