Конспект по математике "Сокровища кота Матроскина"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ood_po_femp_sokrovishcha_kota_matroskina.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по ФЭМП

«Сокровища кота Матроскина»

Задачи:

Обучающие:

  1. Формировать умение сравнивать длины предметов «на глаз», и с помощью непосредственного наложения
  2. Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  3. Закреплять счётные умения, знание числового ряда, геометрических фигур
  4. Закреплять умение решать простые задачи на сложение и вычитание, опираясь на наглядный материал.

Развивающие:

Развивать:

  1. логическое, ассоциативное мышление;
  2. внимание, память, интерес к предмету;
  3. умение связно высказываться, обосновывать свои суждения;
  4. навыки самоконтроля, самооценки.

Воспитательные:

  1. воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Активизация словаря:

  • Ввести в речевую практику слова «длиннее», «короче», «самая длинная».
  • Использовать в речи предлоги «за», «перед», «после», «между».

Оборудование:

Демонстрационный материал:

  1. три полоски разной длины и цвета;
  2. игрушка – Кот Матроскин;
  3. мяч;
  4. план-карта;
  5. «брёвна» с написанными на них цифрами от 1 до 10;
  6. Наглядный материал для решения арифметических задач.

Раздаточный материал:

Три полоски разной длины и разного цвета, наборы кубиков Никитина, листы с нарисованными геометрическими фигурами, лист в клетку, простой карандаш, фломастеры.

ООД:

I. Подготовительная работа

Дети сидят за столами.

Воспитатель: Сегодня на занятие я пришла не одна. Со мной пришёл кот Матроскин (игрушка).

Кот Матроскин : « Здравствуйте, ребята. Я нашел карту сокровищ. Мне очень хочется найти клад, но я один не справлюсь. Помогите мне, пожалуйста». (показываю карту клада и три полоски разной длины и разного цвета).

II. Актуализация знаний, умений, навыков.

Посмотрите, к кладу ведут три дороги. Мы должны пойти по самой длинной.

Ребята, как вы думаете, какая дорога самая длинная?

Дети думают, выдвигают свои предложения. А как это проверить?

Ребята, у вас в конвертах лежат три полоски, давайте, сравним их по длине.

Вначале сравним зеленую и желтую. Что мы можем сказать о длинах этих дорог?

Зеленая дорога длиннее, чем желтая;
Желтая дорога короче, чем зеленая.
Теперь сравним эти две дороги с красной дорогой.
Красная дорога короче, чем желтая.
Желтая дорога длиннее, чем красная, но короче, чем зеленая.
Зеленая дорога – самая длинная.

Молодцы, ребята! Но мы с вами должны помнить, что клад могут найти только самые умные, дружные и находчивые, которым не страшны никакие препятствия. Ну что, ребята в путь!

Дети переходят в центр групповой комнаты.

Кот Матроскин «видит» мяч и привлекает внимание детей.

Интересно, ребята, зачем здесь лежит мяч?

Дети предполагают, что мы с ним должны поиграть. Дети выстраиваются в круг, я бросаю мяч и задаю вопросы:

  1. Назови число, следующее за числом 2?
  2. Какое число находится между числами 7 и 9?
  3. Назови соседей числа семь?
  4. Назови число, которое больше 3, но меньше5?
  5. После, какого числа идёт число 6?
  6. Назови число, предшествующее числу 4?

Молодцы, ребята! С этим заданием мы справились.

Идем дальше!

Дорогу нам преградила бурная река. Нам надо перейти на другой берег. Как нам это сделать?

Предположения детей.

Правильно ребята нам надо построить мост.

Игра «Построй мост»

Ребята, давайте разложим «бревна» с цифрами по порядку от 1 до 9

Молодцы, ребята! Давайте назовём этот мост мостом дружбы.

Дети переходят по «мосту».

Мы с вами вышли к творческой поляне. Перед вами необычные кубики, из них можно сложить очень много разных узоров. А вот и ваше задание.

Раздаю карточки-задания с узорами.

Я наблюдаю, помогаю, советую.

Молодцы, ребята! Какие узоры у вас получились?

Дети: белка, краб, рак, звезда, рыба.

Кот Матроскин: «Вы очень хорошо справляетесь со всеми заданиями. Помогите мне решить задачи».

Дети садятся на ковер.

Задачи:

На рыбалке кот Матроскин
Даром время не терял,
Рыб ловил и пел он песни,
И стихи он сочинял:
Раз рыбешка, два рыбешка
И карасик, и бычок
Посчитай всего их сколько
Подцепилось на крючок?

Раз Матроскин захотел друзей пригласить
И конечно молоком всех их угостить.
Восемь кружек с молоком хотел поставить он на стол,
А две кружки не донес, разлил прямо на пол.
Огорчился сильно кот
Хватит ли друзьям?
Ну-ка дружно посчитайте
Вот задача вам.

На грядке овощи росли:
Петрушка, лук, морковь,
Картофель, репа и свекла –
Вот урожай, какой!
Матроскин репу всю собрал,
Потом собрал свеклу,
А сколько нужно овощей еще собрать ему?

Молодцы, ребята! Мы с вами славно потрудились и можем немного отдохнуть.

Физкультминутка.

«Танец в кругу»

Мы сейчас пойдем направо.
А потом пойдем налево.
В центре круга соберемся.
И на место все вернемся.
Мы тихонечко присядем
И немножко отдохнем.
Мы поднимемся тихонько.
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ножки
И похлопают ладошки.
Повернемся мы направо.
Не начать ли все сначала?

III. Творческая работа.

Кот Матроскин «находит» набор геометрических фигур.

Кот Матроскин: «Ребята, я нашел что-то очень интересное. Я думаю, что это клад».

Нет, Матроскин, это еще не клад. Ребята, посмотрите, что нашел Кот Матроскин?

Дети: Геометрические фигуры.

Я показываю фигуры, дети их называют. А, ты знаешь, Матроскин, что очень многие предметы, которые нас окружают похожи на геометрические фигуры?

Кот Матроскин: «Нет». Ребята, давайте покажем Матроскину во что можно превратить эти геометрические фигуры. Проходите за столы и с помощью фломастеров «превратите» свою геометрическую фигуру в какой-нибудь предмет.

Дети проходят за столы, выполняют задание.

По окончании обсуждаем работы. Работы помещаются на доске.

Посмотри, Матроскин, как много предметов, похожих на геометрические фигуры.

Ну вот, ребята, вы справились со всеми заданиями, и вот он – клад!

Достаю сундучок.

Кот Матроскин: «Ура! Но он же закрыт, а у нас нет ключа. Что делать?»

Не расстраивайся! В этом нам помогут простой карандаш и лист бумаги в клетку.

Ребята, подвиньте к себе лист бумаги, возьмите правильно карандаш, поставьте его в точку. Внимательно выполняйте мои команды.

Две клетки вниз
Две клетки вправо
Шесть клеток вниз
Две клетки вправо
Две клетки вверх
Одна клетка влево
Четыре клетки вверх
Две клетки вправо
Две клетки вверх
Пять клеток влево.

Дети выполняют задание, один ребенок работает у доски.

Что у нас получилось

Дети: «Ключ».

Вот этим ключом мы и откроем сундучок. Открываю. Здесь лежат медали для каждого из вас и для тебя, Матроскин. А что на них написано, я думаю, вы сможете прочитать сами.

IV. Итог занятия.

Кот Матроскин: «Мне так понравилось искать вместе с вами клад. А вам, ребята? Я так много узнал и запомнил, и теперь расскажу об этом своим друзьям. А вы, ребята, о чем расскажете своим друзьям, родителям?

Ответы детей

Кот Матроскин прощается с детьми. Я предлагаю вернуться в детский сад по самой короткой дороге.

Дети выходят из группы.

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ 
«Путешествие в занимательную страну «Математика» 
(
подготовительная группа) 

Задачи: 
1. Закрепить занятие детей о цифрах, геометрических формах, упражнять в счете (прямой, порядковой, обратной) 
2. Закрепить знания детей о временных представлениях (дни, недели, месяцы и времена года). Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку. 
3. Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственной связи, анализировать, делать самостоятельные выводы. 
4. Развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, речь и коммуникативные способности. 
5. Воспитывать у детей взаимовыручку, сочувствие к любимому персонажу, вызвать желание ему помочь. 
Материалы: письмо, маршрут, карточки с цифрами (от 11 до 20), пазлы танграм (заяц, лиса, медведь), математические знаки, логические задачи, мелкий строитель (из геометрических форм). 

Ход занятия 
I часть.
 Дети стоят в кругу на ковре. 
Воспитатель: 
- Какой сегодня день недели? (ответы детей) 
- Сегодня у нас занятие по математике. 
- В какой день недели у нас еще занятие по математике? (ответы детей) 
.- Как называется первый день недели, середина и т.д.? (ответы детей) 
- Назовите выходные дни? 
Воспитатель обращает внимание детей на почтовый ящик, в котором лежит письмо из «Занимательной страны «Математика» от «знака + ». Дети читают письмо и отправляются на помощь «знаку +». 
II часть. 
Воспитатель: Дети мы будем с вами двигаться по определенному маршруту и выполнять сложные задания. А отправимся мы в путь на поезде. Вагонами будете вы, каждый вагон имеет свой номер, они располагаются по порядку, друг за другом (от 11 до 20, порядковый счет). 
Воспитатель: Поезд отправляется через 10 минут (обратный счет) 
«Паровоз наш не большой. 
Паровоз наш не простой. 
В нем колеса не стучат. 
Состоит он из ребят. . . » 
Следующий этап нашего «маршрута» переход через реку. 
Как лучше перебраться на другой берег горной реки в весеннее время? 
(Ответы детей). 
Дети переходят на другой берег реки через мост. (Физкультурное упражнение на сохранения равновесия и правильной осанки). 
Воспитатель: А сейчас нам предстоит оживить заколдованных животных, которые находятся в пещере. Для того, чтобы попасть в нее необходимо найти ключи к замкам (пазлы, на одной части которой изображены предметы, на другой - цифра). 
Дети считают и соединяют пазлы. Попав в пещеру, дети начинают выкладывать из геометрических форм животных: лиса, заяц, медведь (игра Танграм - восстановить фотографию). 
Воспитатель: Дети мы оживили с вами всех животных, давайте их отпустим в весенний лес зайца, лису и медведя. 
- Сможет ли заяц выжить весной в лису в зимней шубе? Почему? (ответы детей). 
- Что происходит весной с деревьями? Почему? (ответы детей). 
- А может ли после весны наступить осень? Почему? (ответы детей). 
- Что происходит с птицами с приходом весны? (установление причинноследственных связей, самостоятельные выводы детей). 
Воспитатель: Дети, расскажите, каким бывает воздух весной? (ответы детей).
А теперь подышим весенним воздухом (дыхательная гимнастика «Чистый воздух») 
Чистым воздухом подышим. 
Мир лесной с вами услышим. 
Стоя прямо, опустить руки, сделать глубокий вдох, притягивая руки ладонями к груди. Затем, медленно выдыхая, вытянуть руки вперед ладонями от себя. 
Воспитатель: Дети, нам нужно преодолеть еще одно препятствие: перед нами три тропинки до замка «знака +». По какой из них нужно пойти, чтобы быстрей добраться до цели? (измерение прямой, кривой, ломанной линии с помощью условной мерки-тесьмы) 
Встреча со «знаком +» 
«Знак +»: - Здравствуйте ребята, я рад нашей встречи. Я живу со своими друзьями в занимательной стране «Математика». (Обращает внимание детей на карточки со знаками, расположенные на магнитографе). 
«Знак +»: - Кто из вас может назвать мне эти знаки? (ответы детей). 
- Я очень веселый знак, люблю решать занимательные задачи. И хочу предложить вам их решить (решение логических задач): 
1. Сколько орехов в пустом стакане? 
2. У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 ноги сзади. 
Сколько ног у животного? 
3. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки - 3 кошки. Сколько кошек в комнате? 
4. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе. 
5. У мальчика в корзине лежат 4 груши. Как их надо разделить между четырьмя мальчиками, чтобы одна груша осталась? (ответы детей) 
«Знак +» предлагает детям расколдовать рисунок (ориентировка на листе бумаги в клетку, соединение по точкам). 
«Знак +» проводит с детьми кинезиологическую гимнастику «Ожерелье». 
Ожерелье мы составим, 
Маме мы его подарим. 
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке. 
В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. 
«Знак +» просит помощи у детей и предлагает построить замок, который разрушил ураган из геометрических фигур. Дети выполняют постройки, а «Знак +» благодарит, и угощает их. 

III часть. Итог занятия
 
Воспитатель: Дети, где мы сегодня с вами побывали, и что нового узнали? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по ФЭМП "Приключения с Котом Матроскиным"

В детском саду многие дети подготовительной к школе группы любят математику. особый интерес вызывают задачи, маленькие истории, веселые рассказы. Прочитав произведение Э.Успенского мне захотелось прид...

Конспект логопедического занятия "В гостях у кота Матроскина"

Данный конспект разработан для детей младшего дошкольного возраста. Представлены материалы для обогащения активного словаря. развитию грааматического сторя речи, а также для разработки артикуляторного...

План конспекта "Домашнее задание кота Матроскина".

Данное занятие нацелено на формирование лексико-грамматического строя речи по теме "Домашние животные и их детёныши", навыка передачи образа животного, используя нетрадиционную технику в апп...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе на тему: « В гостях у кота Матроскина»

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы....

Конспект тренинга «Фрак кота Матроскина» (одежда для прогулок)

Цель:- закрепить представления учащихся о правилах поведения во время прогулки;- прививать детям стремление одеваться соответственно гигиеническим требованиям, воспитывать аккуратность, чистоплотность...

Конспект НОД "Монеты кота Матроскина"

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе....