Методическая разработка
проект по математике на тему

Залитко Людмила Вячеславовна

           « В мире геометрических фигур»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

                       Методическая разработка

                                          Проект

              по математическому развитию

           « В мире геометрических фигур»

Автор- составитель:

Воспитатель МБДОУ д/с № 5

Залитко Людмила Вячеславовна

Название проекта: « В мире геометрических фигур»

Пояснительная записка

     В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

Работа над  математическим проектом  позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

На занятиях математики больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

Проект способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Актуальность

Тема  проекта была выбрана не случайно. Наступает  новый учебный год,  во время прогулок, режимных моментов, я стала замечать, что многие дети, затрудняются назвать геометрические фигуры, не могут сказать, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет.

Даже  при играх со счетными палочками, дети, легко составлявшие различные фигуры, стали затрудняться при их названии.

Так возникла проблема. Было принято совместное решение помочь детям. Дети все  вместе самым интересным образом получат ответы на вопросы, а также расширят и закрепят уже ранее полученные знания о таком увлекательном и разнообразном мире – мире геометрических фигур.  

Участники: дети старшей группы, воспитатели

Цель проекта:  Закрепить знания о геометрических фигурах. Создать условия для развития познавательных,  творческих способностей детей в процессе разработки проекта.  

Задачи:

- формировать у ребенка умения включаться в разнообразную совместную деятельность, использовать знания о геометрических фигурах для решения конкретных жизненных проблем, а также умение доводить начатое дело до конца,  развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности;

- развивать внимание, память, речь, воображение и мелкую моторику рук при  различных видах продуктивной деятельности (аппликация, рисование, конструирование, лепка и др.);

- совершенствовать умения различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры, а также умения раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина);

- развивать коммуникативные навыки при  работе в группах, парах;

- накапливать сенсорный опыт в ходе ознакомления детей  с геометрическими фигурами.

Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта дети смогут систематизировать и закрепить свои знания о геометрических фигурах,  а также развить  в себе коммуникативные, познавательные  и творческие способности.

Особенность работы заключалась в том, что работа проходит по этапам:

Подготовительный этап

В ходе реализации данного этапа происходил:

- подбор иллюстрированного материала, наглядных пособий и оборудования;

- подбор материала  для подготовки к занятиям (физкультминутки, подвижные игры, дидактические игры и др.);

- беседы с родителями о проведении познавательного проекта (домашнее задание: изготовление масок «геометрические фигуры»);

- беседы с детьми и педагогами, совместное составление  плана реализации проекта;

Основной этап

Во время основного этапа проводились следующие мероприятия:

- работа с детьми: организация совместной деятельности, проведение познавательных занятий по соответствующим темам, продуктивная деятельность детей (аппликация, конструирование, рисование, лепка), проведение  разнообразных игр, разучивание физкультминуток, оформление коллажа «мир  геометрических фигур»;

- оснащение предметно-развивающей среды: оформление группы в соответствии с темой (коллаж), организация выставки творческих работ.

Завершающий этап

Систематизация материалов, проведение выставки и итогового занятия.

      Материал, используемый при проведении проекта:

Пальчиковая гимнастика

«Сделай фигуру из пальчиков»

Предложить детям сделать геометрические фигуры из пальчиков.

«Домик»

Это наш уютный домик.

В нем живет веселый гномик.

Варит кашу нам с тобой.

В небо дым идет густой.

Развивающие игры

«Посмотри в окошко» эта игра помогает детям видеть предметы, которые похожи на геометрическую фигуру .

Я смотрю, смотрю в окно,

Будто на экран в кино.

Очень интересно мне:

Что увижу я в окне?

После слов «Что увижу я в окне?» скажи громким голосом: « Я вижу дом». Затем спросить у ребенка ,  на какую геометрическую фигуру похожа крыша, окно, форма дома.

  Основная цель игры- направить внимание ребенка на предметы и определить какую геометрическую фигуру  они напоминают.

«Найди подходящую фигуру»

Берем цветные мелки на прогулку. Рисуем геометрические фигуры на асфальте. Пусть дети найдут что-нибудь похожей формы и положат в соответствующую фигуру. Например, камушек круглой формы - круг, лист каштановый овальной формы - овал  и т.д. Или можно вслух назвать предметы похожей формы при этом, вставая в геометрическую фигуру, например солнышко, ребенок встает в круг, окна детского садика – четырехугольник, ствол у дерева прямоугольной формы  и т.д.

Физминутки

Руки к верху поднимаем,

а потом их опускаем,

а потом к себе прижмем,

а потом их разведем,

а потом быстрей, быстрей,

хлопай, хлопай веселей.

1,2,3,4,5-

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину полижем,

голову поднимем выше.

И легко- легко подышим.

Потянулись на носочках

Сколько раз, -ровно столько,

 сколько пальцев на руке у нас! 1,2,3,4,5.

1,2,3,4,5- топаем ногами.

1,2,3,4,5- хлопаем руками.

Подвижные игры

«Калачи»

Дети становятся в три круга. Двигаются на подскоках по кругу:

Бай - качи-качи-качи!

Глянь – баранки, калачи!

С пылу, С жару, из печи.

После игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются свой круг.

«Мы, веселые ребята»

Дети стоят на одной стороне площадке за чертой. На другой стороне площадки также проводится черта. В центре площадки находится водящий. Играющие хором произносят:

«Мы веселые ребята, любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три- лови!

После слов «Лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а их ловит ловишка.

Загадки

Три угла, три стороны

Могут разной быть длины (треугольник)

Он давно знаком со мной

Каждый угол в ней прямой

Все четыре сторон одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его (квадрат)

Нет углов у меня

И похож на блюдце я

На тарелку и на крышку

На кольцо, на колесо

Кто же я такой, друзья? (круг)

Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком.
                                (Прямоугольник)

Фигурные стихи

Стих про круг

Посмотрите-ка вокруг!
Пальчиком рисуем круг.
Куклы были вместе в ряд,
А теперь в кругу сидят.

Стих про треугольник

Треугольник - три угла,
Посмотрите детвора:
Три вершины очень острых -
Треугольник – «остроносый».

Стих про квадрат

Познакомьтесь, вот квадрат!
Он знакомству очень рад!
В нём угла уже четыре,
Нет его ровнее в мире:

Стих про овал

Наш овал нам сделать просто:
Круг растянем – больше роста.
Нет углов и нет сторон,
Очень вытянутый он.

Непосредственно - образовательная  деятельность «Заколдованные картинки»

Цель: Развивать воображение детей, умение устанавливать сходство между разными геометрическими формами и предметами окружающей действительности. Упражнять в свободном выборе изобразительных материалов при дорисовке этих форм.

Материал: Цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки. Листы бумаги с изображением разного количества геометрических фигур.

Ход занятия:

Педагог раскладывает листы бумаги с изображением геометрических фигур на столе и рассказывает историю о том, как злой волшебник заколдовал предметы, превратив их в геометрические формы. Так, например, от чудесного домика, который стоял на опушке очень красивого леса, остался один треугольник, от яркого солнышка - один круг и др. Расколдовать эти предметы можно при условии, если формы будут дорисованы до целостного изображения.

Педагог предлагает каждому ребенку выбрать ту геометрическую фигуру, при работе с которой он сможет справиться с колдовскими чарами, и нарисовать те предметы, которые были заколдованы.

Наши наблюдения показали, что дети по-разному реагируют на геометрические формы. Одни выбирают круг. Он ассоциируется у них с часами, мячом, капустой, тарелкой, солнцем, колесом. Для других ближе треугольник (крыша дома, елочка из треугольников, шапочка и т.п). Третьих привлекает квадрат или четырехугольник (машина, тачка, стол). Поэтому необходимо предоставить возможность свободного выбора формы.

 Итоги: Педагог: Молодцы ребята, вы расколдовали волшебные картинки, у вас очень красиво получилось!

Непосредственно образовательная  познавательная  деятельность  «Путешествие в страну геометрических фигур»

Программное  содержание: закрепить и обобщить знания детей о свойствах геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника.

образовательные задачи: Уточнить знания детей о геометрических фигурах.

Закрепить знание цвета: красный, желтый, зеленый, синий.

Совершенствовать  навыки счёта до четырёх.

Развивающие задачи: развивать ориентировку на плоскости,  развивать логическое мышление, память, умение выражать свои мысли, впечатления.

Воспитательные задачи: воспитывать желание узнавать новое,  культуру общения, чувство удовлетворения от хорошо выполненного задания.

Оборудование: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник с грустной и веселой миной, геометрические фигуры  разного цвета и величины , карточки с геометрическими фигурами, карточки с двумя полосками, счетные палочки и нити на каждого ребенка .

Методические приёмы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, продуктивная деятельность детей, анализ.

Ход занятия

Организационный момент: Воспитатель просит подойти всех ребят и говорит:

- Посмотрите, ребята, нам пришло приглашение в страну Фигурию.

Жители этой страны просят о помощи!

Вы хотите туда отправиться?

Дети: Да.

А помочь жителям этой страны хотите?

Дети: Да.

 А на чем можно путешествовать? (автобус, машина, самолет, корабль, ракета и т.д.)

К жителям этой страны можно добраться на ракете.

А прежде чем мы отправимся в страну Фигурию, вы должны отгадать загадки. Готовы

Дети: Да.

Воспитатель: 

                         С  детства  я знакомый  твой,  

                          Каждый  угол  здесь  прямой.

                          Все  четыре  стороны  одинаковой  длины.

                          Вам  представиться я  рад.

                          А  зовут  меня     (Квадрат)

                         

                          Нет  углов  у  меня

                          И  похож  на  блюдце  я,

                          На  тарелку  и  на  крышку,

                          На  крыльцо,  на  колесо.  ( Круг)

                         

                          Моя  загадка  коротка:

                          Три  стороны  и  три  угла.

                           Кто  я?  (Треугольник)

                           Обведи кирпич мелком.
                           На асфальте целиком,
                          И получится фигура –
                       Ты, конечно, с ней знаком.
                                (Прямоугольник)

Воспитатель:   Как одним словом назовем квадрат, круг, треугольник, прямоугольник?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Ребята, а давайте из этих геометрических фигур построим ракету, и на этой ракете отправимся в страну Фигурию. Готовы

Дети: Да.

           (Дети выкладывают из геометрических фигур ракету)

Воспитатель: Ракета у нас готово, можно лететь в страну Фигурию.

Приготовились, пристегнулись начинается обратный отсчет 5,4,3,2,1 поехали.

Воспитатель: Вот ребята мы и  приземляемся в стране Фигурию.

- Ребята, а как зовут жителей этой страны?

Дети: Геометрические фигуры .

-Какие фигуры вы видите? (На столе выставлены  «грустные» геометрические фигуры,  разных цветов.  Такие  фигуры сравнивать легче, чем фигуры одного цвета.)

 Дети: квадрат,  круг,   прямоугольник.

Воспитатель:  поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуй Квадрат,  здравствуй Круг,  

здравствуй Прямоугольник.

Воспитатель:  Ребята,  жители страны Фигурии  потеряли своего друга - треугольника, он ушел гулять в заколдованный  лес и заблудился. Но прежде чем отыскать друга фигур в заколдованном лесу, нам нужно перейти через мост который тоже заколдован.  Вы готовы его пройти.(  дети подходят к мосту а в нем дыры из геометрических фигур).

Дети: Да.

- Ребята что вы видите?

Мост, а в нем дыры из геометрических фигур.

Давайте назовём их.?

Давайте посмотрим вокруг, может мы сможем отыскать такие фигуры по близости.

(дети смотрят по сторонам и находят фигуры)

С помощью геометрических фигур дети заделывают дыры у моста и поподают в заколдованый лес.

Воспитатель:  Ребята,  в  лесу    все  фигуры  перепутались, и что бы  нам отыскать своего друга,  их  надо  разложить    в домики.  

Д/ игра «Найди свое место»

Детям   раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. На стульях, поставленные в ряд или в круг, кладут карточки с изображением этих геометрических фигур. Все расходятся по группе, бегая под бубен. Под условленным сигналом воспитателя дети находят свое место.

Воспитатель:   Почему ты выбрал этот домик?

Ребенок:   Потому что у меня геометрическая фигура  треугольник, красного цвета а в этот  домик живет такая же фигура, такого - же цвета,  у которой три стороны , три угла.

Воспитатель: Молодцы  ребята. Вы все справились .  и помогли геометрическим фигурам отыскать  Треугольник. Он вас благодарить и приглашает вас поиграть.

 (На столах карточки с двумя полосками)

Положите 3 треугольника на верхнюю полоску.

Воспитатель:  Данияр , сколько треугольников ты положил на  верхнюю полоску?

Ребенок: Я  положил 3 треугольника.

Воспитатель:    На нижнюю полоску положите на 1 треугольник  больше, чем на верхнюю.

(дети выполняют).

Воспитатель:    Сколько  треугольников на нижней полоске?

Дети:  На нижней полоске 4 треугольника.

Воспитатель:     На сколько треугольников на нижней полоске больше, чем на верхней ?

Дети: На нижней полоске на 1 треугольник больше, чем на верхней.

Воспитатель:    Что надо сделать, чтобы треугольников на нижней и на верхней полосе было поровну?

 Дети: Нужно на верхнюю полоску поставить ещё 1 треугольник.

(воспитатель выполняет)

Воспитатель:    Сколько треугольников стало на верхней полоске?

Дети:  На верхней полоске стало 4 треугольника.

Воспитатель:   Сколько треугольников на верхней и нижней полоске?

Дети: Поровну.

Воспитатель убирает 1 треугольник с верхней полоски.

Дети: А ещё что можно  сделать, чтобы треугольников было поровну?  

Дети:  Можно убрать с нижней полоски 1 треугольник.

Воспитатель:    Сколько треугольников на верхней и  нижней полосе?

Дети:  Поровну. На нижней и  верхней полосе по 3 треугольника.

Воспитатель:    Молодцы.

Ребята, Круг приглашает вас погулять. Дети, выходите, пожалуйста.

Минутка  для отдыха

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В  поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре

Полетели, закружились.

Повторяется два раза.

           

Воспитатель:     Молодцы. Вы большие умницы.

Ребята, Прямоугольник  предлагает  вам интересную игру.

На свете все на все похоже:

Змея на ремешок из кожи;

Луна на круглый глаз огромный,

Журавль на тощий кран подъемный;

Кот полосатый на пижаму;

Ты на меня , а я на маму.

Все предметы которые нас окружают на что-то похожи. Давайте найдем предметы похожие на геометрические фигуры.

  Игра «Найди предмет по форме»

Для игры нужны геометрические фигуры  (квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник), предметы и игрушки различной формы. Каждый ребенок получает одну из фигур.

Воспитатель:    Разойдитесь по группе и найдите предмет или игрушку похожей формы.

Воспитатель:    Кто нашел игрушку такой формы? Как она называется?

 Дети: У меня тарелка, она круглой формы, похожа на круг.

Дети  показывают свои предметы и рассказывают,  на какую геометрическую фигуру они похожи.

Воспитатель:    Садитесь за стол. Перед вами волшебные палочки. Давайте покажем нашим фигурам какие вы ловкие и умелые. Задание такое: составить из палочек фигуры: круг, треугольник,  прямоугольник и четырёхугольники.

(два квадрата: большой и маленький, разделить квадрат на два треугольника, составить из двух прямоугольников квадрат)

Д/игра «Волшебные палочки». На пятом году у детей интенсивно развивается способность к исследовательским действиям (например, осязательно-двигательного обследования и др.). В связи с этим ребят побуждают к более или менее самостоятельному выявлению свойств и отношений математических объектов. Педагог ставит перед детьми вопросы, требующие поиска.

Воспитатель:    Ребята, прямоугольник предлагает из трех палочек составить круг. Кто может делать?

Дети: Из палочек нельзя сложить круг.

Воспитатель:    Почему? Что интересного мы должны помнить о круге?

Дети: У круга нет углов.

Воспитатель:    Верно. Молодцы. А теперь возьмите нитки и попробуйте сложить круг. Получается?

Дети: Да.

Воспитатель:    Жителям страны геометрических фигур очень понравилось ,как вы с ними играли. Посмотрите на них, они вам улыбаются. Они больше не грустят.

Молодцы. Но нам пора прощаться с треугольником, квадратом, прямоугольником и кругом.

Дети: До свидания.

Воспитатель:            1,2,3 покружись и в нашей группе окажись. Ребята, Вам понравилось наше путешествие? В какой стране мы оказались с вами? Какие фигуры нас встретили? Какая фигура имеет три угла?  Как называется фигура без углов?  У какой фигуры все стороны одинаковы?

Воспитатель спрашивает каждого ребенка, что именно ему понравилось.

Воспитатель:    Вы молодцы и большие умницы. И мы с вами еще не раз будем путешествовать и узнавать много интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...