Матер - класс по ФЭМП на тему : " Использование математических игр в образовательном процессе"
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Соловова Анна Петровна

Описание  методики  " Кюнзенера".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 10 «Колокольчик» муниципального района

        Давлекановский район Республики Башкортоста

Мастер – класс   в младшей  группе « А» на тему :

                               « Использование  математических игр   в ФЭМП  

                                           у  детей младшего возраста »

        

                                                                                        Выполнила: воспитатель

                                                                                                            Соловова   А.П.

                                                                                                                 

Декабрь  2023

Мастер - класс для родителей

Тема: Использование математических игр в образовательном процессе.

ЦЕЛЬ: познакомить родителей с использованием дидактических игр как средством развития умственных и логических способностей детей.
Задачи:
• содействовать развитию интереса к математике через дидактическую игру;
• формировать развитие интереса родителей к развитию мышления (образного, образно-схематического, логического), мыслительных операций, гибкости мышления, сообразительности у детей.
Принципы:
• эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность;
• стимулирование любознательности ребенка;
• передача инициативы от взрослого ребенку;
• развитие внутренней мотивации познавательной деятельности;
• поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства.
План мастер класса:

Вводная часть

Экспериментальная

Теоретическая (основная)

Практическая

Описание мастер класса:

1. Математическое представление -это название одного из разделов программы по которой работает наш детский сад. Этот раздел включает в себя следующие направления:

Сенсорика (цвет, форма, величина)

Ориентировка в пространстве

Счет

Логика

В зависимости от возраста эти направления постепенно усложняются (привести пример). Так как дети любую информацию воспринимают и запоминают лучше через игру , педагоги дошкольники используют различные дидактические (обучающие) и другие игры.

2. Родители делятся на три группы, каждой из которых предлагается одна из дидактических игр, без инструкций по ее использованию ("блока Дьенеша", "Сложи узор", "Палочка Кюизенера")

Задания родителям: Предложить родителям придумать 2 -3 задания Для закрепления у детей одного из разделов математики с помощью предложенных игр, в течении 10 минут.

Обсуждение представленных вариантов

3. Сейчас я вас познакомлю более подробно, как мы используем их в работе с детьми.

Палочки Кюизенера

Эта методика универсальна. Ее применение не противоречит никаким другим методиками, а потому она может быть использована как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их.

Хотя палочки Кюизенера предназначены непосредственно для обучения математике и объяснения математических концепций, они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, приучают к порядку.

Палочки Кюизенера просты и понятны, работу с ними малыши воспринимают как игру.

Использование "чисел в цвете" позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше-меньше, больше-меньше на..., научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.

Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как "левое", "длинное", "между", "каждый", "одна из ...", "какой-нибудь", "быть одного и того же цвета", "быть не голубого цвета", "иметь одинаковую длину" и др.

Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия. Моделированием можно заниматься с детьми разного возраста. Маленькие дети с интересом строят гаражи для машин, песочницы для кукол, которые могут быть разного цвета, размера, формы. Дети постарше моделируют по рисунку, а потом по схеме. Желательно сначала предложить детям цветную схему в натуральную величину палочек. Дети накладывают палочки на схему, а потом, со временем, учатся выкладывать на столе, на ковре.

Затем можно предложить моделировать произвольно, перенести эти модели на бумагу, т. е. создать схему. Моделируя геометрические фигуры, дети постигают их свойства, сходства и различия.

При использовании цветных чисел, реализуется еще один из важнейших принципов дидактики - принцип наглядности.

Палочки как дидактическое средство вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.

"Сложи узор" - Кубики Никитина

Игра "Сложи узор" состоит из набора в 16 кубиков, грани которых раскрашены в разные цвета, и направлена на формирование элементарных математических навыков. Б.П. Никитин рекомендует начинать играть в нее с полутора лет. Для начала просто рассмотрите кубики вместе с ребенком. Обратите внимание малыша на то, в какие цвета они раскрашены. Вот и первые игры с кубиками для совсем маленьких: учим и закрепляем цвета; считаем кубики - учим понятие количества, формируем начальные навыки счета. Затем можно показать, как из кубиков строить дорожки. Подождите, пока ребенок захочет присоединиться к вам, и продолжайте играть вместе с ним.

Когда ребенок сможет уверенно справляться и самостоятельно выкладывать дорожки одного цвета, предложите ему составлять разноцветные дорожки. Тут открывается большой простор для изучения понятий закономерности и последовательности: "Посмотри, какую дорожку я построила. Что ты замечаешь? - Да, один кубик желтый, другой синий, желтый, синий, желтый, какой будет следующий кубик? Продолжи дорожку. А теперь придумай сам разноцветную дорожку для своего зайчика".

После освоения этих этапов можно приступать непосредственно к составлению узоров из кубиков. Сначала будут узоры и порядок действия "как у мамы", затем переходим к составлению узоров, предложенных в инструкции к игре «Сложи узор».

Выполнять узоры необходимо строго в порядке возрастания сложности, так например, справившись с выполнением построения серии узоров А, малыш может переключиться на выполнение серии узоров Б, далее В, а после этого перейти к серии узоров Г, Д. Позже будет самое интересное: самостоятельное придумывание узоров. Играя, малыш научится понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, создавать новые комбинации из имеющихся элементов.

Блоки Дьенеша

Если вы еще ничего не слышали об этой популярной системе, то приглашаю вас познакомиться с ней и узнать, что такое блок Дьенеша.

На самом деле это еще одна система раннего развития ребенка. Она имеет свои отличия, так как способствует погружению в мир логики, причинно-следственных связей, чисел и ребусов, тогда как многие другие делают упор на общем знакомстве с миром. Именно поэтому так интересен блок Дьенеша. Начинать занятия можно с самого раннего возраста.

К уникальному набору стимульного материала можно подобрать столько разнообразных игр, которые будут отличаться по уровню сложности коренным образом, что он будет полезен как для годовалого малыша, так и для младшего школьника. История создания развивающей игрушки. Разработал и воплотил в жизнь ее уникальный человек, математик и психолог, Золтан Дьенеш. Он впервые смог создать совершенно простую и недорогую игру (блок Дьенеша), которая умещается в небольшой коробочке, но никогда не надоедает, поскольку вариантов игр с ней огромное множество.

Чтобы вы не переживали, смогут ли они каждый день придумывать разные задания, вам предложено несколько красочных альбомов, каждая страница которых предлагает отдельно, яркое и красочное занятие.

Можно начинать занятия уже с года, но показывая материал только для ознакомления. Ближе к двум годам уже можно будет приступать к освоению первого альбома. Это блоки Дьенеша для самых маленьких. Суть этой работы - познакомить ребенка с основными свойствами предметов и понятиями, которые их обозначают. Совсем скоро ваш малыш будет свободно ориентироваться в таких характеристиках, как цвет, форма, размер, толщина. Кроме того, он учится вычленять обобщающие признаки, объединять предметы в группы и др.

Когда ваш ребенок освоит все варианты этих игр, пора переходить к новому этапу. Для этого огромное количество возможностей приготовили блоки Дьенеша. Задания будут усложняться раз за разом, не давая скучать. Теперь ввожу новый альбом, который содержит набор карточек. Набор карточек можно изготовить самостоятельно.

На них в символической форме зашифрованы признаки фигуры. Цвет обозначается пятном в виде облачка.

Размер – это силуэт домика, он может быть большой или маленький. Форма – черный контур фигуры (круг, квадрат, треугольник). Толщина – забавный человечек, толстый или худой (тонкий). Такие ребусы очень любят дети. Но здесь есть подвох. Помните про нахождение фигурок от противного? Это сохраняется и в шифрах. То есть карточка может содержать два пятна, красного и желтого цвета, каждый из которых перечеркнут линией. Значит, искомый объект не красный и не желтый, а синий. Если, кроме этого, на карточке есть контур квадрата, то решение найдено. Нам нужен синий квадрат.

4. Практическая

Палочки Кюизенера

Игры на закрепление цвета.

Перечисли цвета всех палочек на столе.Покажи не красную палочку, не желтую и т.д.Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т.д.

Возьми синюю и красную палочки и сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд из белой и синей; красной, зеленой и синей, голубой, оранжевой и черной; коричневой, зеленой, белой и желтой палочек.

Игры на закрепление длины.

Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил на вопрос.

Найди 2 палочки одинаковой длины (разной).

Выбери 2 палочки одной длины. Какого они цвета?

Возьми желтую и синюю положи, чтобы наверху оказалась короткая ,а

сверху длинная.

На ориентировку в пространстве.

Составь лесенку из белой, голубой и желтой палочки. Какого цвета палочка вверху, внизу, посередине?

Составь поезд из коричневого, оранжевого и красного так, чтобы оранжевый был левее коричневого, а коричневый левее красного.

Знакомство с числом.

Возьми белую палочку. Она самая короткая. Это единица. Число 1.

Найди палочку, где белая палочка укладывается 2 раза. Найди такую же палочку, сколько их? (2) Розоваяпалочка - это число 2.(И так до 10).

Задачи.

Составь 2 поезда так ,чтобы в одном из них было 3 розовых вагонов, а другой, состоящий тоже из розовых вагонов , был на1 (2) вагон длиннее.

Составь зеленую палочку, из одинаковых палочек разными способами.

Я предлагаю Вам для детей разных возрастов следующие дидактические пособия, которые помогут в работе с палочками Кюизенера:

Альбом-игра (для детей 2-3 лет) «Волшебные дорожки»

Альбом-игра (для детей 3-5 лет) «Дом с колокольчиком»

Игра «На златом крыльце сидели»

Сложи узор

Предложить родителям схемы составления узоров и альбома.  Складывание узоров из кубиков по готовым заданиям -- самый простой вид работы в игре. Игру можно немного усложнить (а заодно почти удвоить количество узоров-заданий) следующим образом: если на карточке узор состоит из красно-белых граней, то можно предложить сделать такой же, но желто-синий узор, и наоборот. Малыши воспринимают такое изменение задания как задание нового типа. Ведь здесь надо не просто копировать узор, а изменять его по цвету. 

Я предлагаю Вам для детей разных возрастов следующие дидактические пособия, которые помогут вам в развитии и обучении ваших детей

"Интеллектуальные игры" Б.П.Никитин "От простого к сложному"

Альбом "Чудо кубики"

Альбом "Разноцветный мир"

Альбом заданий и др.

 Блоки Дьенеша

Работа с блоками Дьенеша начинается с игр по классификации фигур по цвету, форме, величине. Сначала берется классификация по одному признаку, затем игра усложняется, по двум и трем признакам. В последствии вводятся карточки с отрицанием.

«Найди не похожую фигуру»

Найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

«Продолжи ряд»

Выложить на столе  фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, величиной, толщиной.

"Составь множество"

Предложить родителям выбрать фигуры в соответствии с предложенными карточками ( не толстые , синие квадраты)

Я прошу оценить работу данного мастер-класса по следующим критериям:

Красная палочка - меня заинтересовали данной игровой технологией.

Синяя палочка – данная технология интересна, но меня не смогли убедить в необходимости применения.

Черная палочка – мастер класс не интересен.

Положите свои палочки на стол.

                   Большое Вам, спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного материала в ФЭМП

Роль и разнообразие наглядного материала в ФЭМП...

Обобщение опыта. Использование занимательного материала в ФЭМП в старшей-подготовительной группе.

1 История изучения темы педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении.2 Актуальность педагогического опыта3 Результативность педагогического опыта.4 Возможность тво...

Предъявление материала практической направленности по теме: «Использование ТИКО-конструкторов при организации сюжетно-ролевых игр с детьми дошкольного возраста»

Предъявление материала практической направленности по теме: «Использование ТИКО-конструкторов при организации сюжетно-ролевых игр с детьми дошкольного возраста»...

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе на тему: " Использование счетных палочек на занятиях по ФЭМП"

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе на тему: " Использование счетных палочек на занятиях по ФЭМП"...