Конспект занятия в подготовительной группе «Ознакомление с массой предметов»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Митина Людмила Александровна

Конспект занятия в подготовительной группе МДОУ «Детский сад №1 «Тополек» «Ознакомление с массой предметов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_matematike.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

МДОУ «Детский сад №1 «Тополек»

«Ознакомление с массой предметов»

Воспитатель: Митина Л. А.

Программное содержание:

• Формировать представление об измерении массы предметов с помощью весов;

• Формировать представления о понятиях: тяжелее – легче;

• Развивать познавательные интересы.

• Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;

• Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Демонстрационный материал: галька и лист бумаги; иллюстрации весов, чашечные весы; два одинаковых пакета: в одном – вата, в другом – крупа.

Ход НОД:

1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, давайте проведем  с вами небольшую разминку, я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте. Вы готовы? (Да)

1. Какое сейчас время года? (зима)

2. Какие зимние месяцы, вы знаете? (декабрь, январь, февраль)

3. Какое число меньше 5, но больше 3? (4)

4. Назови число, которое я пропустила: 1,2,3,4,6,7,8. (5)

5. Какое число больше 6 или7?

6. Какой сейчас месяц? (декабрь)

7. Какой день недели я пропустила: Пн, Вт, Ср, Чт, Суб, Вс. (пятница)

2. Основная часть

Воспитатель: Сегодня я вам принесла чудесный ларец знаний, а что в нем лежит, вы догадаетесь, если будете внимательно слушать меня.

Посмотрите, у вас на столе лежит галька и лист бумаги. Возьмите гальку в одну руку, а лист бумаги в другую. Какой предмет тяжелее?

Дети: Галька тяжелее.

Воспитатель: А какой легче?

Дети: Лист бумаги легче.

Воспитатель: Верно, галька тяжелее, чем лист бумаги, так как они разные по весу. Когда мы сравниваем предметы и говорим, легче или тяжелее, мы имеем в виду такое свойство предмета, которое называется «масса».

Не всегда легко определить, какой предмет легче, а какой тяжелее, на глаз. Поэтому придумали специальный прибор для измерения массы. Этот прибор называется «весы». (Презентация «Виды весов»)

В наше время весы бывают разными. Это могут быть электронные весы, которые используются в магазинах для взвешивания массы товара. Для этого вы кладете товар на весы, а в окошке высвечивается масса вашего товара.

Раньше чаще пользовались чашечными весами. Для того чтобы сравнить массу двух предметов, их укладывали на чаши весов. Если чаша с предметом опускалась, ниже, значит, тот предмет был больше. Если чаша поднималась выше, значит, предмет по массе был меньше.

Вы догадались, что лежит у меня в моем ларце?

Дети: Да, это весы.

Воспитатель: Верно (достает из ларца весы).

Воспитатель: Я вам предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка:

Раз – подняться, потянуться.

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть за стол тихо сесть.

Воспитатель: Вот, немного отдохнули. Пока мы с вами делали физкультминутку, к нам в детский сад пришло письмо и посылка от кота Леопольда.

(Воспитатель зачитывает письмо)

— Дорогие ребята, я ходил в магазин и купил один пакет крупы и один пакет ваты для утепления окон, а то скоро холода наступят. Пакеты абсолютно одинаковые. Вот интересно, как  можно определить их вес?

Воспитатель: Одинаковые ли пакеты у кота Леопольда?

Дети: Да, пакеты одинаковые.

Воспитатель: По размеру пакеты одинаковые, но есть свойства предметов, которые мы не можем увидеть. Возьмите пакеты: один в правую руку, другой – в левую. (Дать подержать всем детям). Что теперь можете сказать?

Дети: Один пакет тяжелее другого.

Воспитатель: Когда мы говорим «легче» или «тяжелее», то имеем в виду свойство предметов, которое называется «масса». Какой прибор поможет нам сравнить предметы по массе?

Дети: Весы.

Воспитатель: Ставим пакеты на чашечные весы. Какой пакет тяжелее?

Дети: С крупой, он находится на нижней чашке.

Воспитатель: Какой пакет легче?

Дети: С ватой, он находится на верхней чашке весов.

Воспитатель: Как уравнять вес пакетов?

Дети: Можно добавить ваты или убавить крупы.

Воспитатель: (Уравниваем пакеты двумя способами). Как вы узнали, что вес пакетов одинаковый?

Дети: Чашка весов на одном уровне.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вот вы сегодня и научились взвешивать на весах.

3. Разработайте индивидуальное занятие с детьми 5-6 лет по теме: «Измерение длины»

У воспитателя нарисован на доске домик, от него  влево и вправо идут дорожки; в конце одной из дорожек нарисована береза, а в конце другой – елочка.

Указывая на дорожки, нарисованные на доске, воспитатель спрашивает:

— Как ты думаешь, какая дорожка длиннее: от домика до березки или от домика до елочки?

Ребенок: Дорожка от домика до березки длиннее.

Воспитатель: А я думаю, что дорожка от домика до елочки длиннее. Как можно проверить?

Ребенок: Надо измерить длину дорожек.

Воспитатель:  Верно, длину дорожек мы измерим вот этой полоской, которая называется меркой. Сначала я измерю длину дорожки от домика до березки. Внимательно смотри, как надо измерять: начинать измерять надо точно от одного из концов дорожки и укладывать полоску- мерку прямо по дорожке. Там, где мерка кончилась, надо сделать отметку и строго по дорожке вновь уложить мерку точно от отметки, и так я буду откладывать до тех пор, пока не будет измерена вся длина дорожки. Сколько раз мерка уложилась по длине дорожки от домика до березы?

Ребенок: Мерка уложилась 5 раз.

Воспитатель: Чему равна длина дорожки?

Ребенок: Длина дорожки равна 5 меркам.

Воспитатель: А теперь измерь сам длину дорожки от домика до елочки.

Ребенок выполняет задание. По окончании  измерения задает вопросы.

Воспитатель: Чему равна длина дорожки от домика до елочки? Какая же дорожка длиннее? Почему ты так думаешь?

4. Составьте план и описание оформления развивающей среды для формирования временных представлений.

В основу организации предметно – развивающей среды положен принцип предоставления ребенку права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей. С целью математического развития  и формирования временных представлений у детей дошкольного возраста предлагается размещать в группе:

— дидактические игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной с взрослым и сверстниками деятельности;

— учебно-методические пособия, модели числовых и временных отношений (числовая лесенка, дни недели);

— оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (материалы для экспериментирования, календари, часы, измерительные приборы).

Таким образом, влияние предметно-развивающей среды на математическое развитие детей достаточно велико. При этом одной из основных задач видится моделирование математической зоны в группе детского сада в соответствии с содержанием математического развития детей и обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную, игровую и иную активность детей.