Конспект занятия в подготовительной группе "Ознакомление с трудом взрослых. Нефтяник. Коневод."
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия в подготовительной группе "Ознакомление с трудом взрослых. Нефтяник. Коневод."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_s_trudom_vzroslyh._neftyanik._konevod.docx | 33.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Ознакомление с трудом взрослых. Нефтяник. Коневод.
Цель: познакомить детей с профессиями людей, живущих в Башкортостане (нефтяник, коневод); особенностями этих профессий, их значением для нашей республики. Учить детей анализировать известные события и явления, рассуждать, делать выводы. Развивать сложные формы диалогической речи. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам их труда. Продолжить учить рисовать с натуры, передавая характерные особенности игрушки, строение и сходство. Продолжать учить рисовать набросок карандашом.
Ход занятия
Шумят хлеба, струится нефть густая,
Растут и хорошеют города.
Звучит над Белой дивный стих Мустая
О радости свободного труда.
Г.Молодцов
Я прочитала стихотворение о Башкортостане, в котором живет много людей и все они трудятся для того, чтобы наша республика была красивой, богатой и всем людям жилось в ней хорошо.
Кем работают ваши родители? Что они делают на своей работе?
Сегодня я хочу рассказать вам о двух профессиях, которые прославили наш Башкортостан - это профессии коневода и нефтяника.
Как вы думаете, кто такой коневод? Правильно, это человек, который выращивает лошадей и ухаживает за ними. Конь всегда был у башкирского народа средством передвижения. Верхом на лошади ездили мужчины и женщины, взрослые и дети. Маленьких джигитов приучали к верховой езде уже с 2-3 лет. Это воспитывало в мальчиках ловкость и выносливость, умение долгое время находиться в седле, не чувствуя усталости.
Для верховой езды башкиры использовали жеребцов, особенно любили породу лошадей, которая называлась - иноходец. Эти лошади хорошо приспособились к холодным, суровым зимам и жаркому лету Урала. Башкиры очень заботились о лошадях, ведь это был единственный вид транспорта в те времена, когда еще не было машин.
Весной лошадям стригли гриву и хвост. Коней, на которых ездили каждый день, всегда чистили и мыли. Когда молодому коню исполнялось 3-4 года, его начинали приучать к верховой езде, к тому, что теперь конь будет возить на себе человека и должен слушаться своего хозяина. (Рассматривание иллюстраций: конское снаряжение - седла, подхвостники, уздечки, подпруги, нагрудник для лошади).
Кто вспомнит, какой очень полезный напиток получали башкиры от лошадей? (кумыс). Чем он полезен?
Как вы думаете, есть ли сейчас в Башкортостане люди, которые выращивают лошадей? Как называется эта профессия?
Да, в нашей республике из поколения в поколение передавались традиции и обычаи башкирского народа. Поэтому и сейчас профессия коневода также важна, как и раньше. В Уфе есть ипподром Акбузат (объяснить значение слова ипподром), где работает много коневодов, которые выращивают очень хороших коней. На праздниках можно увидеть конные скачки, где каждая лошадь может показать всю свою силу, выносливость и красоту. Кто из вас бывал на ипподроме? Расскажите об этом.
Физкультминутка
А теперь я хочу рассказать вам об одном веществе, которое очень много значит для человека. Если представить себе, что вдруг все это вещество разом исчезло, что бы тогда случилось?
Представишь - и рисуется страшная, унылая картина. Замерли без движения поезда. Самолеты не могут двигаться с места. Многие города и села погрузились во тьму: исчез электрический свет. Неподвижны трамваи. Замерли автомобили и тракторы. В домах холодно; мороз леденит воду и рвет водопроводные трубы. Жизнь замирает.
Что же это за чудодейственное «черное золото», от которого, оказывается, так много зависит в нашей жизни? Таким «черным золотом» называют каменный уголь и нефть.
Трудно добывать нефть. Она залегает глубоко-глубоко в земле. Но есть люди, профессия которых называется нефтяник, они добывают для нас нефть, «черное золото». Нефтяники бурят в земле скважину и туда опускают трубы. Опустится труба - к ее концу сразу же привинчивают вторую, ко второй - третью, к третей - четвертую, пока не достанут до нефти. Наткнется нефть на пустую трубу - так в нее и кинется, думает: «Вырвалась, сейчас разгуляюсь!»
Но нельзя нефти давать разгуляться: много бед может натворить. И люди запирают ее в нефтехранилища.
А оттуда она поступает на фабрики, заводы, где из нее делают бензин, различное топливо. Для чего нужен бензин? Очень много предметов, которые окружают нас, тоже сделаны из нефти. Из нее получают пластмассу, и если вы посмотрите вокруг себя, то сами сможете назвать мне много пластмассовых предметов.
Поиграем в игру «Кто больше увидит?». Победит тот, кто последним назовет предмет, сделанный из пластмассы. Дети перечисляют - посуда, мебель, игрушки: куклы, мячи, пирамидки, машины, звери, кубики и т.д.)
Как вы думаете, нужна ли профессия нефтяника? Вспомните, что было бы, если бы люди не добывали нефть?
У меня на столе много пластмассовых игрушек. Назовите их. Внимательно рассмотрите игрушку, которая вам больше нравится, и попробуйте ее нарисовать. Не забудьте сначала сделать набросок карандашом.
Можете начинать рисовать, а потом мы посмотрим, какая из нарисованных вами игрушек больше похожа на настоящую.
Во время анализа обратить внимание детей на расположение рисунка на листе, аккуратность, сходство с оригиналом.
Ребята, о каких профессиях мы с вами сегодня говорили? Как вы думаете, почему именно о них я рассказывала вам?
Наш Башкортостан богат нефтью - «черным золотом», а в других местах нефти очень мало или нет совсем, поэтому наша республика делится своей нефтью с другими республиками. Так же у нас всегда славил ось коневодство, поэтому так важен и почетен труд коневода.
Нефтяники, коневоды, а также пчеловоды прославили наш Башкортостан на всю Россию!
Конспект занятия по речевому развитию
на тему: «Ознакомление с жизнью башкирского народа»
в подготовительной группе ДОО №
студентки ___курса группы___ ГБПОУ УМПК
__________________________________________
Преподаватель:
Воспитатель:
Тема:«Уфа - столица Башкортостана»
Цель: познакомить детей с историей возникновения и становления города Уфы как столицы Башкортостана. Во время беседы поощрять желание детей поделиться своими знаниями и впечатлениями об увиденном на иллюстрациях и в жизни. Развивать сложные формы диалогической речи. Активизировать словарь, закрепить умение составлять рассказ из личного опыта по предложенному плану. Воспитывать любовь к родному городу. Продолжать учить рисовать по памяти улицы, дома города, передавая характерные особенности. Создавать композиции в сложном рисунке, располагая предметы на всем листе, размещая их ближе, дальше. Самостоятельно выбирать изобразительный материал, умело сочетать разнообразный материал /восковые мелки + акварель/. Формировать художественный вкус, развивать композиционное чувство.
Ход занятия
В группе развешаны фотографии старой и новой Уфы: улицы, дворцы, театры, памятники.
Приходит почтальон с посылкой:
Здравствуйте ребята, в какой город это я попал? /в Уфу/.
А что интересного есть в вашем городе? Расскажите мне о нем, а я вам за это посылку дам.
Дети приглашают почтальона на занятие. Ребенок рассказывает стихотворение:
Живу я в городе Уфе,
Люблю я город мой родной,
Его воздвигли на горе,
Над Белой - быстрою рекой ...
Что это за город - Уфа? Правильно. Уфа - столица Башкортостана, большой, красивый, зеленый город. Уфа - древний город.
Как возник наш город? /ответы детей/. Рассказ воспитателя: «Давным-давно, башкиры жили отдельно от России, они вели кочевой образ жизни. Когда башкиры присоединились к России, стали просить царя, чтобы царь дозволил им построить на своей земле город. И тогда отправил царь в Башкортостан одного думного дворянина и воеводу, чтобы он посмотрел земли Башкортостана, где можно расположить город и помог его строить. Когда он выбрал место на высоком правом берегу реки Белой. Недалеко от устья впадающей в нее реки Уфы, отряд стрельцов начал строить небольшое поселение, названное Уфой. Вот так и началось строительство г. Уфы. Сначала Уфа была маленькой деревней, постепенно стали строить кирпичные дома, заводы, театры, дворцы и Уфа выросла, стала большим городом.
Посмотрите фотографии старой Уфы и расскажите, какой она была много лет назад? /дети рассказывают, что дома в городе были деревянные, на улицах нет трамваев, машин. Люди ездили на лошадях. Уфа была маленькой, на окраинах было много пустых мест, полей/.
А чем отличается сегодняшняя Уфа от той старой? /Сейчас строятся многоэтажные кирпичные дома, много красивых дворцов, улицы широкие, много транспорта, в Уфе много театров, заводов, фабрик/.
Проводится игра «Угадай, что это?». Воспитатель показывает фотографии с культуры, театры, улицы, а ребенок, на которого покажут - должен угадать:
Фотография Белой под мостом: Проплываю осторожно
Под мостом автодорожным.
Волна блестит, качается,
Уфа в ней отражается.
Фотография С.Юлаева на коне /памятник/:
Прихожу играть, ребята,
К памятнику Салавата -
Так хотелось бы и мне
На лихом скакать коне.
Фотография Драматического театра:
Отпросились мы у мамы
И пошли, в театр драмы,
Мы идем, глядим вокруг:
Я и Шарик - верный друг!
Фотография театра оперы и балета:
Опоздал купить билет
Не увижу я балет,
Мороженое вкусное,
А настроение грустное!
Фотография Государственного цирка:
Пусть дождь идет, но я сухой,
Я в цирке нашем был.
И зонтик свой над головой
Как фокусник раскрыл!
Фотография Дворца спорта:
Вот стоит Дворец спортивный,
А вокруг искрится снег.
Я - на лыжах, я активный
И спортивный человек.
Фотография памятника А. Матросову, Губайдуллину:
В руке, сжимая автомат,
Глядит на площадь он
Как будто в будущее взгляд Героя устремлен.
Молодцы, ребята, хорошо знаете дворцы и театры Уфы.
А теперь давайте споем песню про Уфу:
На горе стоит город мой,
Мы зовем его своей Уфой,
Где б ни был, где бы не бывал,
Ты всегда со мною, город мой.
Ребята, а что вам нравится больше всего в нашем городе и почему? /рассказы детей/.
Например: мне очень нравится Дворец Спорта. Он очень большой и красивый. Здание Дворца Спорта украшено цветами башкирского флага. Я хожу туда на хоккей. Там есть большой стадион. Однажды с мамой мы ходили туда на концерт, там очень красивый зрительный зал.
Ребенок: Мне нравятся улицы нашего города, они широкие, чистые, на улицах много транспорта, мне особенно нравится проспект Октября. Эта улица длинная, на этой улице я живу, рядом расположен универмаг Уфа, Дворец Культуры.
Почтальон: А мне в вашем городе понравился один памятник, такой огромный и красивый. Там на коне скачет джигит в бобровой шапке с кнутом в руке. Этот памятник стоит на высоком берегу какой-то реки. Что это за памятник? А река как называется? Дети отвечают, что это памятник легендарному герою башкир Салавату Юлаеву, и расположен он на берегу реки Белой.
Почтальон: Я много интересного узнал о вашем городе Уфе.
А как называется самая длинная улица? Спасибо вам за интересные рассказы, а я вам посылку принес. А знаете что в ней? Карандаши, восковые мелки, краски. Нарисуете мне на память любимые места вашего города?
- Ребята, вспомните, что дома в нашем городе разные - большие и маленькие, с разными балконами, разные по цвету. Обратите внимание на яркость и красочность витрин, на богатство цветов в природе, окраску неба в разное время суток. Спросить 2-3 детей, что они будут рисовать и с чего начнут.
В анализе отметить разнообразие детских работ, обратить внимание на содержание детских работ, на технику выполнения, на композиции.
Дети рассказывают о своей работе.
Конспект занятия по речевому развитию
на тему: «Ознакомление с жизнью башкирского народа»
в подготовительной группе ДОО №
студентки ___курса группы___ ГБПОУ УМПК
__________________________________________
Преподаватель:
Воспитатель:
Тема:Салават Юлаев - национальный гepoй
Цель: рассказать о жизни и подвиге С.Юлаева; закрепить умение понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями, развивать сложные формы диалогической речи. Воспитывать гордость за своих земляков, патриотические чувства.
Ход занятия
Ребята, кто это? /показываю портрет С.Юлаева/.
Как вы думаете, какое у него настроение на портрете? Что можно сказать о характере С.Юлаева? /Он был храбрым, свободолюбивым, настойчивым, сильным/. Кто знает, чем прославился наш земляк? Салават Юлаев был лихим наездником, активным участником Крестьянской войны, он не предал своего народа. Когда его взяли в плен, его наказывали 175 ударами плети, вырвали ноздри, на лице каленым железом поставили знаки, но он не испугался боли и унижения, ничего не рассказал. И тогда, его до конца жизни посадили в тюрьму и там он умер. Но народ, за который он отдал свою жизнь, не забыл своего героя, про него написаны рассказы, стихи, сочиняли песни.
Русский писатель С.Злобин написал очень хорошую книгу, которая называется «С.Юлаев». /Воспитатель читает отрывок из книги/.
Каким писатель показывает С.Юлаева? /ответы детей/. Именем С.Юлаева в Башкортостане назван город - Салават. А место, где родился и вырос Салават называется Салаватским районом. Что вам еще напоминает о С.Юлаеве? Памятник С.Юлаеву, где он на своем коне скачет, что говорит о том, что он был смелым наездником. Этот памятник специально поставили на высокий берег реки Белой, чтобы хорошо было видно при въезде в город. А еще есть наша уфимская хоккейная команда, которая носит имя Салавата Юлаева/.
Салават был храбрым джигитом, давайте сыграем в игру «Джигит».
Салават Юлаев был не только храбрым воином, он умел красиво играть на курае. Легенды говорят, что у него был медный курай, который подарил ему отец, когда мальчик был маленьким. Давайте послушаем, как звучит курай.
Еще Салават Юлаев был замечательным поэтом. Башкирский народ очень любит своего героя, знает наизусть и на века сохранил в памяти его стихотворения. Послушайте:
Ай, Урал, ты мой, Урал, Великан седой, Урал!
Головой под облака
Поднялся ты, мой Урал!
Моя песня о тебе!
О любви моей к тебе.
Будь как птица беркут, славный воин,
Будь друзьям опорою стальной,
Выходи на бой с врагом отважно
Жизни не щадя, бросайся в бой!
Что вы узнали сегодня о Салавате Юлаеве? Да, Салават Юлаев был легендарным героем башкирского народа. Он был отличным наездником, храбрым воином, горячо любил свою родину, он был преданным другом, сочинял стихи, был талантливым кураистом. Память о Салавате сохранилась в книгах, песнях, в его честь возвели памятник, назвали город и район.
Горы Уральские - камни скал
Длягнездовища птичьих стай. Пусть Салавата меж нами нет,
Он оружием нашим стал!
В конце занятия можно показать детям фрагмент фильма «Салават Юлаев».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия в подготовительной группе "Сюжетно-ролевая игра с использованием алгоритмов по ознакомлению с трудом взрослых"
поможет любую игру обыграть по-новому...
конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Труд взрослых. Экскурсия на почту"
конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Труд взрослых. Экскурсия на почту" ...
Перспективное планирование по ознакомлению детей подготовительной группы с трудом взрослых
Перспективный план в подготовительной группе по ознакомлению с трудом взрослых...
Конспект занятия во 2 младшей группе Труд взрослых Знакомство с трудом медсестры.
Познакомить детей с трудом медсестры....
Календарно - планирование на неделю подготовительная группа ТЕМА «Труд взрослых на полях и огородах»
Календарно - тематическое планирование на неделю подготовительная группа ТЕМА «Труд взрослых на полях и огородах»...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с трудом взрослых. "Знакомимся с профессией модельера".
Некоторые люди с детства знают, кем хотят знать. И зачастую выбор профессии у них сложился в играх или на занятиях в детском саду. В рамках опробирования парциальной программы "От Фребеля до робо...
Конспект занятия в подготовительной группе. Ручной труд «Весёлые зайчата»
Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретает вопрос по знакомству детей дошкольного возраста с национальными и региональными культурными наследиями и историей страны, края.Ручной т...