"Использование математических игр в образовательном процессе"
методическая разработка по математике по теме

мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему: «Использование математических игр в образовательном процессе»

 

Игру недаром называют «ведущей».Именно благодаря ей  

ребенок познает окружающий его мир предметов и людей.

Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности.
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»,

- писал В.А. Сухомлинский.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика.

      Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

   

   Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. (слайд3)

      Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей.(4 слайд) 

 А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.

      Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса.

 Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.  (5 слайд)

       При проведении занятий  использую стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке,

 например, Мы делили апельсин

                    Много нас, а он …(один). (6слайд)

        Такие задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь.

        При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Все дидактические игры разделили на группы:

1.Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4.Игры с геометрическими фигурами.

5.Игры на развитие логического мышления  (7 слайд)

       Приведу примеры некоторых игр, которые я  провожу, обучая детей математике.

Игра-конструктор «Сложи из фигур»

Цель: развивать умение различать геометрические фигуры, определять их

          цвет, анализировать положение предметов в пространстве;

          развивать внимание, мыслительные операции.

Оборудование:  большие карточки с геометрическим узором, набор

          геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники).

Ход игры: 1.Воспитатель предлагает детям рассмотреть большую карточку и ответить на вопрос: «Из каких геометрических фигур составлен узор на образце?».

Затем дети определяют - какого цвета фигуры. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой же узор. (Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ наложения фигур).

2.Если ребенок хорошо справляется, то можно попросить его выполнить такой же узор по памяти.

3.Можно предложить ребенку составить свой узор   (8слайд)

«Найди пару»

Программные задачи: Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:  Предложить детям каждой фигуре  найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом,  большой красный квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом и т.д.Дидактическая игра на логическое мышление

"Кто скорее свернет ленту"

Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".

Ход игры: Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру "Кто скорее свернет ленту". Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному ж них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты "короткая", «длинная" и обобщает действия детей: "Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно". (слайд 9)

Дидактическая игра по развитию количественных представлений

«Один-много»

Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».

Ход игры: воспитатель показывает карточки где изображены различные картинки. Раздает каждому ребёнку по одной карточке. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько, например, изображено у него грибов. Где изображено «один», а где «много»?

Дидактическая игра по развитию представлений о величинах

«большой, маленький»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку найти пару большой фигуре или наоборот.

«Подбери дорожки к домикам»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».

Ход игры: рассказываем детям о том, что звери построили себе домики, но не успели построить к ним дорожки. Посмотрите, вот домики зайки и лисички. Найдите дорожки к их домикам. Какую дорожку вы сделаете зайчику, длинную или короткую? Какую дорожку вы положите к домику лисы? Далее подбираем дорожки к домикам других зверей.

   Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

    Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.

Итак, я хочу закончить свое выступление словами:  Математика – наука

                                                                                                Хороша и всем нужна,

                                                                                                Без нее прожить нам трудно,

                                                                                                Без нее нам жизнь сложна.

                                                                                                                              (10 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей «Использование математических игр в образовательном процессе»

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы подразумевает развитие...

Использование математических игр в образовательном процессе

Методическая разработка«Использование математических игр в образовательном процессе»Кулаго Н.Н. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с учётом Федераль...

Мастер-класс для воспитателей «Использование математических игр в образовательном процессе»

Мастер-класс для воспитателей «Использование математических игр в образовательном процессе»...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной пр...

«Использование деятельностного принципа построения образовательного процесса при формировании элементарных математических представлений в дошкольном возрасте"

В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений. Ребенок по своей природе - исследователь, деятель, творец. Он должен все ощутить сам — количество, массу, расстояни...