Конспект занятия по ФЭМП
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Воробьева Наталья Анатольевна

Конспект занятия по ФЕМП "Временные отрезки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_femp.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе « Временные отрезки»

Программное содержание:

Цель:

-Через сказку, закрепить представление детей о том, что в году 4 времени года, в каждом времени года – 3 месяца, в каждом месяце – 4 недели, в каждой недели – 7 дней, каждый день недели со своим именем.

Задачи:

-Продолжать знакомить с частями суток – с этой целью провести работу с моделью суток, объяснив, что одни сутки сменяются другими, за ночью обязательно идет утро и т.д.

-Познакомить детей как произошло слово неделя и название дней.

-Воспитывать желание заниматься математикой, умение правильно выполнять поставленные задачи.

Ход занятия:

Ребята, вы любите сказки? Тогда сели поудобнее. Спина прямая. Глаза – смотрят. Уши – слушают. Ноги – не мешают. Руки – помогают. Сегодня я расскажу вам сказку Даля «Старик-годовик».

Жил был Старик-годовик. Вышел он как-то раз в поле и стал махать рукавами и пускать птиц. Каждая птица со своим особенным именем. Махнул старик-годовик первый раз-и полетели первые 3 птицы. Повеял холод, мороз. Пошел снег. Махнул Старик – годовик второй раз – и полетела следующая тройка птиц. Снег стал таять, на полях появились первые цветы. Махнул Старик-годовик третий раз – полетела третья тройка птиц. Стало жарко, душно, знойно. Махнул Старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь.

Как вы думаете, что же делал Старик-годовик?  (ответы детей)

Да, ребята, он выпускал из рукавов времена года.

Махнул Старик-годовик первый раз – и полетели первые 3 птицы. Повеял холод, мороз. Пошел снег. Как называется это время года? (выставляется картинка с изображением времени года)

Махнул Старик-годовик второй раз – и полетела следующая тройка птиц. Снег стал таять, на полях появились первые цветы. А это, что за время года? (весна) Молодцы!

Махнул старик – годовик третий раз –полетела третья тройка птиц. Стало жарко, знойно.  А здесь про какое время года говорится? (ответы детей).

Махнул Старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь. Как называется это время года? (ответы детей)

Почему каждый раз вылетало по три птицы?

Что это за птицы?

Назовите зимние месяцы.

Назовите весенние месяцы

Назовите летние месяцы (после каждого ответа под картинкой со временем года выставляются кружки, обозначающие то или иное время года)

Как времена года идут друг за другом?

Какое время года наступило?

В лесу лежит снег, давайте отправимся на прогулку в зимний лес.

Физминутка. Прогулка по зимнему лесу.

Был рыжим лес ещё вчера,
(Поднимаем вытянутые руки вверх над головой и начинаем медленно их опускать до пола перед собой, делая плавные движения прямыми руками из стороны в сторону — изображаем падающие осенние листья)

От дождика рябило.
(Поднимаем туловище вверх и изображаем капающий дождик — делаем ногами «бег на месте», а вытянутые перед собой руки поочерёдно опускаем и поднимаем)

Сегодня — в блёстках серебра
Берёза и рябина.
(Ребёнок изображает дерево — вытянутые руки подняты вверх и немного разведены в стороны. Малыш начинает кружиться вокруг себя, а взрослый посыпает его сверху «блёстками серебра» (заранее приготовленными небольшими кусочками золотинки или фольги)

Мороз фонарики зажёг,
Вокруг — светло и пусто.
(Ребёнок останавливается. Теперь разводим вытянутые руки в стороны на уровне груди и начинаем кружиться в другую сторону — показываем, как красиво искрится снег и как просторно вокруг)

(Останавливаемся. Взрослый раскидывает на полу перед ребёнком заготовки из скомканных листов пергаментной бумаги или шелестящие пакетики — это будет «хрустящий снежок»)

А под ногой хрустит снежок —
И весело от хруста.
(Ставим руки на пояс и начинаем быстро ходить по раскиданному «снежку», издавая «хрустящие» звуки)

(Убираем «снежок» в сторону)

Забыт осенних листьев шум,
(Руки всё также держим на поясе и начинаем ходить по кругу, поднимая вверх прямые ноги, как будто идём по осенним листьям и раскидываем их ногами)

Сугробы — как подушки.
(Останавливаемся. Опускаемся на пол и садимся на колени. Тянемся туловищем вперёд, а вытянутые перед собой руки поднимаем от пола и опускаем поочерёдно, как будто взбиваем руками «снежные подушки»)

(Поднимаемся на ноги)

И сколько ёлок — столько шуб
Белеет на опушке.
(Изображаем заснеженные ёлочки — вытянутые руки поднимаем через стороны вверх и начинаем медленно, делая кистями рук плавные движения, опускать их вниз также через стороны. Снова поднимаем руки вверх через стороны и повторяем упражнение

Но, вернемся к сказке. Птицы были  не простые. У каждой по четыре крыла (на доску выставляем сказочную птицу)

Что это за крылья? (это недели)

А кто из вас знает, что такое неделя (ответы детей)

Да, ребята в неделе семь дней. Это число не разделишь ни на два, ни на три, ни на четыре части без остатка. Оно делится только на само себя или на единицу. Вот его и назвали  - НЕДЕЛЯ. А понедельник – это значит день, который идет после недели, Вторник – второй, Среда – третий, Четверг – четвертый, Пятница – пятый. А суббота? Как это слово понять? Суббота – значит «шесть» на языке древних вавилонян. Народа уже нет, а слово осталось.

Но продолжим слушать сказку. В каждом крыле по семь перьев, и у каждого свое имя.

У вас в конвертах лежат полоски, составьте схему недели. (дети выкладывают схему). Молодцы! У вас всех получилась схема недели.

Скажите, какого цвета полоска обозначающая вторник?

Какого цвета полоска – суббота?

А какого цвета полоска – среда?

Назовите выходные дни.

Назовите дни, когда мы с вами ходим в детский сад.

А теперь давайте проверим, правильно ли мы с вами ответили на заданные вопросы. Покажите свой кулачок, и так проверяем.

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница (дети по одному загибают пальцы в кулак) – наш рабочий кулачок. А суббота с воскресеньем – дни для отдыха, веселья, это выходные дни – люди отдыхать должны. (соединяют большой и указательный палец другой руки) Смотрите, какие мы молодцы. А  сколько всего дней в недели? Давайте  посчитаем (считают вначале пальцы в кулаке на одной руке, а затем пальцы на другой руке)

Физминутка  «Зарядка»

Ну  вот и отдохнули, но давайте вернемся к сказке.

 В каждом крыле по семь перьев, и у каждого свое имя. Одна половина пера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темно.

Вот это перо. (Показать детям прео) подумайте и скажите, что он обозначает?

Правильно, одна сторона ночь, другая день. Что мы с вами делаем в темное время суток?

А в светлое? (ребенок выходит к доске с темной стороны крыла выкладывает карточки, которые отражают, то что делают люди в темное время суток, а со светлой стороны крыла – то, что в светлое время суток) Молодцы.

У вас есть разрезные картинки – сложите их.

Что у вас получилось?

Да это модель суток. Назовите части суток. Сколько их?

А теперь посмотрите на нашу схему суток. Ночь проходит и наступает - …, за утром идет - …, за днем - …, за вечером наступает - …. Смотрите прошел один день и начался другой. И опять части суток идут друг за другом. Так проходит день за днем и образуется неделя. Одна неделя сменяет другую, и образуется уже – месяц. Месяцы идут друг за другом, а у нас сколько всего месяцев? Правильно – 12 месяцев – они то и образуют год. Смотрите, ребята, вот мы с вами и вернулись к началу сказки. Понравилась вам сказка?

 Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.

Так чему же вас научила сказка, что вы узнали из этой сказки?

Рефлексия.

Самоанализ проведенного занятия.

Все занятие было связано единой темой «Временные отрезки». При подготовке к занятию были учтены требования программы: возрастные особенности детей, решение образовательных и воспитательных задач в единстве, учет положения о ведущей деятельности и смене видов деятельности, создание непринужденной обстановки, осуществление взаимодействия при ведущей роли взрослого. Помещение было достаточно проветрено, освещено, подобран необходимый по размеру демонстрационный материал, перед занятием была проведена зрительная гимнастика. Мною была выбрана традиционная форма проведения занятия. Так как занятие требовало большой сосредоточенности, интерес детей поддерживался побуждением послушать сказку.

Задачи занятия были выбраны в соответствии с образовательной программой нашего ДОУ и перспективным тематическим планированием по данной образовательной области.

Структура занятия: вводная часть, основная, закрепление ранее изученного материала.. Вопросы были выстроены логично, с постепенным усложнением. Посредине занятия была проведена ритмическая гимнастика . В ходе занятия я использовала различные приемы: наводящие вопросы, просьбы, объяснения, художественное слово. Взаимодействовала с детьми как со всей подгруппой, так и индивидуально. Изменений в ходе занятия не было.

Все, поставленные мною задачи были реализованы. Большинство детей успешно справились с поставленными задачами. Работали увлеченно, не отвлекаясь, старательно, активно. Некоторые дети не справились, так как в недостаточной мере освоили материал, над этим еще нужно работать в индивидуальном порядке.

Занятие носило развивающий характер. Все вопросы и задания были в меру сложны и в меру просты, соответствовали уровню развития детей. Время проведения соответствовало нормам СанПин – 20 минут. При организации нод я учитывала смену деятельности. За счет этого обеспечивалась хорошая работоспособность детей в течение занятия.

Индивидуальный подход осуществлялся через разную сложность заданий и вопросов с учетом зон актуального и ближайшего развития детей. Вопросы более простые, знакомые я задавала детям с более низким уровнем развития, а требующие более сложных выводов и формулировок – с высоким, другие дети могли повторить их чуть позже, поняв и разобравшись. Так поддерживался позитивный настрой, интерес и ситуация успеха.

На протяжении всего занятия дети были заинтересованы .Я считаю, что поставленные мною задачи были выполнены.

Список литературы

1.Луэлин К. Моя первая книжка «Время».-М.;ДорлингКиндерсли,1997.

2.Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста .-СПб.;ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005.

3.РихтерманТ.Д.Формирование представлений о времени у детей в дошкольном возрасте .-М.;Просвещение,1991.:

4.СмоленцеваА.А. Формирование временных представлений у дошкольников. Конспекты занятий// Дошкольная педагогика,2004г.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Кемеровский государственный университет"

Центр педагогического образования.

Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики

Дошкольное образование

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

«Временные отрезки»

Выполнил(а)

Студентка 2 курса, группы 163

Воробьева Наталья Анатольевна

Проверил(а)

Сафонова Вера Юрьевна.

Доцент кафедры фундаментальной

математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...

Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2

Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).Тема: Как растения помогают освоить азы математики.Цель: Учить рассматривать растения в определённой п...

Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС

Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОСКонспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе: задачи, материалы, ход занятия....