Конспект занятия на тему: «ДЕЛУ – ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ - ЧАС» в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Фазлыева Альфия Марселевна

Конспект занятия

Тема: «ДЕЛУ – ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ - ЧАС»

ОД (образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»)

(старшая группа)

Цель: развитие познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий.

Задачи:

1.  Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, части и целом, пространстве и времени.

2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать последовательность, обобщать, привлекая детей к простейшим экспериментам и опытам.

3. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delu_vremya_potehe_-_chas_-_st.gr_.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема: «ДЕЛУ – ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ - ЧАС»

ОД (образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»)

(старшая группа)

Цель: развитие познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий.

Задачи:

1.  Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, части и целом, пространстве и времени. 

2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать последовательность, обобщать, привлекая детей к простейшим экспериментам и опытам.

3. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться.

Материалы и оборудование:

- ноутбук, проектор, экран;

- демонстрационный материал: бутафорские часы, видеопрезентация, глобус, лампа, карточки для ребуса;

- раздаточный материал: картинки - пазлы, карточки с цифрами;

- материал для продуктивной деятельности: подносы, цветной песок, клей, пуговицы, картинки, прищепки, салфетки.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по временам года и суток.

Игровой момент. Воспитатель «спит» за столом. Звучит мелодия «Ура, настало утро». Вбегают дети.

Дети: Ура! Настало утро. Здравствуйте.

Воспитатель: («просыпается»): Здравствуйте, ребята. Который час? Я проспала. Проспала, потому что мои часы сломались!

Сломались мои самые любимые напольные часы. Вы мне поможете их отремонтировать?

Дети: Да!

Воспитатель:  А еще нам помогут  в этом  вот эти веселые,  разноцветные браслеты. (Воспитатель раздает детям наручные браслеты) На что они похожи?

Дети: на часы

Воспитатель:  На какие часы?

Дети: На наручные.

Воспитатель:  А какие виды часов вы еще  знаете?

Дети: настольные, напольные, настенные, песочные, солнечные.

(видео)

Воспитатель:  А по способу завода часы еще бывают механические и электронные.

Воспитатель:  Ребятки, а чего же не хватает на наших часах?

Дети: Цифр, стрелок.

Воспитатель:  Лицевая сторона часов, на которой расположены цифры как называется?

Дети: Циферблат.

 «Найди цифру» - дидактическая игра.

Воспитатель:  Дети, посмотрите на цифры, изображенные на ваших браслетах и возьмите такую же. К часам тот подойдет, кто цифру свою найдет. (Воспитатель показывает цифру 3) У кого такая цифра выйди и назови.

Ребенок: Это цифра 3.

Воспитатель:  Молодец. К часам тот подойдет, кто цифру свою найдет. (Воспитатель показывает цифру 6.) У кого такая цифра выйди и назови.

Ребенок: Это цифра 6.

Воспитатель:  Молодец. К часам тот подойдет, кто цифру свою найдет. (Воспитатель показывает цифру 9.) У кого такая цифра выйди и назови.

Ребенок: Это цифра 9.

Воспитатель:  Молодец. К часам тот подойдет, кто цифру свою найдет. (Воспитатель показывает цифру 12.) У кого такая цифра выйди и назови.

Ребенок: Это цифра 12.

 «Цифры-соседи» - дидактическая игра.

Воспитатель:  Ребята, назовите соседей числа 3.

Дети: Два и четыре.

Воспитатель: У кого такие цифры, возьмите и поставьте их на циферблат. (Дети выполняют задание.) Какое число стоит перед цифрой 2.

Дети: Один.

Воспитатель:  У кого такое число поставьте его на циферблат. Какое число стоит после цифр 6 и 9.

Дети: Семь. Десять.

Воспитатель:  Поставьте их на циферблат. Какое число стоит между цифрами 4 и 6.

Дети: Пять.

Воспитатель:  А между цифрами 7 и 9.

Дети: Восемь.

Воспитатель: Поставь его на циферблат. Саша, у тебя какая цифра?

Ребенок: Одиннадцать.

Воспитатель:  Как ты думаешь, куда ее надо поставить?

Ребенок: Между цифрами 10 и 12.

Воспитатель:  Молодцы. А сейчас мальчики, сосчитайте цифры по порядку.

Дети: 1,2,3...12.

Воспитатель:  А девочки сосчитают в обратном порядке.

Дети: 12, 11, 10 … 1.

Воспитатель:  Правильно. Чего еще не хватает на циферблате.

Дети: Стрелок.

Воспитатель:  Каких стрелок?

Дети: Большой и маленькой.

Воспитатель:   (ставит стрелки): Большая стрелка показывает минуты, а маленькая — часы. Вот теперь циферблат в порядке. Давайте немного отдохнем и сделаем зарядку.

 «Часики» - физкультминутка.  

Воспитатель:  (слушает часы): Но часы не работают. Нам надо выполнить задания, чтобы  завести часы.

 «Части суток» - дидактическая игра. 

Воспитатель:  И первое  задание у нас будет такое – нам нужно будет составить сказку «Один день котёнка Пушок». Для этого мы используем пазлы, которые лежат на столе. Я предлагаю разделиться на 4 команды по цвету браслетов и собрать эти пазлы.

(Дети собирают пазлы).

Воспитатель:  Давайте посмотрим, что же у нас получилось. Что получилось на вашей картинке?

(Дети рассказывают, что изображено на  картинке «Утро»).

Воспитатель:  Что делает котёнок?

Дети: Котёнок делает зарядку.

Воспитатель:  Когда мы делаем зарядку?

Дети: Утром.

(И так далее по всем картинкам – вопрос, ответ, обобщение).

Воспитатель:  Ребята, как одним словом назвать утро, день, вечер и ночь.

Дети: Сутки.

Воспитатель:   (подводит детей к большим часам)

           Правильно.

        Утро, день, вечер, ночь-

        Улетели сутки прочь.

«Смена суток» - экспериментальная деятельность

Воспитатель:  Переходим ко второму заданию.

Воспитатель:  Хотите узнать, как происходит смена дня и ночи.

Дети: Да.

Воспитатель:  Я вам предлагаю провести опыт. Для этого нам понадобятся Глобус и настольная лампа. Глобус — это уменьшенный макет Земли, а вместо Солнца — настольная лампа. У нас есть 2 пластилиновых человечка, которых мы поселим на глобусе. Первого на одной стороне, а второго на противоположной стороне. Включим лампу и направим свет на наших земных пластилиновых жителей. Одна сторона хорошо освещена — это день, на вторую свет не падает — там ночь. Земля движется против часовой стрелки. Если поворачивать глобус, то мы увидим, как меняется освещение на Планете Земля.

Был день, наступила — ночь, а затем опять — день.

Смена суток происходит от того, что  Планета Земля делает оборот вокруг своей оси.

        Не прошло минутки,

        Снова утро, снова день,

        Ночь за вечером как тень.

        Так и ходят вечным кругом,

        Как и сутки, друг за другом.

«Изготовление часов» - продуктивная деятельность.

Воспитатель:  А сейчас, ребята, давайте пройдем в  творческую  мастерскую и выполним третье  задание.

Воспитатель:  Я  предлагаю вам самим смастерить часы. Давайте подойдем к столам и вновь разделимся на   4 команды.  Посмотрите, как много здесь всего интересного, пусть каждый из вас сейчас станет маленьким волшебником и смастерит свои особенные, неповторимые часы. (Дети выполняют задание).

Воспитатель:  Давайте рассмотрим, что же мы с вами смастерили. Какой формы ваши часы?

Дети: Круглой.

Воспитатель:  Как вы думаете, какое время года на них изображено?

Дети: Лето.

А.М.: Как вы догадались?

(Ответы детей).

 (Далее воспитатель поочередно подходит к каждой группе детей).

Воспитатель:  Ребята, еще раз посмотрите на свои часы и поставьте их  в правильной последовательности по временам года. Давайте все вместе повторим времена года. (Дети называют.)

Воспитатель:  Четыре времени года мы знаем.

                       С весною подснежники все мы встречаем,

                       Летом на речке плещемся здорово,

                       Осень приносит урожай нам готовый,

                       Зима к нам приходит со снегом, метелью,

                       И снова пойдет все, как в карусели.

                       Весна, за ней лето и осень с зимою,

                       Так идет время своей чередою.

«Ребусы» - логическая игра.

Воспитатель:  Итак, переходим к последнему  заданию. Я вам предлагаю отгадать интересный ребус. Ребус – это зашифрованное задание. Решив математические примеры, мы узнаем слово, которое здесь спряталось.

(Дети решают примеры и отгадывают ребус.)

Воспитатель:  У нас получилось слово ЧАСЫ.

(Звучит музыка «Тики-тики-так»)

Воспитатель:  Ребята наши часы заработали. Теперь я никогда не просплю.

Сюрпризный момент — часы «оживают».

Часы: Спасибо вам мои друзья,

        Вы время не теряли зря.

        Время очень любит счет

        Никого оно не ждет.

        Вам пословицу дарю

        Ценить время помогу:

        «Время всему научит».

Воспитатель:  Вы так хорошо сегодня потрудились. Спасибо вам.  Настало время немного отдохнуть. Часики приглашают нас потанцевать. (Звучит музыка. Танцуют все!)

Воспитатель:  А разноцветные браслетики, мои хорошие,  остаются вам в подарок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: "Игра - путешествие на Северный полюс" (старшая группа).

Систематизировать знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «Чему мы можем научиться» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «Чему мы можем научиться» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...

Конспект занятия на тему:"Свет.День.Ночь" для воспитанников старшей группы(по учебно-методическому комплекту "Добрый Мир" Л.Л.Шевченко)"

Конспект занятия на тему:"Свет.День.Ночь" для воспитанников старшей группы(по учебно-методическому комплекту "Добрый Мир" Л.Л.Шевченко)"...

Конспект занятия по теме: «Не играй с огнем» в старшей группе

Это занятие поможет в воспитание у детей чувства ответственности за своё поведение, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалости с огнём и о последствиях пожаров, расширить знания дет...

Конспект занятия по теме «История Георгиевской ленточки» для детей старшей группы

Музыка: Д.Тухманов; В. Харитонов «День Победы» Майский праздник — День Победы Отмечает вся страна, надевают наши деды Боевые ордена, их с утра зовет дорога На торжественный парад, и задумчиво с по...

Конспект занятия по развитию речи «Времена года» для детей старшей группы детей с ЗПР.

Конспект занятия по развитию речи «Времена года» для детей старшей группы детей с ЗПР. В предлагаемом конспекте занятия используются приемы Технологии развития критического мышления (...

Паспорт проекта "Делу время – потехе час" в старшей группе

Паспорт проекта "Делу время – потехе час" в старшей группе...