МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
консультация

Аслганым Урунгалиевна Сламихина

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы подразумевает развитие у детей различных видов деятельности: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №3 «РАДУГА» г. КРАСНЫЙ КУТ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

 Подготовил Воспитатель

Сламихина А.У.

Мастер-класс для воспитателей «Использование математических игр в образовательном процессе»

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы подразумевает развитие у детей различных видов деятельности: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлений у дошкольников являются: количество и счёт, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников является – игра. Существует масса игр, с помощью которых ребенок без проблем овладеет навыками логического мышления: настольно — печатные, игры на объемное моделирование, игры на плоскостное моделирование.

Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ” Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, счётные палочки, наглядные модели и др. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности обучения детей элементарным математическим представлениям.

Самая популярная игра Воскобовича - планшет "Геометрик". Простой в использовании и в то же время функциональный игровой материал позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений (цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры, предметы быта, животные). "Рисование резиночками" дает малышу уникальную возможность "прочувствовать пальцами" форму геометрических фигур, изображаемые силуэты. Играя с "Математическим планшетом (геометриком)", ребенок учится ориентироваться на плоскости, работать по схеме, видеть связь между предметом или явлением окружающего мира и его абстрактным изображением. Игра способствует развитию логики, мелкой моторики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости, комбинировать, развивает абстрактное мышление, воображение, а так же поспособствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость. Но это позже, а сейчас хочу рассказать, что в своей практике я начала применять широко известеный во всем мире дидактический материал, разработанный бельгийским математиком  Джорджем Кюизенером. Он предназначен для обучения математике, начиная с младших групп детского сада. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.

Задачи: - познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету) - познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины

- познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда

- осваивать прямой и обратный счет - познакомить с составом числа

- помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания

- научить делить целое на части и измерять объекты

- развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже)

- развивать логическое мышление, внимание, память.

Палочки Кюизенера – это набор цветных палочек сечением 1 см и длиной 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 см. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.

Сегодня я вам предлагаю принять участие в этих играх.

Начнём с первого игрового задания «Вылепи цифру». Я буду загадывать загадку о цифре, а вы вылепите ответ.

Кто-то ночью старый стул

Спинкой вниз перевернул.

И теперь у нас в квартире

Стал он цифрою. (4)

Эта циферка с секретом.

И зимой, и жарким летом

Различишь едва-едва,

Где в ней ноги, голова. (8)

Цифру эту угадайка!

Она большая зазнавайка.

Единицу сложишь с двойкой,

И получишь цифру. (3)

Для детей это оказалось просто. Для поддержания дальнейшего интереса к Геометрику использую усложненные схемы, распечатанные в ярких цветах.

1. Знакомство с палочками

Коллеги, послушайте сказку, которую я вам расскажу. Жили-были разноцветные палочки. Их было очень много, а жили они в небольшой коробке. Тесно палочкам в коробке, а играть так и вовсе неудобно. И вот однажды решили палочки поиграть с нами в игру, которая называется “ Назови число – найди палочку”. Я показываю Вам любое число в пределах 10, а вы находите палочку, которая соответствует этому числу. Затем я показываю палочку любого цвета, а вы, коллеги, называет цифру. Подсказка на экране. (Воспитатель показывает палочки не по порядку)

2. «Мы по лесенке шагаем

И ступеньки все считаем

Все ступеньки до одной,

 Знаем в лесенке цветной»

Сейчас я предлагаю вам конструирование горизонтальной лесенки. Чтобы построить горизонтальную лесенку, надо найти самую длинную палочку, положить ее в основании лесенки. Затем, следующие по длине палочки, выравнивая их по правому краю. А теперь прошу отдохнуть – закрыть глаза – честно, крепко, а я уберу одну из палочек. Открыв глаза вам нужно назвать цвет, исчезнувшей палочки и ее число. Не забывайте, о подсказке на экране.

3. Составление ковриков, составление узоров.

Давайте превратим нашу лесенку в квадрат и у нас получится красивый коврик из палочек. Ширина коврика 10 см.

(Каждый следующий ряд коврика нужно выстраивать, используя только 2 полоски. Старайтесь, чтобы коврик был разноцветным.)

4. Развитие у детей количественных представлений.

Составление на плоскости или построение лесенки в двух направлениях (подъем и спуск).

Освоив построение числовой лесенки, и поупражнявшись в количественном и порядковом счете, дети переходят к освоению отношений чисел. Их спрашивают«Между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька?» Найти палочку 3, уточнить цвет и положить на стол. Назови сколько единиц в числе три. Проверку осуществить выкладыванием трех «единиц» (белых кубиков).

А сейчас я предлагаю вам игру «Полминутки для шутки» эта игра может служить динамической паузой. Задания:

1. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. (6)

2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас. (7)

3. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (8)

8. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (13)

9. Сколько очков, столько язычком щелчков. (14)

11. Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. (16)

5. Игра «Ключик»

Материал. Цветные счетные палочки: 2 белые, 1 красная, 4 розовые, 1 голубая, 3 желтые; карточка.

Задания

– Положите оранжевую палочку вертикально.

– Справа внизу, положите розовую палочку горизонтально.

–На розовую палочку положите белую.

– На белую палочку положите розовую палочку.

– Сверху на оранжевую палочку посередине положите розовую палочку.

– Справа и слева к розовой палочке положите голубые палочки.

– Сверху между голубыми палочками положите розовую палочку.

И получился у нас ключик, который я вам дарю для того чтобы вы открыли для себя дверь в мир этих удивительных и увлекательных игр.

8. Предлагаю Вам выложить из палочек любую фигуру, которая представлена на экране или по предложенным схемам на геометрике.

Я предлагаю оценить работу данного мастер-класса по следующим критериям:

Оранжевая палочка - меня заинтересовали данной игровой технологией.

Синяя палочка – данная технология интересна, но меня не смогли убедить в необходимости применения.

Черная палочка – мастер класс не интересен.

Положите свои палочки на схему.

Большое спасибо, Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»

Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Мастер – класс «Эффективность и рациональность применения интерактивного оборудования в образовательном процессе ДОО»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ по применению интерактивного оборудования в образовательном процессе....

Конкурс. Мастер-класс для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»

Целью сегодняшнего мастер-класса является обмен и распространение педагогических знаний и опыта по  применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи: 1....

Мастер-класс для педагогов « Включение технологии ТИКО-моделирования в образовательный процесс»

Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по  ТИКО-моделированию»...

Мастер-класс по Лего-конструированию «Внедрение Лего-конструирования в образовательный процесс ДОУ»

в материале представлена презентация к мастер-классу по лего-конструированию для педагогов...

Мастер-класс для педагогов: «Использование интерактивных тематических папок в образовательном процессе ДОУ, способствующих развитию познавательной активности детей дошкольного возраста»

Все дальше и дальше люди отдаляются от своего главного источника знаний – книга. Перед педагогом всё чаще стоит вопрос. Как, привить у ребёнка любовь к книге и поддержать познавательную ак...